Ведение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы коррекции грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий 11
1.1 Становление грамматического строя речи в онтогенезе 11
1.2 Особенности грамматического строя речи детей 6-7 лет
с тяжелыми нарушениями речи 20
1.3 Использование средств информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 27
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникативных технологий 37
2.1 Выявлений уровня сформированности грамматического
строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 37
2.2 Содержание и организация работы по коррекции
грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникативных технологий 63
2.3 Определение результативности работы по коррекции
грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий 84
Заключение 98
Список используемой литературы 101
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментально работе 109 Приложение Б Сводная таблица по итогам констатирующего эксперимента 110
Приложение В Банк компьютерных дидактические игр
для формирования грамматического строя речи у детей
6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 111
Приложение Г Сводная таблица по итогам контрольного эксперимента 144
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обуславливается тем, что овладение грамматическим строем речи является ключевым фактором в полноценном овладении ребенком речью, без которого невозможен переход к школьному обучению и продолжение изучение языка. Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод, что с каждым годом возрастает число детей с различными речевыми нарушениями. Последние тенденции, касающиеся конца XX и начала XXI века, отражают трансформации в теоретических представлениях о нарушениях речевого развития и увеличение профессиональной области практической логопедии.
Тяжелые нарушения речи - это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают большие трудности при овладении многими речевыми структурами, в частности это касается грамматического строя: по сравнению с овладением словарем, его формирование происходит с большими затруднениями. Причиной тому служит абстрактность грамматических значений, а также наличие множества правил в структуре организации грамматики.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей потребности в формировании у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи грамматического строя речи недостаточно изучены возможности такой работы средствами информационно-коммуникативных технологий. Анализ научно-методической литературы показывает, что проблему обучения грамматическим нормам родного языка исследовали такие ученые, как А.Г. Арушанова, А.Н. Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и другие; изучение процесса развития грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах А.Н. Гвоздева, О.С. Ушаковой, А.М. Шахнаровича и других.
Современный этап развития общества всемирной коммуникации характеризуется функциональным использованием средств информационно-коммуникационных технологий в многочисленных сферах деятельности человека, в том числе и коррекционной педагогике. Информационно-коммуникационные технологии - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи, распространения информации и оказания услуг. К средствам информационно-коммуникационных технологий относятся аппаратные (компьютер, принтер, проектор, ноутбук, интерактивная доска и так далее) и программные (драйверы, источники информации, презентации, виртуальные конструкторы, комплексные обучающие пакеты). Применение средств информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет повысить мотивацию детей к коррекционному процессу и его эффективность.
В специализированных периодических изданиях, а также в других информационных источниках представлен опыт специалистов в области применения информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе, однако отсутствует научно обоснованная методика коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий, что определяет актуальность нашего исследования на научно-методическом уровне.
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующее противоречие между признанной необходимостью коррекции у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи грамматического строя речи и недостаточным использованием потенциала информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какой должна быть методика работы, направленная на коррекцию грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Коррекция грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать методику работы по коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: методика коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 дет с тяжелыми нарушениями речи возможен, если:
- осуществляется на основе дифференцированного подхода с учетом выявленных у детей грамматических трудностей;
- отобраны средства информационно-коммуникационных технологий для решения коррекционных задач;
- реализована целостная методика применения средств информационно-коммуникационных технологий в процессе единого коррекционного воздействия, позволяющая осуществлять коррекционно-ориентированное развитие всех уровней грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, синтаксис) на основе реализации перцептивного подкрепления средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих использование грамматических единиц в речевых игровых ситуациях.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа современных подходов к проблеме коррекции грамматического строя речи описать его развитие в процессе онто- и дизонтогенеза.
2. Проанализировать имеющийся опыт использования средств информационно-коммуникативных технологий в процессе коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Выявить уровни сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
4. Теоретически обосновать, разработать и апробировать в процессе экспериментальной работы методику коррекции нарушений грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий.
В исследовании использовались следующие методы:
- методы теоретического исследования: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ.
- методы эмпирического исследования: изучение, анализ личных дел и медицинских карт дошкольников, участвующих в эксперименте; беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ фактических данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (И.Т. Власенко, Л.С. Выготский, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин);
- теория системного подхода в решении коррекционных задач (О.Л. Алексеев, В.И. Бельтюков, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия);
- положения исследований закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития грамматического строя речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин);
- положения теории и методики информатизации образования (Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, O.A. Козлов, A.A. Кузнецов, Т.А. Лавина, З.Ф. Мазур).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В экспериментальной работе на разных ее этапах принимали участие 16 детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Основные этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (2019-2020 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; выявление уровней сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Второй этап - экспериментальный (2020-2021 гг.). Разработка и апробация методики коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно¬ коммуникационных технологий.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2021 г.). Обработка, интерпретация и анализ результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- определены возможности средств информационно-коммуникационных технологий в коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
- разработана методика коррекции нарушений грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий.
Теоретическая значимость исследования: уточнены и
конкретизированы представления об особенностях коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами информационно-коммуникационных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования учителями-логопедами, педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, методики коррекции грамматического строя речи средствами информационно коммуникационных технологий, а также комплекса интерактивных речевых игр по лексическим темам.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения специальной психологии и коррекционной педагогики, логопедии, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, комплексной методикой исследования и обработки полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке методики коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2020 г., 2021 г.), на педагогических советах МБУ детского сада № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Включение в коррекционную работу средств информационно-коммуникационных технологий повышает мотивацию детей и способствует достижению качественных изменений в процессе коррекции нарушений грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
2. Методика применения средств информационно-коммуникационных технологий в процессе единого коррекционного воздействия, позволяющая осуществлять коррекционно-ориентированное развитие всех уровней грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, синтаксис) на основе реализации перцептивного подхода средствами информационно-коммуникационных технологий (за счет зрительной, слуховой, динамической визуализации, подкрепления, стимулирования), обеспечивающих использование грамматических единиц в игровых речевых ситуациях.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (82 наименования), 4 приложений. Для иллюстрации текста используются 18 таблиц и 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 108 страницах.
В ходе проведенного нами исследования были решены поставленные задачи: изучены современные подходы к проблеме коррекции грамматического строя речи и проблеме использования средств информационно-коммуникативных технологий в процессе коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи характеризуются отставанием в сроках усвоения грамматических норм, задержкой характерных для детской речи неправильных грамматических форм, использованием в речи несвойственных для русского языка «грамматических форм». Речевая патология также влияет на способность ребенка к словообразованию и словоизменению. Необходима коррекционная работа, направленная на обогащение словарного запаса, разъяснения воспитанникам смыслового значения новых и непонятных слов, формирование навыков словообразования, формирование грамматически правильной устной речи.
Поскольку современный век характеризуется стремительным проникновением средств информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, то использование средств ИКТ в дошкольном образовании является важным условием повышения продуктивности образовательного процесса (согласно исследованиям Л.Л. Габдулисламовой, Ю.М. Горвиц, Т.Н. Гринявичене, Е.В. Зворыгиной, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку).
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи информационно-коммуникативные технологии являются эффективным средством, позволяющим повысить мотивацию к коррекционному процессу, что способствует повышению его эффективности. Применение на коррекционных занятиях таких средств ИКТ, как интерактивная доска, компьютерные презентации, виртуальные экскурсии, интерактивные игры, способствует повышению интереса к занятиям.
Однако, следует помнить, что использование средств ИКТ в дошкольном возрасте оказывает большое влияние на психическое состояние воспитанников, в связи с чем необходимо тщательно подходить к отбору мультимедийного контента: его содержания, направленности. Применение компьютерных игр на коррекционно-развивающих занятиях должно быть минимизировано и гармонично сочетаться с традиционными формами коррекционно-развивающей работы.
Выявление уровня грамматического строя речи на констатирующем и контрольном этапах эксперимента осуществлялось с помощью выбранного комплекса диагностических методик, позволяющих диагностировать: умение ребенка 6-7 лет с ТНР правильно воспроизвести предложение по речевому образцу; сформированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям; умение составлять предложения из слов в начальной форме; умение правильно использовать предлоги в предложениях; умение ребенка образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; умение образовывать словоформы; умение образовывать прилагательных от существительных (относительные прилагательные, качественные, притяжательные).
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о преобладании у детей 6-7 лет с ТНР (как экспериментальной, так и контрольной группы) низкого уровня сформированности грамматического строя речи.
Это показало необходимость проведения экспериментальной работы по апробации методики работы по коррекции грамматического строя речи у детей 6-7 лет с ТНР средствами ИКТ.
Реализация формирующего эксперимента происходила в форме организации с детьми экспериментальной группы индивидуальных и групповых логопедических занятий с использованием средств ИКТ. С воспитанниками экспериментальной группы проводились компьютерные дидактические игры, направленные на отработку показателей синтаксического и морфологического компонентов грамматического строя речи.
В ходе проведенного исследования было доказано, что применение средств информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях:
- способствует созданию эмоциональной привлекательности при работе со сложными лексико-грамматическими структурами;
- стимулирует речь и познавательную активность воспитанников;
- упражняет в использовании разнообразных речевых оборотов и грамматических форм с мультипликацией;
- способствует совершенствованию ИКТ-компетентности педагогов.
Результаты контрольного эксперимента показали, что имеется положительная динамика показателей грамматического строя речи у детей 6¬7 лет с ТНР в экспериментальной группе. Средний уровень сформированности грамматического строя речи на констатирующем этапе был выявлен у 2 детей (25% испытуемых), на контрольном этапе - у 5 детей (62,5% испытуемых). Низкий уровень сформированности грамматического строя речи, который наблюдался у 6 детей (75% испытуемых) на констатирующем этапе, на контрольном этапе был выявлен у 37,5% воспитанников (3 детей).
Результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования и правомерность выдвинутых на защиту положений.
1. Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников : Пособие для логопедов и воспитателей. СПб. : Детство-пресс, 2007.48 с.
2. Алексеева М. М.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей : методическое пособие для воспитателей. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 292 с.
4. Ахметжанова Г. В. Информационные технологии в образовании: практикум / Г. В. Ахметжанова, Т. В. Седова, Н. В. Гнатюк; ТГУ; Гуманит.- пед. ин-т ; каф. «Педагогика и методики преподавания». Тольятти : ТГУ, 2015. 60 с.
5. Бойкова С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. СПб. : Каро 2005. 32 с.
6. Васильева В. С. К вопросу об использовании информационно - коммуникационных технологий в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений // Балтийский гуманитарный журнал. №4(33). 2020. С. 149-152.
7. Волковская Т. Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме педагогического изучения детей с нарушениями речи // Вестник Ленинградского университета им. А. С. Пушкина. 2010. №3. С. 51-60.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М. : Лабиринт, 1999.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб. : Детство- Пресс М., 2007. 470 с.
10. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1949. 268 с.
11. Глабова Ю. А. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 34.
12. Горчакова А. М. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. 2004. № 1. С. 58-69.
13. Двуреченская О. Н. Особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 72-74.
14. Дубинец Е. А. Активизация предметного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи. Практическое пособие. М. : Секачев В., 2014. 393 с.
15. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. М. : КнигоМир, 2011. 320 с.
16. Жулина Е. В. К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 101-103.
17. Жулина Е. В. К вопросу о нарушениях лексической стороны у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 98-101.
18. Жулина Е. В. Логопедическая коррекция нарушений предложно-падежных форм у дошкольников с ОНР // Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 166-168.
19. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 12. 62 с.
20. Информационные технологии в образовании : учебник. СПб. : Лань, 2016. 296 с.
21. Исмоилова Э. З. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием информационно-коммуникационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 153-155.
22. Китик Е. Е. Дети с тяжелыми нарушениями речи : Учебное
пособие. ФГОС ОВЗ. М. : Просвещение, 2019. 48 с.
23. Кичатова О. А. Виртуальные экскурсии по природным
достопримечательностям Самарской Луки - эффективный инновационный инструмент формирования экологической культуры детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. Тольятти, 2018. 74 с.
24. Кольцова Е. П. Речевая диагностика детей 5-7 лет. Волгоград : Учитель, 2011. 63 с.
25. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М. : Мозаика-синтез, 2011. 128 с.
26. Кондратенко И. Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки // Дефектология. 2001. № 6. С. 41-47.
27. Короткова А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня // Логопед. 2004. №1. С. 26-34.
28. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. М. : Сфера, 2015. 128 с.
29. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. : Союз, 2009. 160 с.
30. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. СПб. : Союз, 2001. 218 с.
31. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб. : Союз, 2004. 224 с.
32. Лепская Н. И. Язык ребенка. М. : Владос, 2005. 151 с.
33. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи. Игры для тигры : Учебно-методическое пособие. Пермь, 2009. 60 с.
34. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : ВЛАДОС, 1998. 680 с.
35. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб. : Союз, 2001. 192 с.
36. Львов М. И. Методика развития речи старших дошкольников. М. : Просвещение 2005. 176 с.
37. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. 2006. №6. С. 54-56.
38. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : Пособие для учителя-дефектолога. М. : Парадигма, 2012. 128 с.
39. Макарова Н. В. Грамматические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 248.
40. Медведева Е. Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. С. 21-22.
41. Мироненко М. А. Логопедическая коррекция грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением информационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 187-190.
42. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). ФГОС. М. : Детство-Пресс, 2017. 572 с.
43. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет. Февраль-май. ФГОС. М. : Детство- Пресс, 2017. 108 с.
44. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС. М. : Детство-Пресс, 2016. 946 с.
45. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997. 140 с.
46. Полосина В. В. Организация занятий воспитателя в группе для детей с ОНР // Логопед в детском саду. 2004. № 2. С. 33-35.
47. Правдина О. В. Логопедия : Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. М. : Просвещение, 1973. 272 с.
48. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. М. : В. Секачев, 2007. 224 с.
49. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. 140 с.
50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учебник. СПб. : Питер, 2015. 705 с.
51. Рудакова Н. Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям // Дошкольное воспитание. 2004. № 11. С. 74-78.
52. Севастьянов В. В. Мультимедиа технологии в обучении детей с речевыми и нейросенсорными нарушениями // Труды юбилейной научно - технической конференции. Рязань, 2014. 227 с.
53. Седов К. Ф. Онтопсихолингвистика. Становление
коммуникативной компетенции человека. М. : Лабиринт, 2008. 320 с.
54. Смирнова Е. О. Детская психология : учеб. пособие для вузов. М. : Кнорус, 2016. 279 с.
55. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду : Занятия с детьми 6-7 лет с ТНР : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М. : Мозаика-Синтез, 2006. 95 с.
56. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М., 2010. 163 с.
57. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983. 24 с.
58. Тенкачева Т. Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников // Специальное образование. 2013. №4 (32). С. 66-71.
59. Ткачева Т. А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении. М. : Гном, 2011. 176 c.
60. Тоценко Е. Д. Занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка для детей с ТНР // Логопед в детском саду. 2004. № 2. С. 46¬52.
61. Тоценко Е. Д. Некоторые аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ТНР // Логопед в детском саду. 2004. № 2. С. 35-41.
62. Туманова Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 6. С. 54-58.
63. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. № 4. С. 68-76.
64. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
65. Урунтаева Г. А. Детская практическая психология : учеб. для студентов вузов. М. : Академия, 2015. 250 с.
66. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2004. 288 с.
67. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.
68. Ушакова О. С. Речевое развитие детей 3-7 лет : учебно¬методическое пособие. Вентана-Граф, 2018. 480 с.
69. Фатихова Л. В. Компьютерные технологии в психолого¬
педагогической коррекции детей // Логопед. 2014. № 2. С. 13-15.
70. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : Дрофа, 2010. 189 с.
71. Филичева Т. Б. Исправление нарушений речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Секачев В., 2018. 198 с.
72. Филичева Т. Б. Основы дошкольной логопедии. М. : Эксмодетство, 2015. 320 с.
73. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. изд. 3-е. М. : Айрис-пресс ; Айрис-дидактика, 2005. 212 с. (Библиотека логопеда- практика).
74. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Владос, 2005.186 с.
75. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 240 с.
76. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Институт психологии. М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1958. 115 с.
77. Athanasios S. Drigas, Alexia Petrova. ICTs in Speech and Language
Therapy NCSR DEMOKRITOS, Institute of Informatics and Telecommunications, Athens, Greece. URL: https://www.researchgate.net/publication/
260190456_ICTs_in_Speech_and_Language_Therapy (дата обращения
20.03.2020).
78. Baker E. S. McLeod S. Evidence-based practice for children with speech sound disorders. Part 1: Narrative review. Language, Speech, and Hearing Services in Schools. 2011. 42(2). Р. 102-139.
79. Bernthal J. E., Bankson N. W., Flipsen P. Articulation and phonological disorders: Speech sound disorders in children. New York: Pearson Higher Education. 2012. 159 p.
80. Dalal RH, Loeb DF. Imitative production of regular past tense-ed by English-speaking children with specific language impairment. International Journal of Language & Communication Disorders. 2005. 40(1). Р. 67-82.
81. Ewa М., Skorek Ph. D., School children with speech disorders, Faculty of Pedagogy, Sociology and Heath Science Poland, Zbigniew Tarkowski Professor. Available at: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00857781_0.html (Accessed 28 April 2019).
82. Rosenbaum S., Simon P. Speech and Language Disorders in Children. THE NATIONAL ACADEMIES PRESS 500 Fifth Street, NW Washington, DC 20001. 2016. 247 p.