Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности 8
1.1 Особенности развития у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности 8
1.2 Анализ и характеристика организационно-педагогических условий развития у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности 19
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации организационно-педагогических условий развития у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности 24
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет пространственного воображения 24
2.2 Апробация организационно-педагогических условий развития у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности 32
2.3 Динамика изменения уровня развития у детей 4-5 лет пространственного воображения 36
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Приложения 45
В дошкольной педагогике проблема развития пространственного воображения занимает одно из важных мест. Дошкольный возраст - самое лучшее время для накопления представлений об окружающей действительности в проекции на творческую деятельность ребенка.
Пространственное воображение как способ получения информации, похода мышления и постановки задач, помогает в решении поставленной проблемы. Ребенок, создающий пространственные объекты, изменяющий их, действующий внутри этих объектов, должен владеть пространственным воображением, так как от этого зависит его общее развитие и, в дальнейшем, успешное усвоение им школьной программы.
Развитие у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности помогает формировать практические навыки, необходимые в подготовке к дальнейшей трудовой деятельности.
Для самовыражения личности с помощью изобразительной деятельности ребенку нужно эмоционально эстетическое восприятие, развитие умения отмечать выразительность форм, цвета, пропорций и при этом выражать свое отношение и чувства к окружающей действительности.
Способность к творчеству - важный аспект успешного развития личности. Многие из исследователей считают, что основа развития творчества ребенка - воображение.
Проблему воображения исследовали такие отечественные психологи как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко, А.В. Брушлинский. Они подчеркивали, что сложность обучения воображения заключается в том, что оно осуществляется и с другими процессами, и как самостоятельный процесс.
Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что исследователи рассматривают особенности развития пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что в данный период творческое воображение начинает интенсивно развиваться. Внимания же к среднему возрасту уделяется мало, в научно-методической литературе недостаточно представлены подходы, раскрывающие особенности, средства и условия развития пространственного воображения ребенка в этот возрастной период.
Актуальность исследования заключается в том, что в дошкольном возрасте нужно развить у детей 4-5 лет пространственное воображение посредством организационно-педагогических условий данного процесса.
Все вышесказанное позволило выявить противоречие между необходимостью развития у детей среднего дошкольного возраста, т.е. у детей 4-5 лет, пространственного воображения и отсутствием организационно-педагогических условий данного процесса.
На основании данного противоречия была сформулирована проблема: какими должны быть организационно-педагогические условия, позволяющие развить у детей 4-5 лет пространственное воображение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий развития у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития пространственного воображения у детей 4-5 лет в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие у детей 4-5 лет пространственного воображения будет эффективным, если будут созданы организационно-педагогические условия:
• развивающая предметно-пространственная среда будет представлена в изобразительной деятельности, позволяющей развить пространственное воображение у детей 4-5 лет;
• разработан комплекс дидактических игр, направленных на развитие пространственного воображения у детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме развития пространственного воображения у детей 4-5 лет в процессе изобразительной деятельности.
2. Выявить уровень развития пространственного воображения у детей 4-5 лет в процессе изобразительной деятельности.
3. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие пространственного воображения у детей 4-5 лет.
4. Апробировать организационно-педагогические условия.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические исследования в области психологии развития детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Маклаков);
• теории формирования пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста (И.С.Якиманская, Р.С.Немов, А.Н. Поддьяков);
• исследования по использованию диагностических методик для развития пространственного воображения у детей 4-5 лет (Р.С.Немов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев).
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, наблюдения за детьми на занятиях по развитию пространственного воображения в самостоятельной деятельности, педагогический эксперимент, диагностическое обследование детей, изготовление моделей для занятий, анализ продуктов творческой деятельности.
Новизна исследования заключается в том, что доказана эффективность разработанных организационно-педагогических условий на развитие пространственного воображения у детей 4-5 лет в условиях изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: определение обоснованных потенциальных возможностей процесса развития у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что создание организационно-педагогических условий развития у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности возможна в использовании образовательного процесса дошкольной образовательной организации.
Экспериментальной базой исследования является структурное подразделение «Детский сад» ГБОУ СОШ с. Новодевичье Шигонского района Самарской области.
В исследовании принимали участие 24 ребенка в возрасте 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников), приложения. Работа содержит 15 таблиц.
Проведенные констатирующий и формирующий эксперименты исследования подтвердили гипотезу, выдвинутую нами, и дали возможность сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития пространственного воображения у детей 4-5 лет в процессе изобразительной деятельности является актуальной в настоящее время. Без этого восприятие детей к окружающему миру остается поверхностным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности.
Развитие пространственного воображения у детей 4-5 лет будет эффективным, если будут созданы организационно-педагогические условия:
• развивающая предметно-пространственная среда будет представлена изобразительной деятельности, позволяющей развить пространственное воображение у детей 4-5 лет;
• разработан комплекс дидактических игр, направленных на развитие пространственного воображения у детей 4-5 лет.
После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем по всем показателям развития пространственного воображения, детей с низким уровнем развития пространственного воображения выявлено в малом количестве.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанных организационно-педагогических условий развития у детей 4-5 лет пространственного воображения в процессе изобразительной деятельности.
1. Анисимов, Н.Н. и др. Учебное пособие для техникумов [Текст] / Н.Н.Анисимов - М.: Стройиздат, 2013. - 368 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К.Бабанский - М.: Педагогика, 2014. - 254 с.
3. Ботвинников, А.Д. Способы развития динамических пространственных представлений учащихся [Текст] / А.Д. Ботвинников - М.: Просвещение, 2016. - 158 с.
4. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста [Текст] / под ред.: Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
6. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст] / Под ред. И. С. Якиманской - М.: Просвещение, 2013. - 97 с.
7. Выготский, Л.С. Кризис семи лет [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1984. - 385 с.
8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1956. - 279 с.
9. Герасимова, И.О. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии [Текст] / И.О. Герасимова - М.: Педагогика, 1978. - 104 с.
10. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студ. сред.спец. пед. учеб. заведений [Текст] / под. ред.: С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, 2013. - 203 с.
11. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под ред. С.Л. Новоселовой - М.: Просвещение, 2015. - 152 с.
12. Левитес, Д. Общая педагогика: Педагогические технологии [Текст] / Д. Левитес - М.: Инфра, 2017. - 402 с.
13. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2004. - 583 с.
14. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов - М.: ВЛАДОС, 2015. - 651 с.
15. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый - М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
...