Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние ЛФК на физическое состояние школьников 9-10 лет с патологией зрения

Работа №108642

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЛФК НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 9
1.1. Особенности физического развития школьников в условиях зрительной
депривации 9
1.2. Влияние ЛФК на физическое развитие младших школьников 9-10 лет с
патологией зрения 11
1.3. Методы и методические приемы использования различных средств ЛФК
в физическом развитии младших школьников 9-10 лет с нарушением зрения 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Разработка и апробация методики ЛФК для младших школьников с
нарушением зрения 30
3.2. Результаты исследования влияния ЛФК на физическое состояние
школьников 9-10 лет с патологией зрения 40
3.3. Практические рекомендации по использованию ЛФК в физическом
развитии младших школьников с нарушением зрения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ

В последнее время нарушение зрения стало все чаще встречаться у детей как дошкольного, так и у младшего школьного возраста. Это связано с тем, что при поступлении в школу у детей происходит большая зрительная нагрузка, которая сочетается с малоподвижным образом жизни, плохим питанием и ослаблением иммунной системы. Среди учащихся 1-2 классов близорукость встречается у 3-6%, 3-4 классов - у 6% [12].
Именно в школьные годы близорукость развивается чаще всего, так как она связана с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при недостаточном или неправильном освещении, а также в плохих гигиенических условиях. Если своевременно не начать профилактику, то близорукость может стать причиной инвалидности.
В связи с этим возникает необходимость вводить в содержание учебных занятий и уроков физической культуры в младших классах профилактические мероприятия по сохранению зрения.
Известно, что нарушение зрения, влечет за собой множество вторичных нарушений. К ним относится: речь, сенсорная система, взаимодействие анализаторов, показатели физического развития, двигательных процессов, которые значительно отличаются от показателей здоровых детей.
К отставаниям физического развития относится, во -первых, замедление ростовых процессов и соматическая задержка, в том числе различия заметны в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ (жизненная емкость легких).
Во вторую очередь, у детей с нарушением зрения наблюдается нарушения в двигательном развитии. У них, по сравнению со здоровыми детьми. нарушена зрительно-моторная координация, моторика, точность движений, функция движений.
Поэтому актуальным становится достижение детьми с нарушением зрения такого уровня физического и двигательного развития, который позволит им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.
Степень научной разработанности. Вопросами изучения физического развития детей с патологией зрения занимались многие авторы: Э.С. Аветисов [2], М.Р. Гусева [11], Л.Ф. Шапкова [14], Д.Н. Маллаев [23], Л.И. Плаксина [34], Л.И. Солнцева [38] и др.
О влиянии ЛФК на физическое состояние школьников с нарушением зрения отражены в работах В.А. Баркова [5], О.В. Ланской [16], Т.Н. Лебедевой [17], Е.И. Ливадо [18], Н.М. Медведцкой [28], А.А. Потапчука [35], С.П. Евсеева [46].
По мнению ряда исследователей [16, 18, 35], большое значение в решении проблемы интеграции и социализации детей с нарушением зрения в жизнь современного общества приобретает лечебная физическая культура и массаж. Это объясняется следующими обстоятельствами:
- лечебная физическая культура и массаж способствуют накоплению двигательного опыта и базы двигательных действий у данной категории детей;
- развитие двигательной базы способствует их адаптации к самообслуживанию, а следовательно, и ко всему прочему, что связано с процессом социализации;
- стабилизирует психоэмоциональное состояние детей.
И поэтому, чем раньше будет проходить коррекция вторичных нарушений, тем больше вероятность успеха в сглаживании этих недостатков.
На основании вышесказанного, можно обозначить проблему исследования: каково влияние лечебной физической культуры на физическое состояние младших школьников с нарушением зрения?
Объектом данного исследования - процесс коррекции физического состояния младших школьников с нарушением зрения с помощью лечебной физической культуры.
Предмет исследования -физическое состояние младших школьников с
нарушением зрения
Цель исследования - исследование влияния лечебной физической культуры на физическое состояние младших школьников с нарушением зрения.
В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: Мы предположили, что лечебная физическая культура сможет значительно улучшить физическое состояние младших школьников с нарушением зрения, в том случае, если:
- программа занятий будет основана на комплексном подходе, направленном на коррекцию физических нарушений и развитие различных мышечных групп детей;
- при проведении занятий будут учитываться двигательные возможности ребенка;
- будут повышаться физические качества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести первичное исследование физического состояния учащихся 9-10 лет с нарушением зрения.
2. Разработать методику воздействия на вторичные нарушения у детей с помощью ЛФК,
3. Опытным путем доказать эффективность разработанной нами методики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической литературы,
- эмпирические: педагогический эксперимент, метод наблюдения и тестирования,
- методы математической статистики
Уникальность данного изучения состоит в том, что в работе обосновываются направления и подходы в коррекционной работе, позволяющие решить проблему вторичных нарушений у младших
школьников с нарушением зрения средствами ЛФК и массажа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при повышении квалификации преподавателей. Предложенная методика ЛФК может быть использована в практике коррекции физического состояния младших школьников не только с нарушением зрения, но и при работе с детьми, имеющими другие отклонения в здоровье.
База исследования: МБУ Лицей №37 г. Тольятти.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Во введении была обусловлена актуальность проводимого исследования, разработан аппарат исследования, сформулирована гипотеза, выявлена научная новизна и разработаны практические рекомендации.
В 1 главе «Научно-теоретические подходы к изучению влияния ЛФК на физическое состояние младших школьников с нарушением зрения» были изучены особенности физического развития в условиях зрительной депривации, определено влияние ЛФК на физическое развитие младших школьников 9-10 лет с патологией зрения, а так же предложены методы и методические приемы использования различных средств ЛФК в физическом развитии младших школьников 9-10 лет с нарушением зрения.
Во 2 главе «Методы и организация исследования» определена цель исследования, задачи, разработаны этапы исследования, определены методы и методики для проведения педагогического исследования.
3 глава «Результаты исследования и их обсуждение» была разработана комплексная методика ЛФК для младших школьников с нарушением зрения. Данная методика опытным путем была апробирована и доказана ее эффективность. Так же в данной главе были разработаны практические рекомендации по использованию ЛФК в физическом развитии младших школьников с нарушением зрения.
В заключении содержатся выводы по проделанной работе.
Список используемой литературы содержит в себе 49 источников по изучаемой теме.
В приложении представлен комплекс ЛФК, который был использован в процессе формирующего этапа исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно отметить, что цель работы была достигнута, решены все задачи, а именно:
1. Были изучены теоретические подходы к изучению двигательных особенностей детей с нарушением зрения.
Изученный теоретический анализ по проблеме исследования наглядно продемонстрировал наличие отставания в физическом развитии детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. Изучение научно - методической литературы позволило определить состояние проблемы и назвать необходимость тестирования как традиционными, так и модифицированными способами в качестве важнейших условий, способствующих лучшей реализации задач по формированию двигательного развития.
С целью планирования и подготовки констатирующего и формирующего педагогического эксперимента была проанализирована доступная литература, что позволило с разных точек зрения рассмотреть особенности вторичных нарушений у детей с нарушением зрения, выявить основные, в частности, сколиоз, основные методы лечения средствами ЛФК и массажем.
Была разработана методика воздействия на вторичные нарушения у детей с помощью ЛФК и массажа.
Суть разработанной методики заключалась в том, что занятия ЛФК проводились по 40 минут два раза в неделю. Занятия строились по классической структуре, включая в себя подготовительную, основную и заключительную части.
Методика массажа включала в себя использование специальных положений ребенка, которые способствуют коррекции деформации позвоночника. Был включен отбор минимума наиболее эффективных экономичных движений из всего разнообразия технических массажных приемов. Было использовано уменьшение высоты массажного стола (ниже, или на уровне вытянутых пальцев опущенных рук) с целью использования массажистом веса своего тела и активной работы ног для обеспечения достаточном силы движений. А также установление стола таким образом, чтобы массажисту было легко и свободно перемещаться вокруг него.
Курсы массажей проводились 2 раза в год и включали 20-25 процедур. Длительность процедур составляла вначале - 15-20 минут, но к 8-10 массажу увеличивается до 40-50 минут.
Подвижные игры нередко использовались в заключительной части занятия ЛФК.
Занятия физиотерапевтическими упражнениями являются частью процесса физического воспитания школьников с нарушением зрения. Решение задач возможно с непрерывностью всех форм исправительно - воспитательной работы: уроками физического воспитания, физиотерапией и ритмической тренировкой, физической культурой, здоровьем и массовыми событиями, самостоятельными физическими упражнениями.
Учебная программа программы лечебной физической культуры разработана таким образом, чтобы обеспечить согласованность тренировочных движений, систематическое увеличение нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей вовлеченных.
Начинайте практику физической терапии с помощью простых упражнений, примитивных положений, которые облегчают их реализацию; поскольку вы овладеете переходом на более согласованный комплекс. Не рекомендуется перегружать классы с помощью множества упражнений. Целесообразно увеличить нагрузку за счет увеличения повторения упражнений.
Опытным путем была доказана эффективность разработанной нами методики.
Подводя итог проведенным исследованиям, можно сделать следующие заключения:
1) все применяемые средства ЛФК способствовали значительному укреплению мышечного корсета;
2) нормализации тонуса мышц;
3) сократились боли в спине и быстрое ощущение усталости мышц;
4) улучшилось общее состояние младших школьников, они стали подвижнее и жизнерадостнее, лучше реагировали на повышение нагрузки по сравнению с началом исследования.
Таким образом, проведенные исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Цель работы достигнута, задачи решены.



1. Абзалов Р.А. Программа по физической культуре в школе. - Казань: Просвещение, 2013. - 98с.
2. Аветисов Э.С. Занятия физической культурой при близорукости /
Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. - М: Физкультура и спорт, 2015.¬72 с.
3. Андриянова Е.Ю. Спортивная медицина: учебное пособие для студентов образовательных организаций высшего образования. - Великие Луки, 2014. - С 35.
4. Бальсевич, В. К. Физическая культура : молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры / Под ред. В. К. Бальсевич. - М. : Новое время. - 2015. - № 4. - 198
5. Барков, В.А. Педагогическое обеспечение коррекции детей с особенностями психофизического развития средствами адаптивной физической культуры. «Научно -педагогические проблемы физической культуры / Физическая культура и спорт» / 36. Научных работ / под ред. Г.А. Арзютова. - Выпуск 10. - К.: Изд-во НПУ имени М.П. Драгоманова, 2014. - С. 37-41.
6. Баршай В.М. Активные игры для детей: - М.: Издательство Феникс, 2014. - 320.
7. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Академия, 2015. - 203с.
8. Вискне З.А. Общая и спортивная физиология детей и подростков. - Рига, 2015. - 83 с.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2013 - 320с.
10. Выдрин, В. М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры / М. В. Выдрин. - М. : Новое время. - 2013. - №5. - 139 с.
11. Гусева М.Р., Дмитриев В.Г.,Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2016. - 290 с.
12. Калинкин А.А. Развивая двигательные качества // Физкультура в школе. - 2014. - №6. - С.16 - 18.
13. Комплексная программа физического воспитания // В сб.:
Физическое воспитания учащихся I-XI классов: Программы
общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2014. - С. 106-204.
14. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2015. - 212 с.
15. Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для образовательных заведений физической культуры, - СПб.: СПбГАФК им.П.ФЛесгафта, 2014.-324с.
16. Ланская О.В. Психофизиологическая оценка эффективности
методики корригирующей гимнастики для глаз при миопии // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016 г. - № 56, том 3. - С. 16-33; URL:
http ://novainfo. ru/artic le/925 5
17. Лебедева, Н. Т. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания школьников / Н. Т. Лебедева. - Минск : ФИЗО. -2014.- 249 с.
18. Ливадо Е.И. Лечебная физкультура в комплексном лечении миопии у детей: автореф. дис. канд. наук / Ливадо Е. И.; Московский гос. ун -т. - Москва 2016. - 50с.
19. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 20168. - 271 с. (С. 178-180)
20. Лях В. П., Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся с направленным развитием двигательных способностей. - М.: Просвещение, 2013. - 321с.
21. Лях В.И. Развитие координационных способностей школьников от 7 до 17 лет в процессе физического воспитания: Сб. науч. тр. Свердловск,2016. - С.114-130.
22. Лях В.И.Критерии определения координационных
способностей//Теория и практика физической культуры. -2016.-№1.-С.17-20.
23. Маллаев, Д.Н, Характеристика физического развития и физической подготовленности слепых и слабовидящих детей / ДН. Маллаев // Адаптивная физическая культура в системе специального образования: проблемы, перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф, Санкт—Петербург, 27 ноября 2014г.: В 2 ч.. Ч: 2. / Негос. образов. учрежд. высш. образования «Институт спец. педагогики и психологии»;под ред. Л.В. Шапковой [ и др.]. — С анктнПетербург, 2014. - С. 3-8.
24. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учебное пособие для студентов педагогических вузов: в 2 ч. М.: Просвещение, 2016. Ч.1. - 568 с.
25. Мансуров И.И. Основы методики физкультуры в школе - Ставрополь: Кн. из -во, 2013. - 220с.
26. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитании. - М: Физкультура и спорт, 2016.- С. 348 -356.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС,
2015.- 430с.
28. Медвецкая, Н.М. Адаптивная физическая культура в реабилитации
слабовидящих детей / Н.М. Медвецкая // Физическое воспитание учащихся с особенностями психофизического развития: проблемы, поиски, решения: 5 Региональная научно -практическая конференция (1-2 ноября 2015 г.,
Витебск) - Витебск, 2015. - С. 99-10.
29. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2014. - 222с.
30. Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей: - М.: ООО «Этрол», ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2015. - 192 с.
31. Определение физической подготовленности школьников. Под ред.
Б.В. Сермеева.- М.: Педагогика, 2013.- 104с.
32. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития/М.С. Певзнер //Хрестоматия. - М.: Изд-во МПА, 2015.- 309 с.
33. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 2015. - 210с.
34. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно -развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно - методическое пособие.- М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2013.- 112с.
35. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. - СПб.: РЕЧЬ, 2017. - 99 с
36. Принципы оценки физической подготовленности,
функциональных возможностей и психологических особенностей организма детей и подростков. Под ред. С.А. Локтева. - Краснодар: Советская Кубань, 2014.- 112с.
37. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014.-608 с
38. Солнцева Л.И. Особенности игровой деятельности слепых дошкольников // Дефектология, 2014. - №6. - С. 66
39. Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. М.: ООО ИПТК «Логос» ВОС, 2014. - 446 с.
40. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: «Полиграф
сервис», 2015 - С. 1-126.
41. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 464 с.
42. Спорт в школе: методический журнал для учителей физкультуры и тренеров (электронная версия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spo. 1september.ru.
43. Стандарты второго поколения: сборник документов. - М.:
Физическая культура, 2015. - 126с.
44. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. -368 с.
45. Сулейманов И. И. Общее физкультурное образование / И. И. Сулейманов и др. - Омск: СибГАФК, 2014. - 268 с.
46. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2015. - 448 с.
47. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 1. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2013. - 448 с.
48. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2014. - 464 с.
49. Шолих М. Теоритические, методические и организационные основы одной из современных форм использования физических упражнений (на занятиях физического воспитания и спортивной тренировке) - М.:Издательство «Физкультура и спорт». - 2013.- 156 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ