Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков сотрудничества у младших школьников в проектной деятельности

Работа №108835

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития навыков сотрудничества обучающихся начальной школы 8
1.1 Понятия «сотрудничество», «навыки сотрудничества» в психолого -
педагогической литературе 8
1.2 Проектная деятельность и ее влияние на развитие навыков
сотрудничества младших школьников 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества у младших школьников в проектной деятельности 28
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков сотрудничества у
младших школьников 28
2.2 Разработка содержания и реализация проектов, способствующих
развитию навыков сотрудничества у младших школьников 39
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по
развитию навыков сотрудничества 45
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов 59

Навыки сотрудничества - это один из элементов общих навыков, которые необходимы человеку. В годы школьной учебы, в вузе, в дальнейшей профессиональной деятельности, в ежедневных жизненных ситуациях люди сталкиваются с необходимостью тесного взаимодействия для получения общего результата. Особое значение в этом отношении имеет этап перехода ребенка из детского сада в начальную школу. Меняется его тип жизни и общественное состояние. Его ведущая работа - учеба. Школьник заходит в свежий для него коллектив, в котором он станет существовать, обучаться, развиваться, взрослеть и осваивать не лишь только знания, но и общественно важные способности, в частности, способности сотрудничества.
На социальном уровне навыки сотрудничества дают ребенку способность создавать баланс между своими потребностями и чужими. Взаимодействие со сверстниками способствует приобретению бесценных социальных навыков, таких как способность к принятию решений, построение отношений на основе доверия. Кроме того, знакомство с разными детьми помогает ребенку непредвзято относиться к их прошлому, к специфическим особенностям, к внешнему виду, что может противостоять буллингу в детско-подростковой среде. На значимость сотрудничества как формы социального взаимодействия указывается в трудах В.А. Михеева [30], П.И. Новгородцева [32] и других.
Зависимость интенсивности развития ребёнка в совместной деятельности от стадии овладения им места субъекта данной деятельности раскрыты в работах И. А. Зимней [18], В. В. Давыдова [12], Г. А. Цукерман [48] и других. По мнению И.А. Зимней [18], для сотрудничества как организационной системы активности взаимодействующих субъектов свойственно то, что в нем формируются социально важные качества школьника: умение видеть и достигать единой для всех цели; организовывать деятельность и управлять ею; разделять и выполнять различные функции и действия; строить позитивные межличностные отношения [18, с. 370].
Вопросы реализации различных методов и приёмов для организации сотрудничества школьников освещаются в трудах Л.И. Айдаровой [1], Х.И. Лийметс [23], В.В.Рубцова [41] и другие. Например, В.В.Рубцов [41] говорил, что «дети не только реализуют заданный взрослым способ действия, но с его помощью перестраивают его - это способ организации деятельности через преобразование (трансформацию) самих способов взаимодействия самого ребенка с другим ребенком или со взрослым» [41, с. 19].
Сегодня в педагогическом сообществе широко обсуждаются подходы к развитию навыков сотрудничества в учебной деятельности: на уроках русского языка, математики и т.д. В то же время, недостаточно рассмотрены возможности проектной работы для улучшения навыков и умений школьников младшего возраста к сотрудничеству. Вместе с тем, проектная активность целостно охватывает личность ученика, развивает не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности растущего человека, раскрывает личностные качества, повышает адаптивные возможности. Это является эффективной базой для развития навыков сотрудничества школьника.
Исходя из выше сказанного, мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности проектной деятельности для развития навыков сотрудничества учащихся начальной школы?
Цель исследования: разработка и практическое апробирование содержания проектной деятельности, направленного на развитие навыков сотрудничества у младших школьников
Объектом исследования является процесс реализации проектной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: развитие навыков сотрудничества обучающихся начальной школы в процессе реализации проектной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития навыков сотрудничества у младших школьников в ходе проектной деятельности будет более результативным, если:
- включить в образовательный процесс групповые проекты;
- в содержание групповой проектной деятельности включать задания, предполагающие проявление у младших школьников умения сотрудничать.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу с целью раскрытия сущности понятий «сотрудничество», «навыки сотрудничества» и специфики развития навыков сотрудничества у младших школьников.
2. Подобрать средства диагностики уровней развития навыков сотрудничества у младших школьников.
3. Разработать содержание и реализовать проекты, способствующие развитию навыков сотрудничества у младших школьников.
4. Провести контрольную проверку результативности процесса развития навыков сотрудничества младших школьников в проектной деятельности, сделать выводы.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
- теоретических (изучение и систематизирование философской, психолого-педагогической литературы по проблеме научного исследования);
- эмпирических (педагогический эксперимент, (констатирующий, формирующий, контрольный этапы) наблюдение, опросы, беседы, анкетирование);
- методы математической обработки данных исследования.
Практическая значимость исследования состоит в определении критериев, показателей и разработке уровневой характеристики развития навыков сотрудничать у младших школьников, в разработке содержания проектной деятельности, которые могут быть использованы учителями начальной школы для развития навыков сотрудничества у обучающихся.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Лицей № 37», Самарская область, г. Тольятти. В исследовании принимали участие учащиеся 2 «А» класса, в количестве 26 человек (экспериментальная группа) и учащиеся 2 «Б» класса, в количестве 29 человек (контрольная группа).
Структура работы: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (52 источников), 1 приложения. Текст проиллюстрирован 9 таблицами и 12 рисунками.
Общий объем работы - 58 страниц, без учета приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие навыков сотрудничества у школьников младшего возраста на данном этапе развития общественных отношений является актуальным вопросом.
На социальном уровне навыки сотрудничества дают ребенку способность создавать баланс между своими потребностями и чужими. На значимость сотрудничества как формы социального взаимодействия указывается в трудах В.А. Михеева, П.И. Новгородцева и других.
Ученые П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн в своих работах рассматривали проблему формирования навыков сотрудничества и взаимодействия с одноклассниками у школьников начальных классов.
Анализ и исследование психолого-педагогической литературы сильно помог нам сделать вывод о том, что наиболее эффективным решением в совместном деле является проектная деятельность. Проектная деятельность обладает большими возможностями для получения младшими школьниками опыта сотрудничества. Психологи Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса полагают, что проектная деятельность способствует развитию навыков сотрудничества, так как направлены на достижение общего результата.
В ходе данного исследования мы выяснили, что сотрудничеством, по мнению И.А. Зимней, является гуманистическая идея развивающей общей деятельности взрослых и детей, укрепленной взаимопониманием, взаимодействием, пониманием духовного мира друг друга, совместным коллективным анализом процесса и результатов данной работы.
Одним из самых действенных и актуальных средств по развитию сотрудничества у школьников младшего возраста выступает проектная деятельность. На всех этапах осуществления проектная деятельность носит характер совместной деятельности, разделенной между учеником и учителем, а также между сверстниками, которые заняты организацией общего проекта. Проведение проектной деятельности на уроках и во внеурочное время реализуется для создания условий и накопления младшими школьниками навыком сотрудничества при групповом осуществлении проектов, что в будущем позволит успешно адаптироваться к любой ситуации.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы, на основе теоретических положений по проблеме развития навыков сотрудничества у младших школьников в процессе проектной деятельности, была проведена экспериментальная работа.
Цель экспериментальной работы - разработать и практически апробировать содержание проектной деятельности, направленное на развитие навыков сотрудничества у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
- проанализировать научную литературу с целью раскрытия сущности понятий «сотрудничество», «навыки сотрудничества» и специфики развития навыков сотрудничества у младших школьников;
- подобрать средства диагностики уровней развития навыков сотрудничества у младших школьников;
- разработать содержание и реализовать проекты, способствующие развитию навыков сотрудничества у младших школьников;
- провести контрольную проверку результативности процесса развития навыков сотрудничать младших школьников в проектной деятельности, сделать выводы.
Экспериментальная работа состояла из 3 этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Каждый из этих этапов исследования имел свою цель, конкретную логику построения и выводы по результатам.
На констатирующий этапе были выявлены уровни сформированности навыков сотрудничества. В основном преобладал средний уровень сформированности навыков сотрудничества, но были выявлены дети с низким и высоким уровнем.
На базе полученных нами результатов констатирующего этапа исследования было разработано и реализовано 2 проекта долгосрочного содержания, которые направлены на развитие навыков сотрудничества. Во время проведения проектов у детей наблюдалась заинтересованность к групповым заданиям, заданиям в парах.
На основе констатирующего и формирующего этапов эксперимента была сформулирована цель контрольного этапа: оценить эффективность предложенной работы по развитию навыков сотрудничества у младших школьников в проектной деятельности. Вторичная диагностика была проведена уже после формирующего этапа педагогического исследования. Для диагностики уровня развития навыков сотрудничества у младших школьников были применены те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
По результатам среднего показателя на контрольном этапе в экспериментальной группе было выявлено: повысился высокий уровень развития навыков сотрудничества, а средний и низкий понизился.
Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность эффективно влияет на развитие навыков сотрудничества. Поэтому следует включать проектную деятельность в образовательный процесс.



1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. М. : 1981. 105 с..
2. Акимова М. К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения. М. : 1999 №6. 49-56 с.
3. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екб, 1993. 140 с.
4. Бершадская Д. С. Педагогическая деятельность и взгляды С. Т. Шацкого. М. : 1973. 210 с.
5. Бурменская Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: 2002. 416 с.
6. Вентцель К. Н. К вопросу о детском самоуправлении. Воронеж: 1-я Сов. тип., 1921. 57 с.
7. Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников.М. : 1989. 331 с.
8. Витковская И. М.. Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2000. 96 с.
9. Выготский Л. С. (сост. Леонтьев А.А.).М. : 2013. 489 с.
10. Выготский Л. С. Психология. М. : 2000. 108 с.
11. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формирование умственных действий.М. : 1958. 133 с.
12. Давыдов В. В. Концепция гуманизации начального образования. М. : 1994. 89 с.
13. Демидова И. Ф. Психология развития и возрастная психология. Таганрог: 2013. 261 с.
14. Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. М.: 2009. 216 с.
15. Дьяченко П. К. Современная дидактическая теория и практическое обучение в общеобразовательной школе. Новокузнецк: 1996.27с.
16. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. М.: 1969.
17. Зайцева М. Ю. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: 2000. 384 с.
18. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов: 1997. 480 с.
19. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. :2013 . 10 с.
20. Килпатрик, У. Х "Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. вып.4.2003. С.6.
21. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника. М.: 2005. С. 53-58.
22. Леонтьев А.Н. и современная психология. М.: 2019. 288 с.
23. Лийметс Х. И. Групповая работа на уроке. М.: 1975. 78 с.
24. Литвинов С. А. "Н.К. Крупская - жизнь, деятельность, педагогические идеи". Киев: 1970.
25. Ляудис В. Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. М. : 2004. С. 202-205.
26. Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М.: 2010. 254 с.
27. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. М.: 2013. 416 с.
28. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990. 192 с.
29. Милль Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. М. : 1990. 352 с.
30. Михеев В. А. Психология профессионального самоопределения и помогающие психотехники. М. : 2013. 143 с.
31. Мудрик А. В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи. М. :1995. № 3. С. 54- 57.
32. Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М. : 1998. 345 с.
33. Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: 2005. 368 с.
34. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Оникс: 2010.735с.
35. Охременко И. В. Конфликтология // Учебное пособие для СПО.
2019. URL: https://mx3.urait.ru/uploads/pdf review/05D4D476-A996-4131-
A31E-7FE14AA1E075.pdf (дата обращения: 15.01.2022)
36. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. М. : 1981. 416 с.
37. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : 2012. 272 с.
38. Рогачева Е. Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс- культурный контекст. Владимир: 2005. 134 с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: 1999. 321 с.
40. Ротенберг В. С. Коммуникативно-ориентированные
образовательные среды. Психология проектирования. М. : 1996. 143 с.
41. Рубцов В. В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст. М. :2005. №1. 14-24 с.
42. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: 2013. 254 с.
43. Соловейчик М. С. Педагогика и методика начального обучения. М.: Просвещение, 1993. 383 с.
44. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие. М. : 1990. 288 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. М.: 2010.
46. Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.
47. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М. : 1989. 134 с.
48. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь.М. :.2012. 120 с.
49. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: 1993. 231 с.
50. Чудинова Е. В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига: 1999. 76 с.
51. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.:
1989.365с.
52. Ядов В. А. О программировании конкретного социального исследования. М. : 1963. 99 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ