Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы стресса и стрессоустойчивости личности. Влияние стресса на супружеские отношения и конфликтность взаимоотношений супругов 8
1.1. Понимание стресса в отечественной и зарубежной психологии. Научные исследования стресса g
1.2 Стрессоустойчивость как фактор регуляции и самоконтроля
личности 20
1.3 Супружеские отношения и факторы, влияющие на
конфликтность их взаимоотношений. Стресс и конфликты в паре 30
Глава 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости супругов и конфликтности в их взаимоотношениях 46
2.1 Организация и методы исследования 46
2.2 Эмпирическое изучение стрессоустойчивости личности
супругов и конфликтов в их взаимоотношениях 49
2.3 Изучение специфики связи стрессоустойчивости супругов и
конфликтности в их взаимоотношениях 64
Заключение 73
Список используемой литературы 79
Актуальность проблемы. Стресс, испытываемый человеком в современных условиях жизни и все нарастающий в последнее десятилетие, выдвигает проблему изучения минимизации его разрушительного воздействия на организм, психику и деятельность человека на передний план.
Еще в первое десятилетие XXI века ВОЗ категоризировал состояние стресса как «всемирную эпидемию», а за последние три года ситуация еще более ухудшилась в связи пандемией коронавируса, который не только явился фактором, угрожающим жизни и здоровью человека, но и обострил ряд социально-экономических проблем, которые приходилось личности разрешать в необычных условиях и при объективно ограниченных вариантах выборов.
Особенно негативно истощение личности в следствие воздействия долговременных стресс-факторов влияет на систему ее отношений со значимыми близкими, в частности на семью и супружеские отношения. Семья, являясь сама по себе сложной динамической многофункциональной системой с большим количеством задач, каждая из которых равно приоритетна, зачастую становится источником стресса, нарушая функционирование и преграждая развитие как личности, так и всей семьи. Неустойчивость социальной жизни усугубляет негативные состояния личности, что для семьи и супружеских отношений становится чревато не только нарушением благополучия, но и качеством отношений. В этом ракурсе подтверждением факта негативного влияния стресса на состояние, поведение, деятельность и систему отношений человека является увеличивающееся количество разводов супружеских пар, и проявившаяся не так давно тенденция избегать заключения брачных отношений у современной молодежи.
Проблема исследования. Актуальность существующей в социуме ситуации, описанная нами, определяет проблему нашего исследования, заключающуюся в необходимости изучения механизмов и факторов. обеспечивающих устойчивость человека к стрессу и выделение преимуществ стрессоустойчивости для предотвращения неконструктивной самореализации личности во всех сферах жизнедеятельности и отношений.
Противоречия:
- несмотря на изученность проблемы стресса, его специфики, механизмов воздействия, динамики развития, все еще недостаточно четко выделены и сформулированы качества стресс-факторов и условия, в комплексе способные запустить постстрессовые расстройства личности, дистресс и неврозоподобные состояния;
- не смотря на значимость проблемы толерантности к стрессу и ее относительную изученность в практико-ориентированных подходах, направленных непосредственно на развитие стрессоустойчивости, все еще недостаточно четко выделены доминирующие факторы, обуславливающие стрессоустойчивость личности;
- при всей изученности проблемы супружеских отношений и установленной в науке их стрессогенности, все еще недостаточно выделено значение стрессоустойчивости личности супругов на их способность развивать конструктивные отношения и продуктивно решать актуальные задачи семьи.
Цель исследования - изучение стрессоустойчивости супругов и конфликтности их взаимоотношений.
Объект - стрессоустойчивость супругов.
Предмет - стрессоустойчивость супругов и конфликтность их взаимоотношений.
Гипотеза - мы предполагаем, что стрессоустойчивость личности, обеспечивающая толерантность человека к стрессу и препятствующая развитию дистрессовых состояний, характеризующихся высоким уровнем физического, психического и психоэмоционального истощения, будет положительно влиять и на систему супружеских отношений, минимизируя конфликтность этих отношений и определяя применение супругами конструктивных стратегий взаимодействия при разрешении возникающих конфликтов.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы стресса и стрессоустойчивости и ее влияния на взаимоотношении супругов.
2. Выполнить эмпирическое исследование стрессоустойчивости супругов и выделить специфику разрешения конфликтов в паре.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о выявленных тенденциях.
Методы и методики исследования и анализа данных:
1. Метод теоретического анализа.
2. Метод анкетирования.
3. Психодиагностические методы и методики:
- тест самооценки стрессоустойчивости, авторы С. Коухен, Г. Виллиансон;
- тест «Самооценка конфликтности», автор В.Ф. Ряховский;
- тест описания поведения К. Томаса, адаптация Н.В. Гришиной.
4. Метод количественного и качественного анализа.
Методологическим основанием исследования явились биогенетический подход к стрессу и стрессоустойчивости Г. Селье, интегративный подход к проблеме стресса, когнитивная концепция стресса Р. Лазаруса, а также системная модель коммуникаций в семье В. Сатир, конфликтный подход к супружеским отношениям Д. Уайли.
Теоретическая значимость исследования представлена обобщением научно-теоретических взглядов на проблему стресса и стрессоустойчивости, выделение механизмов и факторов стрессоустойчивости, а также систематизацией данных о стрессогенности супружеских отношений, конфликтности в паре как признаке наличия противоречий или нервно-психического истощения личности супругов.
Практическая значимость работы представлена получением данных о значимости стрессоустойчивости личности для качества и благополучия супружеских отношений, а также для конструктивного разрешения противоречий и конфликтов в паре.
Новизна исследования заключается в постановке вопроса о значении стрессоустойчивости для предотвращения истощения, дистресса в ситуациях стресса и ее роли для поддержания физического и психического здоровья, психоэмоционального баланса и продуктивности личности в межличностных отношениях, общении и деятельности.
Научность и достоверность результатов достигалась применением в исследовании методов теоретического анализа, валидных и достоверных психодиагностических методов сбора психологической информации, целесообразных и целенаправленных, а также объективных методов количественной и качественной обработки полученных данных.
Апробация результатов работы проводилась по ходу как теоретического, так и эмпирического исследования, отчеты о результатах которого были представлены в докладах, тезисах и статьях на научно-практических конференциях.
Опытно-экспериментальная база исследования
Исследование было организовано и проведено в онлайн формате с супружескими парами, пожелавшими принять участие в исследовании стрессоустойчивости. Исследование проводилось на базе социальной сети «ВКонтакте».
Личное участие автора заключается в организации теоретического и практико-прикладного исследования по проблеме стрессоустойчивости личности и связи этого феномена с конфликтами и их разрешением в рамках супружеских отношений. Также автором реализован план эмпирического исследования, в ходе которого были собраны, обработаны и интерпретированы данные, и сделаны выводы исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
- стресс как ответ организма на ситуационные стрессоры, т.е., условия, по силе превышающие типичные и определяемые как угрожающие, выраженный в нарушении гомеостатических процессов и возбуждении, направленном на преодоление воздействия, оказывает деструктивное влияние на физическое и психическое здоровье личности, а также на ее продуктивность и качество жизни в целом;
- стрессоустойчивость, как индивидуально-типологическая невосприимчивость к воздействию стресса и комплекс личностных способностей, обеспечивающих направленные действия на совладание со стрессом, может формироваться как навык, позволяющий личности осознанно и конструктивно сопротивляться разрушающему воздействию стресса на организм и психику;
- стрессоустойчивость, как способность сохранять работоспособность и продуктивность при воздействии стресс-факторов, не только положительно влияет на выбор конструктивного поведения и стратегий разрешения конфликтов, но и противодействует развитию внутриличностных условий для развития общей агрессивности, враждебности и конфликтности личности супругов.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 15 рисунков, 11 таблиц, список используемой литературы (84 источника). Основной текст работы изложен на 85 страницах.
Исследование, направленное на изучение стрессоустойчивости и конфликтности личности и проведенное в рамках выпускной квалификационной работы магистранта, посвящено изучению гипотезы о том, что стрессоустойчивость личности, обеспечивающая толерантность человека к стрессу и препятствующая развитию дистрессовых состояний, характеризующихся высоким уровнем физического, психического и психоэмоционального истощения, будет положительно влиять и на систему супружеских отношений, минимизируя конфликтность этих отношений и определяя применение супругами конструктивных стратегий взаимодействия при разрешении возникающих конфликтов.
В рамках цели исследования мы провели теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости и конфликтности личности, а также эмпирически изучили эти параметры у супругов с разным стажем брачных отношений.
Теоретический анализ проблемы показал, что проблема стресса активно изучается в науке во многих направлениях. Под стрессом понимают ответ организма на ситуационные стрессоры (т.е., условия, по силе превышающие типичные и определяемые как угрожающие), выраженный в нарушении гомеостатических процессов и возбуждении, направленном на преодоление воздействия. Неуспешность напряжения сил и устойчивость силы стресс - фактора разворачивает динамику стресса, смещая его с фазы на фазу, образуя устойчивое состояние «дезорганизации реакций» с угрозой здоровью.
Выделяют три этапа развития стресса, которые отражают процессуальность этого феномена - тревога, сопротивление и истощение. Установлено, что стресс разворачивается типично, а реакции на него индивидуальны. Типичным, то есть не зависимым от индивидуальных особенностей, является истощение сил и ресурсов организма, отражающихся на физическом и психическом уровне и выраженных в виде симптомов и дисфункций. Угрожающим стресс становится за счет силы стимулирующего воздействия, его количества и длительности периода воздействия.
Выделяют два варианта стресса - эустресс и дистресс. При эустрессе человек испытывает положительные эмоции, чувство вдохновленности; на физическом уровне он энергичен, бодр, вынослив и пр. В целом, на психологическом уровне это проявляется в возрастании удовлетворённости жизнью, ощущении высокого качества жизни. При дистрессе отмечается нарастающее истощение, что определяет пониженный фон настроения, тревожность, чувство безнадежности, раздражительность, печаль. На соматическом уровне на фоне усталости и слабости могут проявляться болезненные состояния в виде головной боли, болей в сердце, проблем с опорно-двигательной системой и пр. На психическом уровне могут развиваться неврозы и депрессии. Существенным отличием этих двух вариантов стресса является длительность переживания - положительный стресс скоротечен, а отрицательный развивается и продолжается длительно, а его вредоносность часто сохраняется долго время.
Научное изучение стресса, понимание его сути, механизмов, динамики, особенностей проявления и влияния стойкого напряжения, вызванного различными факторами, на здоровье и все сферы личности и активности человека позволяет утверждать наличие негативного влияния дистресса на самочувствие, самоощущение и продуктивность людей. Это породило необходимость изучения механизмов устойчивости к стрессу и феномена стрессоустойчивости личности.
Стрессоустойчивость изучается с нескольких позиций - с позиций индивидуально-типологической невосприимчивости к воздействию стресса, с позиций личностных свойств и особенностей, с позиций личностных способностей, определяющих направленные на совладание со стрессом действия. Также активно рассматривается сегодня стрессоустойчивость как определенный навык, компетентность, которая формируется и применяется осознанно личностью для конструктивного сопротивления разрушающему воздействию стрессу на организм и психику.
Анализ всех подходов к пониманию стрессоустойчивости позволяет сделать вывод о том, что с одной стороны устойчивость к стрессу может быть обусловлена типологическими свойствами индивида, с другой стороны, она приобретается в ходе жизнедеятельности через опыт столкновения со стрессогенными ситуациями и их преодолением. Другими словами, каждый человек, независимо от его генотипических особенностей, приобретает стрессоустойчивость, но характер ее выражен в рамках индивидуального стиля совладания.
Для высокой стрессоустойчивости большое значение имеет характер когнитивной переработки личностью стрессовой ситуации и ее оценка, а также объективное прогнозирование ее развития и возможных последствий. Не менее важным является эмоциональное реагирование на стрессогении и способность регулировать эмоции. Большую роль играет конструктивное использование личностью опыта жизни и преодоления стрессовых ситуаций.
Негативными факторами, усугубляющими стресс является повышенная эмоциональность личности, неуравновешенность, ригидность индивида и группа личностных особенностей в виде авторитарности, неадекватного стремления к успеху, иррациональные убеждения и установки, и специфика ценностей личности.
Анализ проблемы семьи и супружеских отношений показал, что, на семью в целом воздействует множество факторов, а условия, в которых семья живет и развивается во многом являются стрессогенными, так как требуют практически постоянной адаптации с необходимостью разрешать новые задачи, что вызывает напряжение и состояние стресса. Такая ситуация может приводить к непониманию, дистанцированию супругов друг от друга, конфликтам, срывам взаимодействия вплоть до распада отношений. Супружеские конфликты в отличии от всех других имеют свою специфику, обусловленную циклом отношений, рождением детей, необходимостью их воспитания, внутриличностными особенностями супругов, личными установками и паттернами, а также внешними условиями, в которых каждый член семьи самореализуется, решая и личные и социально -экономические задачи.
Помимо закономерных сложностей супружеских отношений, которые могут порождать конфликтность в паре, следует учитывать и стресс, накапливающийся у супругов в ходе социальной жизнедеятельности в существующих социокультурных, экономических и политических условиях.
Стрессоустойчивость, как способность сохранять работоспособность и продуктивность при воздействии стресс-факторов, не только положительно влияет на выбор конструктивного поведения и стратегий разрешения конфликтов, но и будет противодействовать развитию внутриличностных условий для развития общей агрессивности, враждебности и конфликтности супругов. Это позволит не только сохранять семью и гармоничные супружеские отношения, но и развивать их, повышая сплоченность, взаимопонимание, близость отношений, их благополучие, способствуя общей продуктивности семьи.
Эмпирическое исследование стрессоустойчивости и конфликтности личности, организованное и проведенное нами, было выполнено в соответствии с целью и задачами. Для реализации исследования были отобраны психодиагностические методики и сформирована выборка испытуемых в количестве 54 человек (мужчин и женщин), состоящих в браке не менее 3-х лет (всего 27 пар). Исследование проводилось в режиме онлайн на базе социальной сети в «ВКонтакте».
В ходе исследования нами была получена следующая информация.
Анкетирование, проведенное нами, показало, что в последние три года большинство супружеских пар по субъективным оценкам отмечают ухудшения как во внешней жизни в социокультурном пространстве, так и во внутрисемейном пространстве отношений. Также, большинством респондентов отмечается ухудшение психоэмоционального состояния и настроения. По этому поводу нами были сделаны выводы о возможной обусловленности таких результатов общим напряжением людей, вызванном пандемией коронавируса, угрожающим жизни и здоровью человека, и изменениями в социально-профессиональной жизни и экономической ситуации, вызванных этой глобальной ситуацией.
Данные о стрессоустойчивости показало, что большинство испытуемых оценивают свою устойчивость к стрессу как среднюю или ниже среднего, лишь незначительный процент оценил свою толерантность к стрессу как высокую или крайне низкую. Наиболее травмирующими для испытуемых являются ситуации, связанные с неспособностью контролировать внешние обстоятельства, эмоциональные состояния (раздражительность, злость, страх) и личную продуктивность в ситуациях перегрузок и большого объема дел.
Анализ конфликтности испытуемых показал, что мужчины более конфликты не зависимо от возраста, а сдержанных и тактичных мужчин в ситуациях противоречия не оказалось ни одного. Были выявлены также мужчины с очень высокой конфликтностью, которым свойственно реагировать на многие даже нейтральные ситуации как на конфликтные. Эти показатели могут отражать характерологические особенности испытуемых в совокупности с высокой степенью нервно-психического напряжения и психоэмоциональной истощенности личности. Женщин с такими показателями было гораздо меньше, но, тем не менее, им тоже присуща такая форма реагирования.
Супругов, склонных сглаживать напряжение, избегая открытых конфликтов, было обнаружено достаточное количество.
Также были выявлены испытуемые с выраженным уровнем конфликтности, при котором человеку присуща готовность настойчиво и открыто отстаивать свое мнение или позицию и делать это не смотря на возможность усложнить межличностные отношения.
Анализ стратегий поведения в конфликте показал, что мужчинам разного возраста свойственно конкурирующее поведение, где доминирует мотивация соперничества (обычно отражающая глубинную внутриличностную мотивацию, связанную с самооценкой, мотивацией к успеху, но мало обусловленную целью разрешения проблемной ситуации). Конкурировать стремятся в основном молодые мужчины с небольшим стажем семейной жизни. С возрастом и стажем отношений данная стратегия проявляется в меньшей степени. Сотрудничать готовы меньшее количество мужчин, а готовых на компромисс гораздо больше
Женщинам свойственны иные поведенческие стратегии - конкуренция присуща женщинам со стажем супружеской жизни от 5 до 15 лет, а сотрудничающих женщин больше после 15 лет стажа. Компромиссы в основном присущи женщинам в молодых парах; женщин с избегающими или приспособленческими стратегиями поведения в конфликте в данной выборке было обнаружено мало.
В целом, проведенное нами исследование показало, что в выборке испытуемых очень низкая доля людей, имеющих хорошо сформированную стрессоустойчивость, которая позволила бы им управлять своим поведением в сложных и напряженных ситуациях (например, конфликта) для достижения продуктивного результата без угрозы для физического и психического благополучия и снижения качества жизни.
1. Аббабаков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. М.: Пере; СПб.: Речь, 2014. 166 с.
2. Аммон Г. Динамическая психиатрия в ракурсах времени. В.: Городец, 2018. 568 с.
3. Анварова Е. Ю. Супружеский конфликт как проблема исследования
[Электронный ресурс] // Символ науки. 2020. №7. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/supruzheskiy-konflikt-kak-problema-issledovaniya
4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для вузов. 7-е издание. СПб.: Питер, 2020. 560 с
5. Апчел В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: Воен.-мед. академия, 2019. 85 с.
6. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 2005. №4. С. 45-54.
7. Аршавский В. В., Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация. М.: Ridero, 2015. 274 с.
8. Белогай К. Н. Психологические задачи брака и факторы стабильности
супружеских отношений [Электронный ресурс] // Вестник КемГУ. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-zadachi-braka-i-faktory-
stabilnosti-supruzheskih-otnosheniy
9. Белых Т. В. Специфика межуровневых связей в структуре
интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовои ситуации [Электронный ресурс] // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-mezhurovnevyh-svyazei-v-strukture- integralnoi-individualnosti-u-studentov-s-raznym-urovnem-adaptatsii-v-stressovoi- situatsii
10. Бережная Н. И. Психофизиологические и психологические факторы профессиональной успешности оперативных сотрудников таможенных органов: диссер. ... канд. психол. наук: 19.00.02. Ростов-на-Дону, 2005. 163 с.
11. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. 272 с.
12. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР-СЭ, 2004. 382 с. С. 4.
13. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с., с. 102
14. Боженко В. А. Определение понятия «Конфликт» [Электронный
ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2000. №2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ opredelenie-ponyatiya-konflikt
15. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544 с.
16. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: АСТ, 2009. 811 с.
17. Бохан Т. Г. Системные детерминанты стрессоустойчивости в возрастном и этнопсихологическом контексте // Сибирский психологический журнал. 2017. №25. С. 180-185.
18. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы: Секреты болезни цивилизации: 2-е междунар. изд. М.: ОЛМА-Пресс, 2013. 352 с
19. Брендт К. Устойчивость. Как выработать иммунитет к стрессу, депрессии и выгоранию. М.: Бомбора, 2022. 352 с.
20. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. М.: Смысл, 2021. 244 с.
21. Газиева М. В. Современные подходы к проблеме исследования
стресса и стрессоустойчивости [Электронный ресурс] // МНКО. 2018. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-podhody-k-probleme-
issledovaniya-stressa-i-stressoustoychivosti
22. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. Монография. М.: Издательство Моск. ун-та, 1987 с. 176 с.
23. Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Ленинград: Знание, 1990. 32 с.
24. Грехов Р. А., Сулейманова Г. П., Адамович Е. И. Роль тревоги в
психофизиологии стресса [Электронный ресурс] // Природные системы и ресурсы. 2017. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-trevogi-v-
psihofiziologii-stressa
25. Дмитриевский П. В. Анатомия семейного конфликта. Победить или понять друг друга. М.: Никея, 2020. 448 с.
26. Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол. аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. Минск: изд-во «Университетское», 1985. 206 с/
27. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.00 / П.Б. Зильберман. Киев, 1969. 258 с.
28. Зомбарт В. Социология. Хрестоматия: учебное пособие для вузов. 3 -
е издание [Электронный ресурс]. М.: Юрайт, 2020. 169 с. URL:
https://urait.ru/bcode/450737
29. Игумнов С. А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. СПб. : Речь, 2007. 217 с.
30. Изард К. Эмоции человека. М.: Директ-Медиа, 2018. 954 с.
31. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений // СПб.: Питер, 2012. 573 с.
32. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2005. 176 с.
33. Колесникова Г. И. Социология и психология семьи: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 263 с.
34. Кратохвил С. Психотерапия супружеских отношений. М.: Медицина, 2008. 326 с.
35. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001, 354 с.
36. Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. М.: Просвещение, 1989. 204 с.
37. Куликова Т. И. Психология стресса // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 180-181.
38. Лескович В. П., Зуськова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов. Психологический журнал. Том 6. № 3. М.: Российская академия наук, 1985. С. 126-137.
39. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психол. журн. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.
40. Марютина Т. М. Дифференциальная психология в 2 -х частях. Часть 1. М.: Юрайт, 2022. 292 с.
41. Матюшкина Е. Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 2. С. 47-63. С. 55.
42. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2015. 256 с.
43. Михеева А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения //
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2010. №2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/stressoustoychivost-k-probleme-opredeleniya
44. Михеева А.В. Особенности соотношения стрессоустойчивости и тревожности у мужчин и женщин // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- sootnosheniya-stressoustoychivosti-i-trevozhnosti-u-muzhchin-i-zhenschin
45. Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психология и психопрофилактика: сборник научных трудов. Л.: ЛГУ, 1983. С. 21-26.
46. Мочаев С. А. Стрессоустойчивость личности: как ее обрести // Народное образование. 2011. № 8. С. 261-265.
47. Нартова-Бочавер С. К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М.: Генезис, 2011. 320 с.
48. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.
49. Николаева Е. И. Психология семьи. СПб.: Питер, 2019. 368 с.
50. Одинцова М. А. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 299 с.
51. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: АСТ, 2020. 1360 с.
52. Олифирович Н. И., Велента Т. Ф. Практика семейной психотерапии. Системно-аналитический подход. М.: Академический проект, 2020. 355 с.
53. Павлова А. В. Научная дефиниция «стресс»: подходы к толкованию и классификации. Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. 142 с. С. 17
54. Панченко Л. Л. Стресс: Хрестоматия. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2003. 120 с.
55. Петровский В. А. Человек над ситуацией. СПб.: Северный паломник, 2021. 559 с.
56. Прохорова О. Г., Торохтий В. С. Психология семьи. Психологическое здоровье. М.: Юрайт, 2018. 152 с.
57. Психодиагностика взрослых. Том 2 // Энциклопедия
психодиагностики в 4-х томах / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах- М, 2021. 704 с.
58. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.
59. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Сост. В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. Елабуга: ЕИ КФУ, 2015. 142 с.
60. Райгородский Д. Я. Психология семьи. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2002. 752 с.
61. Роджерс К., Маслоу А., Мэй Р. Теория и практика экзистенциальной психологии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. 336 с.
62. Романов В. В. Юридическая психология. Хрестоматия: учебное пособие для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М. Юрайт, 2022. 471 с. С. 122-133.
63. Сапольски Р. Психология стресса. 3-е изд. СПб.: Питер, 2021. 480 с.
64. Сатир В. Психотерапия семьи. Внутрисистемные коммуникации. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. 280 с.
65. Сатир В. Психотерапия семьи. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. 280 с.
66. Селье Г. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 128 с.
67. Семенов В. А. История зарубежной конфликтологии. В 2-х т: Том 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 456 с.
68. Семенов В. А., Громов И. А. Западная социология. В 2 -х частях. Часть 1. М.: Юрайт, 2018. 340 с.
69. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник. М.: Кнорус, 2021. 280 с.
70. Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. Наук. Пермь, 2019. 152 с.
71. Уайл Д. После медового месяца: Как обратить семейные конфликты на пользу отношениям. М.: Альпина Паблишер, 2017. 378 с.
72. Фесенко Ю. А., Худик В. А., Чурилов Л. П. Неврозы и стресс. М.: Фолиант, 2018. 352 с.
73. Философский словарь / под ред. А.А. Гусейнова, Ю. Солодухина. М.: Наука, 2021. 942 с.
74. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. СПб.: Лениздат, 2020. 192 с.
75. Чазова А. А. Копинг-поведение врача и больного в процессе
преодоления болезни: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.04 / Республиканский центр непрерывной подготовки мед. и
фармацевтич. работников. Санкт-Петербург, 1998. 47 с.
76. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебник для вузов. 6-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021. 503 с.
77. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2015. 672 с.
78. Юнусова С. Г., Розенталь А. Н., Балтина Т. В. Стресс. Биологический и психологический аспекты [Электронный ресурс] // Учен. зап. Казан. ун -та. Сер. Гуманит. науки. 2008. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/stress- biologicheskiy-i-psihologicheskiy-aspekty
79. Ackerman N. W. (Ed.). Family therapy in transition. New York: Little, Brown, 1970. 244 p.
80. Bracha H. S. Does «Fight or Flight» Need Updating? Z H.S. Bracha, T.C., J.M. Matsukawa, A.F. Williams and A.S. Bracha. Psychosomatics. № 45, 2004. Р.448-449.
81. Haley J. Problem Solving Therapy. 2nd edn. By Jay Haley. London: Jossey-Bass, 1987. 269 p.
82. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. 1-st edition. New York City: Springer Publishing Company, 1984. 460 p.
83. Monat A. Stress and Coping: An Anthology. NY: Columbia University Press, 1991. 598 р., с. 178.
84. Selye H. The Story of the Adaptation Syndrome: Told in the Form of Informal, Illustrated. Michigan: Acta Inc., 1952. 225 р.