Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии 11
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения 11
1.2 Характеристика имаготерапии как средства коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения 20
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии 33
2.1 Выявление уровня выраженности страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения 33
2.2 Содержание и организация работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии 56
2.3 Определение динамики выраженности страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения 78
Заключение 95
Список используемой литературы 97
Приложение А Характеристика выборки исследования 103
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 104
Приложение В Конспекты занятий по коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии 108
Приложение Г Куклы «Счастья», изготовленные детьми родителями 121
Приложение Д Результаты контрольного этапа исследования 122
Актуальность исследования. В настоящее время необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья становится все более очевидной, так как прослеживается тенденция к росту, особенно значительно увеличивается число дошкольников с заболеваниями центральной нервной системы, в том числе детей с нарушением зрения.
Ребенок с нарушением сенсорной сферы более подвержен страхам, если даже обычный ребенок испытывает различные страхи. 70% информации об окружающем мире человек получает из окружающей среды с помощью зрения. Дети с нарушением зрения имеют несколько искажённую картину мира. Это приводит к угнетению эмоциональной сферы. У многих слабовидящих детей присутствует нарушение центральной нервной системы. Поэтому такие дети более чувствительны к страхам.
Дети с нарушением зрения остро нуждаются в получении позитивных впечатлений и формировании положительных эмоциональных переживаний. Но, к сожалению, социальная ситуация не удовлетворяет этой потребности. Всё, что происходит в жизни детей с нарушением зрения, оставляет неизгладимый след в их душе. Но родители и педагоги не до конца понимают всю важность этих впечатлений. Этим детям очень тяжело ориентироваться в окружающем мире. Поэтому в эмоциональном развитии часто проявляются случаи различных отклонений. Они могут проявляться в различных страхах, агрессивном поведении, отсутствии эмпатии. Поэтому в настоящее время значима разработка содержания и поиск методов психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Анализ научной-методической литературы показывает, что по данным исследований В.З. Денискина, Л.Л. Дружинина, В.А. Кручинина, И.Ю. Левченко, с детьми, у которых амблиопия сложнее осуществить коррекцию, так как они являются наименее защищенной категорией в этих условиях, так как их организм и психика все еще нестабильна, уязвима и очень восприимчива к воздействию окружающей среды. Зарубежные психологи А. Адлер, В.Э. Гебзаттель, Ф. Перлз, Ч. Спилбергер, Дж. Уотсон, З. Фрейд, К. Хорни в своих работах рассмотрели основные аспекты проблемы страхов и их влияние на формирование личности подрастающего человека. Большое значение для данного исследования имеют теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, К. Изарда, А.И. Леонтьева, А.Т. Лидерса, Т.М. Мишиной, Л.А. Петровской, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинского, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей.
Имаготерапия применяется для улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка, кукла «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. Однако возможности имаготерапии в коррекции страхов детей с нарушением зрения, особенности организации такой работы недостаточно представлены в современной психолого-педагогической литературе.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что педагогами-психологами уделяется недостаточное внимание работе по коррекции страхов у дошкольников со зрительными нарушениями, что в дальнейшем влияет на интеграцию их в общество и успешность обучения в школе. Проблема коррекции страхов особо значима в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. При поступлении в школу добавляются «школьные» страхи, которые наслаиваются на возрастные. Это мешает учебной деятельности и травмирует психику ребёнка.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на том, что проблема коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии недостаточно изучена.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что необходимо разработать содержание коррекционной работы с применением имаготерапии как средства коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях позволил выделить следующие противоречия:
• между актуальностью и значимостью для психолого-педагогической теории и практики изучения и преодоления эмоциональных нарушений у детей с нарушением зрения и недостаточностью научных разработок в данном направлении;
• между необходимостью коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения и недостаточной разработанностью методик диагностики и коррекции данного процесса;
• между необходимостью коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения и недостаточным использованием возможностей имаготерапии с этой целью.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности имаготерапии в коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Коррекция страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии.
Объект исследования: процесс коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Предмет исследования: имаготерапия как средство коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством имаготерапии будет возможным, если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами, способствующими эмоциональному развитию детей 6-7 лет с нарушением зрения;
• разработан и реализован комплекс занятий по коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии;
• реализован комплекс мероприятий для родителей, содержащий практические рекомендации по применению средств имаготерапии для коррекции страхов у детей 6-7 лет в условиях семьи.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования.
1) проанализировать современные научные подходы к проблеме коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии;
2) выявить уровень выраженности страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения;
3) разработать содержание работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии;
4) оценить динамику уровня выраженности страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Теоретическая основа исследования:
• исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Н.С. Ежкова, Е.И. Изотова, А.Д. Кошелева, С.И. Маслов, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева);
• учение о закономерностях развития аномального ребенка (Л.С. Выготский, Т.А. Власова и В.И. Лубовский);
• положение о взаимодействии общего и специфического в индивидуальном развитии лиц с нарушением зрения (О.Л. Алексеев, М.И. Земцова, А.И. Зотов, В.З. Кантор, А.Г. Литвак, Ю.А. Макаренко, Д.М. Маллаев, Н.М. Назарова, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, Б.К. Тупоногов, В.А. Феоктистова);
• исследования возможностей применения имаготерапии в специальном образовании (Т.А. Добровольской, О.А. Карабановой, Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, Ю.Б. Некрасовой, О.С. Никольской, Е.Ю. Pay).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики по проблеме исследования), эмпирические (проективные тесты, беседы с детьми, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Экспериментальной базой исследования является АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 173 «Василек» г. о. Тольятти. В данном исследовании приняли участие 13 детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2018-2020 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2018-2019 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей и уровней выраженности страха у детей 6-7 лет с нарушением зрения. Осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2019-2020 гг.). Разработка и апробация содержания работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения. Также был проведен контрольный этап эксперимента. Результаты исследования отражались в публикациях.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2020 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в обосновании возможностей имаготерапии в коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Теоретическая значимость: состоит в уточнении и конкретизации современных представлений о специфике эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением зрения; уточнении показателей и характеристике уровней выраженности страха у детей 6-7 лет с нарушением зрения; представлено теоретическое обоснование психокоррекционной работы со страхами у детей с нарушением зрения в старшем дошкольном возрасте посредством имаготерапии.
Практическая значимость: состоит в возможности использования педагогами-психологами на практике апробированных материалов по диагностике страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения; в разработанном содержании работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии, которое может использоваться тифлопедагогами, педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения специальной психологии и коррекционной педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и разработке методики выявления уровня выраженности страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения; разработке и апробации содержания работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Материалы исследования систематически докладывались, и обсуждались в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2019 г., 2020 г.). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения отмечается своеобразие эмоционального развития, выражающееся в повышенном уровне тревожности, многообразии возрастных и специфических страхов.
2. Своеобразие эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением зрения проявляется: в наличии высокого уровня выраженности страхов более чем у половины детей; при высоком уровне выраженности страхов дети 6-7 лет с нарушением зрения характеризуются высоким уровнем тревоги в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предпочитают пассивно-защитные способы поведения в ситуации страха, часто указывают на боязнь темноты и кошмарных снов, имеют 16 до 29 страхов, уровень самооценки средний (норма), средний уровень выраженности чувства неполноценности в семейной ситуации, низкий и средний уровень общительности - предпочитают «уход от ситуации» и «вербальную реакцию» как типы поведения в проблемных ситуациях общения.
3. Реализация содержания работы по коррекции страхов проходила в три этапа: когнитивный этап направлен на расширение представлений детей 6-7 лет с нарушением зрения о многообразии страхов, формирование умения понимать свои страхи, говорить о них; творческий этап направлен на приобщение детей к процессу изготовления кукол-персонажей, используемых в процессе занятий для проигрывания ситуаций, работы с образами, вызывающими страх, отработки способов поведения в ситуациях страха (игры- импровизации, игры-фантазирования); интерактивный этап включал комплекс мероприятий для родителей, содержащий практические рекомендации по применению средств имаготерапии для коррекции страхов у детей 6-7 лет в условиях семьи.
4. Показатели страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения: 1. уровень тревоги в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми; 2. предпочитаемые ребенком способы поведения в ситуации переживания страха; 3. уровень самооценки ребенка; 4. чувство неполноценности в семейной ситуации; 5. количество страхов; 6. преобладающие виды страхов; 7. уровень общительности ребенка.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (70 источников), 5 приложений. Текст иллюстрирован 3 рисунками, 30 таблицами.
В данной работе изучена проблема коррекции страхов детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии. Материалом для исследования послужили работы авторов Т.А. Добровольская, Т.Д Зинкевич- Евстигнеева, А.А. Осипова, О.М. Чернова, Н.Р. Макарова, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина.
Мы изучили теоретические основы и определили показатели выявление уровня выраженности страхов у детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Нами было проведено экспериментальное изучение уровня выраженности страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения, которое было организовано на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 173 «Василек» г. о. Тольятти. В данном исследовании приняли участие 13 детей старшей возрастной группы. На основе теоретического анализа специальной психолого-педагогической литературы выделены показатели выраженности страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения и подобраны методы их диагностики: преобладающие виды страхов; уровень тревоги в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми; количество страхов; уровень самооценки; уровень общительности; выраженность чувства неполноценности в семейной ситуации; предпочитаемые ребенком типы поведения в ситуации переживания страха.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей 6-7 лет с нарушением зрения преобладает высокий и средний уровень выраженности страхов.
Содержание работы по коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством имаготерапии включало: обогащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами, способствующими эмоциональному развитию детей 6-7 лет с нарушением зрения; разработку и реализацию комплекса занятий по коррекции страхов у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством имаготерапии; реализацию комплекса мероприятий для родителей, содержащего практические рекомендации по применению средств имаготерапии для коррекции страхов у детей 6-7 лет в условиях семьи.
Реализация содержания работы по коррекции страхов проходила в три этапа: когнитивный этап направлен на расширение представлений детей 6-7 лет с нарушением зрения о многообразии страхов, формирование умения понимать свои страхи, говорить о них; творческий этап направлен на приобщение детей к процессу изготовления кукол-персонажей, используемых в процессе занятий для проигрывания ситуаций, работы с образами, вызывающими страх, отработки способов поведения в ситуациях страха (игры-импровизации, игры-фантазирования); интерактивный этап включал комплекс мероприятий для родителей и детей с применением средств имаготерапии.
Результаты контрольного среза показали, что количество детей с высоким уровнем выраженности страхов снизилось на 38%. У детей отмечается наличие высокой или средней самооценки, среднего или низкого уровня выраженности чувства неполноценности в семейной ситуации.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе, решены. Возможность коррекции страхов у детей с нарушением зрения посредством имаготерапии доказана.
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов 2-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 320 с.
2. Акопян Л. С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция. Самара, 2010. 164 с.
3. Астапов В. М. Тревожность у детей. М. : 2001. 240 с.
4. Анисимова Е. В. Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 12. С. 78-81.
5. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 136 с.
6. Богумилова Г. К. Использование творческих игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ходе работы со сказкой. СПб. : 2007. 8 с.
7. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М. : Медицина, 1989. 304 с.
8. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. 2-е издание. М. : Просвещение, 1992. с. 255.
9. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М. : АРКТИ, 2002. 96 с.
10. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М. : Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
11. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М. : Эксмо, 2007. 416 с.
12. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М. : Ось-89, 2002. 224 с.
13. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Психология эмоций. М. : Изд- во Моск. ун-та, 1984. 288 с.
14. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии: галерея кукол. СПб. : Речь, 2007. 78 с.
15. Гройсман А. Л. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М. : Просвещение,1993. 202 с.
...