Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика дознания как формы предварительного расследования 7
1.1 Понятие дознания и его место в системе предварительного расследования 7
1.2 Процессуальное положение лиц, участвующих в производстве дознания 17
1.3 Особенности расследования в форме дознания 24
Глава 2 Сокращенная форма производства дознания 29
2.1 Основания для производства дознания в сокращенной форме 29
2.2 Особенности расследования в форме сокращенного дознания 37
Глава 3 Общая характеристика этапа окончания дознания 40
3.1 Окончание дознания с составлением обвинительного акта 40
3.2 Окончание дознания с составлением обвинительного постановления 46
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 55
В 1993 году с принятием Конституции Российской Федерации было провозглашено, что Россия - это правовое демократическое государство. И правовая реформа, проводимая в России, получила свое дальнейшее развитие в соответствии с новой Конституцией. В ходе этой реформы с принятием 22 ноября 2001 г. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации институт дознания подвергся существенным изменениям и получил заметное развитие. В основу изменений была положена идея усиления защиты прав и свобод личности. Органы дознания получили возможность расследовать преступления, отнесенные к своей компетенции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституционных прав граждан, с составлением обвинительного акта. Законодатель в отдельных нормах сформулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, определил их компетенцию. Наиболее эффективными для правоприменительной практики стали Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» и Федерального закона № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», принятые в июне 2007 года. Были внесены изменения, касающиеся полномочий начальника подразделения дознания, были уточнены сроки дознания в случае производства судебной экспертизы и запроса о правовой помощи, введено такое понятие, как уведомление о совершении преступления и т.д.
На протяжении многих лет дознание подвергалось значительным изменениям, начиная от самого понятия дознания и заканчивая его организацией. В последние годы уголовно-процессуальное законодательство существенно изменялось и дополнялось в части субъектов дознания и организации производства предварительного расследования. Основой этих изменений послужили научные труды, где рассматривались существенные недостатки организации и структуры дознания, а также были предложены пути и способы решения выявленных несовершенств.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании института дознания как формы предварительного расследования.
Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, необходимо поставить следующие задачи:
• исследовать понятие дознания и его место в системе предварительного расследования;
• проанализировать процессуальное положение лиц, участвующих в производстве дознания;
• исследовать особенности расследования в форме дознания;
• выявить основания для производства дознания в сокращенной форме;
• охарактеризовать особенности расследования в форме сокращенного дознания;
• проанализировать окончание дознания с составлением обвинительного акта;
• проанализировать окончание дознания с составлением обвинительного постановления.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие при производстве дознания.
Предмет исследования: деятельность органов дознания по расследованию преступлений, нормативно-правовые и теоретические аспекты дознания.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились труды таких авторов, как О.А. Андреева, А.И. Быстрыкин Л.В. Головко, В.Т. Батычко, П.А. Лупинская и других авторов.
Методологическую основу работы составили всеобщие методы познания, в частности, диалектико-материалистический метод, общенаучные методы - аналогии, анализа и синтеза, а также частноправовые методы исследования, такие, как историко-правовой, формально-юридический, системно-правовой и сравнительно-правовой.
Нормативную базу исследования составляют Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативно-правовые акты, регулирующие объект исследования.
Эмпирическую основу составили опубликованные и размещенные в электронных справочно-правовых системах судебные акты Пленумов Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ.
Теоретическая значимость заключается в том, что исследованные положения работы позволяют сформулировать ряд предложений по совершенствованию деятельности органов дознания.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, разделенных на семь параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Выработка оптимальной процессуальной формы досудебного производства, сочетающей, с одной стороны, процессуальную экономию, а с другой - достаточные гарантии прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, правильного установления значимых для уголовного дела обстоятельства, - важнейшая задача, оптимальное решение которой найти пока не удается.
Остро стоит эта проблема для упрощенных форм досудебного производства - дознания в общем порядке и дознания в сокращенной форме. Первая является упрощенным порядком производства лишь формально, вторая - вызывает серьезные споры относительно достаточности процессуальных гарантий.
Органы дознания функционируют на этапе досудебного разбирательства, преследуя цель - помощь в борьбе с преступностью. В это широкое понятие входит сбор, анализ и подготовка всех условий и обстоятельств, необходимых суду для дальнейшего вынесения справедливого и обоснованного процессуального решения.
Дознание - упрощенная и ускоренная форма предварительного расследования, осуществляемая относительно самостоятельной единицей - дознавателем, который действует в рамках установленных УПК РФ полномочий.
К органам дознания ч. 1 ст. 40 УПК РФ отнесены:
• Органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно- розыскной деятельности;
• Органы Федеральной службы судебных приставов;
• Начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
• Органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.
Дознаватель проводит дознание в полной или сокращенной форме. Порядок производства той или иной формы дознания определен УПК РФ. Производство дознания в сокращенной возможно только в том случае, если подозреваемый признал свою вину, причиненный им ущерб (вред) и не возражает против правовой оценки совершенного им деяния, которая указана в постановлении о возбуждении уголовного дела и не имеется обстоятельств, препятствующих производству дознания в сокращенной форме.
Дознаватель, проведя дознание по возбужденному уголовному делу и при наличии оснований и имея при этом достаточные данные для основания подозревать лицо в совершении преступления, составляет письменное уведомление в совершении преступления и в течении 3-х суток вручает его обвиняемому.
Дознание производится по общим правилам, установленным для предварительного следствия, и дознаватель имеет право производить те же самые следственные действия, что и следователь. Все следственные действия должны производиться при строгом соблюдении установленных законом оснований и порядка из производства. Проведение следственных действий регулируется установленными законом процессуальными правилами. Несоблюдение правил производства следственных действий приводит к признанию этих действий незаконным, а полученные при этом доказательства считаются недопустимыми полностью или в какой-то их части.
Дознаватель после проведения следственных действий может вынести постановление о прекращении уголовного дела или направить его прокурору для передачи его по подследственности. Если же вина подозреваемого доказана, то дознаватель составляет обвинительный акт, который вместе с материалами дела передается прокурору.
Орган дознания имеет право осуществлять любые следственные и иные процессуальные действия, принимать процессуальные решения.
Следует сказать, что при этом в большинстве случаев дознаватель руководствуется положениями, которые установлены нормами уголовно - процессуального законодательства для предварительного следствия. Дознание обычно осуществляет дознаватель в общем порядке либо в сокращенной форме. Оба вида дознания - это формы предварительного расследования, которые по своей правовой природе аналогичны предварительному следствию.
Анализируя особенности дознания в сокращенной форме, также хочется отметить, что право возражения на любой стадии процесса осуществления дознания в сокращенной форме позволяет влиять на ход судопроизводство.
Представляется, что участники процесса не должны ставить осуществление судопроизводство по делу в зависимость от своего волеизъявление, и диспозитивный характер данной нормы является неуместным и неоправданным, в связи с чем предлагается внести изменения в данную норму, и уменьшить степень такого влияния.
В соответствии со ст. 226.4 УПК РФ в случае удовлетворения ходатайства о проведении дознания в сокращенной форме выносится постановление, и в течение 24 часов уведомляются прокурор, а также потерпевший.
Однако Уголовно-процессуальный кодекс РФ не регламентирует в каком порядке, и в какой форме осуществляется данное уведомление. Данные положения имеют принципиально важный характер, отсутствие их регламентации является пробелом в праве, который должен быть устранен. Предлагается внести изменения в ч. 5 ст. 226.4 УПК РФ и уточнить, что уведомление должно осуществляться в письменной (электронной) форме, с подтверждением получения его адресатом.
1. Ворожцов С.А. О некоторых проблемах применения судами положений статьи 226.9 УПК РФ, или как правильно рассмотреть уголовное дело и постановить приговор с учетом дословного толкования положений части 2 этого закона? // Мировой судья. 2019. № 1. С. 18-24.
2. Востриков П.П., Королев Б.И. Организационные формы реализации отечественной государственной политики борьбы с преступностью в XI-XVII вв. // Власть. 2016. Том. 24. № 4. C. 184-188.
3. Гамзаева А.И. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Сборник трудов XIV Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме. Кострома: Костромской государственный университет, 2018. С. 508-510.
4. Керенцева Д.Д. Правовой статус дознавателя при производстве дознания в сокращенной форме // Политехнический молодежный журнал МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2019. № 3. С. 13.
5. Ковтун Н.Н. Дифференциация видов дознания: закон, доктрина и практика // Уголовное судопроизводство: в 3 т. / под ред. Н.А. Колоколова. М., 2019. Т. 2. 1038 с.
6. Копылова О.П., Беляева Н.А. Особенности соблюдения прав и законных интересов граждан при проведении дознания в сокращенной форме // Science Time. 2019. № 10 (34). С. 117-122.
7. Кудинов О.А. История отечественного государства и права. Учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ,2004. 273 с.
8. Марков А.Я. Дознание и органы, управомоченные на его производство // Вестник Международного института экономики и права. 2019. № 1. С. 70-82.
9. Милованова Л.В. Гражданская милиция в России в 1917 году (Историко-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 165 с.
10. Мусеибов У.А. Производство дознания следователем: проблемы правового регулирования // Российский следователь. 2013. № 9. С. 12-13.
11. Насонова И.А. Проблемы нравственности и правового регулирования, сопровождающие сокращенную форму дознания // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 4. С. 108-112.
12. Науменко О.А. Сравнительно-правовой анализ регламентации дознания в зарубежном и национальном законодательстве // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского МВД России. 2018. № 4 (54). С. 73-76.
13. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Российская газета. 18.08.1995. № 160.
14. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 06.06.2007 № 90-ФЗ // Российская газета. 09.06.2007. № 123.
15. О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 9 ст. 875.
...