Влияние ЛФК на физическое состояние школьников 9-10 лет с патологией зрения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЛФК НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 9
1.1. Особенности физического развития школьников в условиях зрительной
депривации 9
1.2. Влияние ЛФК на физическое развитие младших школьников 9-10 лет с
патологией зрения 11
1.3. Методы и методические приемы использования различных средств ЛФК
в физическом развитии младших школьников 9-10 лет с нарушением зрения 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Разработка и апробация методики ЛФК для младших школьников с
нарушением зрения 30
3.2. Результаты исследования влияния ЛФК на физическое состояние
школьников 9-10 лет с патологией зрения 40
3.3. Практические рекомендации по использованию ЛФК в физическом
развитии младших школьников с нарушением зрения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЛФК НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 9
1.1. Особенности физического развития школьников в условиях зрительной
депривации 9
1.2. Влияние ЛФК на физическое развитие младших школьников 9-10 лет с
патологией зрения 11
1.3. Методы и методические приемы использования различных средств ЛФК
в физическом развитии младших школьников 9-10 лет с нарушением зрения 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Разработка и апробация методики ЛФК для младших школьников с
нарушением зрения 30
3.2. Результаты исследования влияния ЛФК на физическое состояние
школьников 9-10 лет с патологией зрения 40
3.3. Практические рекомендации по использованию ЛФК в физическом
развитии младших школьников с нарушением зрения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последнее время нарушение зрения стало все чаще встречаться у детей как дошкольного, так и у младшего школьного возраста. Это связано с тем, что при поступлении в школу у детей происходит большая зрительная нагрузка, которая сочетается с малоподвижным образом жизни, плохим питанием и ослаблением иммунной системы. Среди учащихся 1-2 классов близорукость встречается у 3-6%, 3-4 классов - у 6% [12].
Именно в школьные годы близорукость развивается чаще всего, так как она связана с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при недостаточном или неправильном освещении, а также в плохих гигиенических условиях. Если своевременно не начать профилактику, то близорукость может стать причиной инвалидности.
В связи с этим возникает необходимость вводить в содержание учебных занятий и уроков физической культуры в младших классах профилактические мероприятия по сохранению зрения.
Известно, что нарушение зрения, влечет за собой множество вторичных нарушений. К ним относится: речь, сенсорная система, взаимодействие анализаторов, показатели физического развития, двигательных процессов, которые значительно отличаются от показателей здоровых детей.
К отставаниям физического развития относится, во -первых, замедление ростовых процессов и соматическая задержка, в том числе различия заметны в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ (жизненная емкость легких).
Во вторую очередь, у детей с нарушением зрения наблюдается нарушения в двигательном развитии. У них, по сравнению со здоровыми детьми. нарушена зрительно-моторная координация, моторика, точность движений, функция движений.
Поэтому актуальным становится достижение детьми с нарушением зрения такого уровня физического и двигательного развития, который позволит им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.
Степень научной разработанности. Вопросами изучения физического развития детей с патологией зрения занимались многие авторы: Э.С. Аветисов [2], М.Р. Гусева [11], Л.Ф. Шапкова [14], Д.Н. Маллаев [23], Л.И. Плаксина [34], Л.И. Солнцева [38] и др.
О влиянии ЛФК на физическое состояние школьников с нарушением зрения отражены в работах В.А. Баркова [5], О.В. Ланской [16], Т.Н. Лебедевой [17], Е.И. Ливадо [18], Н.М. Медведцкой [28], А.А. Потапчука [35], С.П. Евсеева [46].
По мнению ряда исследователей [16, 18, 35], большое значение в решении проблемы интеграции и социализации детей с нарушением зрения в жизнь современного общества приобретает лечебная физическая культура и массаж. Это объясняется следующими обстоятельствами:
- лечебная физическая культура и массаж способствуют накоплению двигательного опыта и базы двигательных действий у данной категории детей;
- развитие двигательной базы способствует их адаптации к самообслуживанию, а следовательно, и ко всему прочему, что связано с процессом социализации;
- стабилизирует психоэмоциональное состояние детей.
И поэтому, чем раньше будет проходить коррекция вторичных нарушений, тем больше вероятность успеха в сглаживании этих недостатков.
На основании вышесказанного, можно обозначить проблему исследования: каково влияние лечебной физической культуры на физическое состояние младших школьников с нарушением зрения?
Объектом данного исследования - процесс коррекции физического состояния младших школьников с нарушением зрения с помощью лечебной физической культуры.
Предмет исследования -физическое состояние младших школьников с
нарушением зрения
Цель исследования - исследование влияния лечебной физической культуры на физическое состояние младших школьников с нарушением зрения.
В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: Мы предположили, что лечебная физическая культура сможет значительно улучшить физическое состояние младших школьников с нарушением зрения, в том случае, если:
- программа занятий будет основана на комплексном подходе, направленном на коррекцию физических нарушений и развитие различных мышечных групп детей;
- при проведении занятий будут учитываться двигательные возможности ребенка;
- будут повышаться физические качества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести первичное исследование физического состояния учащихся 9-10 лет с нарушением зрения.
2. Разработать методику воздействия на вторичные нарушения у детей с помощью ЛФК,
3. Опытным путем доказать эффективность разработанной нами методики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической литературы,
- эмпирические: педагогический эксперимент, метод наблюдения и тестирования,
- методы математической статистики
Уникальность данного изучения состоит в том, что в работе обосновываются направления и подходы в коррекционной работе, позволяющие решить проблему вторичных нарушений у младших
школьников с нарушением зрения средствами ЛФК и массажа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при повышении квалификации преподавателей. Предложенная методика ЛФК может быть использована в практике коррекции физического состояния младших школьников не только с нарушением зрения, но и при работе с детьми, имеющими другие отклонения в здоровье.
База исследования: МБУ Лицей №37 г. Тольятти.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Во введении была обусловлена актуальность проводимого исследования, разработан аппарат исследования, сформулирована гипотеза, выявлена научная новизна и разработаны практические рекомендации.
В 1 главе «Научно-теоретические подходы к изучению влияния ЛФК на физическое состояние младших школьников с нарушением зрения» были изучены особенности физического развития в условиях зрительной депривации, определено влияние ЛФК на физическое развитие младших школьников 9-10 лет с патологией зрения, а так же предложены методы и методические приемы использования различных средств ЛФК в физическом развитии младших школьников 9-10 лет с нарушением зрения.
Во 2 главе «Методы и организация исследования» определена цель исследования, задачи, разработаны этапы исследования, определены методы и методики для проведения педагогического исследования.
3 глава «Результаты исследования и их обсуждение» была разработана комплексная методика ЛФК для младших школьников с нарушением зрения. Данная методика опытным путем была апробирована и доказана ее эффективность. Так же в данной главе были разработаны практические рекомендации по использованию ЛФК в физическом развитии младших школьников с нарушением зрения.
В заключении содержатся выводы по проделанной работе.
Список используемой литературы содержит в себе 49 источников по изучаемой теме.
В приложении представлен комплекс ЛФК, который был использован в процессе формирующего этапа исследования.
Именно в школьные годы близорукость развивается чаще всего, так как она связана с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при недостаточном или неправильном освещении, а также в плохих гигиенических условиях. Если своевременно не начать профилактику, то близорукость может стать причиной инвалидности.
В связи с этим возникает необходимость вводить в содержание учебных занятий и уроков физической культуры в младших классах профилактические мероприятия по сохранению зрения.
Известно, что нарушение зрения, влечет за собой множество вторичных нарушений. К ним относится: речь, сенсорная система, взаимодействие анализаторов, показатели физического развития, двигательных процессов, которые значительно отличаются от показателей здоровых детей.
К отставаниям физического развития относится, во -первых, замедление ростовых процессов и соматическая задержка, в том числе различия заметны в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ (жизненная емкость легких).
Во вторую очередь, у детей с нарушением зрения наблюдается нарушения в двигательном развитии. У них, по сравнению со здоровыми детьми. нарушена зрительно-моторная координация, моторика, точность движений, функция движений.
Поэтому актуальным становится достижение детьми с нарушением зрения такого уровня физического и двигательного развития, который позволит им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.
Степень научной разработанности. Вопросами изучения физического развития детей с патологией зрения занимались многие авторы: Э.С. Аветисов [2], М.Р. Гусева [11], Л.Ф. Шапкова [14], Д.Н. Маллаев [23], Л.И. Плаксина [34], Л.И. Солнцева [38] и др.
О влиянии ЛФК на физическое состояние школьников с нарушением зрения отражены в работах В.А. Баркова [5], О.В. Ланской [16], Т.Н. Лебедевой [17], Е.И. Ливадо [18], Н.М. Медведцкой [28], А.А. Потапчука [35], С.П. Евсеева [46].
По мнению ряда исследователей [16, 18, 35], большое значение в решении проблемы интеграции и социализации детей с нарушением зрения в жизнь современного общества приобретает лечебная физическая культура и массаж. Это объясняется следующими обстоятельствами:
- лечебная физическая культура и массаж способствуют накоплению двигательного опыта и базы двигательных действий у данной категории детей;
- развитие двигательной базы способствует их адаптации к самообслуживанию, а следовательно, и ко всему прочему, что связано с процессом социализации;
- стабилизирует психоэмоциональное состояние детей.
И поэтому, чем раньше будет проходить коррекция вторичных нарушений, тем больше вероятность успеха в сглаживании этих недостатков.
На основании вышесказанного, можно обозначить проблему исследования: каково влияние лечебной физической культуры на физическое состояние младших школьников с нарушением зрения?
Объектом данного исследования - процесс коррекции физического состояния младших школьников с нарушением зрения с помощью лечебной физической культуры.
Предмет исследования -физическое состояние младших школьников с
нарушением зрения
Цель исследования - исследование влияния лечебной физической культуры на физическое состояние младших школьников с нарушением зрения.
В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: Мы предположили, что лечебная физическая культура сможет значительно улучшить физическое состояние младших школьников с нарушением зрения, в том случае, если:
- программа занятий будет основана на комплексном подходе, направленном на коррекцию физических нарушений и развитие различных мышечных групп детей;
- при проведении занятий будут учитываться двигательные возможности ребенка;
- будут повышаться физические качества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести первичное исследование физического состояния учащихся 9-10 лет с нарушением зрения.
2. Разработать методику воздействия на вторичные нарушения у детей с помощью ЛФК,
3. Опытным путем доказать эффективность разработанной нами методики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической литературы,
- эмпирические: педагогический эксперимент, метод наблюдения и тестирования,
- методы математической статистики
Уникальность данного изучения состоит в том, что в работе обосновываются направления и подходы в коррекционной работе, позволяющие решить проблему вторичных нарушений у младших
школьников с нарушением зрения средствами ЛФК и массажа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при повышении квалификации преподавателей. Предложенная методика ЛФК может быть использована в практике коррекции физического состояния младших школьников не только с нарушением зрения, но и при работе с детьми, имеющими другие отклонения в здоровье.
База исследования: МБУ Лицей №37 г. Тольятти.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Во введении была обусловлена актуальность проводимого исследования, разработан аппарат исследования, сформулирована гипотеза, выявлена научная новизна и разработаны практические рекомендации.
В 1 главе «Научно-теоретические подходы к изучению влияния ЛФК на физическое состояние младших школьников с нарушением зрения» были изучены особенности физического развития в условиях зрительной депривации, определено влияние ЛФК на физическое развитие младших школьников 9-10 лет с патологией зрения, а так же предложены методы и методические приемы использования различных средств ЛФК в физическом развитии младших школьников 9-10 лет с нарушением зрения.
Во 2 главе «Методы и организация исследования» определена цель исследования, задачи, разработаны этапы исследования, определены методы и методики для проведения педагогического исследования.
3 глава «Результаты исследования и их обсуждение» была разработана комплексная методика ЛФК для младших школьников с нарушением зрения. Данная методика опытным путем была апробирована и доказана ее эффективность. Так же в данной главе были разработаны практические рекомендации по использованию ЛФК в физическом развитии младших школьников с нарушением зрения.
В заключении содержатся выводы по проделанной работе.
Список используемой литературы содержит в себе 49 источников по изучаемой теме.
В приложении представлен комплекс ЛФК, который был использован в процессе формирующего этапа исследования.
По результатам проведенного исследования можно отметить, что цель работы была достигнута, решены все задачи, а именно:
1. Были изучены теоретические подходы к изучению двигательных особенностей детей с нарушением зрения.
Изученный теоретический анализ по проблеме исследования наглядно продемонстрировал наличие отставания в физическом развитии детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. Изучение научно - методической литературы позволило определить состояние проблемы и назвать необходимость тестирования как традиционными, так и модифицированными способами в качестве важнейших условий, способствующих лучшей реализации задач по формированию двигательного развития.
С целью планирования и подготовки констатирующего и формирующего педагогического эксперимента была проанализирована доступная литература, что позволило с разных точек зрения рассмотреть особенности вторичных нарушений у детей с нарушением зрения, выявить основные, в частности, сколиоз, основные методы лечения средствами ЛФК и массажем.
Была разработана методика воздействия на вторичные нарушения у детей с помощью ЛФК и массажа.
Суть разработанной методики заключалась в том, что занятия ЛФК проводились по 40 минут два раза в неделю. Занятия строились по классической структуре, включая в себя подготовительную, основную и заключительную части.
Методика массажа включала в себя использование специальных положений ребенка, которые способствуют коррекции деформации позвоночника. Был включен отбор минимума наиболее эффективных экономичных движений из всего разнообразия технических массажных приемов. Было использовано уменьшение высоты массажного стола (ниже, или на уровне вытянутых пальцев опущенных рук) с целью использования массажистом веса своего тела и активной работы ног для обеспечения достаточном силы движений. А также установление стола таким образом, чтобы массажисту было легко и свободно перемещаться вокруг него.
Курсы массажей проводились 2 раза в год и включали 20-25 процедур. Длительность процедур составляла вначале - 15-20 минут, но к 8-10 массажу увеличивается до 40-50 минут.
Подвижные игры нередко использовались в заключительной части занятия ЛФК.
Занятия физиотерапевтическими упражнениями являются частью процесса физического воспитания школьников с нарушением зрения. Решение задач возможно с непрерывностью всех форм исправительно - воспитательной работы: уроками физического воспитания, физиотерапией и ритмической тренировкой, физической культурой, здоровьем и массовыми событиями, самостоятельными физическими упражнениями.
Учебная программа программы лечебной физической культуры разработана таким образом, чтобы обеспечить согласованность тренировочных движений, систематическое увеличение нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей вовлеченных.
Начинайте практику физической терапии с помощью простых упражнений, примитивных положений, которые облегчают их реализацию; поскольку вы овладеете переходом на более согласованный комплекс. Не рекомендуется перегружать классы с помощью множества упражнений. Целесообразно увеличить нагрузку за счет увеличения повторения упражнений.
Опытным путем была доказана эффективность разработанной нами методики.
Подводя итог проведенным исследованиям, можно сделать следующие заключения:
1) все применяемые средства ЛФК способствовали значительному укреплению мышечного корсета;
2) нормализации тонуса мышц;
3) сократились боли в спине и быстрое ощущение усталости мышц;
4) улучшилось общее состояние младших школьников, они стали подвижнее и жизнерадостнее, лучше реагировали на повышение нагрузки по сравнению с началом исследования.
Таким образом, проведенные исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Цель работы достигнута, задачи решены.
1. Были изучены теоретические подходы к изучению двигательных особенностей детей с нарушением зрения.
Изученный теоретический анализ по проблеме исследования наглядно продемонстрировал наличие отставания в физическом развитии детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. Изучение научно - методической литературы позволило определить состояние проблемы и назвать необходимость тестирования как традиционными, так и модифицированными способами в качестве важнейших условий, способствующих лучшей реализации задач по формированию двигательного развития.
С целью планирования и подготовки констатирующего и формирующего педагогического эксперимента была проанализирована доступная литература, что позволило с разных точек зрения рассмотреть особенности вторичных нарушений у детей с нарушением зрения, выявить основные, в частности, сколиоз, основные методы лечения средствами ЛФК и массажем.
Была разработана методика воздействия на вторичные нарушения у детей с помощью ЛФК и массажа.
Суть разработанной методики заключалась в том, что занятия ЛФК проводились по 40 минут два раза в неделю. Занятия строились по классической структуре, включая в себя подготовительную, основную и заключительную части.
Методика массажа включала в себя использование специальных положений ребенка, которые способствуют коррекции деформации позвоночника. Был включен отбор минимума наиболее эффективных экономичных движений из всего разнообразия технических массажных приемов. Было использовано уменьшение высоты массажного стола (ниже, или на уровне вытянутых пальцев опущенных рук) с целью использования массажистом веса своего тела и активной работы ног для обеспечения достаточном силы движений. А также установление стола таким образом, чтобы массажисту было легко и свободно перемещаться вокруг него.
Курсы массажей проводились 2 раза в год и включали 20-25 процедур. Длительность процедур составляла вначале - 15-20 минут, но к 8-10 массажу увеличивается до 40-50 минут.
Подвижные игры нередко использовались в заключительной части занятия ЛФК.
Занятия физиотерапевтическими упражнениями являются частью процесса физического воспитания школьников с нарушением зрения. Решение задач возможно с непрерывностью всех форм исправительно - воспитательной работы: уроками физического воспитания, физиотерапией и ритмической тренировкой, физической культурой, здоровьем и массовыми событиями, самостоятельными физическими упражнениями.
Учебная программа программы лечебной физической культуры разработана таким образом, чтобы обеспечить согласованность тренировочных движений, систематическое увеличение нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей вовлеченных.
Начинайте практику физической терапии с помощью простых упражнений, примитивных положений, которые облегчают их реализацию; поскольку вы овладеете переходом на более согласованный комплекс. Не рекомендуется перегружать классы с помощью множества упражнений. Целесообразно увеличить нагрузку за счет увеличения повторения упражнений.
Опытным путем была доказана эффективность разработанной нами методики.
Подводя итог проведенным исследованиям, можно сделать следующие заключения:
1) все применяемые средства ЛФК способствовали значительному укреплению мышечного корсета;
2) нормализации тонуса мышц;
3) сократились боли в спине и быстрое ощущение усталости мышц;
4) улучшилось общее состояние младших школьников, они стали подвижнее и жизнерадостнее, лучше реагировали на повышение нагрузки по сравнению с началом исследования.
Таким образом, проведенные исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Цель работы достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Исследование влияния плавания на физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Управление качеством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018



