Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА

Работа №108635

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития связной речи
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Потенциальные возможности настольного театра в
развитии связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 14
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра 19
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра 28
2.3 Динамика развития связной речи у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 35
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Результаты уровня развития понимания темы и выделения основных структурных частей текста на констатирующем этапе эксперимента 47
Приложение Б Результаты уровня развития способности
последовательно передавать структуру и содержание текста и его составных частей на констатирующем этапе эксперимента 48
Приложение В Результаты уровня нарушения целостности структуры текста при опускании начала на констатирующем этапе эксперимента 49
Приложение Г Результаты уровня понимания значения середины рассказа на констатирующем этапе эксперимента 50
Приложение Д Результаты уровня понимания значения концовки рассказа на констатирующем этапе эксперимента 51
Приложение Е Календарно-тематическое планирование совместной деятельности по развитию связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством настольного театра 52
Приложение Ж Результаты уровня развития понимания темы и выделения основных структурных частей текста на контрольном этапе эксперимента 54
Приложение И Результаты уровня развития способности последовательно передавать структуру и содержание текста и его составных частей на контрольном этапе эксперимента 55
Приложение К Результаты нарушения целостности структуры текста при опускании начала на контрольном этапе эксперимента 56
Приложение Л Результаты уровня понимания эксперимента значения середины рассказа на контрольном этапе 57
Приложение М Результаты уровня понимания значения концовки рассказа на контрольном этапе эксперимента 58


В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, поскольку от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с друзьями, сверстниками и общее интеллектуальное развитие.
По мнению Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст - это период интенсивного психического развития. В процессе данного интенсивного психического развития» происходят различные изменениях во всех сферах развития ребенка.
Законы развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях О.С. Ушаковой, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирновой, В.П. Глухова и других.
Они показали, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования данных форм протекает параллельно.
Формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов, а также другие авторы считают, что формирование грамматически правильной, логической, сознательной, последовательной речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием для развития речи и подготовки детей к школе.
Как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и других авторов, возможность построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлена возникновением регуляторных, планировочных функций речи в старшем дошкольном возрасте.
В работах Н.И. Лысенко, А.Б. Богуш, В.И. Кононенко, Н.И. Луцан рассматривались вопросы, касающиеся использования театрализации в процессе обучения родному языку. Ставился вопрос об использовании театрализации как, в общем, так и в частности, настольного театра.
Активная речь ребенка стимулируется в процессе театрализованных игр. В ходе данных игр происходит формирование правильного звукопроизношения, расширяется словарный запас, а также происходит совершенствование артикуляционного аппарата. Происходит усвоение ребенком многообразия родного языка, а также овладение выразительными средствами.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта педагогов позволил выявить противоречие между необходимостью развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможности настольного театра в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности настольного театра в развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования настольного театра в развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: настольный театр как средство развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами для настольного театра;
- разработано и реализовано содержание непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра.
4. Выявить динамику уровня развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- исследования о развитии связной речи детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, М.В Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов);
- исследования в области коррекционно-педагогической работы по развитию речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности настольного театра в развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении работы по развитию связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра в условиях дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» города Тольятти. В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (42 источника), 11 приложений. Работа иллюстрирована 12 рисунками и 1 таблицей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
«Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с другими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские произведения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей» [8].
«При рассмотрении особенностей и задач развития связной речи детей дошкольного возраста установлено, что в старшем дошкольном возрасте имеют место существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных
произведений, оформление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь- планирование) а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Основным условием развития связной речи является развитие различных сторон речи» [8].
В результате констатирующего эксперимента было определено, что у детей преобладает низкий уровень развития связной речи. Они не способны определять тему структуру текста, испытывают трудности при наполнении недостающими фрагментами рассказа собственным содержанием. Дошкольников с высоким уровнем развития связной речи выявлен не было.
На этапе формирующего эксперимента был разработан и апробирован цикл занятий, направленный на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством настольного театра.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по развитию связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра.
Мы предположили, что развитие связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами для настольного театра;
- разработано и реализовано содержание непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей.
На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика, которая позволила установить, что у детей экспериментальной группы отмечается рост уровня развития связной речи и всех ее показателей.
Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. М. : Гном-Пресс,
2010. С.123-141.
2. Алабужева С. В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. М. : «Удмурсткий университет», 2003. С. 402-445.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. : Мозаика-Синтез, 2011. С.105-123.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 128 с.
5. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения. СПб. : Образование и общество, 2008. 9 с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. М. : Просвещение, 2009. 149 с.
7. Виньков Ю. В. Пословицы как средство развития речи. СПб. : Русский язык в школе, 2010. С.9-16.
8. Волкова Л. С. Логопедия. М. : Владос, 2009. 547 с.
9. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : Сфера, 2009. 324 с.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 2009. 352 с.
11. Гавриш Н. С., Загрутдинова М. Г. Использование малых фольклорных форм. М. : Академия, 2011. С.15-18.
12. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. М., 2011. 216 с.
13. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. 2015. № 3. С. 13-24.
14. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М. : Айрис - Пресс, 2015. 321 с.
15. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. : Просвещение, 2014. 345 с.
16. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? М. : Просвещение, 2011. 48 с.
17. Громова О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей // Дефектология. 2009. № 2. С. 66-69.
18. Дуванова С. П. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста // Школьный логопед. 2008. № 6. С.423-428.
19. Еретнова Г. М. Ребенок не говорит. Что делать? // Логопедия.
2011. № 1. С. 30-32.
20. Илькова А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками. М. : Логопедия, 2011. 72 c.
21. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. М. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. 216 с.
22. Лалаева Р. И. Логопедия. М. : Владос, 2003. 304 с.
23. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 2013. 288 с.
24. Лукацкий М. А. Психология. М. : Эксмо, 2011. 416 с.
25. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. М. : Просвещение, 2012. 525 с.
26. Муль И. Л. Механизмы языковой игры в малых фольклорных жанрах. М. : Уральский государственный педагогический университет, 2010. 52 с.
27. Мухина В. С. Детская психология. М. : ЭКСМО - Пресс, 2009. 349 с.
28. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 400 с.
29. Пискунова Л. Н. Программно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с патологией речи в ДОУ. М. : Гном, 2009. 64 с.
30. Поваляева М. А. Справочник логопеда. М. : Феникс, 2007. 445 с.
31. Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2008. 315 с.
32. Разумова Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М. : АРКТИ, 2015. 248 с.
33. Соломаха Л. С. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб. : Детство-пресс, 2011. 240 с.
34. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2012. 275 с.
35. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. М. : Логопедия, 2015. С. 285-342.
36. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М. : Просвещение, 2012. 168 с.
37. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2014. 288 с.
38. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. : Владос, 2011. 346 с.
39. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами. М. : Владос, 2011. Т.3. № 4. С. 65-69.
40. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. М. : Аркти, 2015. 240 с.
41. Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. М. : Деловая книга, 2012. С. 285-309.
42. Эльконин Б. Д. Психология развития. М. : Академия, 2012. 114 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ