Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к развитию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха 8
1.1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха 16
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха 24
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха 24
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха 33
2.3 Выявление динамики развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложения 56
В настоящее время проблема развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха является одной из актуальных и обсуждаемых в детской психологии и педагогике, поскольку высокий уровень развития коммуникативных навыков обеспечивает адаптацию личности ребенка. Осуществленный в этом направлении поиск позволил ведущим ученым, таким как Р.Д. Бабенкова, В.З. Базаев, Н.Г. Байкина, P.M. Боскис, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, В.Н. Зайцева, Т.С. Зыкова, А.О. Костанян, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Б.В. Сермеев и др., внести значительный вклад в содержание обучения и воспитания слабослышащих и глухих детей, в разработку основ подготовки таких детей к активной самостоятельной жизни.
Именно поэтому ранняя диагностика и изучение психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни и особенно детей, имеющих нарушения слуха, являются наиболее значимыми для профилактики возможных проблем в процессе обучения и воспитания таких детей и их нивелированию.
Большую ценность для данного исследования представляют многочисленные работы ученых, касающиеся формирования личности в детском возрасте. Здесь стоит отметить таких ученых, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Зеньковский, М.И. Лисина, И.Г. Малкина-Пых, В.С. Мухина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и др. Исследователями было выявлено, что общение как психический процесс и как вид деятельности активно осваивается детьми на протяжении раннего и дошкольного возраста.
В работах Л.Р. Мунировой, С.В. Проняевой, Е.Г. Савиной, О.С. Степиной, О.А. Черенковой и др. показано, что уже в раннем, а затем и в дошкольном возрасте ребенок способен усвоить и использовать довольно богатый репертуар навыков коммуникации: целеполагание, планирование процесса общения, разрешение конфликтов с окружающими людьми, адекватное применение разнообразных средств общения, умение рефлексировать процесс и результаты общения.
Таким образом, можно выделить противоречие между необходимостью развития коммуникативных навыков детей шестого года жизни с нарушениями слуха и недостаточной разработанностью психолого - педагогических условий для данного процесса.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
• включен в совместную деятельность педагога и детей комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на развитие коммуникативных навыков детей шестого года жизни с нарушениями слуха;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, стимулирующими процесс коммуникации у детей с нарушениями слуха;
• организована работа с родителями по проблеме активизации проявлений коммуникативных умений у детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
Методы исследования:
• теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, систематизация;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, диагностические наблюдение, беседы с детьми;
• количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• исследования, направленные на изучение особенностей развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Тищенко);
• исследования о развитии коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха (Р.Е. Барабанов, Л.А. Г оловчиц);
• исследования о взаимосвязи нарушений слуха и коммуникации (В.П. Лебедев, А.Н. Наседкин, Д.И. Тарасов, О.П. Токарев).
Новизна исследования заключается в определении психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы и описаны уровни и показатели развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игр и упражнений может быть использован учителем-дефектологом, педагогом-психологом и педагогом для занятий по развитию коммуникативных навыков в группах детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
Экспериментальной базой исследования является СП «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4 сад компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями. В исследовании принимали участие 8 слабослышащих детей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 2 рисунками.
Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности - потребности в общении. На протяжении жизни общение развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
В современных психолого-педагогических исследованиях по проблемам развития общения на разных этапах жизни человека обнаружено и подтверждено, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и навыками является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации.
На этапе дошкольного детства ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности.
Анализ результатов диагностического обследования детей шестого года жизни с нарушениями слуха, проведенный на основе выделенных в работе диагностических методик, выявил, что в целом уровень развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха находится на среднем уровне (50%). Эти данные позволили нам разработать комплекс игр и упражнений, которые были бы направлены на развитие коммуникативных навыков детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
В рамках настоящей работы было выдвинуто и эмпирически проверено следующие предположение, что психолого-педагогические условия будут эффективными если: включен в совместную деятельность педагога и детей комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на развитие коммуникативных навыков детей шестого года жизни с нарушениями слуха; обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, активизирующими процесс коммуникации у детей с нарушениями слуха; организована работа с родителями по проблеме активизации проявлений коммуникативных умений у детей шестого года жизни с нарушениями слуха.
По полученным результатам контрольного этапа эксперимента следует, что количество детей шестого года жизни с нарушениями слуха с низким уровнем развития коммуникативных навыков снизилось на 25%, со средним уровнем поднялось на 12,5%, а с высоким уровнем развития выросло на 12,5%. Отсюда можно сделать вывод о том, что подобранные нами психолого-педагогические условия по развитию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с нарушениями слуха, позволяют оптимизировать процесс успешного развития коммуникативных навыков.
Таким образом, результаты работы свидетельствует, что выдвинутая в начале исследования гипотеза получила свое подтверждение, на этом основании поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными.
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009. - 144 с.
2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие [Текст] / С.В. Алиева, А.В. Иванов. - М. : Дашков и К, 2013. - 424 с.
3. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие [Текст] / А.Г. Арушанова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений / А.Г. Асмолов. - М. : Academia: Смысл, 2007. - 526 с.
5. Барабанов, Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. [Текст] / Р.Е. Барабанов. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 140-143.
6. Барабанов, Р.Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей [Текст] / Р.Е. Барабанов. - М. : Молодой ученый, 2011. - С. 174-176.
7. Батуева, Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников [Текст] / Г. М. Батуева. - Калининград, 2007. - 191 с.
8. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс] / Т.Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. // Режим доступа: URL: http://pedlib.ru/Books (дата обращения: 18.05.2019).
9. Бондаренко, В.П. Значение игр Марии Мантессори в формировании познавательных способностей дошкольников. [Электронный ресурс] / В.П. Бондаренко. // Портал педагога. 2017. // Режим доступа: URL: https://portalpedagoga.ru (дата обращения: 25.05.2019)
10. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. • СПб. : Питер, 2008. - 304 с.
11. Выготский, Л.С. Проблема возраста. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. [Текст] / Л.С. Выготский. • М. : МПСИ, 2008. - 656 с.
12. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова. - М. : Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 111-113.
13. Дидактические игры для детей с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей [Электронный ресурс] / Под ред. Л.А. Г оловчиц. - М. : ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. // Режим доступа: URL: http://pedlib.ru/Books (дата обращения: 20.05.2019)
14. Зинченко, Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах [Текст] / Л. Зинченко // Дошкольное образование. - 2008.- № 22. - С. 19-27 с.
15. Классическая социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е.И. Рогова. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 414 с.
...