Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятий 8
1.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия 8
1.2 Задачи, принципы и методы организации маркетинговой деятельности предприятия 15
2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Спецмонолит+» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Оценка маркетинговой деятельности предприятия 27
3 Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Спецмонолит+» 41
3.1 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия 41
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 52
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Рыночные отношения внедрились в экономику, вызвав большой интерес к познанию методов и форм производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, которые используются в мировых процессах экономики.
Продуктивное использование маркетингового подхода в производственно-хозяйственной, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия зависит, прежде всего, от того, насколько оно гибко и быстро реагирует на все изменения, происходящие на рынке, откликается на новые потребности потребителей путем освоения новой продукции и технологий; его приспособляемости к неопределенности развития потребительского спроса; от создания соответствующей экономической и правовой среды, которая обеспечивала бы реальную хозяйственную самостоятельность предприятию во всех отношениях на рынке.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, о том, что человек превращается в объект экономических отношений. Не имея возможности для самостоятельного выбора и формирования внешней информационной среды, он руководствуется лишь реальной экономической ситуацией.
Основной принцип маркетинга, заложенный в его основу, заключается в ориентации всей деятельности компании на достижение конечного результата - удовлетворенности потребителя. Следовательно, персонал компании должен быть нацелен на качественное обслуживание своей клиентуры, а значит, должен быть достаточно и своевременно осведомлен о потребностях и желаниях клиента. Традиционно, данные функции были возложены на специалистов по маркетингу, целью которых и было изучение данных потребностей и доведение их до сведений соответствующих отделов, которые и осуществляли свою деятельность согласно полученной информации.
Актуальность темы бакалаврской работы обуславливается тем, что вопросы функционирования системы планирования и управления предприятием на основе маркетинга представлены слабо и без знания рынка, а без грамотного использования маркетингового инструментария успешной работы предприятия не достичь.
Сказанное определяет актуальность и практическую значимость исследования вопросов совершенствования маркетинговой деятельности предприятия. Актуальность исследования обусловлена так же и необходимостью всестороннего анализа механизмов маркетинговых исследований в условиях появления новых тенденций информационного общества.
Объектом исследования работы является ООО «Спецмонолит+».
Предметом исследования является маркетинговая деятельность предприятия ООО «Спецмонолит+».
Цель бакалаврской работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Спецмонолит+».
В связи с поставленной целью бакалаврской работы были поставлены следующие задачи:
• обозначить понятие маркетинга как концепции ведения бизнеса современного предприятия;
• выявить особенности организации маркетинговой деятельности на предприятии;
• провести анализ потребителей и конкурентов предприятия ООО «Спецмонолит+»;
• разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Спецмонолит+» и оценить их эффективность.
Методы исследования: SWOT-анализ, сравнительный анализ конкурентов, финансово-экономический анализ предприятия, анализ используемых методов продвижения туристских продуктов и услуг. Посредством перечисленных методов были выявлены основные проблемы.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материалов 2 и 3 главы могут быть использованы специалистами организаци ООО «Спецмонолит+». Применение различных методов исследования имела целью получение информации о тех взаимосвязях в системе маркетинговой деятельности предприятия, которые в наибольшей степени отрицательно воздействуют на эффективность и качество продвижения продукции и услуг, выявления причин их возникновения и способов устранения.
Информационной базой работы послужила документация ООО «Спецмонолит+». В исследовании использованы публикации периодической печати, статистические материалы, научная литература.
Структура данного дипломного проекта обуславливается поставленными задачами. Работа состоит из трех глав.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации маркетинговой деятельности коммерческого предприятия, основы разработки маркетингового инструментария и рассмотрения маркетинга в целом как концепции ведения бизнеса современного коммерческого предприятия.
Вторая глава посвящена анализу маркетинговой деятельности ООО «Спецмонолит+», а именно, рассмотрена история создания коммерческой организации, рассмотрена организационная структура ООО «Спецмонолит+», показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.
В третьей главе рассмотрены пути совершенствования маркетинговой деятельности на ООО «Спецмонолит+», разработка маркетинговой политики и стратегии, а также маркетинговый инструментарий и приведен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на ООО «Спецмонолит+».
В маркетинговой деятельности ООО «Спецмонолит+» выделены задачи, связанные с увеличением объемов продаж, повышением репутации и имиджа компании, выходом на новые рынки сбыта. Доказано, что одним из главных средств достижения поставленных задач выступает программа стимулирования сбыта. Она предполагает эффективное использование и развитие существующих маркетинговых коммуникаций. К ним относится реклама, личные продажи, стимулирование продаж, PR.
Большая роль в комплексе коммуникаций отводится рекламе и стимулированию сбыта. Было установлено, что действующая Программа адаптирована под существующую конъюнктуру рынка, имеет свои достоинства и недостатки. Программа по стимулированию сбыта ООО «Спецмонолит+» отличается высокой степенью мобильности и адаптивности к внешней среде. В зависимости от уровня спроса и изменчивости предпочтений покупателей программа может быть модифицирована в короткие сроки. Широкий спектр коммуникаций как элементов программы расширяет возможности воздействия на поведение потребителей.
Тем не менее, как и любая система, данная программа имеет свои недостатки. Во-первых, отсутствует четкое планирование работы программы на перспективу. Во-вторых, имеет место неполное использование ресурсов PR. В - третьих, наблюдается низкое качество рекламы. Нередко эффект от рекламной кампании намного меньше запланированного. В- четвертых, ООО «Спецмонолит+» недостаточно использует информационные ресурсы при реализации программы стимулирования сбыта. Официальный сайт часто не доступен, не используются опросы через Интернет или почтовые рассылки. Но программа постоянно меняется, корректируется в зависимости от изменений во внутренней и внешней среде.
В ходе исследования было выявлено, что основные трудности в разработке программы возникают на этапе выбора и подготовки коммуникаций, планирования бюджета и проверки программы. Для устранения возникающих проблем необходимо тщательно расставлять приоритеты между коммуникациями, которые будут использоваться в дальнейшем.
Кроме того, на примере ООО «Спецмонолит+» было доказано, что организации необходимо применять более эффективные методы финансирования программы стимулирования сбыта. В связи с этим, как отдел маркетинга, так и руководство организации должно стремиться к переходу на метод исчисления, исходя из целей и задач. От последнего этапа разработки программы - тестирования, предприятию было предложено отказаться в силу его необоснованности и нехватки средств на его исполнение. И, наконец, одной из главных ошибок маркетологов организации является малоэффективное использование информационных технологий.
В результате наличия недостатков в процессе разработки программы по стимулированию сбыта остро стоит проблема повышения эффективности ее разработки и функционирования. Эффективность разработки программы стимулирования сбыта во многом зависит от того, как построена служба маркетинга на организации. В свою очередь, это напрямую влияет на выбор способа организации процесса разработки программы стимулирования сбыта. В связи с этим было предложено включение в отдел маркетинга следующих специалистов PR-менеджер; менеджер по работе с потребителями. А также было предложено внести изменения в штатное расписание, заменив должность «специалист по маркетингу» на «менеджер по рекламе». Учитывая ресурсные возможности исследуемого организации, дизайнер компании может быть привлечен на договорной основе под выполнение ряда конкретных заказов.
Как было выявлено в процессе исследования, программа стимулирования сбыта ООО «Спецмонолит+» требует модификации. Поэтому было предложено включение в программу стимулирования BTL-коммуникаций. На наш взгляд, ООО «Спецмонолит+» следует включить в программу стимулирования; комплекс таких видов BTL-рекламы как розыгрыши, работа на выставках, подарок за покупку, презентации, эвент-маркетинг, директ-маркетинг.
ООО «Спецмонолит+» не уделяет должного внимания использованию новых методов и систем воздействия на потребителей. Для совершенствования программы стимулирования сбыта на организации необходимо внедрить систему интегрированных маркетинговых коммуникаций (integrated-marketing communications, IMC). Для планирования комплекса маркетинговых коммуникаций ООО «Спецмонолит+» рекомендовано систему планирования СЦСТДК. Результатом реализации сделанных предложений станет не только достижение поставленных целей, но и переход ООО «Спецмонолит+» на качественно новый уровень развития с использованием принципов современного маркетинга.
Экономическое обоснование сделанных предложений подтвердило, что они являются экономически целесообразными и позволяют повысить эффективность стимулирования сбыта на организации ООО «Спецмонолит+». Результаты проведенных расчетов позволили сделать вывод о том, что выводы и результаты исследования достоверны, имеют практическую значимость, обладают элементами научной новизны.
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2016) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
2. Азоев Г., Старостин В. Персонализированный маркетинг// Маркетинг. 2014. - № 5. С. 356.
3. Андросов, Н. Интернет-маркетинг на 100% / Н. Андросов. - СПб.: Питер, 2014. - 240 с.
4. Вельмезева М. В. Оценка эффективности маркетинговой деятельности компании с помощью системы ключевых бизнес -показателей // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 389-393.
5. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 с.
6. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е. П. Голубков. - М.: Финпресс, 2012. - 464 с.
7. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
8. Калиева О. М., Янё И. С., Евченко М. Н., Руденко В. А. Специфика становления теории и методологии маркетинга // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 319-321.
9. Каплан Р. С., Нортон Д. П., Стратегические карты / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2014. - 482 с.
10. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 с.
11. Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 с.
12. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е европейское изд / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2015. - 752 с.
13. Мамедов, О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус, 2013. - 232 с.
14. Пичурин, И.И. Основы маркетинга. Теория и практика. Учеб. пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 383 с.
15. Райен, Д. Краткий курс интернет-маркетинга / Д. Райен. - М.: ШКИМБ, 2013. - 320 с.
...