Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития смыслового восприятия текста посредством алгоритмов 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития смыслового восприятия текста 9
1.2 Характеристика алгоритмов как средства развития смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития смыслового восприятия текста посредством алгоритмов 25
2.1 Изучение уровня развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития смыслового восприятия текста 25
2.2 Содержание и методика развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития смыслового восприятия текста посредством алгоритмов 34
2.3 Оценка эффективности методики развития смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством алгоритмов 42
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 54
Способность к смысловому восприятию текста является важной составляющей в формировании важнейшего средства обучения (получения, обработки и хранения информации) у детей дошкольного возраста. Смысловое восприятие текста обеспечивает возможность понимания и воспроизведения полученной информации. Смысловое восприятие текста является сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельностью, целью которого будет создание концепта текста у воспринимающего субъекта.
Формирование способности к смысловому восприятию текста у детей с задержкой психического развития (ЗПР) следует считать одной из приоритетных задач их психолого-педагогического сопровождения уже на этапе старшего дошкольного возраста, так как смысловое восприятие текста является важным компонентом в структуре общей обучаемости.
Т.А. Власова, В.И. Лубовский, И.Ф. Мастюкова, У.В. Марковская в своих исследованиях доказали, что «дети с задержкой психического развития имеют значительные трудности в овладении речью, проявляющиеся как в говорении, так и в понимании речевого высказывания, испытывают значительные трудности в усвоении знаний, предусмотренных образовательной программой в следствии недостаточно развитому смысловому восприятию текста».
Решение данной проблемы возможно при условии целенаправленной коррекционной работы, в которой важное место занимает решение задач развития смыслового понимания текста.
Так как для детей данной категории характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, одним из факторов, облегчающий процесс понимания становления связной речи, по мнению А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, является наглядность. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
«В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания», на значимость которого неоднократно - указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность «последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания». Данные факторы можно реализовать с помощью алгоритмов. Алгоритм позволяет сочетать в себе последовательность и наглядность. Использование алгоритмов в настоящее время становится актуальным, так как это система методов и приемов, позволяющих активизировать словарь, облегчить понимание и удержание в памяти структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, образование ассоциаций. С использованием алгоритмов у детей с задержкой психического развития развивается память, мышление, внимание, восприятие, воображение и речь.
Использование алгоритмов в работе с дошкольниками представлены в исследованиях речи у дошкольников с задержкой психического развития Т.В. Большовой, Т.Б. Полянской, В.И. Селиверстова и других. Ведь использование алгоритмов на занятиях по развитию смыслового восприятия текста «позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами».
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у дошкольников смыслового восприятия текста и недостаточной разработанностью и использования алгоритмов в этом процессе.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: какова возможность развития смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством алгоритмов?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 6-7 лет с задержкой психического развития смыслового восприятия текста посредством алгоритмов».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможность развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития смыслового восприятия текста посредством алгоритмов.
Объект исследования - процесс развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития смыслового восприятия текста.
Предмет исследования - развитие смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством алгоритмов.
Гипотеза исследования. Развитие смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет возможно при использовании алгоритмов, если:
• разработаны алгоритмы с учетом особенностей развития восприятия у дошкольников с задержкой психического развития;
• выстроена последовательность работы с алгоритмами в соответствии с разными видами и типами текста;
• подобраны тексты художественных произведений с алгоритмами различных уровней сложности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать методику развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития смыслового восприятия текста посредством алгоритмов.
Теоретическую основу исследования составляют:
• теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин);
• положение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей;
• исследования о процессе восприятия устной речи (В.А. Артемов, Л.В. Бондарко, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, В.Б. Касевич, А.А Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Чистович, Л.В. Щерба);
• положения о соотношении мышления и речи, о взаимосвязи когнитивного, общепсихического и речевого развития, об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально -языковых средств (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, М. Шахнарович);
• учение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина);
• исследования о моделировании в развитии речи дошкольников (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин,).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования: определена возможность развития смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством алгоритмов.
Теоретическая значимость исследования:
• обоснована возможность развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития смыслового восприятия текста посредством алгоритмов;
• охарактеризованы показатели смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что задания с алгоритмами по развитию у детей 6-7лет с задержкой психического смыслового восприятия текста могут быть использованы воспитателями и учителями-дефектологами при реализации задач ОО «Речевое развитие» в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 198 «Вишенка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 источника), приложения. Работа содержит 16 таблиц, включает в себя 4 приложения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития смыслового восприятия текста у детей 6-7 посредством алгоритмов является актуальной в настоящее время. Психологические исследования Л.А. Венгера показывают, что без наглядного моделирования, чем являются алгоритмы, восприятие текста детьми долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития. Специфические особенности смыслового восприятия текста у детей 6-7 с ЗПР: у таких детей отмечаются определенные недостатки в развитии всех компонентов смыслового восприятия текста, заметное по сравнению с нормой снижение результативности попыток понимания, снижен объем запоминания и уровень воспроизведения текста.
Проблемы развития смыслового восприятия текста у детей изучались: Т.А. Власовой, В.И. Лубовским, И.Ф. Мастюковой, У.В. Марковской. Исследования показали, что развитие смыслового восприятия текста зависит от умения выделять в тексте персонажей и их действия, причинно-следственные связи и последовательность событий, а также умения воспроизводить услышанный текст. Изучением наглядного моделирования занимался П.А. Гальперин. Он предлагала использовать наглядные модели (алгоритмы) для развития понимания речи.
Выявление уровня смыслового восприятия текста показало, что 25% детей имеют низкий уровень. Это связано с тем, что детям тяжело на слух, без наглядного предъявления выделять в тексте персонажей и их действия, причинно-следственные связи, последовательность событий и, соответственно, детям трудно пересказывать текст.
Развитие смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет посредством алгоритмов возможно, если:
• разработаны алгоритмы с учетом особенностей развития восприятия у дошкольников с задержкой психического развития;
• выстроена последовательность работы с алгоритмами в соответствии с разными видами и типами текста;
• подобраны тексты художественных произведений с алгоритмами различных уровней сложности.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием алгоритмов и положительную динамику в развитии смыслового восприятия текста у детей 6-7 лет. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем (55 %) по всем показателям смыслового восприятия текста, низкий уровень развития выявлен только у одного ребенка.
Использование алгоритмов в системе коррекционной работы дает положительный результат.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что алгоритмы можно и нужно использовать в развитии смыслового восприятия текста с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития.
1. Белянин, В.П. Психолингвистика [Текст] / В.П. Белянин. - М.: Флинта : Московский психолого-социальный институт, 2003. - 232 с.
2. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. - учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - М. : ФОРУМ, 2011. - 203 с.
3. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгнер, П.С. Мухина. М. : 1999. - 405 с.
4. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1993. - 173 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2005. - 512 с.
6. Гайштут, А.Г. По ступенькам к развитию [Текст] / А.Г. Гайштут. - Початкова школа, 2005. - 143 с.
7. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] / В.П. Глухов. - учеб. пособие для студентов педвузов. - М. : ACT: Астрель, 2005. - 351.
8. Дети с задержкой психического развития [Текст] : сб.ст. / под.ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 2004. - 256 с.
9. Дефектология [Текст]: словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с.
10. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. [Текст] / Г.А. Каше. - М., 1995.
11. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин, Б.Н. Пузанов. - учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М.: 1998. - 135 с.
12. Леонтьев, А.Н. Проблемы в развитии психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Человек и культура, 1997. - 584 с.
13. Лоскутова, В.Н. Особенности детей с задержкой умственного развития в отличие от детей-олигофренов [Текст] / В.Н. Лоскутова, Г.Н. Седельникова. / в кн.: Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Педагогика, 2003. - 224 с.
14. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. - М. : Педагогика - 1989. - 180 с.
15. Лукашевич, В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности [Текст] / В. К. Лукашевич. - Минск : «Наука и педагогика», 1999 г. - 120 с.
...