Введение
1Состояние вопроса
1.1Маркировка и характеристики насосов НШ
1.2Оборудование марок НШ
2Конструкторская часть
2.1Техническое задание на разработку установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50
2.2Техническое предложение на разработку установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50
2.3Расчёт основных элементов установки для определения технического
состояния гидронасоса НШ-50
2.4Руководство по эксплуатации установки для определения технического
состояния гидронасоса НШ-50
3Технологический процесс
3.1Неисправности шестеренного насоса, причины возникновения и
методы устранения
3.2Технологический процесс проверки шестеренчатого насоса НШ-50
грузового автомобиля
4Безопасность и экологичность технического объекта
4.1Конструктивно-технологическая и организационно-техническая
характеристика технологического процесса определения технического состояния гидронасоса НШ-50
4.2Идентификация профессиональных рисков
4.3Методы и средства снижения профессиональных рисков
4.4Обеспечение пожарной безопасности технического объекта
4.5Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технологического процесса определения технического состояния гидронасоса НШ-50
5Экономическая эффективность технического объекта
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Спецификации
Автомобиль в процессе его изготовления на заводе-изготовителе является изделием основного производства, так как предназначен для реализации. Как продукт автомобильной промышленности он является также изделием требуемого функционального назначения, современного конструктивного исполнения и определенного уровня технологичности.
Функциональная завершенность изделия по назначению заключается в том, что каждая его составляющая должна представлять собой функционально завершенное изделие, для которого характерно выполнение заданных функции и способность выполнять эти функции отдельно от изделия в целом.
В процессе эксплуатации автомобиля появляются отказы и неисправности, устраняемые при его текущем ремонте.
«Если автомобиль соответствует всем требованиям нормативнотехнической документации, он считается исправным. В отличие от исправного работоспособный автомобиль должен удовлетворять только тем требованиям, которые позволяют его эксплуатировать по назначению без угрозы безопасности движения. Он может быть исправным, имея ухудшенный внешний вид, пониженное давление в системе смазки двигателя и прочее» [4].
«Под ремонтом подразумевается комплекс операций по
восстановлению исправности или работоспособности изделий, а также ресурсов изделий и их составных частей. Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей вызвана, прежде всего, неравнопрочностью их составных частей (сборочных единиц и деталей). Известно, что создать равнопрочный автомобиль, все детали которого изнашивались бы равномерно и имели бы одинаковый срок службы, невозможно. Поэтому в процессе эксплуатации автомобили проходят периодическое техническое обслуживание и при необходимости - текущий ремонт (далее - ТР), который путем замены отдельных деталей и агрегатов позволяет поддерживать транспортные средства в технически исправном состоянии. Основная задача текущего ремонта - привести технику в работоспособное состояние, чтобы обеспечить гарантированную ее работоспособность на пробеге до очередного планового ремонта, причем этот пробег должен быть не менее пробега до очередного планового технического обслуживания ТО-2.
Капитальный ремонт (далее - КР) обеспечивает исправность и полный ресурс автомобиля или агрегата путем восстановления и замены необходимых сборочных единиц и деталей, включая базовые. Основным источником эффективности КР транспортных средств является использование остаточного ресурса их деталей» [7].
Основная задача, к достижению которой стремятся авторемонтные предприятия (далее - АРП) - это уменьшение стоимости ремонта автомобилей и агрегатов при гарантии послеремонтного ресурса. Поэтому главные предпосылки, главные стимулы использования новейших технических достижений в сервисе автомобилей - интересы и требования заказчика.
Принимая во внимание то обстоятельство, что автомобиль это объект повышенной опасности, главное требование к ремонтным предприятиям - обеспечение гарантированного качества ремонта на уровне завода- изготовителя этого автомобиля. Поэтому между производителями автомобилей и ремонтными организациями имеет место тесный повседневный контакт, а задачи изготовителя и ремонтного предприятия тесно взаимосвязаны между собой и могут быть успешно решены только совместными усилиями.
«Анализ результатов исследований ремонтного фонда автомобилей и агрегатов, поступающих в ремонт на авторемонтные предприятия, показывает, что детали, полностью исчерпавшие свой ресурс и подлежащие замене, составляют в среднем около 20%. К ним относятся поршни, поршневые кольца, подшипники качения, резинотехнические изделия и др. Количество деталей, износ рабочих поверхностей которых находится в допустимых пределах, что позволяет использовать их без ремонта, достигает 30-35%. Остальные детали автомобиля (40-45%) могут быть использованы повторно только после их восстановления. Это большинство наиболее сложных, металлоемких и дорогостоящих деталей автомобиля, в частности блок цилиндров, коленчатый и распределительный валы, головка цилиндров, картеры коробки передач и заднего моста и другие. Стоимость восстановления этих деталей не превышает 10-50% стоимости их изготовления» [7].
«По статистике значительное количество отказов деталей автомобилей обусловлено износом рабочих поверхностей (до 50%), различного рода повреждениями (в том числе и в результате аварии) - 17,1%, трещинами - 7,8%. Большинство отказов автомобилей (до 43%) приходится на долю двигателя» [1].
«Опыт показывает, что при незначительном износе (не более 0,3 мм) примерно 85% деталей может быть восстановлено нанесением покрытия незначительной толщины. Многократное использование детали возможно при нанесении металла на ее несущие поверхности с дальнейшей механической обработкой» [8].
Эффективность работ по восстановлению деталей автомобилей зависит от правильного выбора технологии, оборудования, технологической оснастки и организации контроля качества.
Целью ВКР является разработка конструкции установки для определения технического состояния гидронасоса НШ-50.
В данной выпускной квалификационной работе бакалавра была разработана конструкция установки для определения технического состояния гидронасоса НШ-50.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было сделано следующее:
-рассмотрено устройство гидронасоса, типы гидравлических насосов, маркировка и характеристики насосов НШ, а также наиболее используемые модификации насосов НШ;
-проведена конструкторская разработка установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50, составлены
технические задание и предложение на разработку конструкции установки для определения технического состояния гидронасоса НШ-50, выполнены расчеты основных элементов конструкции, составлено руководство по эксплуатации установки. Разработанная установка может найти широкое применение на АТП и БЦТО, как недорогая и эффективная конструкция, повышающая эффективность проведения работ по диагностике гидронасоса НШ- 50;
-рассмотрены неисправности шестеренного насоса, причины возникновения и методы устранения, составлен технологический процесс проверки шестеренчатого насоса НШ-50 грузового автомобиля;
-рассмотрены вопросы, касающиеся обеспечения безопасности, экологичности технического объекта;
-определена эффективность разработки установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50. Стоимость
изготовления составляет 126141,43 р.
1Андросенко М. В. Проектирование технологического оборудования с применением САПР : учебное пособие / М. В. Андросенко, О. А. Филатова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова". - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2020. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
2Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя : В 3-х т. / В. И. Анурьев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1982-. - 22 см. Т. 2. - М. : Машиностроение, 1982. - 584 с.
3Беляев В. П. Стендовые испытания автомобилей и тракторов : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Автомобиле- и тракторостроение" / В. П. Беляев; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ЮжноУральский гос. ун-т, Каф. "Автомобили". - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2018.
-55, [1] с.
4Бондаренко Е. В. Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (профиль подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство») / Е. В. Бондаренко, Р. С. Фаскиев. - Москва : Академия, 2015. - 302, [1] с. : ил.
5Халтурин Д. В. Испытание автомобилей и тракторов [Текст] : практикум для студентов 5-го курса, обучающихся по профилю "Автомобили и тракторы" направления подготовки 23.05.01 "Наземные транспортно-технологические средства" / Д. В. Халтурин, Н. И. Финченко, А. В. Давыдов.
-Томск : Изд-во ТГАСУ, 2017. - 171 с.
6Васильев В. И. Основы проектирования технологического оборудования автотранспортных предприятий : учебное пособие / В. И.
Васильев, А. В. Савельев, Р. А. Зиганшин ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Курганский государственный университет". - Курган : Курганский государственный
университет, 2020. - 92 с.
7Власов Ю. А Проектирование технологического оборудования
автотранспортных предприятий : учебное пособие / Ю. А. Власов, Н. Т. Тищенко ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Томский гос. архитектурностроительный ун-т. - Томск : Изд-во Томского гос. архитектурно
строительного ун-та, 2017. - 345 с
8Горина Л. Н., Фесина М. И. Раздел бакалаврской работы
«Безопасность и экологичность технического объекта». Уч.-методическое пособие (2-е изд. Доп.). - Тольятти: изд-во ТГУ, 2021. -22 с.
9Демура Н. А. Экономика предприятия [Текст] : учебное пособие для студентов специальности 23.05.01 - Наземные транспортно-технологические средства и направления подготовки 15.03.02 - Технологические машины и оборудование / Н. А. Демура, Л. И. Ярмоленко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. - Белгород : Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова, 2018. - 124 с.
10Дрючин Д. А. Проектирование производственно-технической базы автотранспортных предприятий на основе их кооперации с сервисными предприятиями [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по программам высшего образования по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства / Д. А. Дрючин, Г. А. Шахлевич, С. Н. Якунин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный университет". - Оренбург : ОГУ, 2016. - 124 с
11Испытания машин : учебное пособие / В. В. Новиков, А. В. Поздеев, А. С. Дьяков, П. В. Потапов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград : ВолгГТУ, 2020. - 135, [1] с.
12Кудрявцев Е. М. Компьютерное моделирование, проектирование и расчет элементов машин и механизмов [Текст] : учебное пособие по направлению 25.05.01 "Наземные транспортно-технологические средства", профиль "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование" / Е. М. Кудрявцев. - Москва : АСВ, 2018. - 327 с.
13Кудрявцев П. Р. Ремонт шестеренчатых насосов НШ [Текст]. - Москва : [б. и.], 1963. - 55 с. : ил.; 22 см.
14Малкин В. С. Основы проектирования технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта : электронное учебно-методическое пособие / В. С. Малкин ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тольяттинский государственный университет, Институт машиностроения, Кафедра "Проектирование и эксплуатация автомобилей". - Тольятти : Тольяттинский гос. ун-т, 2019. - 1 электрон. опт. диск (СП-ROM); 12 см.
15Михайлов В. А. Экологичные системы защиты воздушной среды объектов автотранспортного комплекса : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Наземные транспортно-технологические средства" / В. А. Михайлов, Е. В. Сотникова, Н. Ю. Калпина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 213 с...