Введение 4
Глава 1 Становление и развитие Дома ученых ТГУ 8
1.1 Исторические предпосылки формирования и развития Дома
ученых в Тольяттинском государственном университете 8
1.2 Нормативно-правовая база формирования Дома ученых в
Тольятти 15
Глава 2 Особенности реализации научной, образовательной, интеллектуальной миссии Дома ученых в ТГУ 18
2.1 Место и роль Дома ученых в системе образования
Тольяттинского государственного университета 18
2.2 Дом ученых ТГУ как центр общения научной,
интеллектуальной и творческой элиты города (2006-2021 гг.) 21
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 54
Приложение А Интервью с директором Дома ученых Ю.А. Лившицем... 58
Приложение Б Эмблема Дома ученых 60
Приложение В Фотографические материалы 61
17 марта 2006 года в жизни города Тольятти и нашего университета появилась особая организация, именуемая Домом ученых. Дома ученых отнюдь не редкое явление в интеллектуальной жизни крупнейших городов страны, но такой сравнительно небольшой город как Тольятти смог похвастаться им только лишь в недалеком 2006 году.
Стоит отметить, что потребность в духовном обогащении среди просвещенных слоев общества и до появления Дома была огромна, а потому многие талантливейшие люди мечтали о появлении такого места, которое смогло бы стать функциональной площадкой для проведения встреч с целью обмена информации на различные темы.
Такое место благодаря инициативной части профессорского состава Тольяттинского государственного университета было создано на базе университета, что сразу же поставило перед Домом ученых несколько немаловажных задач, а именно реализация миссии университета как центра общения университетского сообщества, создание морального и нравственного климата университетской среды и активное вовлечение преподавателей и студентов в содержательные беседы, ставшие неотъемлемой частью дружеских встреч Дома. Дом ученых успешно справляется с этими задачами вот уже на протяжении 15 лет.
Актуальность данного исследования заключается в следующем: Дом ученых стал неотъемлемой частью университета, поскольку объединил под своим крылом представителей различный направлений научной жизни города, что во многом способствовало повышению его интеллектуального уровня, а потому очень важно осветить общественности пути становления Дома, обозначить его неопровержимый вклад в развитие науки в регионе.
Объектом моего исследования выступает научная и образовательная работа Дома ученых Тольяттинского государственного университета.
Предметом исследования является история становления и деятельность Дома ученых в городе Тольятти.
Хронологические рамки исследования охватывают период с года основания Дома ученых по настоящее время (2006-2021 гг.) Нижняя рамка определяется принятием приказа о создании Дома ученых.
Верхние рамки определяются реорганизацией структуры Дома ученых.
Территориальные рамки исследования велись в рамках города Тольятти.
Историография данной темы представлена исследованиями современных ученых И.В. Руденко и Г. Н.Тараносовой, входящие в сборник «Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания [31]. Статьи содержат информацию о первых Домах ученых в России и их деятельности. А также освещаются путь становления Дома ученых в городе Тольятти. Помимо этого, обозначается роль Дома ученых в образовательном процессе Тольяттинского государственного университета.
Работы ученых Р.Н. Азаровой и Е.И. Леоновой показывают важность проводимой в вузах культурно - массовой деятельности для личностного и профессионального становления студентов.
Цель работы заключается в освещении истории становления Дома ученых и его роли в научной жизни города и университета.
Исследовательские задачи:
- проследить исторические предпосылки формирования Дома ученых на базе Тольяттинского государственного университета,
- изучить нормативно-правовую базу формирования Дома ученых в городе Тольятти,
- обозначить роль Дома ученых в жизни Тольяттинского
государственного университета и города,
- рассмотреть деятельность Дома ученых как центра научной, интеллектуальной и творческой деятельности в городе Тольятти.
Источниковая база моего исследования представлена тремя группами: законодательными актами, источниками личного происхождения и периодической печатью.
Первая группа источников представлена приказом «Об утверждении Положения о доме ученых», содержащий в себе сведения о структуре управления Домом ученых, об его целях, задачах, функциях, а также о правах, обязанностях этого структурного подразделения и его финансовой и материально - технической базе [28].
Помимо этого, мною были использованы Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
В своей работе я использовала такой ценнейший неопубликованный источник личного происхождения, как интервью директора Дома ученых Юрия Анатольевича Лившица [13].
Источники периодической печати представлены статьями о Доме ученых, опубликованные в газете «Тольяттинский университет» [9]. Они представляют собой пласт ценнейшей информации о деятельности Дома ученых на протяжении всего периода его существовании. Статьи освещают информацию о проведенных Домом ученых мероприятий, а также анонсе предстоящих событий.
Особую ценность представляют интервью наиболее активных участников заседаний Дома.
Информация об истории становления первого в России Дома ученых освещена в журнале «Вестник Российской академии наук». В статье авторства таких умнейших и влиятельных людей, как А.Д. Ноздрачев и В.А. Петрицкий, приуроченной к 75-летию создания первого Дома ученых, описываются истоки создания такого образования, как Дом ученых. Подробнейшим образом освещается деятельность первого Дома и его место в жизни его членов [7].
Методология и методы исследования включают основные принципы историзма и объективности, которые определяют изучение исторических событий в их развитии.
В качестве методов исследования использовался историко - сравнительный и системный, дающие возможность проследить особенности и закономерности становления и развития научной, образовательной и интеллектуальной миссии Дома ученых.
Научная новизна заключается в отсутствии ранее структурного исследования в изучении истории Дома ученых, а также наличия ранее неопубликованных сведений, источником которых является историческое интервьюирование президента Дома ученых Г.Н. Тараносовой.
В структурном отношении данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, списка используемой литературы и используемых источников.
Дом ученых Тольяттинского государственного университета представляет собой место, где, для обсуждения различного рода научных проблем и приятного времяпрепровождения в кругу единомышленников, встречаются представители интеллектуальной элиты города.
Город Тольятти, как только здесь появились высшие учебные заведения, мечтал о таком образовании, как Дом ученых.
В 2006 году Дом ученых начал функционировать на базе Тольяттинского государственного университета, что, несомненно, стало поворотной точкой в развитии образования в регионе.
Целью всей деятельности Дома ученых стала реализация миссии университета как градообразующего, как центра общения университетского сообщества, интеллектуальной и творческой интеллигенции города.
В непосредственные задачи Дома ученых входит: формирование нравственного и морального климата университета; объединение представителей университетского сообщества для обсуждения наиболее актуальных научно-значимых проблем; осуществление научно-просветительской деятельности в рамках университета и города. С этими задачами Дом ученых успешно справляется вот уже 15 лет.
Появление Дома ученых повлияло на качество университетского образования, поскольку студенты получили уникальную возможность общения с людьми, достигшими определенных высот в научной сфере. Общение с такими людьми неоспоримо ценно.
Оно влияет на молодое поколение самым благотворным образом, поскольку не только способствует получению новых знаний, но и мотивирует их на дальнейшую реализацию себя в качестве ученых.
Деятельность Дома ученых позволяет решить важнейшую воспитательную задачу российского образования, а именно формирование национального воспитательного идеала.
Деятельность Дома ученых настолько разнообразна, что каждый найдет для себя наиболее интересующую его тему. Примечательно, что немало внимания уделяется творчеству, которое неразрывно связано с заседаниями Дома ученых.
Дому ученых Тольяттинского государственного университета удается объединять людей, относящихся к самым разнообразным видам деятельности. Определяющим фактором является вовсе не занимаемая ими должность, а их желание быть вовлеченными в содержательное интеллектуальное общение, возможность высказать свое мнение по ряду вопросов и продемонстрировать свои навыки и умения.
Являясь структурным подразделением университета, он предоставляет площадку для общения высокоинтеллектуальных людей для достижения определенного дальнейшего развития, получения глубокого духовно- нравственного интереса с целью наращивания потенциала нравственного, духовного, гуманитарного, инженерного.
Таким образом, деятельность Дома ученых вписалась эффективным компонентом в контекст обеспечения качества подготовки университетских специалистов, в создание социокультурной, гуманитарной коммуникативной среды, неформального интеллектуального корпоративного общения.
1. Абиева А. Побывать за вечер в разных уголках земли? Легко! // Тольяттинский университет. 2014. № 40. С. 8.
2. Азарова Р.Н. Социально-педагогическая организация досуговой деятельности учащейся молодежи: дисс. ... д-ра пед. наук. Москва, 2005. 373 с.
3. Александров Ю. Среди дворянских гнезд. «Наше Наследие» (2002). URL : https://rusneb.ru / (дата обращения : 19.06.2019).
4. Алешина И. Точка притяжения - ТГУ // Тольяттинский университет. 2016. № 1. С. 8.
5. Барацков А. Музыкальные лабиринты рыцаря Юрия Шишкина // Тольяттинский университет. 2007. № 50. С. 8.
6. Богданова А. Большие надежды на обновление // Тольяттинский университет. 2016. № 28. С. 8.
7. Вестник Российской академии наук: ежемесячный журнал / под ред. А.Р. Хохлова. 1995. №10. С. 922-930.
8. Власов А. Поделись улыбкою своей // Тольяттинский
университет. 2013. № 12. С. 8.
9. Волынин С. Времен ненарушаемая связь // Тольяттинский университет. 2007. № 44. С. 8.
10. Демянчук Е. Волга для России - гораздо больше чем, река // Тольяттинский университет. 2009. № 45. С. 8.
11. Енишерлов В. Дом ученых Москвы. К 80-летию основания // Наше наследие: журнал. 2002. № 63 С. 64.
12. Иванова Л.В., Никулина Е.Г., Покровская З.К. и др. Неоклассические усадьбы Москвы. «Общество изучения русской усадьбы» (1997). URL: https://archi.ru/ (дата обращения: 19.06.2019).
13. Интервью с директором Дома ученых ТГУ Юрием Анатольевичем Лившицем, Тольятти. Апрель 2022.
14. Исмаилова К. Мистический Ренессанс // Тольяттинский университет. 2015. № 34. С. 8.
15. Историческая справка. Центральный дом ученых (2017). URL: http://cduran.ru/ (дата обращения: 19.06.2019).
16. Караваева Л. Без корней не может быть культуры // Тольяттинский университет. 2010. № 22. С. 8.
17. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Консорциум кодекс, электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https: // docs.cntd.ru / (дата обращения: 19.06.2021).
18. Кудряшова Д. Улыбка - приглашение к общению // Тольяттинский университет. 2012. № 18. С. 8.
19. Леонова Е.И. Формирование социальной активности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности: дисс. ... кан. пед. наук. Казань, 2011. 186 с.
20. Макеева А. В Дом ученых попросились старые хозяева: Академия наук готовится вернуть себе особняк на Пересчинке. Коммерсантъ (17 августа 2016). URL: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 19.06.2021).
21. Макеева А. Наука превращается в практику и, в общем, в экономику. Коммерсантъ (25 октября 2016). URL: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 19.06.2021).
22. Макитрина Т. Высота общения у Царева кургана // Тольяттинский университет. 2011. № 31. С. 8.
23. Мельник С. О самом дорогом ... // Тольяттинский университет. 2010. №24. С. 8.
24. Меликов В. Путин поручил вернуть РАН Центральный дом ученых. Федеральное агентство новостей (17 августа 2016). URL: https://profile.ru/ (дата обращения: 19.06.2019).
25. Павловская Ю. Звездный час Юрия Казакова // Тольяттинский университет. 2012. № 39. С. 8.
26. Понякшова Е. Заседание с улыбкой // Тольяттинский университет 2018. № 13. С. 8.
27. Постановление Правительство РФ от 15.06.2018 N 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации» в редакции от 20.11.2021 года. // Консорциум кодекс, электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https : // docs.cntd.ru / (дата обращения: 19 июня 2021).
28. Постановление Тольяттинского государственного университета от 25.05.2015 N 1778 «Об утверждении Положения о доме ученых». URL: https://www.tltsu.ru/ (дата обращения: 19 июня 2019).
29. Резникова А. Будущего зов // Тольяттинский университет. 2010. № 17. С.8.
30. Родина Т.М, Андреева М.Ф. Большая советская энциклопедия (1969-1978). URL: http://virezkipress.ru/ (дата обращения: 19.06.2019).
31. Руденко И.В. Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания. Самара: Офорт, 2016. 198 с.
32. Стуканова Д. Один день в Винновке, или Путешествие во времени // Тольяттинский университет. 2012. № 34. С. 8.
33. Стуканова Д. Притяжение поэзии и... солнца // Тольяттинский университет. 2013. № 21. С. 8.
34. Стуканова Д. Наш Дом будет раем. // Тольяттинский университет. 2013. № 33. С. 8.
35. Стуканов А. Смех - это солнце. // Тольяттинский университет. 2014. № 14. С. 8.
36. Стуканова Д. Михаил Лермонтов: Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней. //Тольяттинский университет. 2014. №25. С. 8.
37. Стуканова Д. Прикосновение к душе Человека // Тольяттинский университет. 2014. № 36. С. 8.
38. Стуканова Д. В память о возвышенной любви поэта // Тольяттинский университет. 2014. № 43. С. 8.
39. Стуканова Д. Праздник лета и поэзии // Тольяттинский
университет. 2015. № 22. С. 8.
40. Стуканова Д. История учит тех, кто хочет учиться... //
Тольяттинский университет. 2016. № 16. С. 8.
41. Стуканова Д. Путешествие к истокам русского сентиментализма // Тольяттинский университет. 2016. № 21. С. 8.
42. Стуканова Д. Столбов - это сто лбов // Тольяттинский университет. 2017. № 6. С. 8.
43. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации в редакции от 30.12.2021 года. // Консорциум кодекс, электронный фонд правовых и нормативно - технических документов. URL: https: // docs.cntd.ru / (дата обращения: 19 июня 2019).
44. Шкаровский В.С. Мой родной Дом ученых или через призму веков и лет. - М.: Менеджер, 2004. - 96 с.
45. Шуберт Н. Сто юбилейных лет в сумме // Тольяттинский университет. 2021. № 19. С. 8.
46. Южная М. Уйти или остаться? // Тольяттинский университет. 2021. № 35. С. 8.