Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №108676

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы129
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития адаптивных копинг - стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации 13
1.1 Основные теоретические подходы к объяснению понятия «копинг - стратегия» в современных психологических исследованиях 13
1.2 Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности 29
1.3 Характеристика организационно-педагогических условий развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации 39
Выводы по первой главе 43
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации организационно - педагогических условий развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации 45
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития копинг - стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации 45
2.2 Апробация организационно-педагогических условий развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации 67
2.3 Определение эффективности организационно-педагогических условий развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации 86
Выводы по второй главе 101
Заключение 104
Список используемой литературы 108
Приложение 115

Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями в подходах к организации управления в системе дошкольного образования. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ | гл. III, ст. 28 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе кадров и создании условий для их профессионального развития, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности [61].
Современное дошкольное образовательное учреждение - сложная развивающая система, которая требует грамотного управления и мастерства от руководителя.
Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в сфере образования: возросла самостоятельность, а, значит, и ответственность руководителей за результаты.
Большое значение в условиях организации менеджмента в дошкольном образовании на современном этапе принадлежит овладению руководителями психологическими основами управленческой деятельности.
Повышение эффективности управления организацией образовательного процесса невозможно без развития у руководителей знаний о закономерностях проявления у педагогов индивидуально-психологических особенностей. Учет этих особенностей позволяет организовываться условия, способствующие эффективной реализации внутреннего потенциала каждого из них, а также обеспечивает руководителя образовательного учреждения возможностями поиска оптимального пути достижения целей, поставленных перед педагогическим коллективом.
Поскольку педагоги являются активными субъектами их деятельности, то их личные реакции на воздействия руководителя всегда неоднозначны.
Между руководителями и их подчинёнными осуществляется разделение деятельности: цели ставит один человек, а действия по достижению цели реализует другой. При этом основная проблема управления заключается в том, чтобы руководителю удалось найти способ мотивировать сотрудников к осуществлению различных действий для достижения поставленной цели, которая часто воспринимается ими как чуждая и незначимая.
Индивидуально-психологические особенности сотрудников являются именно тем «человеческим фактором», недостаточный учет которого, оборачивается для руководителя появлением неожиданных реакций у сотрудников, провалом запланированных результатов.
Умению руководителя предсказать реакцию сотрудников, снизить риск нежелательных проявлений помогает реализация индивидуального подхода к сотрудникам на основе психологического анализа их профессиональной позиции. Так приобретается возможность успешно осуществлять профессиональное развитие коллектива, оптимизировать процесс адаптации сотрудников к условиям совместной деятельности, выбирать значимый способ для их стимулирования и мотивации, создавать наилучшие условия для эффективного развития всей образовательной организации.
Поэтому актуальным и необходимым направлением работы при подготовке руководителей образовательных организаций является изучение психологических составляющих управленческого процесса.
Особенностью специфики профессиональной деятельности педагогов является ежедневная интенсивная мобилизация всех ресурсов индивида. Активное реформирование системы образования, её переход на новые образовательные стандарты, внедрение инновационных технологий, учёт новых социально значимых целевых ориентиров развития ребёнка в условиях организации открытого образовательного пространства является отражением факторов современного состояния образовательных организаций. Поэтому в настоящее время социальная ситуация развития образовательной сферы проявляется в предъявлении обществом очень высоких требований к качествам личности педагогов.
Присутствие постоянных стрессовых факторов в виде часто возникающих проблемных педагогических ситуаций, высокого динамизма деятельности в условиях недостатка времени, ролевой неопределённости и частой смены позиций педагога при взаимодействии с субъектами образовательного пространства, постоянного влияния социальной оценки являются для каждого педагога причинами огромных эмоциональных перегрузок.
Накапливающееся психоэмоциональное и нервно-мышечное перенапряжение негативно сказывается на результатах профессиональной деятельности, снижая работоспособность педагога, ухудшая качество памяти, внимания, мыслительных процессов, повышая утомляемость и апатию.
Таким образом, педагогическая профессия с точки зрения влияния на состояние психического и физического здоровья субъекта является напряжённым видом деятельности, провоцирующим развитие синдрома профессионального выгорания (М.В. Борисова, Д.Р. Мерзлякова и др.). Данный феномен характеризуют эмоциональное истощение педагога, деперсонализация и редукция его профессиональных достижений. Их следствиями являются: увеличение количества отрицательных эмоций по отношению к работе, циничность и равнодушие к окружающим, фиксация на неудачах и низкая оценка своей профессиональной компетентности.
Стрессоустойчивость является одним из наиболее значимых профессиональных образований педагога (А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.И. Щербаков и др.).
Повышение стрессоустойчивости личности возможно благодаря развитию умения самостоятельно осуществлять поиск, поддержку и адекватно использовать внутренние и внешние ресурсы, помогающие в преодолении негативных последствий стресса (Р. Лазарус, Ф.Е. Василюк, А. Бандура и др.).
Копинг-стратегии определяются как способы преодоления стрессовых ситуаций, обеспечивающие выбор человеком стиля реагирования и характера действий при взаимодействии с окружающим миром (Р. Лазарус, C. Фолкман).
Копинговые стили - это аспекты поведения двух видов: функциональные (адаптивные) и дисфункциональные (неадаптивные).
Анализ результатов исследований учёных в зарубежных и отечественных работах, освещающих проблематику копинг-стратегий и разработавших целое научное направление в психологии, позволил нам обнаружить ряд противоречий:
• между значимостью изучения адаптивных психологических механизмов копинг-поведения у педагогов и отсутствием единых подходов, поясняющих особенности и специфику стратегий совладания со стрессом у данной профессиональной группы;
• между необходимостью создания руководителями образовательных учреждений организационно-педагогических условий повышения адаптивных возможностей, развития стрессоустойчивости и сохранения личностных ресурсов у педагогов дошкольных образовательных организаций и недостаточностью научно-исследовательских работ, посвященных изучению данных условий сохранения и адекватного использования педагогами внешних средовых и внутри личностных ресурсов для успешного преодоления ими стрессовых ситуаций.
На основании выявленных противоречий особую актуальность приобретает сформулированная нами проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия развития адаптивных копинг- стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации? А также тема диссертации: «Организационно-педагогические условия развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс развития адаптивных копинг- стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации .
Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации возможно при осуществлении следующих организационно-педагогических условий:
• осуществление экспериментальной работы с педагогами с учётом уровня развития личностных и средовых компонентов, обеспечивающих адаптивность копинг-стратегий;
• проведение группового консультирования педагогического коллектива по обогащению знаний педагогов об условиях и механизмах развития адаптивных копинг-стратегий, о способах и приёмах психологической самоподдержки при воздействии стрессовых факторов;
• проведение индивидуального консультирования педагогического коллектива по результатам анализа эффективности предпочитаемых копинг- стратегий конкретным педагогом для преодоления стрессовых факторов, определения их роли среди причин его социальной и профессиональной дезадаптации;
• реализация групповой работы с педагогическим коллективом в форме тренинга личностного роста, направленной на формирование различных компонентов развития адаптивных возможностей копинг- стратегий в профессионально значимых проблемных ситуациях;
• организация взаимодействия педагога-психолога с методической службой детского сада для обеспечения возможности эффективной профессиональной коммуникации и социальной поддержки педагогов профессиональным сообществом коллег;
• сплочение педагогического коллектива, поддержка благоприятного эмоционального настроя педагогов на совместную профессиональную деятельность в ходе комплексного психолого-педагогического сопровождения их социально-личностного и профессионального развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить основные теоретические подходы к проблеме развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации.
2) Выявить уровни проявления копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации.
3) Разработать и апробировать организационно -педагогические условия развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).
Методологическую основу исследования составили положения копинг-теории Р. Лазаруса о личностных и средовых ресурсах и стратегиях преодоления стресса на основании механизма адаптации.
Теоретической основой исследования являются:
• концепция целостного развития личности (В.Г. Ананьев);
• теоретические положения о развитии психологической и психофизиологической адаптации (Ф.Б. Березин, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Г.М. Зараковский, В.И. Медведев, Т.Н. Немчин и др.);
• идеи и положения о регуляции и саморегуляции психических состояний (К.А. Альбуханова-Славская, С.А. Гапонова, Г.М. Зараковский, Р. Лазарус, А.Б. Леонова, В.И. Медведев, В.И. Моросанова и др.);
• концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, Л.М. Митина, Е.С. Старченкова и др.);
• теоретические подходы к формированию профессиональных деструкций (М.В. Борисова, Д.Р. Мерзлякова, А.А. Реан, Е.И. Рогов и др.);
• концепции развития адаптивных копинг-стратегий (Ф.Е. Василюк, Р. Лазарус, А.В. Либин, Р.А. Лурия, В.В. Николаева, Т.В. Середа, Г. Селье, З. Фрейд, А.А. Чазова, В.М. Ялтонский и др.);
• концепции, описывающие механизм действия копинг-стратегий личности (Р. Лазарус, А.Г. Маклаков, М. Перре, Г. Селье, Э. Хайм и др.);
• теория сохранения ресурсов (COR-теория С. Хобфолла).
Экспериментальная база исследования: детский сад № 194 «Капитошка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. На разных этапах исследования участвовало 30 человек: 26 воспитателей, 4 узких специалиста.
Этапы исследования: в осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). В течение данного этапа осуществлялся анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (2016-2017 гг.), включающий разработку и апробацию мероприятий, направленных на развитие адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольных образовательных организаций; обработку, проверку и систематизацию полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017г.). Он предполагает анализ, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования проявляется в том, что:
• определены критерии и показатели выявления особенностей проявления копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации;
• выделены уровни развития адаптивных возможностей копинг- стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации;
• определены организационно-педагогические условия развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• обосновано содержание понятия «адаптивные копинг-стратегии» у педагогов дошкольной образовательной организации;
• обосновано влияния адаптивных копинг-стратегий на эффективность профессиональной деятельности педагогов;
• обоснованы критерии и показатели выявления особенностей проявления копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации;
• обоснована содержательная характеристика уровней проявления копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации;
• обоснованы организационно-педагогические условия развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных в ходе исследования данных во многих областях психолого-педагогической практики. Результаты исследования могут быть применены в решении проблем профессионального развития и управления педагогическими кадрами, в работе по подготовке молодых специалистов к профессиональной педагогической деятельности, а также в практике психологического консультирования педагогов в контексте профессионально значимых и личностных проблем и в тренинговой работе с педагогическим коллективом по развитию стресс -толерантности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием проблемы; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы исследования и положительными результатами апробации экспериментальной работы; наличием экспериментальной и контрольной группы.
Апробация результатов исследования: материалы исследования систематически докладывались и обсуждались на отчётах по научно - исследовательской работе, при очном участии в работе научно -практической конференции «Студенческие «Дни науки» в ТГУ», на методическом объединении и мастер-классе для педагогов-психологов АНО ДО «Планета детства «Лада», а также по результатам диссертации опубликовано 5 статей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Адаптивные копинг-стратегии представляют собой эффективные способы преодоления стрессовых ситуаций, выбор адекватного стиля реагирования и характера действий совладающего со стрессом поведения человека при взаимодействии с окружающим миром.
2. Копинг-стратегии включают в себя личностные и средовые компоненты. Личностные компоненты представлены типом поведенческих копинг-стратей, задействованным механизмом копинга, уровнем саморегуляции и стрессоустойчивости. Средовые компоненты обоснованы субъективным восприятием интенсивности стресса и эффективности социальной поддержки в проблемных ситуациях. Личностные компоненты предполагают наличие у человека значимых навыков и способностей, а средовые компоненты обеспечивают доступность социальной поддержки и возможность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социума.
3. Организационно-педагогическими условиями развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации являются: осуществление работы с педагогами с учётом уровня развития личностных и средовых компонентов, обеспечивающих адаптивность копинг-стратегий; проведение группового консультирования педагогического коллектива по обогащению знаний об условиях и механизмах развития адаптивных копинг-стратегий, о способах и приёмах психологической самоподдержки; проведение индивидуального консультирования для выявления причин возникновения и способов преодоления стрессовых факторов, провоцирующих профессиональную дезадаптацию; реализация тренинга личностного роста, направленного на формирование различных компонентов копинг -стратегий; обеспечение возможности эффективной профессиональной коммуникации и социальной поддержки педагогов профессиональным сообществом коллег; сплочение педагогического коллектива, поддержка благоприятного эмоционального настроя педагогов на совместную профессиональную деятельность.
4. Развитие адаптивных коппинг-стратегий у педагогов включает четыре этапа: подготовительный, эмоционально-мотивационный, содержательно-деятельностный и оценочный.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы (69 источников), 6 приложений. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 16 рисунками. Объём работы 115 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщение и систематизация результатов теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы развития адаптивных копинг - стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации позволили убедиться в верности гипотезы и возможности сделать следующие выводы.
Изучение теоретических основ управления образовательным процессом в дошкольных образовательных организациях свидетельствует о наличии потребности современных руководителей в овладении психологическими основами управленческой деятельности. Приоритетным в деятельности руководителя является обеспечение условий, способствующих успешному достижению поставленных перед коллективом целей благодаря реализации потенциальных возможностей профессионального и личностного развития каждого из педагогов.
Ежедневное воздействие разнообразных стрессовых факторов в процессе организации профессиональной деятельности требует от педагогов высокой стрессоустойчивости. Это качество развивается в том случае, если педагоги применяют адаптивные копинг-стратегии в профессионально значимых сложных ситуациях.
На основе теоретического анализа научных источников литературы по проблеме развития адаптивных копинг -стратегий нами было установлено, что особенности преодоления стресса конкретной личностью обусловливаются несколькими факторами:
• сложным взаимодействием личных и социальных ресурсов;
• типом стрессовой ситуации, интенсивностью воздействия стрессоров;
• различиями в выборе стратегий противодействия стрессу.
Адаптивный характер копинг-стратегий проявляется в прямых попытках человека справиться с проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус, поддерживая мотивацию на достижение успеха, а не на избегание неудач.
Обобщение теоретического опыта учёных и массовой практики по проблеме исследования позволило выявить особенности влияния адаптивных копинг-стратегий на эффективность профессиональной деятельности педагогов, в частности в системе дошкольного образования. Ориентация на осознание, накопление и конструктивное использование личностных и социальных ресурсов при воздействии профессионального стресса, активизация потенциала для самовосстановления возникает у педагогов при условии развития способности применять адаптивные копинг-стратегии. Овладение навыками высокоэффективного профессионального копинг- поведения обеспечивает профилактику и предотвращает симптомы начавшегося эмоционального выгорания, сохраняя педагога как здоровую личность и эффективного профессионала.
Проведённый анализ научной литературы помог нам теоретически обосновать необходимость целенаправленной разработки и внедрения целостной системы организационно-педагогических условий для повышения уровня развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации. Осуществление профессионального сопровождения педагогических кадров на её основе является необходимым шагом для выработки конструктивных способов совладания, нацеленных на практическое разрешение профессиональных проблем и повышение стресс- толерантности педагогов, способных противостоять напряжённым ситуациям, преобразовывать их или адаптироваться к ним.
На констатирующем этапе экспериментальной работы при помощи комплекса психодиагностических методов были обоснованы критерии и показатели выявления особенностей проявления копинг -стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации.
Личностный компонент (внутренний ресурс) развития адаптивных возможностей к воздействию стресса у педагогов представлен: доминирующим типом поведенческих копинг-стратей; задействованным механизмом копинга в зависимости от степени его адаптивности; уровнем саморегуляции и уровнем стрессоустойчивости. Средовой компонент (внешний ресурс) представлен у педагогов субъективным восприятием интенсивности стресса на рабочем месте и эффективности социальной поддержки при их столкновении с трудностями.
Интерпретация и анализ полученных результатов исследования позволили выявить уровни развития копинг-стратегий у педагогов дошкольных образовательных организаций и составить их содержательную характеристику. С учётом развития адаптивных возможностей и особенностей проявления копинг-стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации выявлены: адаптивный, условно адаптивный и неадаптивный уровни развития копинг-стратегий.
При обобщении и сопоставлении результатов всего комплекса психодиагностических методик нами было обнаружено, что для каждого уровня развития копинг-стратегий характерно существование прямой связи между всеми личностными компонентами, а также между внутренними личностными и внешними средовыми компонентами, обусловливающими характер поведения педагогов в процессе профессиональной деятельности.
Полученные данные исследования позволили выявить среди педагогического коллектива представителей «группы риска» с неадаптивным уровнем развития копинг-стратегий, которые особо нуждались в профессиональной и личностной поддержке, организации сопровождения для снижения интенсивности перенапряжения, повышения эмоционального тонуса, уровня комфортности от пребывания на рабочем месте, достижения профессиональной эффективности.
На формирующем этапе экспериментальной работы происходила апробация эффективности разработанной нами комплексной системы организационно-педагогических условий развития адаптивных копинг - стратегий у педагогов дошкольной образовательной организации . Сопровождение профессионального и личностного развития педагогических кадров осуществлялось поэтапно с применением разнообразных форм взаимодействия педагога-психолога одновременно с педагогическим коллективом и с методической службой детского сада. По результатам анкетирования на основе рефлексивного самоанализа педагогов, а также на основе отзывов руководителей дошкольной образовательной организации были отмечены значимые для эффективной профессиональной деятельности позитивные изменения в педагогическом коллективе, произошедшие благодаря участию его представителей в экспериментальной работе по развитию адаптивных копинг-стратегий.
На контрольном этапе экспериментальной работы повторная диагностика и сравнительный анализ количественных и качественных результатов, полученных до начала апробации системы организационно-педагогических условий развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов и по её окончании, продемонстрировали наличие позитивной динамики в экспериментальной группе. Она проявилась в снижении количества педагогов, имеющих неадаптивный уровень развития копинг-стратегий; в преобразовании «группы риска», переходе её представителей на более высокий уровень адаптивных возможностей; в увеличении числа педагогов, имеющих самый благоприятный адаптивный уровень развития копинг- стратегий. Отсутствие динамики в контрольной группе педагогов при повторной диагностике определяет эффективность предложенных организационно-педагогических условий и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Обобщая проделанную научно-исследовательскую работу, можно заключить, что поставленная цель исследования достигнута, а задачи реализованы.
Перспективами дальнейшего решения проблемы исследования в соответствии с полученными результатами является разработка и публикация методического пособия для педагогов-психологов и руководителей дошкольных образовательных организаций по осуществлению эффективного профессионального развития и управления педагогическими кадрами.


1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб. : Речь, 2004. - 166с.
2. Абабков, В.А. Защитные психологические механизмы и копинги: анализ взаимоотношений [Текст] / В. А. Абабков. - СПб. : Речь, 2004. - 158 с.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. • С. 3-16.
4. Богданова, М.В. Саморегуляция личности: от защит к созиданию [Текст] / М.В. Богданова, Е.Л. Доценко. Тюмень : Мандр и Ка, 2010. - 204 с.
5. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т.27. - №2. - С. 113-123.
6. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса [Текст] /В.А. Бодров // Психологический журнал. • 2006. - Т.27. - №3. - С. 106-116.
7. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М. : ПЕР-СЭ, 2006. - 528 с.
8. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов [Текст] / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 96-103.
9. Валявский, А.С. Оздоравливающие учебные игры. Практикум. Информация к действию для практичных родителей [Текст] / А.С. Валявский, А.С. Яковис. - СПб. : СУМОМ, 2012. - 352 с.
10. Вассерман, Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: Пособие для врачей и медицинских психологов [Текст] / Л.И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Е.Р. Исаева и др. - СПб. : Изд-во НИПНИ имени В.М. Бехтерева, 2009. - 40с.
11. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля [Текст] / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2005. - 50 с.
12. Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Уч.-метод. пособие [Текст] / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. - СПб. : Речь, 2010. - 192 с.
13. Водопьянова, Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика [Текст] / Н. Е. Водопьянова. - СПб. : СПбГУ, 2011. - 160 с.
14. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
15. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ