Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №108583

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения эмпатии у младших школьников 8
1.1 Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников и роль эмоции в их жизнедеятельности 8
1.2 Понятие «эмпатия» в трудах зарубежных и отечественных психологов 12
1.3 Механизмы, структура и виды эмпатии 18
1.4 Особенности проявления и развития эмпатии в младшем школьном возрасте 22
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатии у младших школьников 33
2.1 Анализ программы развития нравственных чувств и эмпатии в младшем школьном возрасте 33
2.2 Эмпирическое исследование уровня эмпатии у младших школьников 36
2.3 Разработка психолого-педагогических рекомендаций 41
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список используемой литературы 48
Приложения 53

Актуальность темы. Дети являются будущим страны и развитие у них нравственности и эмпатии - важная задача любого образовательного учреждения, как государственного, так и частного, так как личность с развитой способностью к эмпатии - это личность способная сопереживать, сострадать и оказывать бескорыстно помощь человеку, заботясь о его благополучии. Таким образом, данная тема исследования важна в государственных масштабах и в этом заключается её актуальность.
Эмпатию во многих специальных словарях определяют как способность к сочувствию, сопереживанию и пониманию чувств других людей. Негласно эмпатию можно охарактеризовать как способность «заражаться» эмоциями другого человека.
Эмпатия начинает развиваться с раннего детства. Но активное развитие получает в младшем школьном возрасте. Здесь за формирование и развитие эмпатии отвечают уже не только родители, но и школа. Ребенок попадает в новую среду, в новый коллектив. Постепенно им начинают приобретаться навыки общения.
В период начального обучения у ребенка начинает формироваться логика чувств, которой способствует обобщение переживаний. При ее появлении переживания открывают для ребенка новый смысл, между ними устанавливаются связи и становится возможной борьба переживаний. Прежде чем совершить какое-либо действие, ребенок начинает размышлять, скрывать свои переживания и колебания.
Благодаря тому, что дети хорошо осознают нравственные требования к поведению и поступкам людей, у них возникают различные добрые позывы (от жалости и сочувствия, до желания помочь кому-либо). Если взрослые поощряют такие порывы, то у ребенка развивается чувство эмпатии.
Эмпатия - одна из важнейших социальных эмоций, она помогает человеку эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, понимать их психологическое состояние, а также играет важную роль в формировании личности ребенка и его жизни в целом.
С помощью эмпатии дети учатся понимать других людей, их переживания, а также ценность другого человека. Ребенок проявляет желание помочь и заботится о благополучии других.
Поэтому очень важно на начальной ступени образования формировать у детей не только умение считать и писать, но и развивать их нравственные чувства и эмпатию.
От рождения у ребенка отсутствует способность к эмпатии, альтруизму и гуманизму. Формирование и развитие этих способностей - важнейшая задача ближайшего окружения ребенка: семьи, воспитателей, педагогов. В школах формирование и развитие эмпатии происходит в урочное и внеурочное время. По требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в большинстве школ введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который реализует развитие нравственных чувств у детей начальной школы. Во внеурочное время также могут использоваться программы внеурочной деятельности, способствующие формированию и развитию нравственности и эмпатии у младших школьников, одна из таких программ - «Этика: азбука добра».
Внеурочная деятельность в начальной школе является основным инструментом в развитии нравственных чувств и эмпатии. При условии правильной организации данного вида деятельности, можно активно и максимально развивать различные способности младших школьников.
Актуальность исследования. В данное время в школах появляется все больше программ внеурочной деятельности по развитию нравственных чувств и эмпатии у детей младшего школьного возраста. Но немногие из этих программ были эмпирически проверены на их эффективность.
Одна из этих программ - «Этика: азбука добра», и ее эффективность по развитию эмпатии, будет рассмотрена нами в данной работе.
Цель исследования: изучить уровень развития эмпатии у младших школьников.
Объект исследования: эмпатия младших школьников.
Предмет исследования: уровень эмпатии у младших школьников.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что занятия в начальной школе по программе внеурочной деятельности «Этика: азбука добра», направленной на развитие нравственных чувств и эмпатии, способствуют развитию эмпатии у младших школьников.
Задачи исследования:
1. провести анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. провести анализ программы внеурочной деятельности;
3. провести сбор эмпирических данных по изучению уровня эмпатии у младших школьников;
4. произвести количественный и качественный анализ эмпирических данных;
5. на основе проведенного исследования разработать рекомендации для педагогов и родителей.
Теоретические основы исследования:
• теории, раскрывающие происхождение и сущность эмоциональной сферы личности (Л.С. Выготский, Ч. Дарвин, А.В. Запорожец, П.К. Анохин, К. Изард, Е.П. Ильин, Л.Н. Джерназян);
• теории, раскрывающие понятие и природу эмпатии, её структуру и механизмы (А. Смит, А. Шопенгауэр, М. Шелер, Т. Рибо, В. Штерн, У. Мак - Дугалл, Э. Титченер, Т. Липпс, А. Адлер, А. Валлон, Б. Мерфи, Х.Л. Рош, Е.С. Бородин, К. Роджерс, Т.П. Гаврилова, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Ю.А. Менджерицкая, И.М. Юсупов, Н.Н. Обозов, В.В. Бойко);
• исследования особенностей проявления и развития эмпатии у младших школьников (Л. Мерфи, Е. Стотлэнд, Т.П. Гаврилова);
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ литературы, систематизация и обобщение информации, анализ данных.
2. Психодиагностические методы исследования: методика экспресс - диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова, метод структурированной беседы на основе представления ситуаций.
3. Количественные и качественные методы обработки данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 85» города Тольятти. В исследовании приняли участие 32 учащихся из двух четвертых классов. Состав учащихся одновозрастной (10-11 лет).
Новизна исследования: впервые произведена проверка эффективности программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра», направленной на развитие нравственных чувств и эмпатии у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были рассмотрены и уточнены представления различных авторов на понятие и природу эмпатии, а также особенности развития эмпатии в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования обусловлена изучением и проверкой эффективности программы внеурочной деятельности («Этика: азбука добра») по развитию нравственных чувств и эмпатии у младших школьников, а также разработкой рекомендаций для родителей и педагогов начальной школы.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение. Текст проиллюстрирован 3 таблицами и 2 рисунками. Объем работы - 55 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, изначально эмпатия, как феномен, была связана с изучением таких наук, как философия и этика, и обозначалась термином «симпатия». Даже в словаре В. И. Даля симпатия определяется как сочувствие и сострадание, а также беспричинное влечение к кому-либо или чему-либо. А сам процесс «симпотизирование» означает сочувствовать, быть заодно.
Сам термин «эмпатия» ввел Э. Титченер в 50х годах XX века, позаимствовав немецкое слово «Einfuhlung» (дословно «вчувствование») у Т. Липпса и его теории о процессе вчувствования или познания человеком живых и неживых объектов окружающего мира.
Позднее многие ученые-психологи изучали феномен эмпатии, но многие до сих пор не могут прийти к единому мнению не только о значении термина, но и природе самого феномена, его механизмов, структуре.
Итак, эмпатия - это способность человека к сочувствию, сопереживанию, помогающая ему эффективно взаимодействовать с другими людьми, понимать их психологическое состояние, а также способствующая возникновению желания помочь другому, беспокоясь о его благополучии.
Эмпатия - одна из важнейших социальных эмоций, которая играет важную роль в формировании личности ребенка. Привитые ребенку нравственные качества и чувства постепенно превращаются в свойства личности, а дальнейшем проявляются в отношениях с людьми.
Эмпатия развивается с раннего детства, но активное развитие получает в младшем школьном возрасте, где за ее развитие отвечает уже не только семья, но и школа. Ребенок попадает в новый коллектив, новую среду, постепенно приобретая навыки общения.
Если дети хорошо осознают нравственные требования к поведению и поступкам людей, то у них возникают различные добрые позывы (от жалости и сочувствия, до желания помочь кому-либо). Данные позывы взрослым (родителям) нужно поощрять.
На проявление эмпатии влияют установки человека. Так, эффективность эмпатии снижается, если человек избегает личного контакта с окружающими и убеждает себя спокойно относиться к их проблемам и переживаниям. Установки, привитые с детства, так же как и эгоцентризм и испытываемый ребенком психологический дискомфорт, могут мешать формированию и проявлению эмпатии.
Эмпатия позволяет детям понимать других людей, их переживания, а также ценность другого человека. Ее развитие происходит непосредственно через взаимодействие с взрослыми.
К концу обучения в начальной школе во время общения у детей увеличивается число эмпатийных актов, что способствует повышению уровня эмпатии.
Важнейшей задачей ближайшего окружения ребенка (родителей и учителя) является формирование и развитие эмпатии. В школах развитие эмпатии у детей происходит в урочное и внеурочное время. Во внеурочное время с детьми могут проводиться занятия по программам, направленным на развитие эмпатии. Одна из таких программ «Этика: азбука добра», она направлена на развитие нравственных чувств и эмпатии у младших школьников. Данная программа используется в МБУ «Школа №85», что является базой нашего эмпирического исследования.
Занятия по программе «Этика: азбука добра» проводятся один раз в неделю в течение четвертого года обучения в школе. Каждое занятие включает в себя игровые моменты, тематические упражнения, просмотр и разбор видеороликов. Во время занятий ребенок учится высказывать свою точку зрения и защищать ее, приводя аргументы и учитывая мнение собеседника, учится «правильно спорить», не переходя в конфликт. На данных занятиях каждый ученик должен принимать активное участие.
Занятие по программе могут проходить в групповой форме, только во внеурочное время, с помощью тренингов, игровых методов, метода беседы, метода театральных постановок, метода сказкотерапии, музыкотерапии, а также с использованием экскурсий, путешествий, просмотра видеороликов и так далее.
Данная программа реализуется во внеурочной деятельности в 4Г классе данной школы. В 4Б классе занятия по данной программе не проводятся.
В названных классах нами было проведено исследование по выявлению уровня эмпатии у школьников. Нами были использованы: методика экспресс - диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова и метод структурированной беседы на основе проецирования ситуаций, способствующих возникновению эмпатии.
Выборку составил одновозрастной состав учащихся в количестве 32- ти человек: 4Б - 16 человек, 4Г - 16 человек.
По результатам методики И.М. Юсупова мы выявили, что в 4Б классе высокий уровень эмпатии наблюдается у 1 человека (6%), средний - 13 человек (81%), низкий - 2 человека (13%).
В 4Г классе высокий уровень эмпатии наблюдается у 3 человек (19%), средний - 12 человек (75%), низкий - 1 человек (6%).
Очень высокий и очень низкий уровни в обоих классах не наблюдаются.
По результатам структурированной беседы в 4Б классе высокий уровень эмпатии наблюдается у 10 человек (62%), средний - 4 человека (25%), низкий - 2 человека (13%). В 4Г классе высокий уровень - 13 человек (81%), средний - 2 человека (13%), низкий - 1 человек (6%).
Мы видим, что уровень эмпатии в классе, где с начала обучения в школе реализуется программа «Этика: азбука добра», выше, чем в классе, где данная программа не реализуется.
Следовательно, занятия по программе внеурочной деятельности «Этика: азбука добра», направленной на развитие нравственных чувств и эмпатии, способствует развитию эмпатии у младших школьников.
Необходимо также отметить, что разница в результатах исследования незначительна, а значит, данная тема требует дополнительного изучения, а полученные результаты своего уточнения.
Таким образом, данная гипотеза подтверждается, однако рекомендовано дальнейшее изучение эффективности данной программы.


1. Амонашвили, Ш.А. Гуманитарно-личностный подход к детям [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Воронеж: МОДЕК, 1998. - 544 с.
2. Анохин, П.К. Психология эмоций [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Просвещение, 1984. - 257 с.
3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя и на других. [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
4. Бусиловский, Л.С. Музыкотерапия, в кн.: Руководство по психотерапии [Текст] / Л.С. Бусиловский. - Ташкент: Арнзи, 1979. - С. 256­275.
5. Васильева, Е.Н. К проблеме возрастной сензетивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Н. Васильева. - М.: Международная педагогическая академия, 2009. - С. 15-27.
6. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Ось - 89, 1999. - 256 с.
7. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Ось - 89, 2007. - 144 с.
8. Виноградова, Г.А., Бобкова, Т.С. Проблемы формирования семейных ролей у детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Г.А. Виноградова, Т.С. Бобкова. - Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2010. №1. С. 3-8.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1961. - №2. - С. 62-76.
10. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 480 с.
11. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии: исторический обзор и современное состояние проблемы [Текст] / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 145-158.
12. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста [Текст] диссертация / Т.П. Гаврилова. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 178 с.
13. Гончаренко, Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет) [Текст] автореферат / Е.С. Гончаренко. - Краснодар: Сириус, 2003. - 241 с.
14. Даль, В.И. Словарь живого великорусского языка [Текст] Современная версия / В.И. Даль. - Изд. 3-е, СПб., 1903-1909 гг.
15. Джерназян, Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях. [Текст] автореферат / Л.Н. Джерназян. - Тбилиси: Иверия, 1984. - 16 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ