Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии

Работа №108704

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы139
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей взрослых средствами изобразительного искусства 16
1.1 Развитие творческих способностей личности как предмет психолого-педагогического исследования 16
1.2 Особенности художественно-пластического языка акварели 23
1.3 Методика развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии 29
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по реализации модели методической системы развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии 42
2.1 Выявление первоначального уровня развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии (констатирующий этап эксперимента) 42
2.2 Система развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии (формирующий этап эксперимента) 57
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 80
Приложение А Учебная программа «АТМА» на основе авторской программы С.Г. Галета «Техника и технология живописи: лиссировка акварелью» 91
Приложение Б Констатирующий эксперимент. Анкетирование 108
Приложение В Вводное домашнее задание для определения уровня подготовки поступающих на курс 109
Приложение Г Констатирующий эксперимент. Задание № 1 «Этюд букета цветов» 115
Приложение Д Мастер-класс с наглядным примером хода работы к занятию № 1 «Этюд букета цветов» 119
Приложение Е Формирующий эксперимент. Задание № 2-3 «Мандарины» 124
Приложение Ж Педагогический рисунок к занятию № 4 «Осенние дары» 128
Приложение И Упражнение № 1. Задания учащихся на отработку технических навыков 131
Приложение К Упражнение № 2. Задания учащихся на отработку технических навыков 133
Приложение Л Формирующий эксперимент. Задание № 5 «Новогодний натюрморт» 135
Приложение М Педагогический рисунок к заданию № 4 «Осенние дары» 137

Глобальные процессы реформирования, происходящие в области политического и социально-экономического развития естественным образом, отражаются на его культурном секторе и, в частности, на искусстве. В свою очередь данные перемены привели к трансформации художественных норм, ценностей и идеалов, сформировав определенный рынок искусства. Рыночное искусство возникло не случайно, это естественная реакция как «ответ на вызовы сегодняшнего времени», что связано с глобализацией и переходом системы образования в дистанционный формат обучения. Искусство стало сферой художественного предпринимательства с одной стороны, а с другой стороны повышенный интерес к этой сфере связан с тем духовным кризисом, который и вынуждает сегодняшнюю систему образования обратиться к инновационным формам организации образовательно-воспитательного, развивающего, творческого пространства, воздействующего на сознание человека с тем, чтобы сформировать новые ценностные ориентации. Искусство и изобразительная деятельность является тем смысловым ценностным ориентиром, который побуждает человека к творчеству, ибо творческая деятельность является важным активатором в развитии многих когнитивных, психологических процессов, таких как память, внимание, мышление, наблюдательность, восприятие, воображение.
Противоречия, возникающие на базе содержательной стороны образования между потребностью приобщения к творчеству и ее традиционными формами подачи материала, диктуют необходимость в определении модели процесса обучения изобразительному искусству, а с другой стороны, в условиях полихудожественности, новых запросах общества, требуют новых средств и механизмов, вовлекающих в творческий процесс как можно большее количество людей, направленный на познание мира через творческий опыт.
Таким образом складывается совершенно новая тенденция в системе образования. С тем, чтобы сохранить систему, необходимы новые, инновационные средства, методы и технологии, основанные на привлекательности того арсенала, которым обладает искусство, которое не будет ограничивать коллективное творчество, а наоборот способно приобщить к искусству, «обещая» на этой основе развития способностей, интересов и мировоззрения в общем контексте становления актуализированной современной личности.
С одной стороны, идёт возрастающее внимание социума к дистанционной форме обучения, а с другой стороны индивидуализируется личностный подход в пространстве художественных студий. Это приблизило автора исследования к изучению одной из важных тем, а именно к возрастанию внимания общества, его интереса к различным художественным школам, урокам, кружкам и студиям творчества.
Интересным становится тот факт, что художественная студия стала привлекательной не столько для детского творчества, сколько для взрослого, в условиях которой именно сложившаяся личность хочет творить, развивать или проявлять свои способности, реализовывать свои желания и стремления.
Автор исследования объясняет этот интерес той альтернативой, которую представляют художественные студии, отличной от академического искусства, в которых процесс обучения построен не на сухом освоении основ и закономерностей изображения, изучения цветоведения, воздушной и линейной перспективы, способах реалистического изображения мира, а на вовлечении в творческий процесс, в основе которого лежат личные интересы, при этом, это интересы уже личности, которая знает чего она хочет добиться или получить, то есть желания личности, они конкретны.
Привлекательность художественной студии в том, что она становится новой формой художественно-развивающего языка искусства, современной формой образования, новым подходом, создающим новые коммуникативные отношения в процессе обучения и развития, направленные, прежде всего, на познание самого себя, своих возможностей. В основе этих отношений лежит интерес и мотивация, побуждающая человека к активным действиям, проявляющим творчество. Художественная студия становится своего рода территорией свободного пространства, не требующего оценки своим действиям, никаких рейтинга и баллов. Для людей, участвующих в данном процессе, становится важен сам процесс творческой деятельности как процесс непрерывного развития в образе творца и созидателя своей уникальной реальности. Так незаметно для самого себя человек постигает основу стратегического планирования личностных ориентиров в системе изобразительного искусства посредством отображения бытия в своих произведениях.
Таким образом художественная студия становится специфической формой современной культурной и образовательной среды, пространством, в котором рыночные и художественные механизмы способствуют активному становлению и развитию креативных художественных навыков и мастерства. Что на сегодняшний день становится особенно актуальным, потому как зависит от того, кто же является поставщиком данных услуг, какими компетенциями он обладает, каков уровень его образования?
Автор исследования склонен думать, что художественная студия обладает огромным потенциалом, способным интегрировать в общество, реализуя прежде всего интересы личности. Художественная студия выступает той универсальной структурой, связанной с реализацией и развитием творческих способностей и с потреблением искусства как сферой художественных ценностей, привлекающая людей различных специальностей и возрастов. В наше время для большинства людей становится привлекательна эта тенденция - интерес к творчеству, свободе, индивидуальности и креативности.
Для человека становится популярным посещать различные кружки, студии, когда он имеет «любимое хобби». Осознание этого приходит и ко взрослым.
Сегодня взрослые люди стремятся иметь свое хобби, проводить досуг по своим интересам. В этом автор исследования видит попытку человека самостоятельно решить различные психологические проблемы.
Многие психологи на протяжении долгого времени, посредством проведенных экспериментов утверждают роль и значение искусства и творчества в решении различных психологических проблем, таких как ограничивающие убеждения, комплексы, страхи, неуверенность.
В этом проявляется еще одна тенденция, сегодня «модно» иметь хобби, если человек не имеет хобби, он становится неинтересен.
В этом мы видим проблему XXI века, стремление человека быть привлекательным за счет своего хобби. В век информационных технологий и Instagram, когда человек стремится всеми силами и действиями привлечь внимание к своей персоне, важно то, как он позиционирует себя в обществе, в социальных сетях, обмениваясь опытом и демонстрируя свои достижения. С точки зрения психологов, социальные сети позволяют чувствовать человеку, что он принадлежит к данному социуму, которое принимает его. Искусство и творческая деятельность также становится социальным, массовым.
В силу своего ценностно-смыслового значения занятия изобразительной деятельностью в условиях художественной студии становятся органичным процессом функционирования художественно-эстетических ценностей культуре современного общества.
Следовательно, проблема развития творческих способностей у взрослых обуславливается, прежде всего, социальной и экономической потребностью общества в эмоциональной рефлексии, получаемой от творческой деятельности, в поиске наиболее эффективных путей, в формировании социальных, коммуникативных отношений, в которых данный процесс становится основополагающей формой в развитии обучающегося, способной раскрыть его творческие способности.
Так, развитие творческих способностей взрослых возможно в процессе обучения в художественной студии.
Автор исследования, рассматривает художественную студию как образовательно-творческую среду, в которой происходит саморазвитие человека, раскрытие его индивидуальных творческих способностей.
Художественная студия предоставляет возможность для развития творческих способностей взрослых путем создания оптимальных педагогических условий, в которых протекает процесс культурной идентификации, происходит освоение материальных, эмоциональных, эстетических и духовных ценностей.
Как показывает анализ педагогической практике большинство творческих студий и художественных мастерских осуществляют набор в детские группы, в том время как взрослых групп практически не существует. Тем не менее взрослый контингент нуждается в организации таких художественных студий. Именно на сегодняшний момент возникает ситуация, при которой необходимо уделить внимание взрослой аудитории. Не только дети, но и взрослые нуждаются в появлении своих творческих способностей, и лучше всего на наш взгляд этому способствует совместная работа в художественной студии.
Актуальность данного исследования исходит из тех противоречий, которые возникают на основе того, что в теоретической практике многих психологов, педагогов и философов обозначена проблема развития творческих способностей у детей средствам изобразительной деятельности, как важнейшей составляющей бытия личности человека, влияющей на его эмоциональное состояние, восприятие и мышление, и недостаточным исследованием данной темы у взрослых.
На основании вышеизложенного художественная мастерская представляет собой инновационную форму организации для продуктивной деятельности слушателей на основе освоения технологий акварельной живописи. Согласно этому, живопись предполагает освоение закономерностей изображения, основ изобразительной грамоты, познание технологических возможностей акварельной живописи и вербализацию увиденного в художественной форме - образе, обладающего своей эмоциональной окраской.
На основании обозначенных противоречии возникает проблема исследования - «Развитие творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии».
Цель исследования - разработать программу, представляющую собой систему заданий и упражнений, внедрить и апробировать на практике методику развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей взрослого человека.
Предмет исследования - художественная студия как пространство для развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи.
Гипотеза исследования - развитие творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии будет наиболее эффективно если:
• будут определены формы, методы и приёмы развития творческих способностей взрослых в условиях организации занятий в художественной студии, представляющую собой полихудожественный потенциал, интеграционные пространство развития и обучения личности взрослых, в процессе которого проявятся его стремления к познанию нового, в воспитании эстетического вкуса, формирование образного мышления и навыков художественной культуры средствами изобразительного опыта деятельности;
• в практику художественной студии, понимаемой как система- процесс-результат, будут внедрены интерактивные формы и технологии, воздействующие на личность с целью раскрытия и развития его творческих способностей;
• будут разработаны критерии и уровни развития творческих способностей взрослых в условиях художественной студии;
• будет разработана и экспериментально проверена модель методической системы развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии.
Задачи исследования:
• изучить и систематизировать научную, психолого-педагогическую и философскую литературу по проблеме исследования, развития творческих способностей;
• определить методические, педагогические и технологические особенности процесса развития творческих способностей взрослых в условиях художественной мастерской средствами акварельной живописи;
• разработать и апробировать модель методической системы, включающую задания и упражнения и представляющую собой совокупность системы интерактивных технологий, направленных на развитие творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии;
• разработать критерии и уровни развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии.
Методологическую основу исследования составили труды, в которых процесс развития творчества и его специфика отражены Н.А. Ветлугиной, Б.М. Теплова, А.А. Мелик-Пашаева, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Р.Г. Казаковой, Е.А. Флёриной, в которых отмечалось, что особенно эффективно творчество воздействует на развитие личности, в силу своей эмоциональности и образности, яркая художественная деятельность.
Как философскую категорию «творчество» рассматривали следующие авторы Платон, И. Кант, Н. Бердяев, С.С. Гольдентрих, П.П. Крамер, А.М. Коршунов, П.С. Дышлевый, Ю.А. Бычков Е.С. Громов, и др. Анализируя их работы, можно сказать, что в научной доктрине вопрос творчества характеризуется разнообразием интерпретируемых подходов, богатством подачи в постижении содержания и целей деятельности.
В исследованиях психологов и педагогов художественное творчество, имеющее различные сущностные характеристики, влияющие на развитие личности, раскрывается в трудах В.С. Мухиной, Н.В. Корчаловской, Г.Г. Григорьевой, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, К.В. Тарасова, Н.Б. Халезова, В.А. Езикеевой.
В современных исследованиях проблема развития творческих способностей личности средствами изобразительной деятельности представлена в трудах Э.Д. Оганесян, А.А. Лукашовой, О.П. Рыбниковой, Е.Н. Дмитриевой, Н.А. Опарина, Н.В. Падашуль, И.Л. Головановой, И.Ю. Соколова, С.А. Мочаловой, М.А. Жернильской.
Роль условий и значение художественных студий в развитии творческих способностей отражены в исследованиях Л.Ю. Калининой, А.Л. Лысаковой, А.Ю. Демшиной, М.П. Переверзева.
Методы исследования:
• методы эмпирического исследования - наблюдение, тестирование, разработка творческих заданий, программы. педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего и формирующего этапов исследования;
• методы теоретического анализа, систематизации полученной информации отечественной и зарубежной литературы;
• статистические методы - обработка полученных результатов исследования и их отражение в таблицах.
Научная новизна исследования состоит в определении того, что обучение в художественной студии способствует художественному развитию, способность к эмоциональному переживанию, на основе содержания программы изобразительной деятельности и личностных мотивов способствует формированию эстетической культуры. Разработанная модель методической системы состоит в поэтапном развитии творческих способностей взрослых в условиях художественной студии, что выражается в реализации личностных и художественно-эстетических смыслах образования, в формах изобразительной деятельности направленные на освоение закономерностей акварельной живописи. На когнитивном, творческом, коммуникативном и рефлексивном уровне происходит освоение знаниевого (смыслового), технологического, эмоционально-образного и эстетических компонентов обучения, посредством которых формируется эстетическая культура обучающихся и реализация творческой самореализации, мотивов деятельности. Определение факторов, условий возможностей художественной студии, влияющих на процесс развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи. Разработке и определении ключевых компонентов модели методической системы, содержание которых направлено на развитие творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии, позволяющие педагогу варьировать педагогическими технологиями, формами и методами, импровизировать и экспериментировать в построении программы обучения, создавая различные кейс-ситуации, вовлекая в творческий процесс. Определении показателей и уровней оценки развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии.
Теоретическая значимость определяется необходимостью разработки комплекса упражнений и заданий, построении методической модели обучения, направленной на развитие творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии .
Обоснована теоретическая необходимость развития творческих способностей взрослых как процесс последовательного вовлечения в предметную, художественную среду, пространство имеющее множество смыслов, таких как знаниевые, технологические, эмоциональные, личностные и коллективные которые усиливают единство и содержание процесса обучения, развития и воспитания на разных уровнях и возрасте обучающихся.
Доказана целесообразность использования художественной студии как пространства, реализующего интегративный, деятельностный, полихудожественный подход в обучении и развитии, обеспечивающего развитие ценностных, эмоционально-духовных ориентиров, эстетической культуры, возможность открытости и вовлеченности в изобразительную деятельность при личностной самореализации обучающихся.
Практическая значимость работы заключается в разработке модели методической системы, которую составляют: программа обучения, различные задания и упражнения, учебно-методические пособия, наглядно-дидактические средства развития творческих способностей взрослых, позволяющих средствами акварельной живописи вовлечь обучающихся в художественно-изобразительную деятельность, активизируя их способности и побуждающие к творческой рефлексии и осмысленной художественной деятельности.
Разработаны критерии оценки и уровни развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии.
Основные положения, выносимые на защиту:
• развитие творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи представляет собой способность создавать новые образы, принимать новые творческие решения, не владея специализированными инструментами, опираясь на условия и возможности пространственно-предметной среды художественной студии;
• модель методической системы развития творческих способностей взрослых осуществляет интегративный, полихудожественный, деятельностный и индивидуально-личностный подход и представляет собой диалогическое единство по реализации эстетических идеалов, культуры и чувства цвета с вовлеченностью в изобразительную деятельность с выражением личностных мотивов и интересов;
• разработанная программа, различные задания и упражнения, система обучения в условиях художественной студии, реализует основные компоненты знаниевого, технологического этапов деятельности, активизирует развитие личностного, эмоционального опыта.
• особенность процесса развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии обуславливается психологическими, духовно-нравственными характеристиками о многообразии изобразительного языка цвета, его свойствах и качествах, с целью сохранения изобразительных традиций культуры своего народа при развитии личностных ориентиров творческого воззрения на мир.
Этапы исследования
На первом этапе (2018 г.) - проводился теоретический анализ современного состояния проблемы, педагогической литературы с целью определения постановки научной цели, объекта и предмета исследования, формулирования рабочей гипотезы.
Второй этап (2018-2019 гг.) - опытно-экспериментальный - заключается в разработке модели методической системы и критерий оценивания творческих способностей.
Третий этап (2019-2020 гг.) - апробация разработанной модели методической системы, в содержании которой различные задания и упражнения, качественный анализ выдвигаемых положений и гипотезы.
Апробация и внедрение результатов: происходили на базе МБУ ДО «Школа Искусств Центрального Района» г.о. Тольятти.
Достоверность и обоснованность результатов отражены участием автора в научных конференциях, а также внедрением результатов исследования в практику педагогической деятельности.
Структура диссертации
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая проведенную работу, делаем выводы по цели и задачам выпускной квалификационной работы. В исследовании были рассмотрены творческие способности в контексте художественного образования. Проанализировав научно-методическую литературу по данной теме, приходим к выводу, что творческие способности представляют с одной стороны художественные навыки и умения, с другой - сложный приобретаемый годами технологический инструмент. Исследуя вопросы развития творческих способностей личности как предмет психолого-педагогического исследования, выводим краткий анализ. Во многих трудах исследуются отдельные аспекты творческих способностей, такие как креативность, творческое мышление, воображение. Однако, Б.Г. Ананьев и Н.А. Носов обосновали, что изучение отдельных аспектов будет менее результативно. Л.С. Выготский считал творчество деятельностью, создающей что-либо оригинальное, новое. А.А. Потребня отстаивает следующую точку зрения: личность, наделенная творческими способностями, находится в поиске собственной истины, что является путём самосовершенствования. В.И. Загвязинский, А.М. Москвина, А.П. Тряпицина считают, что развитие творческих способностей в обучении возможно при определенных условиях: осознание и уход от штампов мышления, совместное творчество, мотивация со стороны педагога. Т.А. Барышева определяет творческую деятельность как свободу личности. В.Г. Березина считает, что развитие творческих способностей невозможно без мотивационной и ценностной сфер личности. А.Н. Лук выявляет аспекты творческих способностей - видеть то, что другие не видят; способность к использованию приобретенного навыка для решения новой задачи; способность обобщать; способность к продуктивности.
Дж. Гилфорд выделяет следующие аспекты: креативность, гибкость.
А.Э. Симановский говорит, что творческие способности не обуславливают деятельность интеллекта.
Как мыслительно-образный процесс, творчество, а мы имеем в виду изобразительное искусство, с помощью своих средств художественной выразительности и внутренних представлений, ощущений и воображения человека становится ценностью, обеспечивающим самовыражение личности, ее самосовершенствование и развитие.
Развитие творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи представляет собой способность создавать новые образы, принимать новые творческие решения, не владея специализированными инструментами, опираясь на условия и возможности пространственно­предметной среды художественной студии;
Модель методической системы развития творческих способностей взрослых осуществляет интегративный, полихудожественный, деятельностный и индивидуально-личностный подход и представляет собой диалогическое единство по реализации эстетических идеалов, культуры и чувства цвета с вовлеченностью в изобразительную деятельность с выражением личностных мотивов и интересов;
Разработанная программа, различные задания и упражнения, система обучения в условиях художественной студии, реализует основные компоненты знаниевого, технологического этапов деятельности, активизирует развитие личностного, эмоционального опыта.
Особенность процесса развития творческих способностей взрослых средствами акварельной живописи в условиях художественной студии обуславливается психологическими, духовно-нравственными характеристиками о многообразии изобразительного языка цвета, его свойствах и качествах, с целью сохранения изобразительных традиций культуры своего народа при развитии личностных ориентиров творческого воззрения на мир.
Определены методические, педагогические и технологические особенности процесса развития творческих способностей взрослых в условиях художественной студии средствами акварельной живописи. Методические особенности обуславливаются дидактическим принципом обучения, который включает в себя: с каждым занятием задания усложняются, связь теории с практикой; новизна; увеличивается темп выполнения учебных заданий; увеличивается объем материала. Также методы и приемы обучения способствуют на усиление самостоятельной, практической деятельностей, что является уже педагогическими особенностями (методы: словесные, наглядные, практические; средства и технологии обучения (традиционные технологии, игровые, проектные, моделирующие). Технологические особенности обучения посредством акварельной живописи обуславливают учение техникам акварельной живописи, положение кисти в руке, показа возможностей кистей различных размеров, отработка нажима на кисть.
Разработанная модель методической системы, основу которой обеспечивает целостность цели и задач обучения, не только определяет системность и целенаправленность учебного процесса, но и создают благоприятную учебно-творческую среду для реализации модели методической системы, следовательно, развитии творческих способностей. Модель методической системы - комплекс средств, методов и форм обучения, эффективность которых зависит от педагогической активности педагога.
Теоретические педагогические аспекты и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:
• изучили педагогические и методические пособия в обучении живописи; цель изучения - систематизация и обобщение материала пособий на предмет конструирования собственного материала для преподавания акварельной живописи;
• раскрыли содержание художественной студии;
• раскрыли историю и язык образно-пластического языка акварельной живописи;
• разработали педагогическую модель методической системы по обучению обучающихся акварельной живописи;
• разработано наглядно-методическое пособие;
• разработаны содержание и методика обучения акварельной живописи;
• проведен педагогический эксперимент по развитию творческих способностей взрослых в условиях художественной студии;
• описаны результаты опытно-экспериментальной работы.
Произведя анализ полученных результатов, мы доказали эффективность представленной модели методической системы, подтвердили гипотезу, добились апробации цели и задач исследования.
Таким образом, опираясь на поставленные задачи и гипотезу исследования, как показывают результаты магистерской диссертации, что развитие творческих способностей у взрослых людей в процессе освоения техники акварельной живописи будет эффективным, если: будет произведен анализ теоретико-профессиональной литературы по теме исследования; будет разработана педагогическая модель методической системы, в которой в полной мере присутствует разработка целей и задач, содержания и методов, а также форм и средств для дальнейшего обучения; будут учтены психолого-педагогические условия для развития творческой деятельности обучающихся.


1. Аникьева Н.В. Проблемы и перспективы художественного образования // Педагогический ИМИДЖ. 2016. №2 (31). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problemy-i-perspektivy-hudozhestvennogo- obrazovaniya (дата обращения: 19.05.2020).
2. Анцифирова Л.В. Физика цвета и психология восприятия [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. В. Анцифирова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Новосибирский гос. технический ун-т, [Ин-т социальной реабилитации]. - Новосибирск: Новосибирский гос. технический ун-т, 2011. - 76, [1] с.: ил.; 20 см.;
3. АРТ-развитие: междисциплинарный подход [Текст]: учебное пособие / И. В. Абакумова, Е. В. Омельяненко, Ж. Ю. Кара, Л. Ю. Крутелёва. • Москва: Кредо, 2016. - 128 с.: табл., цв. ил.; 24 см.;
4. Базарова Т.С. Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1992. - 18 c.: ил.
5. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. • Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 203, [1] с.: ил., табл.; 21 см. - (Психологический практикум).;
6. Барышева Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.13 / С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2005. - 38 с.
7. Белякова Е.Г., Неумоева-Колчеданцева Е.В., Быков С.А. Развитие смыслов педагогической деятельности у студентов - будущих педагогов через понимание и интерпретацию текстов // Концепт. 2019. №8. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-smyslov-pedagogicheskoi-deyatelnosti-u- studentov-buduschih-pedagogov-cherez-ponimanie-i-interpretatsiyu-tekstov (дата обращения: 19.05.2020).
8. Белякова Е.Г. Проблема моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов - будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода // Педагогическое образование в России. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-modelirovaniya-protsessa-formirovaniya-professionalnoy-identichnosti-studentov-buduschih- pedagogov-s-pozitsiy-tsennostno (дата обращения: 19.05.2020).
9. Белкина В. Н. Базовое учреждение как условие профессиональной подготовки специалистов для системы дошкольного образования [Текст] / В. Н. Белкина, Т. Н. Зятинина. Эксмо - 2006. - № 3. - С. 154-159.
10. Бурмистрова М.Н., Гущина И.Н. Формирование опыта педагогической рефлексии у студента как основы непрерывного саморазвития в будущей педагогической профессии // Сибирский педагогический журнал. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-opyta-pedagogicheskoy-refleksii-u- studenta-kak-osnovy-nepreryvnogo-samorazvitiya-v-buduschey-pedagogicheskoy- professii (дата обращения: 19.05.2020).
11. Бехоева А.А. Проектирование программы развития профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей на основе рефлексивно-деятельностного подхода // Национальный психологический журнал. 2017. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7proektirovanie-programmy-razvitiya-professionalno-pedagogicheskoy-refleksii-buduschih- uchiteley-na-osnove-refleksivno (дата обращения: 19.05.2020).
12. Вербицкий, А.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. - URL http://www.library.by/portalus/modules/psychology/
13. Ветрова И.Б. Композиция - феномен художественного творчества [Текст]: некоторые вопросы истории, теории и практики / И. Б. Ветрова; Московская открытая социальная акад. - Москва: МОСА, 2010. - 184, [1] с.; 20 см.
14. Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 052400 "Дизайн" / И.Б. Ветрова. - М.: Ижица, 2004 (ОАО Тип. Новости). - 171, [3] с.: ил.; 20х24 см.;
15. Ветров Ю. П. Практико-ориентированный подход [Текст] / Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования Российской Федерации. - № 6. - 2002. - С. 43-46.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ