РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития связной речи
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Потенциальные возможности настольного театра в
развитии связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 14
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра 19
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра 28
2.3 Динамика развития связной речи у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 35
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Результаты уровня развития понимания темы и выделения основных структурных частей текста на констатирующем этапе эксперимента 47
Приложение Б Результаты уровня развития способности
последовательно передавать структуру и содержание текста и его составных частей на констатирующем этапе эксперимента 48
Приложение В Результаты уровня нарушения целостности структуры текста при опускании начала на констатирующем этапе эксперимента 49
Приложение Г Результаты уровня понимания значения середины рассказа на констатирующем этапе эксперимента 50
Приложение Д Результаты уровня понимания значения концовки рассказа на констатирующем этапе эксперимента 51
Приложение Е Календарно-тематическое планирование совместной деятельности по развитию связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством настольного театра 52
Приложение Ж Результаты уровня развития понимания темы и выделения основных структурных частей текста на контрольном этапе эксперимента 54
Приложение И Результаты уровня развития способности последовательно передавать структуру и содержание текста и его составных частей на контрольном этапе эксперимента 55
Приложение К Результаты нарушения целостности структуры текста при опускании начала на контрольном этапе эксперимента 56
Приложение Л Результаты уровня понимания эксперимента значения середины рассказа на контрольном этапе 57
Приложение М Результаты уровня понимания значения концовки рассказа на контрольном этапе эксперимента 58
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития связной речи
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Потенциальные возможности настольного театра в
развитии связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 14
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра 19
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра 28
2.3 Динамика развития связной речи у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 35
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Результаты уровня развития понимания темы и выделения основных структурных частей текста на констатирующем этапе эксперимента 47
Приложение Б Результаты уровня развития способности
последовательно передавать структуру и содержание текста и его составных частей на констатирующем этапе эксперимента 48
Приложение В Результаты уровня нарушения целостности структуры текста при опускании начала на констатирующем этапе эксперимента 49
Приложение Г Результаты уровня понимания значения середины рассказа на констатирующем этапе эксперимента 50
Приложение Д Результаты уровня понимания значения концовки рассказа на констатирующем этапе эксперимента 51
Приложение Е Календарно-тематическое планирование совместной деятельности по развитию связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством настольного театра 52
Приложение Ж Результаты уровня развития понимания темы и выделения основных структурных частей текста на контрольном этапе эксперимента 54
Приложение И Результаты уровня развития способности последовательно передавать структуру и содержание текста и его составных частей на контрольном этапе эксперимента 55
Приложение К Результаты нарушения целостности структуры текста при опускании начала на контрольном этапе эксперимента 56
Приложение Л Результаты уровня понимания эксперимента значения середины рассказа на контрольном этапе 57
Приложение М Результаты уровня понимания значения концовки рассказа на контрольном этапе эксперимента 58
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, поскольку от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с друзьями, сверстниками и общее интеллектуальное развитие.
По мнению Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст - это период интенсивного психического развития. В процессе данного интенсивного психического развития» происходят различные изменениях во всех сферах развития ребенка.
Законы развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях О.С. Ушаковой, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирновой, В.П. Глухова и других.
Они показали, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования данных форм протекает параллельно.
Формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов, а также другие авторы считают, что формирование грамматически правильной, логической, сознательной, последовательной речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием для развития речи и подготовки детей к школе.
Как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и других авторов, возможность построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлена возникновением регуляторных, планировочных функций речи в старшем дошкольном возрасте.
В работах Н.И. Лысенко, А.Б. Богуш, В.И. Кононенко, Н.И. Луцан рассматривались вопросы, касающиеся использования театрализации в процессе обучения родному языку. Ставился вопрос об использовании театрализации как, в общем, так и в частности, настольного театра.
Активная речь ребенка стимулируется в процессе театрализованных игр. В ходе данных игр происходит формирование правильного звукопроизношения, расширяется словарный запас, а также происходит совершенствование артикуляционного аппарата. Происходит усвоение ребенком многообразия родного языка, а также овладение выразительными средствами.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта педагогов позволил выявить противоречие между необходимостью развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможности настольного театра в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности настольного театра в развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования настольного театра в развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: настольный театр как средство развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами для настольного театра;
- разработано и реализовано содержание непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра.
4. Выявить динамику уровня развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- исследования о развитии связной речи детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, М.В Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов);
- исследования в области коррекционно-педагогической работы по развитию речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности настольного театра в развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении работы по развитию связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра в условиях дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» города Тольятти. В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (42 источника), 11 приложений. Работа иллюстрирована 12 рисунками и 1 таблицей.
По мнению Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст - это период интенсивного психического развития. В процессе данного интенсивного психического развития» происходят различные изменениях во всех сферах развития ребенка.
Законы развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях О.С. Ушаковой, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирновой, В.П. Глухова и других.
Они показали, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования данных форм протекает параллельно.
Формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов, а также другие авторы считают, что формирование грамматически правильной, логической, сознательной, последовательной речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием для развития речи и подготовки детей к школе.
Как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и других авторов, возможность построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлена возникновением регуляторных, планировочных функций речи в старшем дошкольном возрасте.
В работах Н.И. Лысенко, А.Б. Богуш, В.И. Кононенко, Н.И. Луцан рассматривались вопросы, касающиеся использования театрализации в процессе обучения родному языку. Ставился вопрос об использовании театрализации как, в общем, так и в частности, настольного театра.
Активная речь ребенка стимулируется в процессе театрализованных игр. В ходе данных игр происходит формирование правильного звукопроизношения, расширяется словарный запас, а также происходит совершенствование артикуляционного аппарата. Происходит усвоение ребенком многообразия родного языка, а также овладение выразительными средствами.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта педагогов позволил выявить противоречие между необходимостью развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможности настольного театра в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности настольного театра в развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования настольного театра в развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: настольный театр как средство развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами для настольного театра;
- разработано и реализовано содержание непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра.
4. Выявить динамику уровня развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- исследования о развитии связной речи детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, М.В Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов);
- исследования в области коррекционно-педагогической работы по развитию речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности настольного театра в развитии связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении работы по развитию связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра в условиях дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» города Тольятти. В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (42 источника), 11 приложений. Работа иллюстрирована 12 рисунками и 1 таблицей.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
«Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с другими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские произведения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей» [8].
«При рассмотрении особенностей и задач развития связной речи детей дошкольного возраста установлено, что в старшем дошкольном возрасте имеют место существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных
произведений, оформление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь- планирование) а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Основным условием развития связной речи является развитие различных сторон речи» [8].
В результате констатирующего эксперимента было определено, что у детей преобладает низкий уровень развития связной речи. Они не способны определять тему структуру текста, испытывают трудности при наполнении недостающими фрагментами рассказа собственным содержанием. Дошкольников с высоким уровнем развития связной речи выявлен не было.
На этапе формирующего эксперимента был разработан и апробирован цикл занятий, направленный на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством настольного театра.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по развитию связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра.
Мы предположили, что развитие связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами для настольного театра;
- разработано и реализовано содержание непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей.
На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика, которая позволила установить, что у детей экспериментальной группы отмечается рост уровня развития связной речи и всех ее показателей.
Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
«Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с другими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские произведения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей» [8].
«При рассмотрении особенностей и задач развития связной речи детей дошкольного возраста установлено, что в старшем дошкольном возрасте имеют место существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных
произведений, оформление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь- планирование) а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Основным условием развития связной речи является развитие различных сторон речи» [8].
В результате констатирующего эксперимента было определено, что у детей преобладает низкий уровень развития связной речи. Они не способны определять тему структуру текста, испытывают трудности при наполнении недостающими фрагментами рассказа собственным содержанием. Дошкольников с высоким уровнем развития связной речи выявлен не было.
На этапе формирующего эксперимента был разработан и апробирован цикл занятий, направленный на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством настольного театра.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по развитию связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра.
Мы предположили, что развитие связной речи у детей с 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством настольного театра будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами для настольного театра;
- разработано и реализовано содержание непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей.
На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика, которая позволила установить, что у детей экспериментальной группы отмечается рост уровня развития связной речи и всех ее показателей.
Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЦИКЛА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022



