Процессуальные полномочия следователя в уголовном процессе (Ивановский Юридический Колледж)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава.1 СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1Становление и развитие института судебных следователей 5
1.2 Положения следователя в уголовном процессе 15
Глава.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 30
2.1 Функции и полномочия следователя 30
2.2 Механизм обеспечения процессуальной самостоятельности следователя 50
2.3 Процессуальные проблемы реализации полномочий следователя по уголовным делам 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Глава.1 СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1Становление и развитие института судебных следователей 5
1.2 Положения следователя в уголовном процессе 15
Глава.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 30
2.1 Функции и полномочия следователя 30
2.2 Механизм обеспечения процессуальной самостоятельности следователя 50
2.3 Процессуальные проблемы реализации полномочий следователя по уголовным делам 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Актуальность темы исследование. Важным аспектом в борьбе с преступностью, является насколько быстро и полно будет раскрыто преступление. Такое явление как «преступность», которое, к сожалению, как известно, содержит свойство непоколебимо развиваться вместе с развитием экономики, техники и общества в целом.
Конституции Российской Федерации гарантирует, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, государство гарантирует защиту от преступлений, преступных посягательств и иных незаконных деяний, ограничивающих и нарушающих права и свободы.
А главную роль в этом принимает следователь, который принимает решение о наличие или отсутствии признаков состава преступления, возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, направляет ход расследования и осуществляет все необходимые и предусмотренные законом действия, направленные на изобличение виновного в совершении преступлении лица и привлечении его к уголовной ответственности. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Как раз следователь в первую очередь определяет присутствие состава и действия правонарушения, обосновывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку правонарушения, необходимую сумму причинённого материального вреда и т.д.
Выше перечисленные задачи решаются в ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь является органом государства, осуществляющим государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции.
В настоящее время, когда возникла необходимость коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, важно правильно определить процессуальное положение следователя в уголовном процессе
Объектом исследование являются уголовно-процессуальные отношения, содержанием которых выступает деятельность следователя по осуществлению возложенных на него законом полномочий
Предмет исследования является действующее российское законодательство, материалы правоприменительной практики, специальные источники литературы, раскрывающие статус следователя как участника уголовного процесса.
Целью настоящей работы является исследование следователя как участника уголовного процесса.
Для достижения поставленной цели, необходимо:
1. Рассмотреть становление и развитие института судебных следователей;
2.Рассмотреть положения следователя в уголовном процессе;
3. Изучить функции и полномочия следователя;
4.Изучить механизм обеспечения процессуальной самостоятельности
Методологическая основа. При написании работы использовалось диалектико-материалистическое познание объективной действительности. Помимо общенаучных, использовались и частные методы: сравнительно-правовой, функциональный, комплексный метод и системный подход.
В качестве теоретической базы исследования послужили работы авторов: М.А. Капушов, А.А. Орлова, А.В. Пиюк, В.Н. Григорьев, Ларин А.М, М. О. Баев, О. А. Тертышная.
Структура дипломной работы содержит введение, две главы, пять параграфов заключение, список использованных источников.
Конституции Российской Федерации гарантирует, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, государство гарантирует защиту от преступлений, преступных посягательств и иных незаконных деяний, ограничивающих и нарушающих права и свободы.
А главную роль в этом принимает следователь, который принимает решение о наличие или отсутствии признаков состава преступления, возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, направляет ход расследования и осуществляет все необходимые и предусмотренные законом действия, направленные на изобличение виновного в совершении преступлении лица и привлечении его к уголовной ответственности. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Как раз следователь в первую очередь определяет присутствие состава и действия правонарушения, обосновывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку правонарушения, необходимую сумму причинённого материального вреда и т.д.
Выше перечисленные задачи решаются в ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь является органом государства, осуществляющим государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции.
В настоящее время, когда возникла необходимость коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, важно правильно определить процессуальное положение следователя в уголовном процессе
Объектом исследование являются уголовно-процессуальные отношения, содержанием которых выступает деятельность следователя по осуществлению возложенных на него законом полномочий
Предмет исследования является действующее российское законодательство, материалы правоприменительной практики, специальные источники литературы, раскрывающие статус следователя как участника уголовного процесса.
Целью настоящей работы является исследование следователя как участника уголовного процесса.
Для достижения поставленной цели, необходимо:
1. Рассмотреть становление и развитие института судебных следователей;
2.Рассмотреть положения следователя в уголовном процессе;
3. Изучить функции и полномочия следователя;
4.Изучить механизм обеспечения процессуальной самостоятельности
Методологическая основа. При написании работы использовалось диалектико-материалистическое познание объективной действительности. Помимо общенаучных, использовались и частные методы: сравнительно-правовой, функциональный, комплексный метод и системный подход.
В качестве теоретической базы исследования послужили работы авторов: М.А. Капушов, А.А. Орлова, А.В. Пиюк, В.Н. Григорьев, Ларин А.М, М. О. Баев, О. А. Тертышная.
Структура дипломной работы содержит введение, две главы, пять параграфов заключение, список использованных источников.
Процессуальная деятельность - совокупность функций, которая охватывает все без исключения, регулируемые процессуальным законом действия и решения государственных органов, должностных лиц и граждан, участвующих в уголовно-процессуальных отношениях. То есть, уголовно-процессуальная функция отдельный компонент уголовно-процессуальной деятельности, который различается по особым непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по уголовному делу.
Под уголовно-процессуальной функцией следователя следует понимать не
отдельные действия следователя, а всю его деятельность, то есть совокупность действий и решений, объединённых единством цели. Уголовно-процессуальная функция следователя выражается в реализации им своих собственных полномочий.
При расследовании же следователь осуществляет уголовное преследование, которое является основной его функцией, в основе которого лежит обвинение. Следовательно, следователь на предварительном следствии представляет сторону обвинения. Поэтому на этой стадии уголовного процесса как одна из важнейших гарантий объективности существует защита.
- Отделение следствия от полиции в 1860 г. явилось поистине революционным событием демократического характера, свидетельствующим о первых попытках перехода от розыскного к состязательному уголовному судопроизводству.
- На основе изучения УПК РФ, вступившего в силу 1 июля 2002 г., а также юридической литературы можно утверждать, что на современном этапе институт следователя сформирован не окончательно и необходима его исследование.
- Под процессуальным статусом следователя следует понимать закрепленное нормами уголовно-процессуального права положение указанного участника уголовного судопроизводства, проявляющееся в его функциях, полномочиях, задачах, гарантиях их осуществления, а также в процессуально-правовой ответственности.
- Следователь обладает широким спектром полномочий при производстве предварительного следствия. Однако они не систематизированы и находятся в различных разделах и главах УПК. Поэтому, необходимо было более конкретизировать полномочия следователя, закрепить более полную и систематизированную регламентацию его прав и обязанностей как субъекта уголовно-процессуальной деятельности.
Задачами, стоящими перед следователем в ходе производства по уголовным делам, являются:
1) обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в ходе производства по уголовному делу;
2) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в целях изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона;
3) обеспечение законности и обоснованности вовлечения физических и юридических лиц в сферу уголовного судопроизводства, а также защита их прав и законных интересов;
4) ограждение от необоснованного обвинения и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию;
5) обеспечение безопасности участников уголовного
судопроизводства;
6) создание условий для обеспечения гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104-1 УК РФ;
7) предупреждение преступлений путем выявления обстоятельств, способствовавших их совершению, принятия мер по их устранению, а также оказания превентивного воздействия на преступное поведение лиц (профилактическая деятельность);
8) подготовка материалов уголовного дела к судебному разбирательству.
9. Под процессуальными гарантиями деятельности следователя следует понимать установленные нормами уголовно-процессуального закона различные по своему конкретному содержанию средства, в своей совокупности, обеспечивающие данному участнику уголовного процесса возможность реализации стоящих перед ним задач, функций и полномочий.
В результате проведённого исследования установлены основные причины нарушения законности следователями - слабый, неэффективный и разобщённый организационный и процессуальный контроль со стороны начальников следственных подразделений и надзор со стороны прокурора. Необходимо изменить ту обстановку, которая сложилась в настоящее время, устранить несовершенство ведомственного процессуального контроля за деятельностью следователя, повысить роль прокурорского надзора в стадии предварительного расследования, ориентировать эти формы контроля на предупредительный характер их осуществления. На данном этапе организационного построения системы предварительного следствия, независимо от ведомственной принадлежности следователя, его отношения со своим начальником - прокурором либо начальником следственного отдела должны носить только процессуальный характер, в чётком и строгом соответствии с нормами УПК России.
В правоотношениях лицо, состоящее в должности следователя, выступает и как гражданин Российской Федерации и как должностное лицо. Как гражданин государства, за совершенные противоправные деяния следователь может быть привлечен к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности на общих основаниях.
Как должностное лицо, следователь может быть также привлечен к уголовно-процессуальной ответственности. Так, например, согласно УПК РФ прокурор уполномочен отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований указанного закона при производстве предварительного расследования, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и др.
Высказанные в дипломной работе предложения по преимуществу относятся к переходному периоду и преследуют цель создания благоприятных условий для борьбы с преступностью. Однако вносить изменения в правовую систему и законодательство следует обдуманно, в разумных пределах и в действительно необходимых случаях.
Под уголовно-процессуальной функцией следователя следует понимать не
отдельные действия следователя, а всю его деятельность, то есть совокупность действий и решений, объединённых единством цели. Уголовно-процессуальная функция следователя выражается в реализации им своих собственных полномочий.
При расследовании же следователь осуществляет уголовное преследование, которое является основной его функцией, в основе которого лежит обвинение. Следовательно, следователь на предварительном следствии представляет сторону обвинения. Поэтому на этой стадии уголовного процесса как одна из важнейших гарантий объективности существует защита.
- Отделение следствия от полиции в 1860 г. явилось поистине революционным событием демократического характера, свидетельствующим о первых попытках перехода от розыскного к состязательному уголовному судопроизводству.
- На основе изучения УПК РФ, вступившего в силу 1 июля 2002 г., а также юридической литературы можно утверждать, что на современном этапе институт следователя сформирован не окончательно и необходима его исследование.
- Под процессуальным статусом следователя следует понимать закрепленное нормами уголовно-процессуального права положение указанного участника уголовного судопроизводства, проявляющееся в его функциях, полномочиях, задачах, гарантиях их осуществления, а также в процессуально-правовой ответственности.
- Следователь обладает широким спектром полномочий при производстве предварительного следствия. Однако они не систематизированы и находятся в различных разделах и главах УПК. Поэтому, необходимо было более конкретизировать полномочия следователя, закрепить более полную и систематизированную регламентацию его прав и обязанностей как субъекта уголовно-процессуальной деятельности.
Задачами, стоящими перед следователем в ходе производства по уголовным делам, являются:
1) обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в ходе производства по уголовному делу;
2) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в целях изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона;
3) обеспечение законности и обоснованности вовлечения физических и юридических лиц в сферу уголовного судопроизводства, а также защита их прав и законных интересов;
4) ограждение от необоснованного обвинения и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию;
5) обеспечение безопасности участников уголовного
судопроизводства;
6) создание условий для обеспечения гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104-1 УК РФ;
7) предупреждение преступлений путем выявления обстоятельств, способствовавших их совершению, принятия мер по их устранению, а также оказания превентивного воздействия на преступное поведение лиц (профилактическая деятельность);
8) подготовка материалов уголовного дела к судебному разбирательству.
9. Под процессуальными гарантиями деятельности следователя следует понимать установленные нормами уголовно-процессуального закона различные по своему конкретному содержанию средства, в своей совокупности, обеспечивающие данному участнику уголовного процесса возможность реализации стоящих перед ним задач, функций и полномочий.
В результате проведённого исследования установлены основные причины нарушения законности следователями - слабый, неэффективный и разобщённый организационный и процессуальный контроль со стороны начальников следственных подразделений и надзор со стороны прокурора. Необходимо изменить ту обстановку, которая сложилась в настоящее время, устранить несовершенство ведомственного процессуального контроля за деятельностью следователя, повысить роль прокурорского надзора в стадии предварительного расследования, ориентировать эти формы контроля на предупредительный характер их осуществления. На данном этапе организационного построения системы предварительного следствия, независимо от ведомственной принадлежности следователя, его отношения со своим начальником - прокурором либо начальником следственного отдела должны носить только процессуальный характер, в чётком и строгом соответствии с нормами УПК России.
В правоотношениях лицо, состоящее в должности следователя, выступает и как гражданин Российской Федерации и как должностное лицо. Как гражданин государства, за совершенные противоправные деяния следователь может быть привлечен к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности на общих основаниях.
Как должностное лицо, следователь может быть также привлечен к уголовно-процессуальной ответственности. Так, например, согласно УПК РФ прокурор уполномочен отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований указанного закона при производстве предварительного расследования, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и др.
Высказанные в дипломной работе предложения по преимуществу относятся к переходному периоду и преследуют цель создания благоприятных условий для борьбы с преступностью. Однако вносить изменения в правовую систему и законодательство следует обдуманно, в разумных пределах и в действительно необходимых случаях.



