Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Математические конкурсы и игры как средство формирования общекультурного уровня в дополнительном образовании

Работа №108534

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ И ИГР КАК СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ В
ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
§1. Понятие общекультурного уровня учащихся, его формирование посредством математики
§2. Понятие математических конкурсов и игр 14
§3. Классификация математических конкурсов и игр
§4. Формы, методы и средства применения математических конкурсов и игр
§5. Формирование общекультурного уровня учащихся в дополнительном образовании 26
§6. Анализ проведённых исследований и опыта работы учителей по данной
теме 29
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ И ИГР КАК СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ В
ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
§7. Анализ теоретического и задачного материала школьных учебников математики на предмет их использования в работе с учащимися в системе дополнительного образования 36
§8. Методические разработки математических конкурсов и игр для учащихся 5-6 классов в системе дополнительного образования
§9. Методические разработки математических конкурсов и игр для учащихся
7-9 классов в системе дополнительного образования 51
§10. Методический проект математический конкурс по теме «Логарифмы и логарифмическая функция»
§11. Описание проведенного педагогического эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Главным принципом Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)[55]общего образования является принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть реализованы только в процессе полного взаимодействия общего и дополнительного образования, обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа). Поэтому дополнительное образование - это возможность создания личного образовательного маршрута ребенка; открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС; интеграция общего и дополнительного образования; поддержка одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья); возможность работы в социуме; социальное творчество детей; организация каникулярного времени детей; духовно-нравственное воспитание; формирование здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.
Главной задачей дополнительного образования по математике является то, что оно должно не только содействовать развитию математических способностей школьников, но и способствовать формированию их общекультурного уровня[18].
Процесс образования в современном мире непрерывен, поэтому дополнительное образование сейчас находится на одной ступени с основным образованием. Но дополнительное образование осуществляется не на уроках, которые обязывают соблюдать определенную официозность, а потому позволяет проводить обучение в более спокойной обстановке без каких-либо перегрузок. Лучше всего вне уроков усваивается информация посредством игры. Еще К.Д. Ушинский писал: «Ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без
которой он далеко не уйдет» [52]. А в игре, как известно, запоминается все без заучивания материала, с одним желанием - выиграть. Это мощная мотивация. Игра помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание, в игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Использование игровых ситуаций, конкурсов способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность,
сообразительность, чувство времени, точность, пространственные представления и другие черты, необходимые в дальнейшем для конкурентоспособности на рынке труда.
Современному развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые, нравственно воспитанные люди, которые в сложной обстановке могли бы самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения, прогнозировать их возможные последствия. С самого раннего возраста ребенок учится этому в процессе игры. Любая игра требует определенных расчетов, это подтверждают слова российского и советского математика, методиста, популяризатора математики Б.А. Кордемского: «Любая игра является математической, если ее исход может быть предопределен предварительным теоретическим анализом» [20].
Математические игры, конкурсы в процессе обучения математике обеспечивают твердое усвоение обучающимися необходимого математического знания. Учащиеся приобретают новые знания и, как результат, у них увеличивается кругозор, развивается умение творчески мыслить, появляются новые навыки и умения практического применения полученных знаний, воспитывается умеющая саморазвиваться и самореализовываться личность, самостоятельная, трудолюбивая,
обладающая высоконравственными взглядами и твердыми убеждениями, формируется общекультурный уровень.
Проблема исследования состоит в том, чтобы раскрыть возможные пути формирования общекультурного уровня учащихся через применение
5
математических конкурсов и игр в дополнительном математическом образовании. Положительные эмоции, которые создают игры для своих участников, способствуют активизации психических процессов. Поэтому формирование общекультурного уровня обучающихся будет идти гораздо быстрее, если использовать последовательно и взаимосвязано игровые приемы, и методы.
Актуальность и научная значимость исследования обусловлена:
-психологической, педагогической, родительской необходимостью определить наиболее совершенные с точки зрения практики психолого-педагогические методы, применяемые для формирования общекультурного уровня развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся;
-требованиями ФГОС общего образования к реализации деятельностного подхода к обучению математике и одновременного формирования общекультурного уровня развития обучающихся;
- требованиями современной динамичной жизни к конкурентной способности будущих выпускников, которая возможна только при перестройке системы образования, но, не теряя своего многолетнего опыта, сможет приобрести практико-культурное содержание, в частности через применение математических конкурсов и игр при обучении школьников математике;
- нехваткой методик обучения математике обучающихся 5-11 классов с применением математических игр и конкурсов для повышения как качества их знаний по математике, так и общекультурного развития;
-большим хаотичным количеством математических игр и конкурсов, которые могли бы быть использованы для обучения школьников математике, но они нуждаются в корректировке.
На сегодняшний день в обучении математике возникло противоречие между необходимостью повышения качества математических знаний обучающихся в период перехода к новым стандартам, к новым технологиям 6
обучения школьников, методам оценивания результатов обучения и недостаточной разработанностью методических основ применения математических конкурсов и игр как средства формирования общекультурного уровня учащихся в дополнительном образовании, которое подтверждает необходимость более глубокого изучения и исследования данной темы.
Возникшее противоречие позволяет определить проблему диссертационного исследования: в чем заключаются современные методические особенности применения математических конкурсов и игр как средства формирования общекультурного уровня в дополнительном образовании обучающихся по математике в общеобразовательной школе?
Объект исследования: процесс обучения учащихся математике в дополнительном образовании.
Предмет исследования: математические конкурсы и игры в
дополнительном образовании.
Цель исследования состоит в разработке методики применения математических конкурсов и игр как средства формирования общекультурного уровня в дополнительном образовании.
Гипотеза состоит в том, что если применение математических конкурсов и игр в дополнительном математическом образовании осуществлять систематически, то это будет способствовать:
-повышению эффективности обучения математике в дополнительном образовании;
-формированию общекультурного уровня развития учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие общекультурного уровня учащихся и возможности его формирования посредством математики.
2. Рассмотреть исторические аспекты применения математических игр и конкурсов в обучении математики.
7
3. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по разработке математических конкурсов и игр, опыт применения математических конкурсов и игр в Российской Федерации и за рубежом.
4. Рассмотреть методические разработки математических конкурсов и игр для дополнительного образования обучающихся основной школы.
5. Спроектировать математический конкурс для обучающихся 10-11 классов в рамках дополнительного образования и обосновать актуальность применения в общеобразовательной школе.
6. Провести педагогический эксперимент и представить его результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Ю.М. Колягина [16], И.К. Кондауровой [17], П.И. Пидкасистого [41], Д.Б.Эльконина [64], Н.С. Подходовой [43].
Базовыми для настоящего исследования явились также работы
Э.Х. Галямовой [6], А.Ф. Фаркова [54], Е.А. Дышинского [9].
Методы исследования, примененные для решения поставленных задач: проведение анализа психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ личного опыта работы в школе; наблюдение за учащимися; тестирование обучающихся; проведение анализа итогов опытно¬экспериментальной работы, проверяющей основные положения исследования.
Основные этапы исследования:
1. Анализ ранее выполненных исследований по данной теме диссертации, проведение анализа соответствующей школьной литературы, нормативных документов (стандартов, программ), проведение анализа опыта работ школ по данной теме.
2. Изыскание теоретической основы диссертационного
исследования.
3. Определение методических основ исследования, разработка пакетов математических конкурсов и игр для дополнительного образования для обучающихся 5-9 классов.
4. Оформление диссертационного исследования, исправление, уточнение ранее оформленных материалов, поправки в аппарате исследования, подведение итогов эксперимента, написание выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: кафедра высшей математики и математического образования Тольяттинского
государственного университета, ГБОУ СОШ с. Выселки муниципальный район Ставропольский Самарской области.
Научная новизна исследования заключается в разработке методических рекомендаций по применению математических конкурсов и игр как средства повышения общекультурного уровня в дополнительном образовании и, методической разработке математических конкурсов и игр по математике для обучающихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- выявлены методические особенности применения математических конкурсов и игр как средства повышения общекультурного уровня в дополнительном образовании в общеобразовательной школе;
- раскрыты особенности работы с математическими конкурсами и играми в системе дополнительного математического образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработаны:
-методические рекомендации по применению математических конкурсов и игр как средства повышения общекультурного уровня в дополнительном образовании;
-методические разработки математических конкурсов и игр для обучающихся в системе дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
- достаточным количеством изученных и используемых источников;
- комбинированием применяемых теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики в общеобразовательном учреждении.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в формировании методических рекомендаций по разработке математических конкурсов и игр по математике как средств повышения общекультурного развития в дополнительном образовании, методов и критериев оценивания результатов обучения; разработке математических игр и конкурсов по избранным темам математики, в описании результатов экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования.
Его результаты докладывались на III Международной Научно-практической Конференции «Теоретико-методологические аспекты преподавания математики в современных условиях» (1-7 июня 2020г., г. Луганск).
Основные результаты исследования отражены в 2 публикациях [21, 22].
Экспериментальная проверка разработанных методических рекомендаций осуществлялась в процессе прохождения производственной практики (научно-исследовательской работы), в период преддипломной практики на базе кафедры высшей математики и математического образования Тольяттинского государственного университета и ГБОУ СОШ с. Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по применению математических конкурсов и игр при обучении математике в общеобразовательной школе как средства повышения общекультурного уровня развития обучающихся в дополнительном образовании.
2. Методические разработки математических игр по математике для обучающихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе диссертационного исследования на тему «Математические конкурсы и игры как средство формирования общекультурного уровня в дополнительном образовании» на основе цели и задач почерпнули выводы и результаты.
1. Подтверждена необходимость математических игр и конкурсов в системе дополнительного математического образования в формировании общекультурного уровня.
2. Получены методические особенности проведения
математических игр и конкурсов во внеурочное время для обучающихся общеобразовательного учреждения и разработан математический конкурс для практического применения в системе дополнительного математического образования.
3. Разработан математический конкурс по теме «Логарифмы и логарифмическая функция» - «Трамвай истории» для обучающихся 10-11 классов гуманитарного профиля общеобразовательного учреждения.
4. Математический конкурс по теме «Логарифмы и логарифмическая функция» - «Трамвай истории» для обучающихся 10-11 классов апробирован в рамках математической недели в общеобразовательном учреждении в период поискового этапа эксперимента.
Итак, математические конкурсы и игры в системе дополнительного математического образования являются одним из средств формирования общекультурного уровня обучающихся, способствуют достижению математических образовательных стремлений, повышают эффективность математического обучения в целом.
Итоги исследования показали, что поставленные проблемы определены, цель магистерской диссертации достигнута.



1. Ахруллоев, В.Дидактические игры как средство развития творческого мышления учащихся в процессе обучения математике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 /В. Ахруллоев- Худжанд, 2012. - 178 с.
2. Байкова, Л.А. Технология игровой деятельности: учебное пособие / Л.А., Байкова, Л.К. Теренкина, О.В. Еремкина. - Р: РГПУ, 1994. - 117 с.
3. Вербицкий, А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие/А.А. Вербицкий. - М.: МИГУ, 2017. - 266 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. -М.: Педагогика Пресс, 1999. - 536 с.
5. Винокурова, Н.Ф. Общекультурная компетентность в
географическом образовании: теоретико-методологические аспекты и
практика реализации /Н.Ф. Винокурова, H.H. Демидова //География и экология в школе XXI века. - 2008. - № 3. - С. 47-50.
6. Галямова, Э.Х. Методика обучения математике в условиях внедрения новых стандартов: учеб.пособие/ Э. Х. Галямова. - Набережные Челны: НГПУ, 2016 - с. 82-84
7. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема/О.С. Газман// Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Москва, 1995. - Вып. 3. С. 58-64.
8. Далингер, В.А. Методика обучения математике. Практикум по решению задач. Учебное пособие для СПО / В.А. Далингер. - М.: Юрайт, 2016. - 131 с.
9. Дышинский, Е. А. Игротека математического кружка: пособие для учителя/ Е. А. Дышинский. - М.: Просвещение, 1972. - 142 с.
10. Дорофеев, А.В. Профессионально-педагогическая направленность в
математическом образовании будущего педагога/А.В. Дорофеев. - М.:
Флинта,2012. -227 с.
11. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления/Д. Дьюи. — М.: Лабиринт, 1999. —186 с.
12. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: книга для учителя/О. Б. Епишева, В. И. Крупич. — М: Просвещение, 1990. — 128 с.
13. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании/Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015 г. - 88 с.
14. Загрекова, Л.В. Педагогика/Л.В. Загрекова, В.В. Николина. — Н.: НГПУ, 2011. — 232 с.
15. Зеленцова, Т.Г. Конкурс по математике для учащихся. Математический калейдоскоп/Т.Г. Зеленцова. - Режим доступа: https://zelentsovatg.tarasiha.edusite.ru/p31aa1 .html
16. Колягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учеб.пособие/Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян, В. Я. Саннинский, Г. Л. Луканкин. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.
17. Кондаурова, И.К. Дополнительное математическое образование для детей в условиях школы:учебно - методическое пособие/И. К. Кондаурова. - 2 - е изд., испр. - Саратов, 2014. - 160 с.
18. Концепция развития математического образования в
РоссийскойФедерации. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-Р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/документы/3894. - Последнее обновление 07.02.20
19. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя/В. Г. Коваленко. - М: Просвещение, 1990. - 96 с.
20. Кордемский, Б. А. Удивительный мир чисел: (математические головоломки и задачи для любознательных): кн. для учащихсяБ.А. Кордемский, Ахадов А. А. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
21. Кондурару, Ж.И. Математические конкурсы и игры как средство формирования общекультурного уровня в дополнительном образовании/Ж.И. Кондурару // Теоретико-методологические аспекты преподавания математики в современных условиях: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. 1-7 июня 2020 г., г. Луганск. - Луганск: Книта, 2020.
22. Кондурару, Ж.И. Понятие общекультурного уровня учащихся, его формирование посредством математики/ Ж.И. Кондурару// Научный журнал «Вестник магистратуры». - 2020. - № 6.
23. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта)/М.В. Кларин.
- Р.: НПЦ Эксперимент, 1995. - 176 с.
24. Комилов, Н.Д. Технологическая вариативность формирования творческого мышления школьников средствами игровой деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Н.Д. Комилов- Душанбе, 2009. - 25 с.
25. Лебедев, О.Е. Формирование общекультурной компетентности учащихся как цель и результат школьного образования // Педагогика. - 2008.
- № 2. - С. 112.
26. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития и обучения ребенка/А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 422 с.
27. Левин, В.А. Воспитание творчества/В.А. Левин. - М.: Знание, 1977.
- 63 с.
28. Логачев, А. Е. Математическая игра как форма внеклассной работы по математике/А. Е. Логачев//Концепт. - 2014. - № 01(январь). - Режим доступа: http: //www.covenok.rukoncept20141403
29. Математическая игра для учащихся 5-6 классов. Умники и умницы/
Е.И. Адамович. - Режим доступа: https: //ped-kopilka.ru/uchitelj am-
predmetnikam/matematika/matematicheskaj a-igra-dlj a-uchaschihsj a-5-6-klasov- umniki-i-umnicy.html
30. Методическая разработка математического турнира для учащихся 5-6 классов. Юные математики/О.А. Понамарева. - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/matematika/meropriyatia/mietodichieskaia-razrabotka- matiematichieskogho-turnira-dlia-uchashchikhsia-5-6-klassov-iunyie-matiematiki
31. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровни).
11 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Ю. М. Колягин, М. В. Ткачёва, Н. Е. Фёдорова и др.; под ред. А. Б. Жижченко. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 336с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ