Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №108646

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы149
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы коррекции грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий 11
1.1 Становление грамматического строя речи в онтогенезе 11
1.2 Особенности грамматического строя речи детей 6-7 лет
с тяжелыми нарушениями речи 20
1.3 Использование средств информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 27
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникативных технологий 37
2.1 Выявлений уровня сформированности грамматического
строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 37
2.2 Содержание и организация работы по коррекции
грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникативных технологий 63
2.3 Определение результативности работы по коррекции
грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий 84
Заключение 98
Список используемой литературы 101
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментально работе 109 Приложение Б Сводная таблица по итогам констатирующего эксперимента 110
Приложение В Банк компьютерных дидактические игр
для формирования грамматического строя речи у детей
6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 111
Приложение Г Сводная таблица по итогам контрольного эксперимента 144


Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обуславливается тем, что овладение грамматическим строем речи является ключевым фактором в полноценном овладении ребенком речью, без которого невозможен переход к школьному обучению и продолжение изучение языка. Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод, что с каждым годом возрастает число детей с различными речевыми нарушениями. Последние тенденции, касающиеся конца XX и начала XXI века, отражают трансформации в теоретических представлениях о нарушениях речевого развития и увеличение профессиональной области практической логопедии.
Тяжелые нарушения речи - это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают большие трудности при овладении многими речевыми структурами, в частности это касается грамматического строя: по сравнению с овладением словарем, его формирование происходит с большими затруднениями. Причиной тому служит абстрактность грамматических значений, а также наличие множества правил в структуре организации грамматики.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей потребности в формировании у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи грамматического строя речи недостаточно изучены возможности такой работы средствами информационно-коммуникативных технологий. Анализ научно-методической литературы показывает, что проблему обучения грамматическим нормам родного языка исследовали такие ученые, как А.Г. Арушанова, А.Н. Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и другие; изучение процесса развития грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах А.Н. Гвоздева, О.С. Ушаковой, А.М. Шахнаровича и других.
Современный этап развития общества всемирной коммуникации характеризуется функциональным использованием средств информационно-коммуникационных технологий в многочисленных сферах деятельности человека, в том числе и коррекционной педагогике. Информационно-коммуникационные технологии - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи, распространения информации и оказания услуг. К средствам информационно-коммуникационных технологий относятся аппаратные (компьютер, принтер, проектор, ноутбук, интерактивная доска и так далее) и программные (драйверы, источники информации, презентации, виртуальные конструкторы, комплексные обучающие пакеты). Применение средств информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет повысить мотивацию детей к коррекционному процессу и его эффективность.
В специализированных периодических изданиях, а также в других информационных источниках представлен опыт специалистов в области применения информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе, однако отсутствует научно обоснованная методика коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий, что определяет актуальность нашего исследования на научно-методическом уровне.
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующее противоречие между признанной необходимостью коррекции у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи грамматического строя речи и недостаточным использованием потенциала информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какой должна быть методика работы, направленная на коррекцию грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Коррекция грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать методику работы по коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: методика коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 дет с тяжелыми нарушениями речи возможен, если:
- осуществляется на основе дифференцированного подхода с учетом выявленных у детей грамматических трудностей;
- отобраны средства информационно-коммуникационных технологий для решения коррекционных задач;
- реализована целостная методика применения средств информационно-коммуникационных технологий в процессе единого коррекционного воздействия, позволяющая осуществлять коррекционно-ориентированное развитие всех уровней грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, синтаксис) на основе реализации перцептивного подкрепления средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих использование грамматических единиц в речевых игровых ситуациях.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа современных подходов к проблеме коррекции грамматического строя речи описать его развитие в процессе онто- и дизонтогенеза.
2. Проанализировать имеющийся опыт использования средств информационно-коммуникативных технологий в процессе коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Выявить уровни сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
4. Теоретически обосновать, разработать и апробировать в процессе экспериментальной работы методику коррекции нарушений грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий.
В исследовании использовались следующие методы:
- методы теоретического исследования: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ.
- методы эмпирического исследования: изучение, анализ личных дел и медицинских карт дошкольников, участвующих в эксперименте; беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ фактических данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (И.Т. Власенко, Л.С. Выготский, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин);
- теория системного подхода в решении коррекционных задач (О.Л. Алексеев, В.И. Бельтюков, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия);
- положения исследований закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития грамматического строя речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин);
- положения теории и методики информатизации образования (Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, O.A. Козлов, A.A. Кузнецов, Т.А. Лавина, З.Ф. Мазур).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В экспериментальной работе на разных ее этапах принимали участие 16 детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Основные этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (2019-2020 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; выявление уровней сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Второй этап - экспериментальный (2020-2021 гг.). Разработка и апробация методики коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно¬ коммуникационных технологий.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2021 г.). Обработка, интерпретация и анализ результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- определены возможности средств информационно-коммуникационных технологий в коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
- разработана методика коррекции нарушений грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий.
Теоретическая значимость исследования: уточнены и
конкретизированы представления об особенностях коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования учителями-логопедами, педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, методики коррекции грамматического строя речи средствами информационно коммуникационных технологий, а также комплекса интерактивных речевых игр по лексическим темам.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения специальной психологии и коррекционной педагогики, логопедии, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, комплексной методикой исследования и обработки полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке методики коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2020 г., 2021 г.), на педагогических советах МБУ детского сада № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Включение в коррекционную работу средств информационно-коммуникационных технологий повышает мотивацию детей и способствует достижению качественных изменений в процессе коррекции нарушений грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
2. Методика применения средств информационно-коммуникационных технологий в процессе единого коррекционного воздействия, позволяющая осуществлять коррекционно-ориентированное развитие всех уровней грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, синтаксис) на основе реализации перцептивного подхода средствами информационно-коммуникационных технологий (за счет зрительной, слуховой, динамической визуализации, подкрепления, стимулирования), обеспечивающих использование грамматических единиц в игровых речевых ситуациях.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (82 наименования), 4 приложений. Для иллюстрации текста используются 18 таблиц и 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 108 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного нами исследования были решены поставленные задачи: изучены современные подходы к проблеме коррекции грамматического строя речи и проблеме использования средств информационно-коммуникативных технологий в процессе коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи характеризуются отставанием в сроках усвоения грамматических норм, задержкой характерных для детской речи неправильных грамматических форм, использованием в речи несвойственных для русского языка «грамматических форм». Речевая патология также влияет на способность ребенка к словообразованию и словоизменению. Необходима коррекционная работа, направленная на обогащение словарного запаса, разъяснения воспитанникам смыслового значения новых и непонятных слов, формирование навыков словообразования, формирование грамматически правильной устной речи.
Поскольку современный век характеризуется стремительным проникновением средств информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, то использование средств ИКТ в дошкольном образовании является важным условием повышения продуктивности образовательного процесса (согласно исследованиям Л.Л. Габдулисламовой, Ю.М. Горвиц, Т.Н. Гринявичене, Е.В. Зворыгиной, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку).
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи информационно-коммуникативные технологии являются эффективным средством, позволяющим повысить мотивацию к коррекционному процессу, что способствует повышению его эффективности. Применение на коррекционных занятиях таких средств ИКТ, как интерактивная доска, компьютерные презентации, виртуальные экскурсии, интерактивные игры, способствует повышению интереса к занятиям.
Однако, следует помнить, что использование средств ИКТ в дошкольном возрасте оказывает большое влияние на психическое состояние воспитанников, в связи с чем необходимо тщательно подходить к отбору мультимедийного контента: его содержания, направленности. Применение компьютерных игр на коррекционно-развивающих занятиях должно быть минимизировано и гармонично сочетаться с традиционными формами коррекционно-развивающей работы.
Выявление уровня грамматического строя речи на констатирующем и контрольном этапах эксперимента осуществлялось с помощью выбранного комплекса диагностических методик, позволяющих диагностировать: умение ребенка 6-7 лет с ТНР правильно воспроизвести предложение по речевому образцу; сформированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям; умение составлять предложения из слов в начальной форме; умение правильно использовать предлоги в предложениях; умение ребенка образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; умение образовывать словоформы; умение образовывать прилагательных от существительных (относительные прилагательные, качественные, притяжательные).
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о преобладании у детей 6-7 лет с ТНР (как экспериментальной, так и контрольной группы) низкого уровня сформированности грамматического строя речи.
Это показало необходимость проведения экспериментальной работы по апробации методики работы по коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с ТНР средствами ИКТ.
Реализация формирующего эксперимента происходила в форме организации с детьми экспериментальной группы индивидуальных и групповых логопедических занятий с использованием средств ИКТ. С воспитанниками экспериментальной группы проводились компьютерные дидактические игры, направленные на отработку показателей синтаксического и морфологического компонентов грамматического строя речи.
В ходе проведенного исследования было доказано, что применение средств информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях:
- способствует созданию эмоциональной привлекательности при работе со сложными лексико-грамматическими структурами;
- стимулирует речь и познавательную активность воспитанников;
- упражняет в использовании разнообразных речевых оборотов и грамматических форм с мультипликацией;
- способствует совершенствованию ИКТ-компетентности педагогов.
Результаты контрольного эксперимента показали, что имеется положительная динамика показателей грамматического строя речи у детей 6¬7 лет с ТНР в экспериментальной группе. Средний уровень сформированности грамматического строя речи на констатирующем этапе был выявлен у 2 детей (25% испытуемых), на контрольном этапе - у 5 детей (62,5% испытуемых). Низкий уровень сформированности грамматического строя речи, который наблюдался у 6 детей (75% испытуемых) на констатирующем этапе, на контрольном этапе был выявлен у 37,5% воспитанников (3 детей).
Результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования и правомерность выдвинутых на защиту положений.



1. Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников : Пособие для логопедов и воспитателей. СПб. : Детство-пресс, 2007.48 с.
2. Алексеева М. М.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей : методическое пособие для воспитателей. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 292 с.
4. Ахметжанова Г. В. Информационные технологии в образовании: практикум / Г. В. Ахметжанова, Т. В. Седова, Н. В. Гнатюк; ТГУ; Гуманит.- пед. ин-т ; каф. «Педагогика и методики преподавания». Тольятти : ТГУ, 2015. 60 с.
5. Бойкова С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. СПб. : Каро 2005. 32 с.
6. Васильева В. С. К вопросу об использовании информационно - коммуникационных технологий в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений // Балтийский гуманитарный журнал. №4(33). 2020. С. 149-152.
7. Волковская Т. Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме педагогического изучения детей с нарушениями речи // Вестник Ленинградского университета им. А. С. Пушкина. 2010. №3. С. 51-60.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М. : Лабиринт, 1999.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб. : Детство- Пресс М., 2007. 470 с.
10. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1949. 268 с.
11. Глабова Ю. А. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 34.
12. Горчакова А. М. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. 2004. № 1. С. 58-69.
13. Двуреченская О. Н. Особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 72-74.
14. Дубинец Е. А. Активизация предметного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи. Практическое пособие. М. : Секачев В., 2014. 393 с.
15. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. М. : КнигоМир, 2011. 320 с.
16. Жулина Е. В. К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 101-103.
17. Жулина Е. В. К вопросу о нарушениях лексической стороны у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 98-101.
18. Жулина Е. В. Логопедическая коррекция нарушений предложно-падежных форм у дошкольников с ОНР // Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 166-168.
19. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 12. 62 с.
20. Информационные технологии в образовании : учебник. СПб. : Лань, 2016. 296 с.
21. Исмоилова Э. З. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием информационно-коммуникационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 153-155.
22. Китик Е. Е. Дети с тяжелыми нарушениями речи : Учебное
пособие. ФГОС ОВЗ. М. : Просвещение, 2019. 48 с.
23. Кичатова О. А. Виртуальные экскурсии по природным
достопримечательностям Самарской Луки - эффективный инновационный инструмент формирования экологической культуры детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. Тольятти, 2018. 74 с.
24. Кольцова Е. П. Речевая диагностика детей 5-7 лет. Волгоград : Учитель, 2011. 63 с.
25. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М. : Мозаика-синтез, 2011. 128 с.
26. Кондратенко И. Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки // Дефектология. 2001. № 6. С. 41-47.
27. Короткова А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня // Логопед. 2004. №1. С. 26-34.
28. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. М. : Сфера, 2015. 128 с.
29. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. : Союз, 2009. 160 с.
30. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. СПб. : Союз, 2001. 218 с.
31. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб. : Союз, 2004. 224 с.
32. Лепская Н. И. Язык ребенка. М. : Владос, 2005. 151 с.
33. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи. Игры для тигры : Учебно-методическое пособие. Пермь, 2009. 60 с.
34. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : ВЛАДОС, 1998. 680 с.
35. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб. : Союз, 2001. 192 с.
36. Львов М. И. Методика развития речи старших дошкольников. М. : Просвещение 2005. 176 с.
37. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. 2006. №6. С. 54-56.
38. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : Пособие для учителя-дефектолога. М. : Парадигма, 2012. 128 с.
39. Макарова Н. В. Грамматические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 248.
40. Медведева Е. Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. С. 21-22.
41. Мироненко М. А. Логопедическая коррекция грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением информационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 187-190.
42. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). ФГОС. М. : Детство-Пресс, 2017. 572 с.
43. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет. Февраль-май. ФГОС. М. : Детство- Пресс, 2017. 108 с.
44. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС. М. : Детство-Пресс, 2016. 946 с.
45. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997. 140 с.
46. Полосина В. В. Организация занятий воспитателя в группе для детей с ОНР // Логопед в детском саду. 2004. № 2. С. 33-35.
47. Правдина О. В. Логопедия : Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. М. : Просвещение, 1973. 272 с.
48. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. М. : В. Секачев, 2007. 224 с.
49. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. 140 с.
50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учебник. СПб. : Питер, 2015. 705 с.
51. Рудакова Н. Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям // Дошкольное воспитание. 2004. № 11. С. 74-78.
52. Севастьянов В. В. Мультимедиа технологии в обучении детей с речевыми и нейросенсорными нарушениями // Труды юбилейной научно - технической конференции. Рязань, 2014. 227 с.
53. Седов К. Ф. Онтопсихолингвистика. Становление
коммуникативной компетенции человека. М. : Лабиринт, 2008. 320 с.
54. Смирнова Е. О. Детская психология : учеб. пособие для вузов. М. : Кнорус, 2016. 279 с.
55. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду : Занятия с детьми 6-7 лет с ТНР : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М. : Мозаика-Синтез, 2006. 95 с.
56. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М., 2010. 163 с.
57. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983. 24 с.
58. Тенкачева Т. Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников // Специальное образование. 2013. №4 (32). С. 66-71.
59. Ткачева Т. А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении. М. : Гном, 2011. 176 c.
60. Тоценко Е. Д. Занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка для детей с ТНР // Логопед в детском саду. 2004. № 2. С. 46¬52.
61. Тоценко Е. Д. Некоторые аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ТНР // Логопед в детском саду. 2004. № 2. С. 35-41.
62. Туманова Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 6. С. 54-58.
63. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. № 4. С. 68-76.
64. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
65. Урунтаева Г. А. Детская практическая психология : учеб. для студентов вузов. М. : Академия, 2015. 250 с.
66. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2004. 288 с.
67. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.
68. Ушакова О. С. Речевое развитие детей 3-7 лет : учебно¬методическое пособие. Вентана-Граф, 2018. 480 с.
69. Фатихова Л. В. Компьютерные технологии в психолого¬
педагогической коррекции детей // Логопед. 2014. № 2. С. 13-15.
70. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : Дрофа, 2010. 189 с.
71. Филичева Т. Б. Исправление нарушений речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Секачев В., 2018. 198 с.
72. Филичева Т. Б. Основы дошкольной логопедии. М. : Эксмодетство, 2015. 320 с.
73. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. изд. 3-е. М. : Айрис-пресс ; Айрис-дидактика, 2005. 212 с. (Библиотека логопеда- практика).
74. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Владос, 2005.186 с.
75. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 240 с.
76. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Институт психологии. М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1958. 115 с.
77. Athanasios S. Drigas, Alexia Petrova. ICTs in Speech and Language
Therapy NCSR DEMOKRITOS, Institute of Informatics and Telecommunications, Athens, Greece. URL: https://www.researchgate.net/publication/
260190456_ICTs_in_Speech_and_Language_Therapy (дата обращения
20.03.2020).
78. Baker E. S. McLeod S. Evidence-based practice for children with speech sound disorders. Part 1: Narrative review. Language, Speech, and Hearing Services in Schools. 2011. 42(2). Р. 102-139.
79. Bernthal J. E., Bankson N. W., Flipsen P. Articulation and phonological disorders: Speech sound disorders in children. New York: Pearson Higher Education. 2012. 159 p.
80. Dalal RH, Loeb DF. Imitative production of regular past tense-ed by English-speaking children with specific language impairment. International Journal of Language & Communication Disorders. 2005. 40(1). Р. 67-82.
81. Ewa М., Skorek Ph. D., School children with speech disorders, Faculty of Pedagogy, Sociology and Heath Science Poland, Zbigniew Tarkowski Professor. Available at: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00857781_0.html (Accessed 28 April 2019).
82. Rosenbaum S., Simon P. Speech and Language Disorders in Children. THE NATIONAL ACADEMIES PRESS 500 Fifth Street, NW Washington, DC 20001. 2016. 247 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ