ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала 9
1.1 Сенсорное развитие детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности формирования у детей 2-3 лет представлений о
сенсорных эталонах 18
1.3 Специфика использования дидактического материала,
способствующего формированию у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах 26
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей
2-3 лет представлений о сенсорных эталонах 35
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 2-3 лет представлений
сенсорных эталонов 35
2.2 Содержание работы по формированию у детей 2-3 лет
представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала 45
2.3 Выявление динамики формирования у детей 2-3 лет представлений о
сенсорных эталонах посредством дидактического материала 50
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложения 65
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала 9
1.1 Сенсорное развитие детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности формирования у детей 2-3 лет представлений о
сенсорных эталонах 18
1.3 Специфика использования дидактического материала,
способствующего формированию у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах 26
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей
2-3 лет представлений о сенсорных эталонах 35
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 2-3 лет представлений
сенсорных эталонов 35
2.2 Содержание работы по формированию у детей 2-3 лет
представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала 45
2.3 Выявление динамики формирования у детей 2-3 лет представлений о
сенсорных эталонах посредством дидактического материала 50
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложения 65
Развитие сенсорных представлений у детей в принципе всегда являлось одним из актуальных вопросов педагогики и психологии, поскольку неразвитость сенсорных представлений является существенным препятствием для полноценного развития ребенка. На сегодняшний день, согласно, приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», развитие сенсорных представлений - это одно из ведущих направлений образовательной работы в каждой дошкольной образовательной организации. В указанном документе четко прописано, что познавательное развитие подразумевает развитие детских интересов, формирование у них любознательности, мотивации к познанию, познавательных действий, а также основных представлений о себе самих, окружающих их людях, объектах окружающего их мира, а также об их свойствах и отношениях.
Но мало просто понимать необходимость сенсорного развития, необходимо учитывать тот факт, что начинаться оно должно уже в раннем возрасте, так как это позволяет раскрыть все умственные способности детей и, соответственно, оказывает прямое влияние на успешность обучения ребенка в дальнейшем. Ведь чувственно воспринимаемые впечатления являются основой большей части накопленного умственного багажа каждого ребенка. Возрастные особенности детей 2-3 лет ставят воспитателей перед необходимостью обращения особого внимания к организации общеобразовательной деятельности, направленной на развитие представлений о сенсорных эталонах у детей данной возрастной группы. Проблема же здесь состоит в том, что при всей популярности и актуальности рассматриваемого вопроса до сих пор остается не до конца проработанным момент организации занятий по развитию сенсорных способностей у детей 2 - 3 лет путем применения дидактических материалов. Данный процесс требует к себе особого подхода, составления перспективного плана и разработки содержания каждого занятия. Но этот момент достаточно часто упускается в процессе организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Сенсорное развитие детей в качестве психолого-педагогической проблемы рассматривалось в работах самых разных авторов. Среди них стоит отметить работы Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, Ф. Фребеля, Н.П. Сакулиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и др. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, А.В. Запорожцем и другими авторами проводились исследования непосредственно сенсорного развития детей и формирования у них представлений о сенсорных эталонах. Важность развития восприятия в процессе сенсорного развития ребенка, а также роль и функции различных анализаторов, участвующих в этом процессе, изучалась в работах И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. Особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста рассматривались в исследованиях Е. Смирновой, Л.Н. Павловой, Э.Г. Пилюгиной, Г.А. Урунтаевой и др. Проблемы и специфика применения дидактических материалов в процессе формирования у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах рассматривались в работах М. Монтессори, Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулиной и др.
Но можно выделить следующее противоречие: при всей теоретической разработанности вопроса сенсорного развития детей раннего возраста, остается недостаточно исследуемым вопрос систематического и последовательного проведения занятий по формированию у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах с применением дидактического материала.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования, раскрывающую потенциальные возможности дидактического материала в процессе формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить возможность применения дидактического материала при формировании у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах.
Объект исследования: процесс формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах.
Предмет исследования: специфика формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах будет эффективным, если:
- данный процесс будет организован поэтапно;
- дидактический материал будет учитывать индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, последовательность и систематичность проведения игр с постепенным переходом от простого к сложному и необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
- будет обеспечено единство педагогических воздействий со стороны всех участников образовательного процесса (дети - родители - педагоги).
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
2. Определить уровень сформированности у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание работы по формированию у детей 2-3 лет сенсорных представлений посредством дидактического материала.
4. Выявить динамику формирования у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
В ходе решения поставленных задач, нами были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования - наблюдение, беседы с детьми; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются:
- исследования в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, И.Д. Венев, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, и др.);
- теоретические исследования выдающихся зарубежных учёных в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известных представителей отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) о том, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Новизна исследования состоит в следующем: обоснованы потенциальные возможности дидактического материала в формировании у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы воспитателями и педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций на этапе исследования и формирования у детей 2-3 лет сенсорных эталонов.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ структурное подразделение муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Лесная сказка» с. Сосновый Солонец (ул. Куйбышева, д. 45). В исследовании принимали участие 10 детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источник) и 2 приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 5 рисунками.
Но мало просто понимать необходимость сенсорного развития, необходимо учитывать тот факт, что начинаться оно должно уже в раннем возрасте, так как это позволяет раскрыть все умственные способности детей и, соответственно, оказывает прямое влияние на успешность обучения ребенка в дальнейшем. Ведь чувственно воспринимаемые впечатления являются основой большей части накопленного умственного багажа каждого ребенка. Возрастные особенности детей 2-3 лет ставят воспитателей перед необходимостью обращения особого внимания к организации общеобразовательной деятельности, направленной на развитие представлений о сенсорных эталонах у детей данной возрастной группы. Проблема же здесь состоит в том, что при всей популярности и актуальности рассматриваемого вопроса до сих пор остается не до конца проработанным момент организации занятий по развитию сенсорных способностей у детей 2 - 3 лет путем применения дидактических материалов. Данный процесс требует к себе особого подхода, составления перспективного плана и разработки содержания каждого занятия. Но этот момент достаточно часто упускается в процессе организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Сенсорное развитие детей в качестве психолого-педагогической проблемы рассматривалось в работах самых разных авторов. Среди них стоит отметить работы Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, Ф. Фребеля, Н.П. Сакулиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и др. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, А.В. Запорожцем и другими авторами проводились исследования непосредственно сенсорного развития детей и формирования у них представлений о сенсорных эталонах. Важность развития восприятия в процессе сенсорного развития ребенка, а также роль и функции различных анализаторов, участвующих в этом процессе, изучалась в работах И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. Особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста рассматривались в исследованиях Е. Смирновой, Л.Н. Павловой, Э.Г. Пилюгиной, Г.А. Урунтаевой и др. Проблемы и специфика применения дидактических материалов в процессе формирования у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах рассматривались в работах М. Монтессори, Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулиной и др.
Но можно выделить следующее противоречие: при всей теоретической разработанности вопроса сенсорного развития детей раннего возраста, остается недостаточно исследуемым вопрос систематического и последовательного проведения занятий по формированию у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах с применением дидактического материала.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования, раскрывающую потенциальные возможности дидактического материала в процессе формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить возможность применения дидактического материала при формировании у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах.
Объект исследования: процесс формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах.
Предмет исследования: специфика формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах будет эффективным, если:
- данный процесс будет организован поэтапно;
- дидактический материал будет учитывать индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, последовательность и систематичность проведения игр с постепенным переходом от простого к сложному и необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
- будет обеспечено единство педагогических воздействий со стороны всех участников образовательного процесса (дети - родители - педагоги).
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
2. Определить уровень сформированности у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание работы по формированию у детей 2-3 лет сенсорных представлений посредством дидактического материала.
4. Выявить динамику формирования у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
В ходе решения поставленных задач, нами были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования - наблюдение, беседы с детьми; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются:
- исследования в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, И.Д. Венев, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, и др.);
- теоретические исследования выдающихся зарубежных учёных в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известных представителей отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) о том, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Новизна исследования состоит в следующем: обоснованы потенциальные возможности дидактического материала в формировании у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы воспитателями и педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций на этапе исследования и формирования у детей 2-3 лет сенсорных эталонов.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ структурное подразделение муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Лесная сказка» с. Сосновый Солонец (ул. Куйбышева, д. 45). В исследовании принимали участие 10 детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источник) и 2 приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 5 рисунками.
В данной работе нами было проведено исследование, направленное на изучение вопросов формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить специфику формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала. В ходе проведения теоретического исследования по данному вопросу нами было выявлено следующее. Уровень сенсорного развития у детей раннего возраста определяется их способностью воспринимать окружающий мир и осязать его. Соответственно, сенсорное восприятие им мира развивается по мере того, как растет и развивается сам ребенок. Если развитие происходит без нарушений, то формирование сенсорных эталонов у ребенка должно произойти к 3-4 летнему возрасту, но начинать их развивать необходимо раньше - в возрасте 2-3 лет.
Сенсорное развитие в возрасте 2-3 лет также имеет свою последовательность. Сначала ребенок усваивает осязаемые свойства предмета, о которых он может узнать путем ощупывания, а затем начинают развиваться сенсорные свойства, постижение которых возможно только путем зрительного восприятия. При этом, сенсорное развитие в раннем возрасте будет происходить соответственно нормам только при условии наличия в окружении ребенка необходимой для этого предметно-пространственной среды. Немалое значение для развития представлений о сенсорных эталонах имеет также применение дидактического материала. Дидактические материалы в достижении отмеченной цели имеют ряд преимуществ, так как они включают в себя обучающие задачи, готовое содержание и правила, что дает возможность педагогу проводить планомерное и последовательное формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Кроме того, использование дидактического материала позволяет соблюдать одни из основных принципов обучения: принцип наглядности и принцип последовательности, когда ребенок может наглядно представить, что от него требуется, а сами задания при этом реализуются с такой последовательностью, которая позволяет не только усваивать новый материал, но и повторять тот материал, который уже был пройден ранее. Используемые в ходе формирования сенсорных эталонов дидактические материалы должны позволять ребенку действовать самостоятельно, а также соответствовать возрасту ребенка, т. е. быть доступными и понятными ему.
С целью наглядного представления использования дидактического материала в процессе формирования у детей 2-3 лет сенсорных эталонов, а также подтверждения эффективности его применения в данных целях в третьей главе работы нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе экспериментального исследования нами была выбрана группа детей в возрасте 2-3 лет, посещающая ДОО, в которой была реализована программа, включающая систему занятий по формированию сенсорных эталонов посредством дидактического материала. В данной программе использовались дидактические игры, включающие предметы окружающей действительности разных цветов, формы, величины, текстуры и т. д. С целью подтверждения эффективности составленной системы занятий на констатирующем и контрольном этапе в исследуемой группе детей был применен ряд диагностических методик. Применение данных методик позволило выявить, что после реализации программы занятий уровень представлений о сенсорных эталонах в исследуемой группе детей существенно повысился: дети стали лучше ориентироваться в величине предметов, в форме предметов в целом, в их цветах, кроме того у них развилось понимание словесной и жестовой инструкции, зрительное восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, согласованность движений обеих рук и т. д. Таким образом, проведенное экспериментальное исследования доказало эффективность применения использования дидактического материала в целях формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет. Соответственно, гипотеза исследования была полностью подтверждена.
Все вышеописанное позволяет говорить о том, что цель работы достигнута, а поставленные задачи выполнены.
Сенсорное развитие в возрасте 2-3 лет также имеет свою последовательность. Сначала ребенок усваивает осязаемые свойства предмета, о которых он может узнать путем ощупывания, а затем начинают развиваться сенсорные свойства, постижение которых возможно только путем зрительного восприятия. При этом, сенсорное развитие в раннем возрасте будет происходить соответственно нормам только при условии наличия в окружении ребенка необходимой для этого предметно-пространственной среды. Немалое значение для развития представлений о сенсорных эталонах имеет также применение дидактического материала. Дидактические материалы в достижении отмеченной цели имеют ряд преимуществ, так как они включают в себя обучающие задачи, готовое содержание и правила, что дает возможность педагогу проводить планомерное и последовательное формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Кроме того, использование дидактического материала позволяет соблюдать одни из основных принципов обучения: принцип наглядности и принцип последовательности, когда ребенок может наглядно представить, что от него требуется, а сами задания при этом реализуются с такой последовательностью, которая позволяет не только усваивать новый материал, но и повторять тот материал, который уже был пройден ранее. Используемые в ходе формирования сенсорных эталонов дидактические материалы должны позволять ребенку действовать самостоятельно, а также соответствовать возрасту ребенка, т. е. быть доступными и понятными ему.
С целью наглядного представления использования дидактического материала в процессе формирования у детей 2-3 лет сенсорных эталонов, а также подтверждения эффективности его применения в данных целях в третьей главе работы нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе экспериментального исследования нами была выбрана группа детей в возрасте 2-3 лет, посещающая ДОО, в которой была реализована программа, включающая систему занятий по формированию сенсорных эталонов посредством дидактического материала. В данной программе использовались дидактические игры, включающие предметы окружающей действительности разных цветов, формы, величины, текстуры и т. д. С целью подтверждения эффективности составленной системы занятий на констатирующем и контрольном этапе в исследуемой группе детей был применен ряд диагностических методик. Применение данных методик позволило выявить, что после реализации программы занятий уровень представлений о сенсорных эталонах в исследуемой группе детей существенно повысился: дети стали лучше ориентироваться в величине предметов, в форме предметов в целом, в их цветах, кроме того у них развилось понимание словесной и жестовой инструкции, зрительное восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, согласованность движений обеих рук и т. д. Таким образом, проведенное экспериментальное исследования доказало эффективность применения использования дидактического материала в целях формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет. Соответственно, гипотеза исследования была полностью подтверждена.
Все вышеописанное позволяет говорить о том, что цель работы достигнута, а поставленные задачи выполнены.



