Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие мотива и мотивации в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов 10
1.2. Мотивационная структура личности 18
1.3. Психологические особенности женщин среднего возраста 20
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Этапы, организация и методы исследования, характеристика испытуемых 31
2.2. Изучение мотивационной структуры личности женщин среднего возраста 36
2.3. Диагностика мотивов занятий физической культурой 42
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
В России в 50-80 годы прошлого столетия к систематическим занятиям физической культурой и спортом были приобщены миллионы женщин различного возраста и их число из года в год преумножалось. Эти занятия были органической потребностью для большинства женщин того времени.
Несомненно, то, что в те годы особое место в жизни Общества занимало гражданское общество, стремившееся к сохранению, укреплению и развитию здоровья населения. Были созданы оптимальные условия для развития и совершенствования физического и психологического здоровья населения, как для молодого поколения, так и для других возрастных категорий, в том числе и для женщин среднего возраста.
Показатели здоровья у всех слоев населения были высокими сравнительно с настоящим здоровьем различных возрастных групп. Это вызвано не только изменившимися социально-экономическими условиями в стране, но и изменением психологического климата, некачественными продуктами, ослаблением социальных защит населения, в том числе снижением уровня медицинской защиты и др.
В связи с социально-экономическими и политическими изменениями в стране в конце двадцатого столетия и в настоящее время ситуация существенно изменилась: число женщин, занимающихся физической культурой и спортом уменьшилось. Это не могло не отразиться на здоровье российских женщин и их успехах в спорте, особенно спорте высших достижений. Не понятно, почему не обращают внимание на то, что в советское время результаты женщин на Олимпийских играх, мировых чемпионатах были очень высокими, а в настоящее время - весьма низкие. Так, в лыжных гонках российские женщины почти всегда были первыми, а в настоящее время они занимают места во втором десятке. С моей точки зрения, это объясняется, прежде всего, недостаточным питанием качественными продуктами и недостаточным, в том числе и из -за этого, развитием организма женщин. Не менее значимо в этом случае и психологическое здоровье женщин.
Учитывая сказанное выше, актуально исследование мотивации к занятиям физической культурой у женщин среднего возраста. Этот возраст женщин наиболее продуктивен для общества. Необходимо проявлять заботу о семье, участвовать в профессиональной деятельности, заботиться о домашнем «хозяйстве» и др. Это актуализирует проблему мотивации к занятиям физической культурой и требует поиска наиболее продуктивных технологий в психологии и педагогике для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья женщин среднего возраста.
Физиологи утверждают, что именно И.М. Сеченов обосновал восьми часовой рабочий день, исходя из анализа «работы» неутомимого органа - сердца. Сокращение сердца («работа») составляет одну треть, а расслабление - две трети сердечного цикла. В работе И.М. Сеченова « Очерк рабочих движений человека» утверждается, что наиболее производительными и благоприятными для человека являются такие виды и режимы работы, которые обеспечивают смену нагрузки - перемена усилий групп работающих мыщц. Так возникла теория активного отдыха.
И.М. Сеченов, названный М.Г. Ярошевским отцом русской физиологии и психологии, так как обосновал материалистические физиологические принципы психологии, не мог не обратиться к этому фундаментальному феномену - адаптации. Это было обусловлено тем, что И.М. Сеченов, внесший вклад почти во все разделы физиологии (науке о функционировании органов и систем), раскрывая физиологические механизмы и описывая психологические теории, постоянно обращался к функционированию, как систем, так и целостного организма, уделял особое внимание процессам системной адаптации.
Итак, в российской физиологической и психологической науке основой в понимании явления адаптации физическим нагрузкам стало положение, выдвинутое И.М. Сеченовым, о единстве организма и среды, а также принцип детерминизма, также описанный им в работе «Рефлексы головного мозга».
И.П. Павлов - лауреат нобелевской премии при разработке учения об условных рефлексах, учения об анализаторах и второй сигнальной системе в своих исследованиях и работах также обращался к описанию биологической адаптации, в том числе и физическим нагрузкам.
В результате собственных физиологических исследований А.А. Ухтомский дал определение понятия «организма», как целостной системы, активность которой определяется взаимоотношениями со средой в процессе адаптации
Таким образом, биологические и физиологические исследования и накопленный опыт в этих науках по системной организменной адаптации дали толчок и направили движение научной мысли к поиску более совершенных - психологических механизмов адаптации, присущих протеканию высших психических процессов у человека.
Актуальность выполненного исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, востребованностью его для различных видов деятельности (игровой, учебной, профессиональной). Во-вторых, значимостью этой темы для становления, развития индивидуальных, личностных и субъектных качеств. В-третьих, ее тесной связью с общением, взаимодействием между людьми.
Разработка обозначенных проблем связи адаптации, в широком ее понимании, и социально - психологической адаптации, в частности, с философскими и психологическими категориями: личности, деятельности и общения. Их разработка отечественными и зарубежными социологами и психологами не только выявила неизученные или малоизученные вопросы, пробелы в знаниях этих наук, но в большинстве отечественных работ подчеркивается, что адаптация не только процесс, но и деятельность, и результат деятельности.
А если это так, то в результате физической деятельности формируются личностные и субъектные качества, обеспечивающие успех в протекании адаптационного процесса, успех в противостоянии и преодолении адаптационных барьеров. Этим подчеркивается роль деятельности в формировании и становлении личностных качеств, а также в ее собственном развитии.
К числу необходимых потребностей относится ежедневное восстановление сил и энергии, восстановление активности, обеспечивающих высокую продуктивность деятельности после нагрузок. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что занятия физической культурой наиболее преемлемый способ восстановления в процессе трудовой и бытовой деятельности.
Согласно многим работам, посвященным мотивации к занятиям физической культурой, наиболее сильным стимулом является именно удовольствие, получаемое от этих занятий, выражающееся в чувстве «наполненности» энергией не только мышц, но появлении радости от этой «мышечной тяжести» , трансформированной в мысли и чувства.
Изучая проблему мотивации, и ее роли в здоровом и физически активном образе жизни современного человека, особый интерес вызвала специфика мотивации физически активных женщин среднего возраста.
Существенное место в оценке женщин этого возраста принадлежит развитию опорно-двигательного аппарата, строению тела, изысканности манер и, несомненно, душевному состоянию, которое непременно сказывается на телесных, организменных функциях человека.
Бытует мнение о том, что женщины после тридцати занимаются физической культурой только для поддержания хорошего самочувствия и с целью коррекции фигуры. У всех ли женщин такое представление, зависит ли мотивация от общей культуры, мотивов сохранения, укрепления и развития здоровья? Каковы мотивы занятий физической культурой у женщин среднего возраста и что оказывает влияние на формирование мотивов занятий физической культурой?
Именно этим и обусловлен выбор темы исследования и его актуальность. Социальная актуальность настоящего исследования заключается также в том, что данное исследование может использоваться тренерами и инструкторами по физической культуре в целях повышения мотивации женщин к посещению занятий спортом, так как знание мотивов и актуализированных потребностей при умелом стимулировании приводит к повышению эффективности профессиональной деятельности, и в частности, в процессе занятий физической культурой.
Цель исследования: изучить мотивы занятий физической культурой женщин среднего возраста.
Объект исследования: мотивационная структура личности женщин среднего возраста.
Предмет исследования: особенности мотивационной сферы женщин среднего возраста, занимающихся физической культурой.
Гипотеза исследования: среди мотивов занятий физической культурой у женщин среднего возраста будут доминировать такие мотивы, как мотив эмоционального удовольствия и мотив физического самоутверждения.
В настоящей работе, исходя из научного аппарата, сформулированного выше, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить современную научную отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности мотивационной сферы женщин среднего возраста;
3. Проанализировать полученные результаты экспериментального исследования.
При проведении исследования использовались эмпирические методы и методики:
1. метод теоретического анализа;
2. диагностические методы:
• диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана.
• методика «Мотивы занятия спортом» А.В. Шаболтаса.
• методика «Изучение мотивов занятий спортом и физической культурой» В.И. Тропникова.
3. математико-статистические методы.
Данная работа включает следующие компоненты исследования: введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
На сегодняшний день физически активный образ жизни, постоянные занятия физической культурой и спортом, направленные на сохранение, укрепление и развитие организменного здоровья и психологического здоровья, состоящего в нормализации психологических функций и прежде всего нормализации эмоционального состояния, предполагающего включение в профессиональную деятельность стенических эмоций, регулирующих и оптимизирующих профессиональную деятельность, становится популярным, модным и даже престижным, но, все еще недостаточно массовым явлением. Большое внимание ученых различных научных направлений исследуют факторы, которые бы способствовали повышению тенденции к здоровому образу жизни всех слоев и категорий населения. По единодушному мнению определяющими факторами здорового образа жизни и здоровья являются по существу два (не умаляя значения других) - это здоровое питание и физическая активность. Известно, что физическая активность и питание тесно связаны между собой.
Причем физическая активность играет огромную роль не, только в сохранении и укреплении здоровья, но и способствует расширению диапазона профессиональной и бытовой адаптации, усилению защитных функций организма, оказывает позитивное влияние не только на функциональные системы организма, но и на такие компоненты здорового образа жизни, как культура труда, профессиональной и бытовое общение, экологическую культуру и многие другие социальные факторы, определяющие профессиональный успех и достижение профессиональных целей.
Согласно психологическим исследованиям, доминирующим и системобразующим фактором, определяющим эффективность любого рода деятельности является мотивированность личности на реализацию этих видов деятельности. Формы направленности, к которым относят мотивы и мотивацию, обеспечивают устойчивость, целенаправленность деятельности и поведения, включает механизмы возврата при срывах деятельности. Универсальная значимость мотивации для эффективности решения любого рода жизненных задач привлекает внимание ученых, занимающихся проблемами вовлечения и формирования мотивационной сферы у современного человека при пропаганде здорового образа жизни. Этой проблемой, требующей изучения смежными науками, занимались И.А. Васильев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, М.Ш. Магомед-Эминов, X. Хекхаузен П.К. Анохин, А.С. Батуев, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.М. Казин и многие другие.
Научных исследований, посвященных изучению мотивации к занятиям физической культурой и спортом с глубоким психологическим анализом, немного. Илларионов В.А. изучал специфику мотивации к занятиям физической культурой у человека среднего возраста. Ему удалось выделить основные мотивации людей среднего возраста к оздоровительным занятиям.
Цель нашего исследования заключалась в выявлении места мотивов и мотивации к занятиям физической культурой и выявления их особенностей в мотивационной структуре личности женщин среднего возраста, а также изучения их специфики.
Проведенный теоретический анализ в исследовании мотивов занятий физической культурой в мотивационной структуре личности женщин среднего возраста позволил нам сделать ряд выводов, касающихся природы мотивов, мотивации.
Нами были изучены основные теории мотивации, существующие в психологической науке, представлены психологические особенности женщин 30-40 лет. Была детально изучена проблема мотивов занятий физической культурой.
Конечным результатом изучения этой проблемы явилась представленная и признанная в российской психологической и спортивной науке классификация мотивов занятий физической культурой.
Теоретический анализ изученной проблемы мотивов и мотивации, в том числе и мотивации к занятиям физической культурой и спортом, позволяет нам заключить, что занятия физической культурой и спортом у женщин в возрасте 30-40 лет характеризуются осознанностью и целенаправленностью, как по отношению к смыслам деятельности, так и по отношению к собственному физическому образу и здоровью.
Это обусловлено такими результатами, что именно в исследуемый возрастной период женщина более всего стремиться ощущать собственное тело, активно занимается коррекцией фигуры, которая чаще всего изменяется после рождения и формирует желаемое физическое Я. Согласно данным литературы и полученным нами при опросе, это благотворно влияет на самооценку женщин этого возраста и способствует большей удовлетворенности жизнью.
Проведенное экспериментальное исследование, направленное на изучение мотивов занятий физической культурой и спортом, проводилось на выборке испытуемых - женщин в возрасте 30-40 лет, занимающихся физической культурой на базе физкультурно - спортивного комплекса «Здоровье».
Согласно полученным результатам, в мотивационной структуре личности женщин среднего возраста ведущими мотивами были: «творческая активность», «социальная полезность», «общение» и «общая активность». Женщины, привлеченные к данному исследованию, относили мотивы, направленные на занятия физической культурой к мотивам общей активности и творческой активности.
Изучение объема времени, затрачиваемого на занятия физической культурой, показало, что занятия физической культурой занимают четвертое место.
При изучении мотивов занятий физической культурой по методике Шаболтаса было выявлено доминирование таких мотивов, как мотив эмоционального удовольствия, мотив социального самоутверждения, мотив подготовки к профессиональной деятельности (в нашем случае, речь вероятнее всего идет не о подготовки к профессиональной деятельности, а о требованиях к физической форме, предъявленные определенными профессиями, т.е. имиджу), рационально-волевой мотив и мотив достижения успеха. По методике Тропникова доминирующими явились такие мотивы, как физическое совершенствование, улучшение здоровья, эстетическое удовольствие. Также ярко выражены такие мотивы занятия физической культурой как мотив общения, развитие характера и психических качеств, а также приобретение полезных для жизни умений и знаний.
При проведении обработки полученных данных с помощью методов математической статистики выявилась положительная корреляция, свидетельствующая о том, что при повышении определенных мотивов занятий физической культурой происходит пропорциональное повышение соответствующих шкал в мотивационной структуре личности женщин среднего возраста.
Проведенное исследование, таким образом, является попыткой привлечь внимание к проблеме изучения мотивов занятий физической культурой у женщин среднего возраста.
Проведенное исследование носит прикладной характер и представляет практическую ценность для психологов, работающих с данным контингентом в учреждениях различной спортивной направленности, для тренеров, которые могут использовать полученные результаты при формировании мотивации к занятиям физической культурой.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2001.
2. Азаров, В. Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей поведения [Текст] /В.Н. Азаров // Вопросы психологии. - 1988. - № 3.
3. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968.
5. Ананьев, В. А. Практикум по психологии здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2006.
6. Ананьев, В. А. Психология здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
7. Апциаури, Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности [Текст] / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1. - С. 12-14.
8. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 1990.
9. Аткинсон, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Аткинсон. - М.: Университет, 2000. - 546 с.
10. Бабаева, Л., Чирикова, А. Женщины в бизнесе [Текст] / Л. Бабаева, А. Чирикова // Человек и труд. - 1995. - № 12.
11. Беледа, Р. В., Фотина, Л. А. Семья и здоровье [Текст] / Р.В. Беледа, Л.А. Фотина. - М.: Знание, 1984.
12. Бодалев, А. А., Столин, В. В. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Речь, 2006. - 440 с.
13. Большая медицинская энциклопедия [Текст] / Под. ред. Бородулина В.И. - М.: Рипол Классик, 2007. - 960 с.
14. Вилюнас, В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации [Текст] / В.К. Вилюнас // А.П. Леонтьев и современная психология. - М.: МГУ, 1983.
15. Виттхен, Г. Энциклопедия психического здоровья [Текст] / Г. Виттхен. - М.: Алтейа, 2006. - 552 с.
...