Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Работа №108565

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала 9
1.1 Сенсорное развитие детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности формирования у детей 2-3 лет представлений о
сенсорных эталонах 18
1.3 Специфика использования дидактического материала,
способствующего формированию у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах 26
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей
2-3 лет представлений о сенсорных эталонах 35
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 2-3 лет представлений
сенсорных эталонов 35
2.2 Содержание работы по формированию у детей 2-3 лет
представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала 45
2.3 Выявление динамики формирования у детей 2-3 лет представлений о
сенсорных эталонах посредством дидактического материала 50
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложения 65


Развитие сенсорных представлений у детей в принципе всегда являлось одним из актуальных вопросов педагогики и психологии, поскольку неразвитость сенсорных представлений является существенным препятствием для полноценного развития ребенка. На сегодняшний день, согласно, приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», развитие сенсорных представлений - это одно из ведущих направлений образовательной работы в каждой дошкольной образовательной организации. В указанном документе четко прописано, что познавательное развитие подразумевает развитие детских интересов, формирование у них любознательности, мотивации к познанию, познавательных действий, а также основных представлений о себе самих, окружающих их людях, объектах окружающего их мира, а также об их свойствах и отношениях.
Но мало просто понимать необходимость сенсорного развития, необходимо учитывать тот факт, что начинаться оно должно уже в раннем возрасте, так как это позволяет раскрыть все умственные способности детей и, соответственно, оказывает прямое влияние на успешность обучения ребенка в дальнейшем. Ведь чувственно воспринимаемые впечатления являются основой большей части накопленного умственного багажа каждого ребенка. Возрастные особенности детей 2-3 лет ставят воспитателей перед необходимостью обращения особого внимания к организации общеобразовательной деятельности, направленной на развитие представлений о сенсорных эталонах у детей данной возрастной группы. Проблема же здесь состоит в том, что при всей популярности и актуальности рассматриваемого вопроса до сих пор остается не до конца проработанным момент организации занятий по развитию сенсорных способностей у детей 2 - 3 лет путем применения дидактических материалов. Данный процесс требует к себе особого подхода, составления перспективного плана и разработки содержания каждого занятия. Но этот момент достаточно часто упускается в процессе организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Сенсорное развитие детей в качестве психолого-педагогической проблемы рассматривалось в работах самых разных авторов. Среди них стоит отметить работы Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, Ф. Фребеля, Н.П. Сакулиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и др. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, А.В. Запорожцем и другими авторами проводились исследования непосредственно сенсорного развития детей и формирования у них представлений о сенсорных эталонах. Важность развития восприятия в процессе сенсорного развития ребенка, а также роль и функции различных анализаторов, участвующих в этом процессе, изучалась в работах И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. Особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста рассматривались в исследованиях Е. Смирновой, Л.Н. Павловой, Э.Г. Пилюгиной, Г.А. Урунтаевой и др. Проблемы и специфика применения дидактических материалов в процессе формирования у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах рассматривались в работах М. Монтессори, Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулиной и др.
Но можно выделить следующее противоречие: при всей теоретической разработанности вопроса сенсорного развития детей раннего возраста, остается недостаточно исследуемым вопрос систематического и последовательного проведения занятий по формированию у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах с применением дидактического материала.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования, раскрывающую потенциальные возможности дидактического материала в процессе формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить возможность применения дидактического материала при формировании у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах.
Объект исследования: процесс формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах.
Предмет исследования: специфика формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах будет эффективным, если:
- данный процесс будет организован поэтапно;
- дидактический материал будет учитывать индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, последовательность и систематичность проведения игр с постепенным переходом от простого к сложному и необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
- будет обеспечено единство педагогических воздействий со стороны всех участников образовательного процесса (дети - родители - педагоги).
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
2. Определить уровень сформированности у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание работы по формированию у детей 2-3 лет сенсорных представлений посредством дидактического материала.
4. Выявить динамику формирования у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
В ходе решения поставленных задач, нами были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования - наблюдение, беседы с детьми; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются:
- исследования в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, И.Д. Венев, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, и др.);
- теоретические исследования выдающихся зарубежных учёных в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известных представителей отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) о том, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Новизна исследования состоит в следующем: обоснованы потенциальные возможности дидактического материала в формировании у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 2-3 лет сенсорных представлений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы воспитателями и педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций на этапе исследования и формирования у детей 2-3 лет сенсорных эталонов.
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ структурное подразделение муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Лесная сказка» с. Сосновый Солонец (ул. Куйбышева, д. 45). В исследовании принимали участие 10 детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источник) и 2 приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 5 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе нами было проведено исследование, направленное на изучение вопросов формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить специфику формирования у детей 2-3 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактического материала. В ходе проведения теоретического исследования по данному вопросу нами было выявлено следующее. Уровень сенсорного развития у детей раннего возраста определяется их способностью воспринимать окружающий мир и осязать его. Соответственно, сенсорное восприятие им мира развивается по мере того, как растет и развивается сам ребенок. Если развитие происходит без нарушений, то формирование сенсорных эталонов у ребенка должно произойти к 3-4 летнему возрасту, но начинать их развивать необходимо раньше - в возрасте 2-3 лет.
Сенсорное развитие в возрасте 2-3 лет также имеет свою последовательность. Сначала ребенок усваивает осязаемые свойства предмета, о которых он может узнать путем ощупывания, а затем начинают развиваться сенсорные свойства, постижение которых возможно только путем зрительного восприятия. При этом, сенсорное развитие в раннем возрасте будет происходить соответственно нормам только при условии наличия в окружении ребенка необходимой для этого предметно-пространственной среды. Немалое значение для развития представлений о сенсорных эталонах имеет также применение дидактического материала. Дидактические материалы в достижении отмеченной цели имеют ряд преимуществ, так как они включают в себя обучающие задачи, готовое содержание и правила, что дает возможность педагогу проводить планомерное и последовательное формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Кроме того, использование дидактического материала позволяет соблюдать одни из основных принципов обучения: принцип наглядности и принцип последовательности, когда ребенок может наглядно представить, что от него требуется, а сами задания при этом реализуются с такой последовательностью, которая позволяет не только усваивать новый материал, но и повторять тот материал, который уже был пройден ранее. Используемые в ходе формирования сенсорных эталонов дидактические материалы должны позволять ребенку действовать самостоятельно, а также соответствовать возрасту ребенка, т. е. быть доступными и понятными ему.
С целью наглядного представления использования дидактического материала в процессе формирования у детей 2-3 лет сенсорных эталонов, а также подтверждения эффективности его применения в данных целях в третьей главе работы нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе экспериментального исследования нами была выбрана группа детей в возрасте 2-3 лет, посещающая ДОО, в которой была реализована программа, включающая систему занятий по формированию сенсорных эталонов посредством дидактического материала. В данной программе использовались дидактические игры, включающие предметы окружающей действительности разных цветов, формы, величины, текстуры и т. д. С целью подтверждения эффективности составленной системы занятий на констатирующем и контрольном этапе в исследуемой группе детей был применен ряд диагностических методик. Применение данных методик позволило выявить, что после реализации программы занятий уровень представлений о сенсорных эталонах в исследуемой группе детей существенно повысился: дети стали лучше ориентироваться в величине предметов, в форме предметов в целом, в их цветах, кроме того у них развилось понимание словесной и жестовой инструкции, зрительное восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, согласованность движений обеих рук и т. д. Таким образом, проведенное экспериментальное исследования доказало эффективность применения использования дидактического материала в целях формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет. Соответственно, гипотеза исследования была полностью подтверждена.
Все вышеописанное позволяет говорить о том, что цель работы достигнута, а поставленные задачи выполнены.



1. Аксарина, Н.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Учебное пособие [Текст] / Н.М. Аксарина, Н.Ф. Ладыгина. - М. : Изд-во «Медицина», 1977. - 57 с.
2. Алимова, С.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] / С.В. Алимова, О.В. Юдаева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 18-20.
3. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / Л.В. Артемова. - М. : Просвещение, 1992. - 96 с.
4. Басырова, Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде [Текст] / Е.С. Басырова // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 2 (53). - С. 30-32.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. [Текст] / А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
6. Бугоркова, А.В. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения [Текст] / А.В. Бугоркова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2012. - № 1. - С. 14-17.
7. Валиуллина, И.Р. Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте
[Электронный ресурс] / И.Р. Валиуллина // Дошкольный возраст, дошкольное воспитание // Режим доступа: URL:
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac54.htm
8. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. Для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М. : Просвещение, 1995 - 144 с.
9. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова, Л.И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. - М. : Просвещение, 2009. - 176 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
11. Германович, О.Е. Развитие теории сенсорного воспитания
дошкольников отечественной педагогике [Текст] / О.Е. Германович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: в сб. ст. по матер. I междун. науч.-практ. конференции (15 февраля 2010 г.,
Новосибирск). - Новосибирск: СибАК, 2010. - С. 99-102.
12. Глебова, И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] / И.Ю. Глебова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 33-35.
13. Данилова, Е.Ю. Познание ребенком мира как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Е.Ю. Данилова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 6 (134). - С. 148-151.
14. Елизарова, Е.Б. Развитие восприятия в раннем возрасте [Текст] / Е.Б. Елизарова, В.В. Онуфриева // Молодой ученый. - 2017. - № 4. - С. 331¬335.
15. Зайцева, Н.В. Сенсорное развитие детей раннего возраста
[Электронный ресурс] / Н.В. Зайцева // Социальная сеть работников образования. - 2016 / Режим доступа: URL: /https://nsportal.ru/detskii-
sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/06/sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta;
16. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика. 1986. - 323 с.
17. Зуева А.Д. Особенности детей раннего возраста [Текст] / А.Д. Зуева, Т.В. Егорова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 48-50.
18. Кобель, Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Кобель // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 779-783.
19. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1993 - № 1. - С. 13-23.
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2007. - 416 с.
21. Комарова, И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] / И.В. Комарова, Л.Л. Махина // Журнал Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. - № 11. - С. 21- 26.
22. Кондрашина О.Е. Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / О.Е. Кондрашина // Гаудеамус. - 2011. - № 1 (17). - С. 104-109.
23. Мелехина, И.В. Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Мелехина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь,
2014. - С. 136-139.
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2004. - 352 с.
25. Литвин, Л.Н. История дошкольной педагогики [Текст]: / Под ред. Л.Н. Литвина. - М. : Просвещение, 1999. - 352 с.
26. Мелехина, И.В. Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Мелехина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 136-139.
27. Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера [Электронный ресурс]. URL: http://i-teach.ru/file/1efc6503.pdf (дата обращения 29.03.2018).
28. Мещерякова, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Меерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
29. Немов, Р.С. Общая психология. В 3 т. Т. 1. Введение в психологию: учебник / Р.С. Немов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во Юрайт, 2011. - 726 с.
30. Огородник, С.И. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] / С.И. Огородник, О.П. Панова // Молодой ученый. - 2017. - №37. - С. 119-122.
31. Павлов, И.П. Рефлекс свободы [Текст] / И.П. Павлов. - СПб. : Изд- во «Питер», 2001. - 432 с.
32. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие [Текст] / Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. - М. : Мозаика Синтез, 2006. - 145 с.
33. Печора, К.Л. Развиваем детей раннего возраста [Текст] / К.Л. Печора. - М. : Сфера, 2012. - 112 с.
34. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. - 2-е. изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1998. - 192 с.
35. Полеева, А.Е. О развитии сенсорных способностей у детей раннего возраста [Текст] / О.Е. Полеева // Образование и наука в современных условиях. - 2016. - № 2-1 (7). - С. 179-182.
36. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» [Текст] / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2004. - 164 с.
37. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада [Текст] / Т.И. Гризик, Т.Н. Дронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.
39. Сенсорное воспитание в дидактической системе детского сада.
Задачи, формы и методы сенсорного воспитания (Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддъяков) [Электронный ресурс] // Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей // URL:
http://izbakurnog.ru/vospitanie/item/f00/s00/z0000007/st002.shtml
40. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Электронный ресурс] // URL: http://ds 103 .centerstart.ru/sites/ds 103 .centerstart.ru/files/ senkor_razvit_ranniy_vozrast.pdf (дата обращения 16/02/2018 г.)
41. Смирнова, Е. Возраст нераскрытых резервов [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 80-89.
42. Смирнова, Т.С. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте [Текст] / Т.С. Смирнова, А.В. Вульферт // Молодой ученый. - 2017. - № 40. - С. 177-178.
43. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / А.И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1982. - 96 с.
44. Суркова, Т.В. К проблеме воспитания и обучения детей раннего возраста [Текст] / Т.В. Суркова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 3 (17). - С. 295-298.
45. Суханова, В.Г. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / В.Г. Сухова // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 922-923.
46. Уколова, М.И. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / М.И. Уколова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. -
2015. - Т. 4. - С. 99-104
47. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. - Минск : Народная Асвета, 1976. - 150 с.
48. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
49. Фоменко, Т.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / Т.А. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Изд-во «Молодой ученый». - 2013. - С. 53-55.
50. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / Е.А. Янушко. - М. : Мозаика Синтез, 2010. - 72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ