Культурная цифровая среда современного семейного досуга в массовом обществе
|
Введение 4
Глава 1 Методологические основы изучения культурной цифровой среды семейного досуга в массовом обществе 15
1.1 Теоретические аспекты к анализу массового общества ... .15
1.2 Культурная цифровая среда современного семейного
досуга 23
Глава 2 Эмпирический опыт исследования культурной цифровой среды семейного досуга в массовом обществе 35
2.1 Социологическая оценка представителями различных
социальных групп цифровой среды современного семейного досуга 35
2.2 Социологический анализ мнений родителей об организации
культурного цифрового семейного досуга 45
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 69
Приложение А Национальный проект «Культура» (инфографика) 76
Приложение Б Программа эмпирического исследования 77
Приложение В Техническое задание на проведение фокусированного, индивидуального интервью 87
Приложение Г Инструментарий для анкетирования 90
Приложение Д Инструментарий для фокусированного индивидуального интервью 98
Приложение Е Иллюстрации к фокусированному, индивидуальному интервью 100
Приложение Ж Таблицы распределения 103
Приложение И Диаграммы 117
Приложение К Инфографика 121
Глава 1 Методологические основы изучения культурной цифровой среды семейного досуга в массовом обществе 15
1.1 Теоретические аспекты к анализу массового общества ... .15
1.2 Культурная цифровая среда современного семейного
досуга 23
Глава 2 Эмпирический опыт исследования культурной цифровой среды семейного досуга в массовом обществе 35
2.1 Социологическая оценка представителями различных
социальных групп цифровой среды современного семейного досуга 35
2.2 Социологический анализ мнений родителей об организации
культурного цифрового семейного досуга 45
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 69
Приложение А Национальный проект «Культура» (инфографика) 76
Приложение Б Программа эмпирического исследования 77
Приложение В Техническое задание на проведение фокусированного, индивидуального интервью 87
Приложение Г Инструментарий для анкетирования 90
Приложение Д Инструментарий для фокусированного индивидуального интервью 98
Приложение Е Иллюстрации к фокусированному, индивидуальному интервью 100
Приложение Ж Таблицы распределения 103
Приложение И Диаграммы 117
Приложение К Инфографика 121
Актуальность темы бакалаврской работы. В рамках реализации Национального проекта (целевые показатели до 2024 года) в сфере культуры планируется увеличение на 15% числа посещений организаций культуры и увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз. На рисунке А.1 представлены следующие данные: из бюджета
Национального проекта (113,5 млрд. р.) на федеральный проект «Культурная среда» выделено 84,0%, на проект «Творческие люди» выделено 22,6% и на «Цифровую культуру» 6,8% [34, с. 29].
На рисунке А.2 мы видим, что в рамках увеличения числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры до 2024 года понимается создание 500 виртуальных концертных залов, 600 онлайн-трансляций мероприятий на портале «Культура. РФ», 450 новых мультимедиа-гидов с использованием технологии дополненной реальности. Также до 2024 года в планах создание 48 книжных памятников, оцифрованных и включенных в Национальную электронную библиотеку [34, с. 31].
Также говоря об актуальности исследования, важно проанализировать культурную жизнь города Тольятти. Обратимся к Стратегии социально-экономического развития городского округа Тольятти до 2030 года. В рамках усовершенствования культурной жизни города стоят две основные задачи:
- вовлечение горожан в культурную жизнь города;
- переход к современным форматам организации культурно-досуговой деятельности для разностороннего развития личности.
Для цифровой среды в контексте современного семейного досуга актуальны следующие мероприятия:
- информирование граждан о культурной жизни города (создание единого информационного ресурса с информацией о культурных мероприятиях городского округа; создание виртуальных групп в сети Интернет, создание календаря городских культурных событий, масштабные рекламные акции и др.);
- обеспечение раннего развития, семейного просвещения,
инклюзивного образования в сфере культуры;
- содействие развитию независимых культурных институтов (выставочных центров, галерей, клубов и пр.);
- развитие внестационарных форм культурного обслуживания населения, например, на территории парков, скверов и открытых площадках города;
- создание системы матричных площадок для проведения культурных мероприятий и развития молодежного творчества;
- популяризации онлайн просвещения в сфере культуры.
Основные мероприятия по переходу к современным форматам:
- переориентация деятельности библиотек на организацию пространства для проведения досуга с сохранением традиционной составляющей;
- организация современных форматов театральных постановок (к примеру, интерактивных спектаклей с участием зрителей);
- ежегодное проведение специализированной ночи театра с перенесением сцены в нетрадиционные места - в ангары заводов, промышленные площадки;
- создание на базе существующих городских интерактивных музеев с элементами мультимедиа, SD-технологий, проведение регулярных мультимедийных экспозиций [35].
Как мы знаем, проводником государственной культурной политики являются учреждения культурной досуговой среды. Сравнивая масштаб и смысл развлекательных культурных организаций и просветительных культурных учреждений, стоит отметить, что первые наиболее востребованы среди жителей России [43].
В эпоху цифровизации сфера культуры также будет подвергаться изменениям, как и экономика, образование, городская среда, экология, наука. Основными форматами цифровой культуры станут разнообразные цифровые устройства. К примеру, Интернет, платформа виртуальной реальности, искусственно созданный интеллект, технологичное искусство. Также произойдет цифровизация, уже привычных всем средств коммуникации: цифровое телевидение, книги, видео, аудио, посещение культурных учреждений также станет возможным, не выходя из дома [12].
Изменения также претерпевает институт семьи. По результатам исследования, проведенного О. Е. Савенко, было выявлено следующее: Интернет не станет вредить семейным ценностям, а наоборот улучшит качество жизни многих семей [47].
Рассмотрим цифровую среду семейного досуга в контексте массового общества. Обратимся к истокам исследования массового общества. Стоит отметить, что, начиная с 40-х годов ХХ века исследования масс помимо того, что становятся более значимыми, они обретают новый аспект. Общество массового потребления благодаря стандартизации поведения, мышления и даже стандартизации продуктов питания - зародило «массовое общество», «массовую культуру», «массовую моду», «массовый досуг». Вследствие чего, произошло уравнивание жизни многих людей, независимо от уровня образования, стиля и уровня жизни [41].
Массовое общество опирается на действие масс. Массы состоят из людей, которые помещены в урбанизированную среду, составленную из множества таких же апатичных, изолированных индивидов, которые также обладают свойством атомизации. Все это ведет к тому, что человек подвержен различным психическим заболеваниям, весьма неустойчив.
Актуальность выбранной нами темы состоит в том, массовое общество влияет на все стороны жизни. Массовизация связана с индустриализацией и массовой миграцией жителей деревень в город. Вследствие данного процесса происходит, отрыв большинства людей от устоев, традиций, которых они придерживались, живя в деревнях. Происходит уравнивание людей, подобно машинам на производстве. Несмотря на то, что массовизация взяла свое начало в экономической сфере, она активно распространялась в областях нематериального производства, а именно: в СМИ, политике, быту, семейных отношениях, искусстве, а также в сфере досуга и развлечений [3].
Французский социолог Ж. Р. Дюмазедье в своем научном труде «Sociology of Leisure» пишет, что «цивилизация досуга» уже настала. По его мнению, основными феноменами цивилизации досуга являются: отдых, развлечение и саморазвитие человека. В качестве аргумента он приводит следующее: в современном мире досуг находится наравне с рабочим временем. Исходя из эмпирических данных исследования, Ж. Р. Дюмазедье пишет, что большинство людей готово меньше получать заработную плату, но больше уделять время досугу. Существует целая независимая досуговая инфраструктура со своими устоями, ценностями и изменениями в образе жизни людей [44].
Одним из наиболее существенных проявлений массового общества стало изменение самой городской среды: на рубеже XX-XXI вв. В крупнейших городах Российской Федерации зарождаются новые формы общественного пространства зарубежного образца, также появляются разнообразные ТЦ, ТРК и моллы. Последнее напрямую связано с появлением новых досуговых форм российских семей. До 1991 г. у среднестатистической городской семьи в СССР было пару вариантов проведения семейного досуга [9].
Формы организации семейного досуга того времени делились на две группы: институциональные и основанные «стихийно».
Актуальность проблемы семейного досуга обусловлена тем, что варианты досуга для советских семей в городе отвечали необходимым требованиям того времени, и, в общем, ничего качественно нового в них по большей части не требовалось. К примеру, родители ходили с детьми в кино по доступным абонементам, редко, но все же выбирались в городские театры, устраивали совместные посиделки по вечерам и по случаю памятных дат [17].
Однако после распада СССР в связи с формированием новой государственности и переходом к рыночным отношениям в российской повседневности появляется много зарубежных товаров и услуг, также кинематограф и телевидение, постепенно вытесняющие отечественные. Вместе с активным внедрением компьютерных технологий в РФ начали появляться мобильные телефоны, спутниковые коммуникации, Интернет, что позволило государству выйти в новое информационное пространство. Также культурная сфера, по большей части, становится платной. Населению приходится подстраиваться под новые образцы и нормы и в той или иной степени, забыть о традиционных элементах повседневности [6].
В связи с нововведениями в культурной среде, несомненно, изменились и варианты организации семейного досуга. У родителей и детей появилась возможность самим выбрать фильм или мультфильм для просмотра или устроить вечерние посиделки, играя всей семьей в видеоигры. Стоит отметить, что наряду с изменениями, «стихийные» формы досуга (хождение в гости, походы выходного дня, семейные прогулки) остались все также востребованными [18].
По мнению М. Кастельса, сетевое общество представляет социум, в котором социальные связи основаны на сетях и регулярно возобновляются новейшими современными технологиями. Благодаря распространению Интернета и других сетевых технологий, мы познаем такие явления как «социальная реальность», «виртуальная реальность» [46].
В современных реалиях мы замечаем возникновение сетевой культуры. Данная новация затрагивает непосредственно все жизненные аспекты: от потребления товаров и услуг, и до организации досуга. Благодаря технологическому прогрессу, появляется возможность уйти от устаревших традиционных способов коммуникации и становится проще управлять ресурсами [10].
Также трансформируется институт семьи. Нельзя сказать, что «семья» потеряла прежнюю ценность. Для большинства ценность семьи до сих пор имеет большое значение, не смотря на кардинальные изменения. В условиях «сетевых технологий» у большинства семей появляется возможность организовывать свой досуг, не выходя из дома. Достаточно воспользоваться современными цифровыми ресурсами [57].
В связи с цифровизацией в сфере культуры, а именно появлением государственного каталога музейного фонда, автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, национальной электронной библиотеки, онлайн-трансляций из учреждений культуры, виртуальных музеев, мультимедиа-гид с технологией дополненной реальности (Artefact), предлагаем рассмотреть культурную цифровую среду современного семейного досуга в массовом обществе [56]. Составляющие культурной цифровой среды представлены на рисунке К. 1.
Степень научной разработанности темы. Теоретический анализ специфики цифровой среды семейного досуга в условиях массового общества всегда находится в центре внимания социологов и представителей различных областей наук. Такие труды, как «Масса и власть» Э. Канетти, «Зарождение сетевого общества» Мануэля Кастельса, «Возможности и последствия проведения досуга посредством использования цифровых технологий» О. Н. Фаблиновой, «Досуг в обществе массового потребления: концептуальные рамки исследования» О. В. Понукалиной, «К вопросу о коммуникативной стратегии современного массового общества» О. В. Краснояровой, «Традиции и инновации в организации досуга молодых семей в учреждениях культуры» Г. А. Баландиной стали огромным вкладом в изучении данной проблемы.
Важную роль в развитии массового общества сыграла индустрия массового досуга и развлечений. Начиная с 50-х годов прошлого века, в западной социологии широко распространяются концепции «посттрудового общества» и «общества досуга» (Д. Рисман) [3]. Немаловажный вклад в досуговой сфере внесли работы М. Каплана (основные модели досуга / связь свободного времени и работы), теоретические воззрения Л. Хейвуда, модели досуга Дж. Келли, более современное исследование стилей и форм досуга Р. Стеббинсона.
Говоря о российских ученых в сфере досуга, следует отметить таких социологов и культурологов, как Г. Е. Зборовский, Н. А. Хренов, Т. И.Черняева, Б. А. Грушин, Л. А. Гордон.
Проблема массового общества, массовой культуры, специфика семейного досуга в условиях массового общества представлена в публикациях научной электронной библиотеки «Киберленинка».
Выделим ученых, которые изучали проблемы массового общества, проблемы массовой культуры и массовой коммуникации, массовые движения в массовых обществах, а также выявляли место цифровизации семейного досуга в жизни людей. Отметим таких теоретиков, как М. К. Найдорф, М. Кастельс, Л. В. Карцева, А. В. Пронькина, Н. И. Кищенко, В. В. Касьянов, Е. В. Смирова, И. С. Карабедова, А. А. Желнина, Т. Семак, Е. В. Смирнова, Е. В. Гнатышин, А. А. Саламатов, С. С. Птицина.
Целью бакалаврской работы является выявление роли культурной цифровой среды как формы семейного досуга в массовом обществе.
Объект бакалаврской работы - цифровая среда как форма семейного досуга.
Предмет бакалаврской работы - культурная цифровая среда современного семейного досуга в массовом обществе.
Задачи бакалаврской работы:
1. Раскрыть теоретические аспекты массового общества.
2. Проанализировать культурную цифровую среду современного семейного досуга.
3. Выявить значимость культурной цифровой среды в семейном досуге массового общества.
4. Проанализировать мнения родителей об организации культурного цифрового семейного досуга.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы.
В данном исследовании используется следующий ряд подходов к изучению проблемы «массового общества»:
1) Структурно-функциональный подход - рассмотрение становления массового общества как закономерного результата экономических, политических и культурных изменений (С. Липсет, Э. Шилз, Г. Блумер).
2) Феноменологический подход - изучение мифов и феноменов «массовое общество», «масса» (Э. Канетти).
3) Экзистенциалистский подход - изучение подлинного существования человека в массовом обществе, и как следствие - проявление индивидуальности (К. Ясперс и Х. Арендт).
4) Сетевой подход - определение роли информационных сетей в развитии современного досуга; выявление взаимосвязи современных информационно-коммуникационных технологий и изменения общественных отношений, возможности для развития общества посредством сетевых технологий (М. Кастельс, Г. Зиммель).
5) Институциональный подход - изучение института семьи как ценности в цифровую эпоху (О. Е. Савенко, С. С. Птицина, Л.В. Карцева).
Широкое распространение, как в международной, так и российской практике получила идея формирования «массового общества». «Массовое общество» преимущественно относят к индустриальному этапу развития общества.
Толковать понятие «массовое общество» начали еще до второй половины XX века. Еще немецкий философ Фридрих Ницше поднимает многие проблемы, связанные с этой темой. Однако массовое общество, как предмет исследования, начали изучать в 50-е годы. Основной причиной тому явилось то, что с появлением массового общества, возникло массовое потребление.
Основу концепции «массового общества» составили исследования социальных мыслителей и социологов Ф. Ницше, К. Ясперса, Г. Тарда, Г. Лебона, Н. К. Михайловского, Г. Маркузе. Концепция «массового общества» получила развитие в работах Д. Белла, С. Московичи, Ж. Бодрийяра, Э. Шилза, Г. Чернова, Д. Ортеги-и-Гассета, Г. Блумера, Б. А. Грушина и А. А. Зиновьева [59].
О массовой культуре впервые заговорили такие ученые, как: Н. Я.Данилевский, О. Шпенглер, И. Хейзинга, П. А. Сорокин.
В области методологического исследования досуговой среды были рассмотрены работы Б. Г. Мосалева, И. А Бутенко и Л. И. Михайловой.
Теоретические подходы к изучению массового общества зарубежных социологов:
Теория массового общества X. Ортеги-и-Гассета (Массовое общество как новое социальное состояние).
Теория массового общества Э. Шилза (Массовое общество - это гражданское, индустриальное, развитое, интегрированное, эгалитарное общество).
Теория массового общества Г. Блумера (Массовое общество не представляет собой систему - оно состоит из множества подвижно связанных частей, каждая из которых развивается самостоятельно).
Теория сетевого общества М. Кастельса (Сетевые структуры как основа развития общества).
Методы исследования. Анкетирование по теме: «Социологическая оценка представителями различных социальных групп цифровой среды современного семейного досуга», в рамках бакалаврской работы предполагается проведение аналитического исследования на базе сравнения двух групп респондентов.
Интервьюирование по теме: «Анализ мнений родителей об организации культурного цифрового семейного досуга».
Эмпирическая база бакалаврской работы. Анкетный опрос N = 200 человек (50% - респонденты мужского пола, 50% - респонденты женского пола). Также при сборе информации используется метод: фокусированное, индивидуальное интервью N=8, подготовка аналитических материалов.
Апробация бакалаврской работы:
1. Симонян А.В. Организация семейного досуга в современных семьях [Текст] // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2018 года): электронный сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2018. - 1 оптический диск.
2. Симонян А.В. Организация семейного досуга в современных семьях [Текст] //Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе [Электронный ресурс]: материалы V междунар. Науч.-практ. Конф. (5-6 декабря 2018 г.) / Перм. Гос. Нац. Исслед. Ун-т. - Электрон.дан. - Пермь, 2018. - 12 Мб. - URL: https://elis.psu.ru/node/555728. - С. 309-312.
3. Симонян А.В. К вопросу об организации семейного досуга в
современных семьях [Текст] // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (6-7 декабря 2018 г.) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2018. - С. 275-276.
4. Крикунова Ю. А., Симонян А. В. Театр для подрастающего
поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10
(октябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183061.htm.
5. Симонян А.В. Организация свободного времени в современных семьях (на примере Московского региона) // Материалы Всероссийской студенческой научной конференции XI социологических чтений памяти B. Б. Голофаста «Семья в современном мире» 28-31 марта 2019 г. / Социологический институт РАН - филиал ФНИСЦ РАН. - СПб.: «Реноме», 2019. - С. 323-325.
6. Симонян А.В. Оценка представителями различных социальных групп социально-культурных функций семьи: социологический опыт [Текст] // «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти. 1-30 апреля 2019 года): сборник студенческих работ / отв. C. Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ. 2019. - I оптический диск. - С. 462-464.
7. Симонян А.В. Социологический анализ функций социального института, на примере института семьи [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / под ред. Канд. Пед. Наук, доц. А.В. Немчининова. - М.: Изд-во «Перо»; Вольск: Тип. ВВИМО, 2019. - Ч.5. Актуальные проблемы философии и социально-политических наук. - С. 88-90.
8. Симонян А.В. Семейный досуг в условиях цифровизациикультурной среды [Текст] // «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти. 2020 год): сборник студенческих работ / отв. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ. 2020. (в печати).
Структуру бакалаврской работы составляет введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список используемой литературы и источников, приложение.
Национального проекта (113,5 млрд. р.) на федеральный проект «Культурная среда» выделено 84,0%, на проект «Творческие люди» выделено 22,6% и на «Цифровую культуру» 6,8% [34, с. 29].
На рисунке А.2 мы видим, что в рамках увеличения числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры до 2024 года понимается создание 500 виртуальных концертных залов, 600 онлайн-трансляций мероприятий на портале «Культура. РФ», 450 новых мультимедиа-гидов с использованием технологии дополненной реальности. Также до 2024 года в планах создание 48 книжных памятников, оцифрованных и включенных в Национальную электронную библиотеку [34, с. 31].
Также говоря об актуальности исследования, важно проанализировать культурную жизнь города Тольятти. Обратимся к Стратегии социально-экономического развития городского округа Тольятти до 2030 года. В рамках усовершенствования культурной жизни города стоят две основные задачи:
- вовлечение горожан в культурную жизнь города;
- переход к современным форматам организации культурно-досуговой деятельности для разностороннего развития личности.
Для цифровой среды в контексте современного семейного досуга актуальны следующие мероприятия:
- информирование граждан о культурной жизни города (создание единого информационного ресурса с информацией о культурных мероприятиях городского округа; создание виртуальных групп в сети Интернет, создание календаря городских культурных событий, масштабные рекламные акции и др.);
- обеспечение раннего развития, семейного просвещения,
инклюзивного образования в сфере культуры;
- содействие развитию независимых культурных институтов (выставочных центров, галерей, клубов и пр.);
- развитие внестационарных форм культурного обслуживания населения, например, на территории парков, скверов и открытых площадках города;
- создание системы матричных площадок для проведения культурных мероприятий и развития молодежного творчества;
- популяризации онлайн просвещения в сфере культуры.
Основные мероприятия по переходу к современным форматам:
- переориентация деятельности библиотек на организацию пространства для проведения досуга с сохранением традиционной составляющей;
- организация современных форматов театральных постановок (к примеру, интерактивных спектаклей с участием зрителей);
- ежегодное проведение специализированной ночи театра с перенесением сцены в нетрадиционные места - в ангары заводов, промышленные площадки;
- создание на базе существующих городских интерактивных музеев с элементами мультимедиа, SD-технологий, проведение регулярных мультимедийных экспозиций [35].
Как мы знаем, проводником государственной культурной политики являются учреждения культурной досуговой среды. Сравнивая масштаб и смысл развлекательных культурных организаций и просветительных культурных учреждений, стоит отметить, что первые наиболее востребованы среди жителей России [43].
В эпоху цифровизации сфера культуры также будет подвергаться изменениям, как и экономика, образование, городская среда, экология, наука. Основными форматами цифровой культуры станут разнообразные цифровые устройства. К примеру, Интернет, платформа виртуальной реальности, искусственно созданный интеллект, технологичное искусство. Также произойдет цифровизация, уже привычных всем средств коммуникации: цифровое телевидение, книги, видео, аудио, посещение культурных учреждений также станет возможным, не выходя из дома [12].
Изменения также претерпевает институт семьи. По результатам исследования, проведенного О. Е. Савенко, было выявлено следующее: Интернет не станет вредить семейным ценностям, а наоборот улучшит качество жизни многих семей [47].
Рассмотрим цифровую среду семейного досуга в контексте массового общества. Обратимся к истокам исследования массового общества. Стоит отметить, что, начиная с 40-х годов ХХ века исследования масс помимо того, что становятся более значимыми, они обретают новый аспект. Общество массового потребления благодаря стандартизации поведения, мышления и даже стандартизации продуктов питания - зародило «массовое общество», «массовую культуру», «массовую моду», «массовый досуг». Вследствие чего, произошло уравнивание жизни многих людей, независимо от уровня образования, стиля и уровня жизни [41].
Массовое общество опирается на действие масс. Массы состоят из людей, которые помещены в урбанизированную среду, составленную из множества таких же апатичных, изолированных индивидов, которые также обладают свойством атомизации. Все это ведет к тому, что человек подвержен различным психическим заболеваниям, весьма неустойчив.
Актуальность выбранной нами темы состоит в том, массовое общество влияет на все стороны жизни. Массовизация связана с индустриализацией и массовой миграцией жителей деревень в город. Вследствие данного процесса происходит, отрыв большинства людей от устоев, традиций, которых они придерживались, живя в деревнях. Происходит уравнивание людей, подобно машинам на производстве. Несмотря на то, что массовизация взяла свое начало в экономической сфере, она активно распространялась в областях нематериального производства, а именно: в СМИ, политике, быту, семейных отношениях, искусстве, а также в сфере досуга и развлечений [3].
Французский социолог Ж. Р. Дюмазедье в своем научном труде «Sociology of Leisure» пишет, что «цивилизация досуга» уже настала. По его мнению, основными феноменами цивилизации досуга являются: отдых, развлечение и саморазвитие человека. В качестве аргумента он приводит следующее: в современном мире досуг находится наравне с рабочим временем. Исходя из эмпирических данных исследования, Ж. Р. Дюмазедье пишет, что большинство людей готово меньше получать заработную плату, но больше уделять время досугу. Существует целая независимая досуговая инфраструктура со своими устоями, ценностями и изменениями в образе жизни людей [44].
Одним из наиболее существенных проявлений массового общества стало изменение самой городской среды: на рубеже XX-XXI вв. В крупнейших городах Российской Федерации зарождаются новые формы общественного пространства зарубежного образца, также появляются разнообразные ТЦ, ТРК и моллы. Последнее напрямую связано с появлением новых досуговых форм российских семей. До 1991 г. у среднестатистической городской семьи в СССР было пару вариантов проведения семейного досуга [9].
Формы организации семейного досуга того времени делились на две группы: институциональные и основанные «стихийно».
Актуальность проблемы семейного досуга обусловлена тем, что варианты досуга для советских семей в городе отвечали необходимым требованиям того времени, и, в общем, ничего качественно нового в них по большей части не требовалось. К примеру, родители ходили с детьми в кино по доступным абонементам, редко, но все же выбирались в городские театры, устраивали совместные посиделки по вечерам и по случаю памятных дат [17].
Однако после распада СССР в связи с формированием новой государственности и переходом к рыночным отношениям в российской повседневности появляется много зарубежных товаров и услуг, также кинематограф и телевидение, постепенно вытесняющие отечественные. Вместе с активным внедрением компьютерных технологий в РФ начали появляться мобильные телефоны, спутниковые коммуникации, Интернет, что позволило государству выйти в новое информационное пространство. Также культурная сфера, по большей части, становится платной. Населению приходится подстраиваться под новые образцы и нормы и в той или иной степени, забыть о традиционных элементах повседневности [6].
В связи с нововведениями в культурной среде, несомненно, изменились и варианты организации семейного досуга. У родителей и детей появилась возможность самим выбрать фильм или мультфильм для просмотра или устроить вечерние посиделки, играя всей семьей в видеоигры. Стоит отметить, что наряду с изменениями, «стихийные» формы досуга (хождение в гости, походы выходного дня, семейные прогулки) остались все также востребованными [18].
По мнению М. Кастельса, сетевое общество представляет социум, в котором социальные связи основаны на сетях и регулярно возобновляются новейшими современными технологиями. Благодаря распространению Интернета и других сетевых технологий, мы познаем такие явления как «социальная реальность», «виртуальная реальность» [46].
В современных реалиях мы замечаем возникновение сетевой культуры. Данная новация затрагивает непосредственно все жизненные аспекты: от потребления товаров и услуг, и до организации досуга. Благодаря технологическому прогрессу, появляется возможность уйти от устаревших традиционных способов коммуникации и становится проще управлять ресурсами [10].
Также трансформируется институт семьи. Нельзя сказать, что «семья» потеряла прежнюю ценность. Для большинства ценность семьи до сих пор имеет большое значение, не смотря на кардинальные изменения. В условиях «сетевых технологий» у большинства семей появляется возможность организовывать свой досуг, не выходя из дома. Достаточно воспользоваться современными цифровыми ресурсами [57].
В связи с цифровизацией в сфере культуры, а именно появлением государственного каталога музейного фонда, автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, национальной электронной библиотеки, онлайн-трансляций из учреждений культуры, виртуальных музеев, мультимедиа-гид с технологией дополненной реальности (Artefact), предлагаем рассмотреть культурную цифровую среду современного семейного досуга в массовом обществе [56]. Составляющие культурной цифровой среды представлены на рисунке К. 1.
Степень научной разработанности темы. Теоретический анализ специфики цифровой среды семейного досуга в условиях массового общества всегда находится в центре внимания социологов и представителей различных областей наук. Такие труды, как «Масса и власть» Э. Канетти, «Зарождение сетевого общества» Мануэля Кастельса, «Возможности и последствия проведения досуга посредством использования цифровых технологий» О. Н. Фаблиновой, «Досуг в обществе массового потребления: концептуальные рамки исследования» О. В. Понукалиной, «К вопросу о коммуникативной стратегии современного массового общества» О. В. Краснояровой, «Традиции и инновации в организации досуга молодых семей в учреждениях культуры» Г. А. Баландиной стали огромным вкладом в изучении данной проблемы.
Важную роль в развитии массового общества сыграла индустрия массового досуга и развлечений. Начиная с 50-х годов прошлого века, в западной социологии широко распространяются концепции «посттрудового общества» и «общества досуга» (Д. Рисман) [3]. Немаловажный вклад в досуговой сфере внесли работы М. Каплана (основные модели досуга / связь свободного времени и работы), теоретические воззрения Л. Хейвуда, модели досуга Дж. Келли, более современное исследование стилей и форм досуга Р. Стеббинсона.
Говоря о российских ученых в сфере досуга, следует отметить таких социологов и культурологов, как Г. Е. Зборовский, Н. А. Хренов, Т. И.Черняева, Б. А. Грушин, Л. А. Гордон.
Проблема массового общества, массовой культуры, специфика семейного досуга в условиях массового общества представлена в публикациях научной электронной библиотеки «Киберленинка».
Выделим ученых, которые изучали проблемы массового общества, проблемы массовой культуры и массовой коммуникации, массовые движения в массовых обществах, а также выявляли место цифровизации семейного досуга в жизни людей. Отметим таких теоретиков, как М. К. Найдорф, М. Кастельс, Л. В. Карцева, А. В. Пронькина, Н. И. Кищенко, В. В. Касьянов, Е. В. Смирова, И. С. Карабедова, А. А. Желнина, Т. Семак, Е. В. Смирнова, Е. В. Гнатышин, А. А. Саламатов, С. С. Птицина.
Целью бакалаврской работы является выявление роли культурной цифровой среды как формы семейного досуга в массовом обществе.
Объект бакалаврской работы - цифровая среда как форма семейного досуга.
Предмет бакалаврской работы - культурная цифровая среда современного семейного досуга в массовом обществе.
Задачи бакалаврской работы:
1. Раскрыть теоретические аспекты массового общества.
2. Проанализировать культурную цифровую среду современного семейного досуга.
3. Выявить значимость культурной цифровой среды в семейном досуге массового общества.
4. Проанализировать мнения родителей об организации культурного цифрового семейного досуга.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы.
В данном исследовании используется следующий ряд подходов к изучению проблемы «массового общества»:
1) Структурно-функциональный подход - рассмотрение становления массового общества как закономерного результата экономических, политических и культурных изменений (С. Липсет, Э. Шилз, Г. Блумер).
2) Феноменологический подход - изучение мифов и феноменов «массовое общество», «масса» (Э. Канетти).
3) Экзистенциалистский подход - изучение подлинного существования человека в массовом обществе, и как следствие - проявление индивидуальности (К. Ясперс и Х. Арендт).
4) Сетевой подход - определение роли информационных сетей в развитии современного досуга; выявление взаимосвязи современных информационно-коммуникационных технологий и изменения общественных отношений, возможности для развития общества посредством сетевых технологий (М. Кастельс, Г. Зиммель).
5) Институциональный подход - изучение института семьи как ценности в цифровую эпоху (О. Е. Савенко, С. С. Птицина, Л.В. Карцева).
Широкое распространение, как в международной, так и российской практике получила идея формирования «массового общества». «Массовое общество» преимущественно относят к индустриальному этапу развития общества.
Толковать понятие «массовое общество» начали еще до второй половины XX века. Еще немецкий философ Фридрих Ницше поднимает многие проблемы, связанные с этой темой. Однако массовое общество, как предмет исследования, начали изучать в 50-е годы. Основной причиной тому явилось то, что с появлением массового общества, возникло массовое потребление.
Основу концепции «массового общества» составили исследования социальных мыслителей и социологов Ф. Ницше, К. Ясперса, Г. Тарда, Г. Лебона, Н. К. Михайловского, Г. Маркузе. Концепция «массового общества» получила развитие в работах Д. Белла, С. Московичи, Ж. Бодрийяра, Э. Шилза, Г. Чернова, Д. Ортеги-и-Гассета, Г. Блумера, Б. А. Грушина и А. А. Зиновьева [59].
О массовой культуре впервые заговорили такие ученые, как: Н. Я.Данилевский, О. Шпенглер, И. Хейзинга, П. А. Сорокин.
В области методологического исследования досуговой среды были рассмотрены работы Б. Г. Мосалева, И. А Бутенко и Л. И. Михайловой.
Теоретические подходы к изучению массового общества зарубежных социологов:
Теория массового общества X. Ортеги-и-Гассета (Массовое общество как новое социальное состояние).
Теория массового общества Э. Шилза (Массовое общество - это гражданское, индустриальное, развитое, интегрированное, эгалитарное общество).
Теория массового общества Г. Блумера (Массовое общество не представляет собой систему - оно состоит из множества подвижно связанных частей, каждая из которых развивается самостоятельно).
Теория сетевого общества М. Кастельса (Сетевые структуры как основа развития общества).
Методы исследования. Анкетирование по теме: «Социологическая оценка представителями различных социальных групп цифровой среды современного семейного досуга», в рамках бакалаврской работы предполагается проведение аналитического исследования на базе сравнения двух групп респондентов.
Интервьюирование по теме: «Анализ мнений родителей об организации культурного цифрового семейного досуга».
Эмпирическая база бакалаврской работы. Анкетный опрос N = 200 человек (50% - респонденты мужского пола, 50% - респонденты женского пола). Также при сборе информации используется метод: фокусированное, индивидуальное интервью N=8, подготовка аналитических материалов.
Апробация бакалаврской работы:
1. Симонян А.В. Организация семейного досуга в современных семьях [Текст] // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2018 года): электронный сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2018. - 1 оптический диск.
2. Симонян А.В. Организация семейного досуга в современных семьях [Текст] //Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе [Электронный ресурс]: материалы V междунар. Науч.-практ. Конф. (5-6 декабря 2018 г.) / Перм. Гос. Нац. Исслед. Ун-т. - Электрон.дан. - Пермь, 2018. - 12 Мб. - URL: https://elis.psu.ru/node/555728. - С. 309-312.
3. Симонян А.В. К вопросу об организации семейного досуга в
современных семьях [Текст] // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (6-7 декабря 2018 г.) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2018. - С. 275-276.
4. Крикунова Ю. А., Симонян А. В. Театр для подрастающего
поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10
(октябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183061.htm.
5. Симонян А.В. Организация свободного времени в современных семьях (на примере Московского региона) // Материалы Всероссийской студенческой научной конференции XI социологических чтений памяти B. Б. Голофаста «Семья в современном мире» 28-31 марта 2019 г. / Социологический институт РАН - филиал ФНИСЦ РАН. - СПб.: «Реноме», 2019. - С. 323-325.
6. Симонян А.В. Оценка представителями различных социальных групп социально-культурных функций семьи: социологический опыт [Текст] // «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти. 1-30 апреля 2019 года): сборник студенческих работ / отв. C. Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ. 2019. - I оптический диск. - С. 462-464.
7. Симонян А.В. Социологический анализ функций социального института, на примере института семьи [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / под ред. Канд. Пед. Наук, доц. А.В. Немчининова. - М.: Изд-во «Перо»; Вольск: Тип. ВВИМО, 2019. - Ч.5. Актуальные проблемы философии и социально-политических наук. - С. 88-90.
8. Симонян А.В. Семейный досуг в условиях цифровизациикультурной среды [Текст] // «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти. 2020 год): сборник студенческих работ / отв. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ. 2020. (в печати).
Структуру бакалаврской работы составляет введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список используемой литературы и источников, приложение.
Таким образом, в нашей бакалаврской работе была проанализирована область семейного досуга в культурной цифровой среде массового общества. Целью бакалаврской работы являлось выявление роли семейного досуга культурной цифровой среды в массовом обществе.
Изучив теоретические аспекты к анализу массового общества, мы выяснили, что массовое общество - это постоянно изменяющееся общество, основанное не на естественных связях между людьми (место жительства, общее происхождение), а на более абстрактных и мощных силах, таких как СМК и рыночные механизмы. Характеризуется массовое общество крупномасштабным производством, массовым потреблением, массовой культурой, массовым доступом ко всем сферам социальной жизни и изолированными, отчужденными индивидами. В этом специфика массового общества и этим оно отличается от всех других типов общества [14].
Нами было выявлено, что в эпоху современного цифровизованного общества изменениям подвергаются все сферы жизни: экономика, политика, образование, здравоохранение, городская среда, экология, наука, культура. Далее мы выяснили, что основными форматами цифрового досуга станут разнообразные цифровые устройства. К примеру, Интернет, платформа виртуальной реальности, искусственно созданный интеллект, технологичное искусство. Также узнали, что произойдет цифровизация, уже привычных всем средств коммуникации: цифровое телевидение, книги, видео, аудио, посещение культурных учреждений, тренажерных залов, онлайн кинотеатров, получение новой профессии, переквалификация знаний в той или иной области, также станет возможным, не выходя из дома.
Поскольку изменения коснутся и института семьи, нами была рассмотрена роль семейного досуга в культурной цифровой среде массового общества. Благодаря качественному исследованию, а именно методу анкетного опроса, мы выявили значимость культурной цифровой среды в семейном досуге массового общества, на примере жителей г.о. Тольятти.
Мы выяснили, что проведение современного семейного досуга в условиях цифровой среды занимает неотъемлемую часть жизни наших респондентов. Обобщая результаты эмпирических исследований культурной цифровой среды семейного досуга в массовом обществе, можем выделить следующие особенности.
Данные, представленные на рисунке К.2, показывают, что чаще всего в свободное время респондент предпочитает «Выходить на прогулку с семьей» - 80%, «Вместе готовить ужин» - 54%, «Смотреть онлайн фильмы» - 45%, «Играть в настольные игры» - 32%.
Основная часть опрошенных имеют представление о цифровизации культурной досуговой среды, а именно 75%. Чуть больше половины опрошенных пользуются цифровыми ресурсами - 57%, отрицательный ответ дали 33% и затруднились в ответе - 11%.
Нам было важно узнать, что же дают сетевые ресурсы в организации свободного времени. Наиболее часто выбираемыми ответами стали «Облегчают досуг семьи», «Способствуют просвещению и развитию семьи», «Вносят разнообразие в семейный досуг», «Позволяют воспользоваться несколькими формами досуга за короткий срок» около 40% опрошенных.
Побуждает же людей проводить свободное время с членами семьи, первую очередь, «Стремление к общению» и «Желание поддерживать хорошие отношения с членами семьи» - 62% респондентов. Половину опрошенных побуждают к совместному досугу «Общие интересы» - 46%.
Немаловажно знать: в чем выражается польза от семейного досуга в условиях цифровизации? Во-первых, в получении новой информации, новых знаний - 60% опрошенных. Во-вторых, польза выражается в обучении полезным навыкам - 35%. На третьем месте ответ «Обмен положительными эмоциями» - 33%, на четвертом месте «Познание интересов друг друга» - 30% и на пятом месте «Экономия семейного бюджета» - 26% и ответ «Сплочение и укрепление семьи» - 26%.
Итак, мы выяснили: в чем выражается польза семейного досуга в условиях цифровизации. Но, что напротив, мешает семейному досугу? Самый популярный ответ на вопрос «Что, по Вашему мнению, мешает цифровому семейному досугу» - это «Отсутствие необходимого контента» - 41%. «Незаинтересованность» выбрали 37% опрошенных. «Неумение пользоваться Интернетом» выбрали 35%. Также, по мнению респондентов, им мешает отсутствие дисциплины и контроля над собой, а именно ответ «Лень и неорганизованность» выбрали 28% респондентов.
Поскольку объект аналитического исследования представлял людей, состоящих в браке, дифференцированных по полу на две равные группы, кратко обозначим выводы с позиции респондентов: женщины используют время досуга (шопинг, готовка) с некой практической пользой чаще мужчин (компьютерные игры); мужчины предпочитают чаще всего проводить свободное время в кругу друзей; женщины считают, что семейный досуг в условиях цифровизации играет важную роль в сплочении и укреплении семьи; информация о цифровизации культурной среды более актуальна среди мужчин, нежели среди женщин; мужчины чаще женщин проводят досуг в режиме онлайн; женщинам чаще всего в организации онлайн досуга мешает отсутствие нужного контента; женщины считают, что сетевые ресурсы в организации семейного досуга отдаляют семью от традиционных способов проведения досуга; мужчинам чаще всего в организации онлайн досуга мешает отсутствие лень и неорганизованность.
Благодаря качественному методу исследования - фокусированному, индивидуальному интервью, мы проанализировали мнения родителей об организации культурного цифрового семейного досуга. В качестве респондентов (№ 8) мы выбрали две категории родителей. Первая группа респондентов включала родителей, имеющих одного ребенка, а респонденты второй группы - родители, имеющие от двух и более детей.
Выделив тенденции в ответах респондентов, можно судить о том, что в условиях массового общества роль цифровизации семейного досуга значительно возрастает. Было выявлено, что практически все родители слышали о цифровизации досуга и имеют представление о новых технологиях, но не в полной степени, однако родители, у которых один ребенок более вовлечены в эту тему. Родители, имеющие одного ребенка, ответили, что уделяют время детям в будние дни от двух до трех часов, а в выходные от 4 часов и более. По мнению респондентов, имеющих от двух детей и более, основным негативным фактором цифровизации досуговой среды является ухудшение здоровья. В семьях, в которых до двух детей, основным негативным фактором цифровизации досуговой среды является то, что цифровой формат досуга может спровоцировать родителей на освобождение себя от родительских обязанностей.
Мы выяснили, что для респондентов нет ничего лучше, чем проводить свободное время всей семьей. Мы убедились в том, что в условиях массового общества существует огромный выбор форм проведения семейного досуга, но при этом не каждый может себе позволить те развлечения, что хочет. Тут уже возникает вопрос о важности семейного дохода на полноценное проведение досуга. И результаты исследования нам показывают, что, да, иметь высокий уровень дохода - здорово, но в то же время, доход является, всего лишь, ключом при необходимости использовать возможность проведения досуга, ведь важнее всего уделить внимание друг другу и проявить заботу и любовь. В многодетных семьях денежный показатель играет роль значительно выше, чем в семьях с одним ребенком. Вероятно, данная ситуация вызвана большим количеством членов семьи, соответственно и со множеством желаний, интересов, потребностей и разным возрастом детей. Ранее нами было отмечено, что многодетные родители больше придерживаются традиционного формата досуга; нежели цифрового. Из этой ситуации вытекает следующая тенденция, которая также была замечена в ответах респондентов: в многодетных семьях денежный показатель играет большую роль, нежели в семьях с одним ребенком, где родители полностью готовы принять формат онлайн досуга, соответственно, по их мнению, денежный доход не влияет на досуг. Из этого вытекает вывод: денежный показатель чаще играет роль в многодетных семьях, поскольку они больше склоны к традиционному формату досуга, а он, в свою очередь, подразумевает большую трату денег, нежели онлайн досуг.
Подводя итоги, можно сказать, что мы достигли поставленных в исследовании целей и задач. Все гипотезы исследования подтвердились. Благодаря количественному и качественному исследованиям, мы выяснили, что сегодня в Интернете много познавательного и бесплатного материала; в Интернете имеется масса разнообразных предложений для организации досуга; удобно проводить свободное время в режиме онлайн, поскольку появляется возможность самому устанавливать график; в Интернете безопаснее и меньше рисков, чем на улице; проводя досуг онлайн происходит экономия времени и семейного бюджета; появляется возможность изучать бесплатные сервисы для полноценного досуга, не выходя из дома; в режиме онлайн появляется больше новых и разнообразных форм досуга. Данные представлены на рисунке К.3.
Помимо полученных результатов, в процессе написания бакалаврской работы, нами был изучен такой интересный феномен, как «цифровой аутизм». Понятие виртуального аутизма ввел Мариус Замфир. Цифровой аутизм представляет одно из серьезных современных последствий всеобщей информатизации.
«Сегодняшний мир, говорит Андрей Курпатов - это эпидемия цифрового аутизма. Цифровой аутизм - это невозможность человека поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Важно понимать, что цифровые технологии - это всего лишь инструмент для работы, а для всего остального - есть человек. Общаться с ним, конечно, тяжело, но это отличный тренажёр для нашего мышления».
В заключение хочется отметить, что современный человек испытывает дефицит двух вещей - общения и личного пространства. Зачастую, проснувшись, человек хватает телефон и невольно подключается к потоку информации. Но ведь важно уметь периодически отключать себя от бесконечной информации в сети и посвящать время семье, своим родным и близким. Время, проведенное в живом общении с семьей, сегодня особенно ценно. Безусловно, в современных реалиях без Интернета не обходится ни один человек. Проблема заключается лишь в грамотном формировании временной политики цифрового досуга членов семьи. Важно уметь разграничивать онлайн формат досуга от оффлайн формата, поскольку чрезмерное пользование Интернетом может привести к негативным последствиям.
На рисунке К.5 отображены практические рекомендации к проведению семейного досуга в цифровой среде:
- следите за временем в сети и поставьте лимит на проведение онлайн досуга;
- с целью не отвлекаться на личные дела во время проведения свободного времени с семьей, выделите специальное время для личного отдыха в интернете;
- не нарушайте границы личного пространства членов семьи, также подразумевается не навязывать свои интересы, уважать мнения друг друга и быть сдержанным;
- больше говорите друг с другом (смотрите в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас);
- переживайте за родных;
- цените людей, которые рядом с вами.
Изучив теоретические аспекты к анализу массового общества, мы выяснили, что массовое общество - это постоянно изменяющееся общество, основанное не на естественных связях между людьми (место жительства, общее происхождение), а на более абстрактных и мощных силах, таких как СМК и рыночные механизмы. Характеризуется массовое общество крупномасштабным производством, массовым потреблением, массовой культурой, массовым доступом ко всем сферам социальной жизни и изолированными, отчужденными индивидами. В этом специфика массового общества и этим оно отличается от всех других типов общества [14].
Нами было выявлено, что в эпоху современного цифровизованного общества изменениям подвергаются все сферы жизни: экономика, политика, образование, здравоохранение, городская среда, экология, наука, культура. Далее мы выяснили, что основными форматами цифрового досуга станут разнообразные цифровые устройства. К примеру, Интернет, платформа виртуальной реальности, искусственно созданный интеллект, технологичное искусство. Также узнали, что произойдет цифровизация, уже привычных всем средств коммуникации: цифровое телевидение, книги, видео, аудио, посещение культурных учреждений, тренажерных залов, онлайн кинотеатров, получение новой профессии, переквалификация знаний в той или иной области, также станет возможным, не выходя из дома.
Поскольку изменения коснутся и института семьи, нами была рассмотрена роль семейного досуга в культурной цифровой среде массового общества. Благодаря качественному исследованию, а именно методу анкетного опроса, мы выявили значимость культурной цифровой среды в семейном досуге массового общества, на примере жителей г.о. Тольятти.
Мы выяснили, что проведение современного семейного досуга в условиях цифровой среды занимает неотъемлемую часть жизни наших респондентов. Обобщая результаты эмпирических исследований культурной цифровой среды семейного досуга в массовом обществе, можем выделить следующие особенности.
Данные, представленные на рисунке К.2, показывают, что чаще всего в свободное время респондент предпочитает «Выходить на прогулку с семьей» - 80%, «Вместе готовить ужин» - 54%, «Смотреть онлайн фильмы» - 45%, «Играть в настольные игры» - 32%.
Основная часть опрошенных имеют представление о цифровизации культурной досуговой среды, а именно 75%. Чуть больше половины опрошенных пользуются цифровыми ресурсами - 57%, отрицательный ответ дали 33% и затруднились в ответе - 11%.
Нам было важно узнать, что же дают сетевые ресурсы в организации свободного времени. Наиболее часто выбираемыми ответами стали «Облегчают досуг семьи», «Способствуют просвещению и развитию семьи», «Вносят разнообразие в семейный досуг», «Позволяют воспользоваться несколькими формами досуга за короткий срок» около 40% опрошенных.
Побуждает же людей проводить свободное время с членами семьи, первую очередь, «Стремление к общению» и «Желание поддерживать хорошие отношения с членами семьи» - 62% респондентов. Половину опрошенных побуждают к совместному досугу «Общие интересы» - 46%.
Немаловажно знать: в чем выражается польза от семейного досуга в условиях цифровизации? Во-первых, в получении новой информации, новых знаний - 60% опрошенных. Во-вторых, польза выражается в обучении полезным навыкам - 35%. На третьем месте ответ «Обмен положительными эмоциями» - 33%, на четвертом месте «Познание интересов друг друга» - 30% и на пятом месте «Экономия семейного бюджета» - 26% и ответ «Сплочение и укрепление семьи» - 26%.
Итак, мы выяснили: в чем выражается польза семейного досуга в условиях цифровизации. Но, что напротив, мешает семейному досугу? Самый популярный ответ на вопрос «Что, по Вашему мнению, мешает цифровому семейному досугу» - это «Отсутствие необходимого контента» - 41%. «Незаинтересованность» выбрали 37% опрошенных. «Неумение пользоваться Интернетом» выбрали 35%. Также, по мнению респондентов, им мешает отсутствие дисциплины и контроля над собой, а именно ответ «Лень и неорганизованность» выбрали 28% респондентов.
Поскольку объект аналитического исследования представлял людей, состоящих в браке, дифференцированных по полу на две равные группы, кратко обозначим выводы с позиции респондентов: женщины используют время досуга (шопинг, готовка) с некой практической пользой чаще мужчин (компьютерные игры); мужчины предпочитают чаще всего проводить свободное время в кругу друзей; женщины считают, что семейный досуг в условиях цифровизации играет важную роль в сплочении и укреплении семьи; информация о цифровизации культурной среды более актуальна среди мужчин, нежели среди женщин; мужчины чаще женщин проводят досуг в режиме онлайн; женщинам чаще всего в организации онлайн досуга мешает отсутствие нужного контента; женщины считают, что сетевые ресурсы в организации семейного досуга отдаляют семью от традиционных способов проведения досуга; мужчинам чаще всего в организации онлайн досуга мешает отсутствие лень и неорганизованность.
Благодаря качественному методу исследования - фокусированному, индивидуальному интервью, мы проанализировали мнения родителей об организации культурного цифрового семейного досуга. В качестве респондентов (№ 8) мы выбрали две категории родителей. Первая группа респондентов включала родителей, имеющих одного ребенка, а респонденты второй группы - родители, имеющие от двух и более детей.
Выделив тенденции в ответах респондентов, можно судить о том, что в условиях массового общества роль цифровизации семейного досуга значительно возрастает. Было выявлено, что практически все родители слышали о цифровизации досуга и имеют представление о новых технологиях, но не в полной степени, однако родители, у которых один ребенок более вовлечены в эту тему. Родители, имеющие одного ребенка, ответили, что уделяют время детям в будние дни от двух до трех часов, а в выходные от 4 часов и более. По мнению респондентов, имеющих от двух детей и более, основным негативным фактором цифровизации досуговой среды является ухудшение здоровья. В семьях, в которых до двух детей, основным негативным фактором цифровизации досуговой среды является то, что цифровой формат досуга может спровоцировать родителей на освобождение себя от родительских обязанностей.
Мы выяснили, что для респондентов нет ничего лучше, чем проводить свободное время всей семьей. Мы убедились в том, что в условиях массового общества существует огромный выбор форм проведения семейного досуга, но при этом не каждый может себе позволить те развлечения, что хочет. Тут уже возникает вопрос о важности семейного дохода на полноценное проведение досуга. И результаты исследования нам показывают, что, да, иметь высокий уровень дохода - здорово, но в то же время, доход является, всего лишь, ключом при необходимости использовать возможность проведения досуга, ведь важнее всего уделить внимание друг другу и проявить заботу и любовь. В многодетных семьях денежный показатель играет роль значительно выше, чем в семьях с одним ребенком. Вероятно, данная ситуация вызвана большим количеством членов семьи, соответственно и со множеством желаний, интересов, потребностей и разным возрастом детей. Ранее нами было отмечено, что многодетные родители больше придерживаются традиционного формата досуга; нежели цифрового. Из этой ситуации вытекает следующая тенденция, которая также была замечена в ответах респондентов: в многодетных семьях денежный показатель играет большую роль, нежели в семьях с одним ребенком, где родители полностью готовы принять формат онлайн досуга, соответственно, по их мнению, денежный доход не влияет на досуг. Из этого вытекает вывод: денежный показатель чаще играет роль в многодетных семьях, поскольку они больше склоны к традиционному формату досуга, а он, в свою очередь, подразумевает большую трату денег, нежели онлайн досуг.
Подводя итоги, можно сказать, что мы достигли поставленных в исследовании целей и задач. Все гипотезы исследования подтвердились. Благодаря количественному и качественному исследованиям, мы выяснили, что сегодня в Интернете много познавательного и бесплатного материала; в Интернете имеется масса разнообразных предложений для организации досуга; удобно проводить свободное время в режиме онлайн, поскольку появляется возможность самому устанавливать график; в Интернете безопаснее и меньше рисков, чем на улице; проводя досуг онлайн происходит экономия времени и семейного бюджета; появляется возможность изучать бесплатные сервисы для полноценного досуга, не выходя из дома; в режиме онлайн появляется больше новых и разнообразных форм досуга. Данные представлены на рисунке К.3.
Помимо полученных результатов, в процессе написания бакалаврской работы, нами был изучен такой интересный феномен, как «цифровой аутизм». Понятие виртуального аутизма ввел Мариус Замфир. Цифровой аутизм представляет одно из серьезных современных последствий всеобщей информатизации.
«Сегодняшний мир, говорит Андрей Курпатов - это эпидемия цифрового аутизма. Цифровой аутизм - это невозможность человека поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Важно понимать, что цифровые технологии - это всего лишь инструмент для работы, а для всего остального - есть человек. Общаться с ним, конечно, тяжело, но это отличный тренажёр для нашего мышления».
В заключение хочется отметить, что современный человек испытывает дефицит двух вещей - общения и личного пространства. Зачастую, проснувшись, человек хватает телефон и невольно подключается к потоку информации. Но ведь важно уметь периодически отключать себя от бесконечной информации в сети и посвящать время семье, своим родным и близким. Время, проведенное в живом общении с семьей, сегодня особенно ценно. Безусловно, в современных реалиях без Интернета не обходится ни один человек. Проблема заключается лишь в грамотном формировании временной политики цифрового досуга членов семьи. Важно уметь разграничивать онлайн формат досуга от оффлайн формата, поскольку чрезмерное пользование Интернетом может привести к негативным последствиям.
На рисунке К.5 отображены практические рекомендации к проведению семейного досуга в цифровой среде:
- следите за временем в сети и поставьте лимит на проведение онлайн досуга;
- с целью не отвлекаться на личные дела во время проведения свободного времени с семьей, выделите специальное время для личного отдыха в интернете;
- не нарушайте границы личного пространства членов семьи, также подразумевается не навязывать свои интересы, уважать мнения друг друга и быть сдержанным;
- больше говорите друг с другом (смотрите в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас);
- переживайте за родных;
- цените людей, которые рядом с вами.
Подобные работы
- Технология организации семейного досуга (Технологические основы социально-культурной деятельности, Омский государственный университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - Особенности технологий организации семейного досуга в условиях региона (Социально-культурное проектирование, Чувашский государственный институт культуры и искусств)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА СРЕДСТВАМИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Специфика организации социально-культурной деятельности (Иркутский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - РОССИЙСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЕРИАЛ КАК ОТРАЖЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - МЕДИАПРАКТИКИ ПОДРОСТКА В АСПЕКТЕ ЦИФРОВОГО ЭСКАПИЗМА (на материале исследований подростков г. Томска)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Динамика взаимодействия художественного музея и его аудитории в
российском обществе
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовые меры борьбы с экстремизмом в молодежной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



