Исследование влияния средств физической рекреации на развитие двигательных способностей студентов
|
Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников по проблеме исследования 7
1.1 Теоретические и методические основы физической рекреации 7
1.2 Современные подходы к проблеме развития двигательных
способностей студентов 10
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 21
2.1 Задачи исследования 21
2.2 Методы исследования 21
2.3 Организация исследования 25
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 27
3.1 Диагностика уровня двигательных способностей студентов до
педагогического эксперимента 27
3.2 Обоснование эффективности применения средств физической
рекреации 29
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Глава 1 Анализ литературных источников по проблеме исследования 7
1.1 Теоретические и методические основы физической рекреации 7
1.2 Современные подходы к проблеме развития двигательных
способностей студентов 10
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 21
2.1 Задачи исследования 21
2.2 Методы исследования 21
2.3 Организация исследования 25
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 27
3.1 Диагностика уровня двигательных способностей студентов до
педагогического эксперимента 27
3.2 Обоснование эффективности применения средств физической
рекреации 29
Заключение 40
Список используемой литературы 41
В последнее время уровень состояния здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи имеет тенденцию к постоянному ухудшению. Характеризуя данную ситуацию специалисты Ковтун О.Г., Баранов А.Ф., Леванов Г.В. утверждают, что «Предусмотренные вузовской программой занятия по физической культуре удовлетворяют лишь 35-40 % общей суточной двигательной потребности студентов» [10].
Несмотря на это, в последнее время отечественные ученые Бальсевич В.К., Григорьев В.И., Загревская А.И., Никитушкин В.Г. ориентируют содержание дисциплины физическое воспитание в вузах на увеличение его образовательной направленности с целью формирования у студентов общекультурных компетенций и социализации студентов, что приводит к увеличению теоретической подготовки за счет сокращения практических занятий. При этом многие авторы, в частности, Анисимова А. Ю. считают «Учитывая, что в последние десятилетия показатели уровня здоровья и физической подготовленности большинства студентов вузов снижаются, уменьшение количества занятий, направленных на развитие физических кондиций, вряд ли оправдано. Здесь нужен оптимальный баланс между всеми видами подготовки студентов: теоретической, методической и практической» [3, с. 10].
Кроме всего этого последние годы привнесли серьезные испытания всему человечеству, в том числе и студенческой молодежи в виде пандемии. Пострадала и система физического воспитания в вузах, т.к. образовательные учреждения изначально перешли на обязательную дистанционную форму обучения, а в дальнейшем это происходило периодически. Данная вынужденная мера не могла не сказаться на функциональную и физическую подготовленность молодежи, в том числе и студенческой. Прежде всего, резко снизилась двигательная активность, т.к. не хватало спортивных площадок и регулярно проводимых соревнований, а также отсутствовал 4
квалифицированный контроль со стороны преподавателей.
Анализ современной литературы показывает, что последствия вынужденного ограничения двигательного режима у студентов привело к достоверному снижению уровня скоростных качеств, ловкости, силы, гибкости и выносливости студентов [6]. Следовательно, становится актуальным дополнительно использовать средства физической рекреации, как в спортивных залах, так и на открытых уличных площадках для улучшения состояния здоровья и физической подготовленности студентов.
Описывая рекреационные ресурсы, рекреационное время и основную рекреационную деятельность многие специалисты, в частности, Седоченко С.В. приходят к мнению «Поскольку физическая рекреация не является обязательной для исполнения, а относится к занятиям, организуемым только исходя из интересов и потребностей человека, рекомендуется своевременно доводить до сведения населения информацию о необходимости, разнообразии и полезности средств физической рекреации» [24].
Анализ научной литературы и опыта ведущих преподавателей вузов определил наличие ряда противоречий: 1) с одной стороны необходимость восстановления сил молодежи с использованием средств активного отдыха, а с другой стороны низкий уровень физкультурной образованности студенческой молодежи; 2) с одной стороны потребность общества в здоровом подрастающем поколении, а с другой стороны ухудшение здоровья студенческой молодежи в результате вынужденного ограничения двигательного режима у студентов. Данные противоречия требуют дальнейшего поиска путей разрешения проблемы повышения эффективности физического воспитания студенческой молодежи в вузах.
Цель: исследование влияния средств физической рекреации на развитие двигательных способностей студентов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию в вузе.
Предмет исследования: средства физической рекреации, используемые в физическом воспитании студентов вуза.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование средств физической рекреации при организации занятий по физическому воспитанию со студентами будет способствовать повышению уровня развития их двигательных способностей.
Задачи:
- определить уровень развития двигательных способностей у студентов (девушек) до педагогического эксперимента;
- разработать комплексы упражнений с использованием средств физической рекреации;
- выявить влияние используемых средств физической рекреации на развитие двигательных способностей у студентов.
Практическая значимость. Полученные положительные результаты исследования позволяют рекомендовать разработанные комплексы упражнений с использованием средств физической рекреации, направленные на улучшение двигательных способностей студентов, преподавателям вузов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Тольяттинский государственный университет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, содержит 6 рисунков и 12 таблиц. Работа изложена на 44 страницах.
Несмотря на это, в последнее время отечественные ученые Бальсевич В.К., Григорьев В.И., Загревская А.И., Никитушкин В.Г. ориентируют содержание дисциплины физическое воспитание в вузах на увеличение его образовательной направленности с целью формирования у студентов общекультурных компетенций и социализации студентов, что приводит к увеличению теоретической подготовки за счет сокращения практических занятий. При этом многие авторы, в частности, Анисимова А. Ю. считают «Учитывая, что в последние десятилетия показатели уровня здоровья и физической подготовленности большинства студентов вузов снижаются, уменьшение количества занятий, направленных на развитие физических кондиций, вряд ли оправдано. Здесь нужен оптимальный баланс между всеми видами подготовки студентов: теоретической, методической и практической» [3, с. 10].
Кроме всего этого последние годы привнесли серьезные испытания всему человечеству, в том числе и студенческой молодежи в виде пандемии. Пострадала и система физического воспитания в вузах, т.к. образовательные учреждения изначально перешли на обязательную дистанционную форму обучения, а в дальнейшем это происходило периодически. Данная вынужденная мера не могла не сказаться на функциональную и физическую подготовленность молодежи, в том числе и студенческой. Прежде всего, резко снизилась двигательная активность, т.к. не хватало спортивных площадок и регулярно проводимых соревнований, а также отсутствовал 4
квалифицированный контроль со стороны преподавателей.
Анализ современной литературы показывает, что последствия вынужденного ограничения двигательного режима у студентов привело к достоверному снижению уровня скоростных качеств, ловкости, силы, гибкости и выносливости студентов [6]. Следовательно, становится актуальным дополнительно использовать средства физической рекреации, как в спортивных залах, так и на открытых уличных площадках для улучшения состояния здоровья и физической подготовленности студентов.
Описывая рекреационные ресурсы, рекреационное время и основную рекреационную деятельность многие специалисты, в частности, Седоченко С.В. приходят к мнению «Поскольку физическая рекреация не является обязательной для исполнения, а относится к занятиям, организуемым только исходя из интересов и потребностей человека, рекомендуется своевременно доводить до сведения населения информацию о необходимости, разнообразии и полезности средств физической рекреации» [24].
Анализ научной литературы и опыта ведущих преподавателей вузов определил наличие ряда противоречий: 1) с одной стороны необходимость восстановления сил молодежи с использованием средств активного отдыха, а с другой стороны низкий уровень физкультурной образованности студенческой молодежи; 2) с одной стороны потребность общества в здоровом подрастающем поколении, а с другой стороны ухудшение здоровья студенческой молодежи в результате вынужденного ограничения двигательного режима у студентов. Данные противоречия требуют дальнейшего поиска путей разрешения проблемы повышения эффективности физического воспитания студенческой молодежи в вузах.
Цель: исследование влияния средств физической рекреации на развитие двигательных способностей студентов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию в вузе.
Предмет исследования: средства физической рекреации, используемые в физическом воспитании студентов вуза.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование средств физической рекреации при организации занятий по физическому воспитанию со студентами будет способствовать повышению уровня развития их двигательных способностей.
Задачи:
- определить уровень развития двигательных способностей у студентов (девушек) до педагогического эксперимента;
- разработать комплексы упражнений с использованием средств физической рекреации;
- выявить влияние используемых средств физической рекреации на развитие двигательных способностей у студентов.
Практическая значимость. Полученные положительные результаты исследования позволяют рекомендовать разработанные комплексы упражнений с использованием средств физической рекреации, направленные на улучшение двигательных способностей студентов, преподавателям вузов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Тольяттинский государственный университет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, содержит 6 рисунков и 12 таблиц. Работа изложена на 44 страницах.
По результатам проведения педагогического исследования пришли к следующим выводам:
Для определения уровня развития двигательных способностей студентов начальных курсов, до начала эксперимента было проведено первичное тестирование. В результате сравнительного анализа было отмечено, что по данным показателям достоверных изменений не наблюдалось.
В результате изучения интересов и потребностей студентов начальных курсов вуза в рамках физического воспитания использовались средства физической рекреации, направленные на повышение уровня развития двигательных способностей.
Дополнительные занятия с использованием средств физической рекреации для студентов (девушек) начальных курсов ЭГ в осенний и весенний периоды проводились в спортивных залах, лесу и на набережной, и включали в себя подвижные и спортивные игры, а также длительные пробежки с упражнениями силового, скоростно-силового характера и на гибкость; в зимний период проводились в лесу и на катке, и включали в себя длительные прогулки, пробежки и катание на лыжах и коньках, спортивные игры по упрощенным правилам. В течение эксперимента средства рекреации использовались на каждом занятии, 2 раза в неделю.
В результате проведенного педагогического эксперимента у студентов ЭГ произошли достоверные изменения по всем показателям уровня развития двигательных способностей: скоростных «бег на 100м», силовых «сгибание и разгибание рук в упоре», координационных «челночный бег 3х10м» качеств, выносливости «бег на 2000м», гибкости «наклон вперед из положения стоя» и «взрывной силы».
Для определения уровня развития двигательных способностей студентов начальных курсов, до начала эксперимента было проведено первичное тестирование. В результате сравнительного анализа было отмечено, что по данным показателям достоверных изменений не наблюдалось.
В результате изучения интересов и потребностей студентов начальных курсов вуза в рамках физического воспитания использовались средства физической рекреации, направленные на повышение уровня развития двигательных способностей.
Дополнительные занятия с использованием средств физической рекреации для студентов (девушек) начальных курсов ЭГ в осенний и весенний периоды проводились в спортивных залах, лесу и на набережной, и включали в себя подвижные и спортивные игры, а также длительные пробежки с упражнениями силового, скоростно-силового характера и на гибкость; в зимний период проводились в лесу и на катке, и включали в себя длительные прогулки, пробежки и катание на лыжах и коньках, спортивные игры по упрощенным правилам. В течение эксперимента средства рекреации использовались на каждом занятии, 2 раза в неделю.
В результате проведенного педагогического эксперимента у студентов ЭГ произошли достоверные изменения по всем показателям уровня развития двигательных способностей: скоростных «бег на 100м», силовых «сгибание и разгибание рук в упоре», координационных «челночный бег 3х10м» качеств, выносливости «бег на 2000м», гибкости «наклон вперед из положения стоя» и «взрывной силы».
Подобные работы
- Исследование влияния методики физической реабилитации на двигательные способности юношей с диагнозом «Детский церебральный паралич» спастической формы
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Исследование развития двигательных способностей у студентов старших курсов средствами физической рекреации
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Исследование развития двигательных способностей у студентов старших курсов средствами физической рекреации
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Исследование влияния методики физической реабилитации на двигательные способности подростков с детским церебральным параличом спастической формы (Томский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Развитие силовых способностей у детей среднего школьного возраста на
уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Развитие координационных способностей обучающихся старших классов средствами баскетбола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2025 - Развитие координационных способностей у учащихся младших классов средствами рекреационно-спортивной деятельности
Бакалаврская работа, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2023



