Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности копинг-стратегий в период молодости

Работа №108784

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2022
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение особенностей копинг-стратегий в период молодости 7
1.1 Понятие копинг-стратегий в психологической литературе 7
1.2 Психологическая характеристика в период молодости 12
1.3. Особенности копинг-стратегий в период молодости 18
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей копинг- стратегий в период молодости 22
2.1 Выявление особенностей копинг-стратегий в период молодости 22
2.2 Содержание работы по коррекции особенностей копинг-
стратегий в период молодости 37
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы по
коррекции особенностей копинг-стратегий в период молодости.. 52
Заключение 65
Список используемой литературы 69
Приложение А Характеристика выборки исследования 72
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 73
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 76
Приложение Г Конспекты

В современном мире все больше и больше осознается ценность жизни и здоровья человека. Особое внимание уделяется проблеме поведения и отношения личности в ответ на трудные жизненные ситуации, которые возникают в процессе жизнедеятельности, так называемые копинг-стретегии или копинг-поведение. Очень важно, чтобы человек осознавал возможности и способности своей психики, что позволит предупреждать болезни, укреплять здоровье и совершенствовать свое взаимоотношение с постоянно меняющимся внешним миром.
Стресс - постоянный спутник жизни взрослого человека. Постоянно переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью людей. Во многом это обусловлено спецификой их возраста, гендерными и нейродинамическими особенностями.
В отечественной психологии изучением различных аспектов копинг- поведения занимались многие ученые: С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова. Копинг-стратегии исследовались в контексте психических ресурсов личности подростков, деятельности человека в экстремальных условиях, жизнедеятельности детей с двигательными нарушениями, эмоциональной составляющей поведения детей, психического здоровья педагогов, психофизиологических оснований совладающего поведения и в ряде других проблем.
Таким образом, можно отметить, что сегодня копинг-стратегии выступают как важная характеристика в жизнедеятельности человека, позволяющая использовать ученым этот конструкт в различных областях психологических исследований.
В ходе изучения психологической литературы был выявлено, что на данный момент недостаточно освещены вопросы, касающиеся особенностей копинг-стратегий в период взрослости.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью изучения копинг-стратегий в период взрослости и недостаточной изученностью особенностей данных стратегий.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы особенности копинг-стратегий в период молодости?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Особенности копинг-стратегий в период молодости».
Цель исследования: изучить особенности копинг-стратегий в период молодости.
Объект исследования: совладающее поведение в период молодости в стрессовых ситуациях.
Предмет исследования: особенности копинг-стратегий в период молодости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная и апробированная программа, включающая цикл упражнений, направленных на развитие способов саморегуляции, снятие мышечного напряжения и развитие правильного дыхания (успокаивающего) будет способствовать коррекции неконструктивных копинг-стратегий личности в стрессовых ситуациях.
Задачи исследования:
- провести теоретическое изучение особенностей копинг-стратегий в психологической литературе;
- выявить особенности копинг-стратегий в период молодости;
- разработать и апробировать содержание работы по коррекции особенностей копинг-стратегий в период молодости;
- определить эффективность экспериментальной работы по коррекции особенностей копинг-стратегий в период молодости.
Теоретической основой исследования выступают:
- работы по изучению копинга как защитного механизма личности (К.А. Абульханова-Славская, И.П. Шкуратова, Г. Оллпорт, Р.С. Немов);
- теоретические положения об особенностях копинг-стратегий в период взрослости (С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская);
- методика коррекции копинг-стратегий в период взрослости (Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психологической литературы по проблеме;
психологический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования заключается в том, что выявлены особенности копинг-стратегий в период взрослости.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность коррекции копинг-стратегий в период молодости.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по коррекции особенностей копинг- стратегий в период взрослости может быть использовано психологами в диагностике индивидуальных особенностей личности .
Экспериментальная база исследования: Культурно-досуговая ассоциация «Россия», г. Москва.
В данном исследовании приняли участие - 40 человек в возрасте 26-30 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 4 приложения. Текст работы иллюстрирован 10 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе теоретического изучения особенностей копинг-стратегий в период взрослости было выявлено, что копинг - это совокупность действий, направленных на поиск, решение, преодоление и анализ возникших жизненных ситуаций. Объединяя в себе мысли, чувства и конкретные поведенческие акты, копинг выступает в качестве разрозненной реакции, объединяющей поведенческие и когнитивные усилия, используемой людьми, чтобы справиться с отношениями человек-среда. Следует отметить, что сегодня копинг-поведение выступает как важная характеристика жизнедеятельности человека, позволяющая ученым использовать этот конструкт в различных областях психологических исследований.
Молодежь находится в состоянии перехода из детства во взрослую жизнь. Молодежь проходит определенные стадии становления себя как личности, становление себя в обществе. Молодые люди преимущественно находятся в поиске своего места в мире, осознают свою роль в обществе, семье. Отметим, что в период молодости отличается зависимостью, подчиненностью прочим лицам в той или иной сфере жизни; отсутствием независимости в плане принятия ряда решений (выбор рабочего места, создание семьи и прочее). Подобного рода несамостоятельность, длительная психологическая, материальная зависимость от родителей влечет за собой ряд противоречий, особенно, если учесть, что для молодежи характерна самостоятельность и автономность. За таким противоречием кроется куда более широкое противоречие. Проанализировав его, можно говорить о молодости, как о проблемном периоде в жизни каждого человека. Проблемно-ориентированные, инструментальные формы преодоления сложных ситуаций характерны в основном для возраста ранней взрослости. Однако если для молодежи наиболее адекватным является стремление к эмоциональному разрешению жизненных трудностей, то в позднем взрослом возрасте преобладает духовно-религиозные способы сопротивления стрессам.
Констатирующий этап исследования позволил выявить следующие особенности копинг-стратегий в период взрослости.
У большинства испытуемых (60%) выявлен средний уровень стрессоустойчивости. Они в целом спокойно реагируют на стрессовые ситуации, проявляют средний уровень приспособления к ним.
У испытуемых выявлены следующие копинг-механизмы с высоким уровнем напряженности:
- проблемно-ориентированный копинг. Испытуемые в стрессовой ситуации предпочитают выжидать, а не решать возникшую проблему;
- эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК). Испытуемые в стрессовой ситуации переживают много эмоций, что мешает им быстро решить возникшую проблему;
- копинг избегания (КИ). Испытуемые в стрессовой ситуации пытаются абстрагироваться от проблемы, игнорируют ее, предпочитая заниматься другими делами.
Низкие показатели, свидетельствующие об адаптивном варианте поведения, выявлены по следующим копинг-механизмам:
- субшкала отвлечения. Испытуемые в стрессовой ситуации переключают внимание на позитивные стороны жизни;
- субшкала социального отвлечения. Испытуемые в стрессовой ситуации переключают внимание на социальные стороны жизни.
У испытуемых выявлены следующие механизмы совладающего поведения с высоким уровнем напряженности:
- конфронтационный копинг. Испытуемые предпочитают применять агрессивные усилия по изменению ситуации. Это также предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- дистанцирование. Испытуемые предпринимают когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость;
- бегство-избегание. Испытуемые отличаются мысленным стремлением и поведенческими усилиями, направленными к бегству или избеганию проблемы.
Низкие показатели, свидетельствующие об адаптивном варианте совладающего поведения, выявлены по следующим механизмам:
- самоконтроль. Испытуемые с высоким показателем по данной шкале прилагают усилия по регулированию своих чувств и действий.
- принятие ответственности. Испытуемые с высоким показателем по данной шкале признают свою роль в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
Полученные результаты обосновали необходимость разработки и апробации содержания работы по коррекции особенностей копинг-стратегий в период взрослости.
Нами было доказано, что разработанная и апробированная программа, включающая цикл упражнений, направленных на развитие способов саморегуляции, снятие мышечного напряжения и развитие правильного дыхания (успокаивающего) будет способствовать коррекции неконструктивных копинг-стратегий личности в стрессовых ситуациях.
Контрольный этап исследования позволил установить, что уровень стрессоустойчивости к экспериментальной группе возрос на 10%.
Отметим, что на 15% снизилось количество испытуемых с высокой напряженностью таких копинг-механизмов, как проблемно-ориентированный копинг, эмоционально-ориентированный копинг, копинг избегания. Взрослые экспериментальной группы стали чаще решать возникающие проблемы, а не выжидать, переживают меньше эмоций в ситуациях стресса, стали реже игнорировать и избегать проблемы.
Также на 15% снизилось количество испытуемых с высокой напряженностью таких механизмов совладающего поведения, как конфронтационный копинг, дистанцирование, бегство-избегание. Взрослые экспериментальной группы стали чаще проявлять попытки спокойного решения проблем без агрессии, не пытаются отделаться от проблемы и уменьшить ее значимость.
В контрольной группе существенных изменений особенностей копинг- стратегий не выявлено.
Анализ результатов показал, что разработанное и апробированное содержание работы по коррекции особенностей копинг-стратегий в период взрослости является эффективным.
Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М. : Мысль, 2019. 256 с.
2. Аведисова А. С., Канаева Л. С., Ибрагимова Д. Ф. Копинг и механизмы его реализации (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. 2019. №4. С.59-63.
3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 2019. Т.15. №1. С. 3-17.
4. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М. : Российское педагогическое агентство, 2018. 263 с.
5. Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 2020. № 5. С. 32-38.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М. : Слово, 2018. 200 с.
7. Волкова Н. В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2017. №2. С.56-59.
8. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2019. №3. С.12-19.
9. Ильин Е. П. Различия в копинг-стратегиях и в использовании защитных механизмов. СПб. : Питер, 2020. 431 с.
10. Ильинский И. М. Молодежь России: тенденции, перспективы. М. : Молодая гвардия, 2019. 224 с.
11. Исаева Е. Р. Возрастные и гендерные особенности стресс - преодолевающего поведения (копинга) на примере российской популяции // Вестник ТГПУ. 2019. Выпуск 6 (84). С. 15-21.
12. Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2018. №2. С. 54-59.
13. Крюкова Т. Л. О диагностике совладающего (копинг) поведения у современной молодежи. Тула : Изд-во Тульского гос. ун-та, 2019. 327 с.
14. Лисовский В. Т. Социология молодежи. СПб. : Питер, 2016. 141 с.
15. Луков В. А. Теории молодёжи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+РООИ Реабилитация, 2019. 528 с.
16. Малкина-Пых И. Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. 2018. №12. С. 100-110.
17. Маслоу А. Копинг в сравнении с экспрессией. СПб. : Питер, 2013. 124 с.
18. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 2017. № 5. С. 45-49.
19. Онуфриева В. В., Константинова А. С. Особенности копинг- поведения // Молодой ученый. 2016. №6. С. 701-703.
20. Сапронов А. Молодежь в современной социокультурной ситуации // Высшее образование в России. 2017. №6. С. 140-142.
21. Сибгатуллина И. Ф., Апакова Л. В., Зайцева Л.Д. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. 2017. № 5. С. 23-28.
22. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. М. : МПСИ, 2019. 427 с.
23. Холодная М. А., Берестнева О. Г., Муратова Е. А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «юношеские копинг - шкалы») // Вопросы психологии. 2017. №4. С. 143-156.
24. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодёжь в обществе риска. М. : Наука, 2014. 203 с.
25. Шкуратова И. П. Влияние оценки личностью трудной жизненной ситуации на выбор способов совладания с ней // Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф.Кострома. 2017. 284 с.
26. Folkman S, Lazarus R.S. Coping as a mediator of emotion // Journal of Personal and Social Psychology. 1998. 54. 466-475.
27. Folkman S, Lazarus R.S., Pimley S, Novacek J. Age differences in stress and coping processes // Psychology and Aging. 1987. 2. 171-184.
28. Heim E. Coping and psychosocial adaptation // Journal of Mental Health Counseling. 1988. 10. 13-144.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ