Введение 8
Глава 1. Теоретические основы совершенствования (управления) корпоративной культуры 11
1.1. Корпоративная культура современных организаций 11
1.2. Основные подходы к управлению корпоративной культурой
организации 24
1.3. Методы оценки эффективности корпоративной культуры 27
Глава 2. Совершенствование (управление) корпоративной культурой в «Four Points by Sheraton» 31
2.1. Характеристика деятельности организации 31
2.2. Анализ управления корпоративной культурой организации 40
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию (управлению)
корпоративной культуры в организации 48
Глава 3. Корпоративная социальная ответственность отеля «Four Points by Sheraton» 55
3.1. Анализ внутренних факторов социальной ответственности 55
3.2. Анализ внешних факторов социальной ответственности 57
3.3. Оценка программа социальной ответственности отеля «Four Points
by Sheraton» 60
Заключение 63
Список использованных источников 67
Актуальностью выбранной темы является необходимость постоянного совершенствования корпоративной культуры компании, для того чтобы достойно выдержать конкуренцию на рынке, в связи с увеличением числа конкурентов в современном бизнесе, сложностей ведения бизнеса.
В современном мире и условиях все коммерческие организации не могут успешно управлять делами без корпоративной культуры. Являясь, все время спутницей человека, она меняется вместе с ним. Культура корпорации является важным эффективным инструментом стратегического развития организации. Её развитие связано с нововведениями, которые направлены на достижения целей и, впоследствии, повышение конкурентоспособности.
Корпоративная культура зарождается с момента появления компании и существует до конца, не зависимо от того, формируется специальный отдел для работы с ней или нет. Если корпоративная культура управляется грамотно, то она оказывает положительное влияние на ведение бизнеса организации. Правильно управление, позволит сократить расходы на подбор персонала, и на внешний PR: люди являются носителями корпоративной культуры, философией компании во внешний мир, снимают часть функций с отдела, который занимается PR-политикой организации. [15]
Но в организациях с устоявшейся корпоративной культурой она отделяется от сотрудников и превращается в фактор организации, её часть оказывает активное воздействие на сотрудников организации, которое модифицирует их поведение в соответствии с теми ценностями и нормами, составляющие её основу.
Компании, которые грамотно сформировали, свою корпоративную культуру пользуются, высоким престижем на рынке и является привлекательной для потенциальных сотрудников и партнеров по бизнесу.
Корпоративная культура - это не только основа жизненного потенциала организации, но и управление ею с целью её усиления или ослабления для поддержания бизнеса.Особенности отношений между сотрудниками организации, устойчивые принципы, нормы жизнедеятельности организации, примеры отрицательного и положительного поведения и другое, относящиеся к нормам и ценностям, имеющее важное значение в эффективном управлении. Корпоративная культура является «душой» организации.
Корпоративная культура играет важную роль в жизнедеятельности организации и со стороны руководства,культура должна быть предметом пристального внимания.
В данный момент за рубежом накоплено большое количество теоретических и практических опытов в формировании, поддержании, преобразовании корпоративной культуры в компаниях. Видимый вклад в исследование по вопросу формирования корпоративной культуре внесли классики менеджмента М. Альберт, М.Х. Мескон, Ф.Хедоури. Также существуют большое количество исследований в России, которые были посвящены формированию корпоративной культуры. Авторы С.Г. Абрамов, О.С. Виханский, А.А. Максименко, А.И. Наумов, В.А. Спивак внесли свой вклад в развитие теории корпоративной культуры, также были исследованы компоненты корпоративной культуры, взаимозависимость культуры корпорации, роль культуры корпорации в развитии организации.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды таких авторов как: Э.Шайн, Д.Зонненфельд, Г. Джонсон, М.Кубра, А.Г. Воронин, В.Б. Зотов, Г.В. Атаманчук, В.В. Иванов, В.Л. Романов, Ю.Г. Семенов, С.П.Робинсом, А.А. Погорадзе, Ю.Д. Красовский, М.Бурке, О.В. Ромашов, Л.А. Кривоносова, А.В. Новоселов, А.Н. Демьяненко, Е.В. Охотский, Т.О. Ветошкина, Т.П. Шалкина, Н.В.Шумянкова
Целью исследования является совершенствование корпоративной культуры в «FourPointsbySheraton».
Для реализации цели были поставлены следующие взаимосвязанные задачи:
1. Проанализировать теоретические основы совершенствования (управления)корпоративной культурой.
2. Проанализировать особенности управления корпоративной культурой «FourPointsbySheraton».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию (управлению) корпоративной культурой«FourPointsbySheraton».
Объектом исследования является корпоративная культура компании «Four Points by Sheraton».
Предметом исследования является управление корпоративной культурой.
Практическая новизна работы выражается в следующих результатах исследования:
— выявлены основные подходы к управлению корпоративной культурой в зарубежных компаниях
Практическая значимость данной работы заключается в том что, результаты разработок, полученные в ходе исследования, могут быть использованы российским гостиничным бизнесом в качестве основы для управления корпоративной культурой компании.
Методы исследования: системный анализ, оценка уровня функционального построения корпоративной культуры, тестирование.
Корпоративная культура играет важную роль в системе управления, и недооценка её приведет к снижению эффективности деятельности отеля в целом. Регламентация и оптимизация основных элементов системы управления является важным, но отнюдь не последним звеном в цепочке создания конкурентных преимуществ. Логичным и закономерным следствием выступает «развитость» культуры, которая поддерживает изменения. Корпоративная культура - это некий незримый компонент, который связывает воедино составляющие системы управления, позволяющие эффективно спроецировать все проекты на имеющую систему управления. Четко прописанные регламенты по взаимодействию и коммуникации персонала, культура исполнения и принятия управленческих решений позволят организации достигнуть большего эффекта систему управления. В следствии, можно сделать вывод, что культура корпорации подразделяется на относительные самостоятельные части отдельных сфер, социальных групп. Поведение каждого сотрудника определяет
корпоративная культура. Нет необходимости контролировать и стимулировать. Поэтому важно в каждой бизнес структуре сформировать и поддержать ту культуру, которая благоприятно влияет на работу. Компании, имеющие филиалы по всему миру должны учитывать традиции, обычаи национальной культуры при формировании корпоративной культуры в разных странах.
В ходе проведенного исследования было изучено большое количество теоретических источников, на основе которых был проведен комплексный анализ специфики корпоративной культуры «Four Points by Sheraton Kaluga» с последующими рекомендациями по усовершенствованию корпоративной культуры данного отеля.
Были выявлены такие основные функции корпоративной культуры,
• формирование ценностей и ценностных ориентаций сотрудников;
• формирование и поддержание положительного имиджа компании;
• обеспечение благоприятного психологического климата в организации;
• формирование чувства идентичности у сотрудников, общей принадлежности;
• зарождение неписаных и даже самих собой разумеющихся представлений и наставлений внутри организации;
• повышение успешности деятельности организации;
• увеличение индивидуального успеха сотрудников.
Наиболее распространенная классификация элементов корпоративной культуры включает:
• систему ценностей и стандарты поведения организации;
• имиджевую структуру организации;
• героев, истории, мифологию;
• мероприятия, традиции, ритуалы организации и корпоративные коммуникации.
Корпоративная культура классифицируется по:степени взаимоадекватности ценностям, степени соответствия ценностей сотрудников и компании; содержанию доминирующих ценностей; влиянию на эффективность компании; степени разделяемости и интенсивности; общим характеристикам компании.
Проведенное исследование текущего состояния корпоративной культуры и корпоративных коммуникаций «Four Points by Sheraton Kaluga» показало, что предприятие имеет ярко выраженную и сильную корпоративную культуру. Ей присущи такие элементы, как фирменная символика, коллективный договор, система ценностей, стандарты поведения, деловой стиль, герои, традиции, мероприятия, а также существуют корпоративный сайт и корпоративные издания. Все элементы корпоративной культуры данной организации имеют документальную регламентацию и находят отражение в деятельности сотрудников предприятия.
По результатам исследования были также предложены дополнительные мероприятия, которые еще в большей степени смогут усилить корпоративную культуру, а также нами был разработан следующий алгоритм управления корпоративной культурой:
1. Понять и определить, что мы хотим получить в результате изменения корпоративной культуры.
2. Определить какая корпоративная культура нужна для реализации корпоративной стратегии компании.
3. Согласовать «новую» корпоративную культуру со стейкхолдерами.
4. Определить и согласовать с высшим руководством систему правил, норм и моральных ценностей соответствующих «новой» корпоративной культуре.
5. Обсудить новую систему правил, норм и моральных ценностей со всеми работниками компании
6. Привести все системы компании (финансовую, систему контроля, систему мотивации и т.д.) в соответствие с «новой» корпоративной культурой.
7. Следовать во всех своих действиях «новой» корпоративной культуре.
8. Всеми возможными способами (материально, морально) поощрять следование «новой» корпоративной» культуре.
9. Постоянно говорить и действовать в рамках «новой» корпоративной культуры.
Для достижения поставленной цели исследования были решены следующие задачи:
1. Проанализированы теоретические основы совершенствования
(управления) корпоративной культурой.
2. Проанализированы особенности управления корпоративной культурой «Four Points by Sheraton».
3. Разработаны рекомендации по совершенствованию (управлению) корпоративной культурой «Four Points by Sheraton».
Таким образом, все задачи исследования выполнены и цель достигнута.
1. Аброськина В.Д. Комплексная оценка корпоративной культуры предприятия// Экономика труда и управление персоналом. - 2014. - №3. - С. 136 - 140.
2. Бахарев В.В. Коммуникативная компетентность руководителя учреждения социальной сферы: структурно - аналитическая модель// международная научно-практическа конференция. - 2014. - №6. -С.31- 35
3. Блоха Е.Н. Корпоративная культура государственной организации // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2012. - №2. - С.74-77
4. Воронин, А.Г. Организационная культура: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 376 с.
5. Воронин И.Н. Корпоративная культура и корпоративная культура организации//Омский научный вестник. - №6 - 62/2007
6. Гвоздецка И.В. Корпоративная культура как фактор повышения эффективности деятельности организации// Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - №38. - С.45 - 57
7. Гладкова И. О. Корпоративная среда и корпоративная культура института: сущность, взаимосвязь, оценка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 13. - С. 3461-3465. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85693.htm.
8. Горина Т.С.Применение типологий для изучения корпоративной культуры// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2013. - №2. - С.43 - 47.
9. Горохова Ю. В. Совершенствование имиджа организации в сфере гостиничного бизнеса// Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. -2013. -№13 -С.140-143.
10. Гриднеевв Е.А. Корпоративная культура как практика коммуникативного менеджмента// Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2014. - №3. - С.71-77.
11. Демченко С.Г. Организационная культура в системе управления предприятиями гостиничного бизнеса//Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - №4. - С. 143-151.
12. Дулецкая А.В., Самохвалова С.М. Система обучения персонала гостиничного бизнеса: формы и направления развития// Актуальные проблемы авиации и космонавтики. -2012. -№8 - С.272-274
13. Жилина Л.Н. Влияние корпоративной культуры на экономическую эффективность компании// Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2014. - №3. - С.149- 156
14.Зубков М.Э. Модель формирования корпоративной культуры// Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - №11. - С. 96 - 100.
15.Зверева Т.В. Функции корпоративной культуры//Инженерный вестник Дона. - 2014. - №3. -С. 13-18
16. Калашников А.И. Этнические особенности корпоративной культуры в контексте организационной лояльности сотрудников// Педагогическое образование в России. - 2014. - №5. - С.202 - 207.
17. Камерон К. С., Куинн Р. Э. Диагностика и изменение организационной культуры. - СПб. : Питер, 2001. 100-121с.
18. Макеев В. Структура корпоративной культуры организации// Власть. - 2012. - №7. - С. 65-68.Семенов, Ю.Г. Организационная культура: управление и диагностика: Учеб.пособие / Ю.Г. Семенов. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2005. - 180 с.)
19. Макеев В.А. Корпоративная культура как фактор эффективного управления организацией// Армия и общество. - 2012. - №2
20. Мешков А.Ю. Структура корпоративной культуры//Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2012. - №10. -С.148-150.
21. Морозова Е.А. пути совершенствования корпоративной культуры организации// Теория и практика общественного развития. -2012. - №3.
- С.268 - 271.
22.Отель FourPointsbySheraton: О компании [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fourpointskaluga.ru/ (дата обращения:
12.04.2016)
23. Пак В.Д. Нужина Н.И. Основные типологии организационной культуры// Международный научно-исследовательский журнал. - 2014
- №8 - С.50 - 52
24. Поникарова А. С., Шипова А. В., Формирование стратегии развития модели управления гостинично-ресторанным комплексом в гостинично-ресторанном бизнесе// Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №24. - С.180-184.
25. Ромашов, О.В., Социология и психология управления: учеб.пособ. для вузов / О.В. Ромашов. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 473 с.
26. Семенов, Ю.Г. Организационная культура: управление и диагностика: Учеб.пособие / Ю.Г. Семенов. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2005. - 180 с.
27. Стеклова, О.Е. Организационная культура: учебное пособие / О.Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 127 с
28. Хачатурова Т.В. Корпоративная культура в современной организации как социологический аспект. - 2013. - №3. - С. 45- 50.
29. Шишкова Г.А. Корпоративная культура как инструмент управления организацией// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2011 - №4. - С.105 - 113.
30. Щербинина Д.А. Корпоративная культура как способ повышения эффективности работы сотрудников // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 2 - С.22-30