Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити»

Работа №108454

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити» 10
1.1 Особенности развития описательной речи у детей с общим недоразвитием речи 10
1.2 Характеристика игры «Активити» как средства развития описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию описательной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити» 27
2.1 Выявление уровня развития описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.2 Содержание и организация работы по развитию описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити» 37
2.3 Определение динамики развития описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 41
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 53
Приложение Б Протоколы результатов проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента 54
Приложение В Пример игрового поля к игре «Активити» 57
Приложение Г Сценарные планы проведения игры «Активити»» 58
Приложение Д Наглядные алгоритмы составления рассказа-описания 65
Приложение Е Пример карточек к игре «Активити» по теме «Мой родной город» 68
Приложение Ж Протоколы результатов проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента 69
Приложение И Этапы и ход экспериментальной работы 72

Использование описательной речи в общении является важной составляющей в развитии ребенка с нарушением речи. Описательная речь является компонентом связной речи, без неё практически невозможно формирование монологической речи. «Исключительная значимость для детского развития своевременного формирования описательной речи, взаимосвязь ее компонентов со становлением других психических процессов и с развитием учебных умений неоднократно выступали предметом обсуждения в научно-теоретических и прикладных исследованиях» [2, 3, 5, 9, 18] (А.М. Бородич, Т.И. Гризик В.В. Гербова, А.А. Зрожевская, О.А. Нечаева, Ф.А. Сохин).
Общее недоразвитие речи накладывает отпечаток на развитие детей, оно осложняет овладение всеми компонентами речи. «Установлено, что несмотря на большой прогресс в развитии описательной речи и связной речи в целом, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, у детей с общим недоразвитием речи III уровня она развита на низком уровне» [12].
Недостаточно сформированные навыки описательной речи обуславливают проблемы детей с общим недоразвитием речи III уровня в будущем. В младшем школьном возрасте у детей с общим недоразвитием речи III уровня возникают трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и литературе; при формировании навыков письма и при обучении чтению [13].
Детям с общим недоразвитием присущи медленная прогностическая деятельность, низкий уровень продуктивной организации мыслительной деятельности (Т.А. Фотекова), недоразвитие речемыслительных операций анализа и синтеза (Н.Ц. Василева); недостаточность сформированности механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот (И.Т. Власенко), выраженная ситуативность, фрагментарность высказывания (В.П. Глухов).
Вопросы, которые касаются особенностей связной речи, обычно освещаются при описании нарушений речи у детей, которые находятся на третьем уровне речевого недоразвития, поскольку дети с первым и вторым уровнем практически не обладают навыками связных монологических высказываний, что определило выбор III уровня общего недоразвития речи в нашем исследовании.
Итак, развитие описательной речи - одна из актуальных и сложных проблем детей с общим недоразвитием речи III уровня, без решения которой у ребенка в будущем будут возникать трудности во всех сферах жизнедеятельности. На этой проблеме акцентировали свое внимание специалисты-дефектологи, используя в работе разные средства развития описательной речи.
Одним из эффективных средств может стать игра «Активити». Изучением аспектов использования игры «Активити» в образовательном процессе с дошкольниками рассматривали Е.Б. Бычкова, А.Ю. Козлова. Игра «Активити» используется в работе с дошкольниками с целью развития и накопления активного и пассивного словаря, однако, недостаточно исследованы возможности данной игры для развития описательной речи детей с общим недоразвитием речи.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили выявить противоречие исследования: между необходимостью развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня описательной речи и недостаточным использованием в данном направлении логопедической работы интерактивных игровых средств, в частности, игры «Активити».
Для разрешения данного противоречия мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности игры «Активити» как средства развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня описательной речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити».
Объект исследования - процесс развития описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - игра «Активити» как средство развития описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования. Развитие описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити» возможно при:
• интеграции игровой и коммуникативной деятельностей детей;
• разработке игровых задания с игрой «Активити», направленных на развитие показателей описательной речи;
• включении игровых заданий с игрой «Активити» в групповые логопедические занятия и совместную деятельность педагога с детьми в режимных процессах.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития описательной речи у детей с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игры «Активити».
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• исследования Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии в области развития монологической речи дошкольников;
• исследования о ведущей деятельности дошкольника (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
• исследования становления речемыслительной деятельности в условиях нарушенного речевого развития (В.К. Воробьева, Л.А. Зайцева, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович);
• теоретические положения о возможностях использования игры «Активити»в работе по развитию речи дошкольников (Е.Б. Бычков, А.Ю. Козлова, О.А. Пасько).
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы,
• количественный и качественный анализы результатов, полученных в процессе исследования.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 171 «Крепыш» АНО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи Шуровня.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования игры «Активити» в развитии описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; адаптированы правила игры «Активити» для ее использования в логопедической работе с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования:
• дано теоретическое обоснование игры «Активити» как средства развития описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• уточнены показатели развития описательной речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленные игровые задания и адаптированные материалы игры «Активити» могут быть использованы в логопедической работе с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня для развития описательной речи.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников (20 наименований), 8 приложений. В тексте представлено 2 рисунка, 16 таблиц. Текст бакалаврской работы изложен на 52 страницах. Общий объем работы с приложениями - 75 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей 6-7 лет с ОНР III уровня описательной речи является актуальной. Исследования А.А. Зрожевская, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик показывают, что без развития описательной речи у дети с ОНР III уровня не происходит овладение монологической речью и страдает связная речь в целом.
Проблемой развития у детей описательной речи занимались О.А. Нечаева, Р.Е. Левина, Ф.А. Сохин. Исследования показали, что развитие описательной речи зависит от того, как дети умеют осуществлять анализ объекта, употреблять синонимы, составлять структуру рассказа.
Изучением игры «Активити» занимались А.Ю. Козлова, Е.Б. Бычкова, О.А. Пасько, Г.Б. Романенко. Они рассматривали возможность использования игры для развития речи детей дошкольного возраста.
Выявление уровней развития описательной речи детей 6-7 лет с ОНР III уровня на этапе констатирующего эксперимента показало, что 90% детей имеют средний уровень описательной речи. Это связано с тем, что у детей не до конца развиты умения осуществлять анализ объекта; давать родовые понятия; употреблять синонимы; составлять структуру рассказа; составлять целостный рассказ; составлять содержательный рассказа.
В исследовании доказана гипотеза о возможности развития описательной речи детей 6-7 лет с ОНР III уровня посредством игры «Активити» при интеграции игровой и коммуникативной деятельностей детей; разработке игровых задания с игрой «Активити», направленных на развитие показателей описательной речи; включении игровых заданий с игрой «Активити» в групповые логопедические занятия и совместную деятельность педагога с детьми в режимных процессах.
После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем (30%, 3 ребенка) по всем показателям развития описательной речи. У 70% (7) детей был выявлен средний уровень развития описательной речи. Выявленная динамика свидетельствует о возможностях игры «Активити» как средства развития описательной речи детей 6-7 лет c ОНР III уровня. Делаем вывод, что гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
Перспективами дальнейшего исследования может стать разработка и апробация содержания работы по использованию игры «Активити» для развития у детей с ОНР других форм монологической речи.


1. Абдурашидова Т. Дидактическая игра «Расскажи о животном» [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja- igra-raskazhi-o-zhivotnom.html (дата обращения: 20.01.2022).
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2007. 255с.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2010. 180 с.
4. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов М. : ACT : Астрель, 2005. 351 с.
5. Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет : методическое пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 2016. 190 с.
6. Дыбина О. В., Козлова А. Ю., Бычкова Е. Б., Пасько О. А., Романенко Г. Б., Сычева Т. А., Творьянович Г. И. Культурная практика «Игра-Активити» : учебно-методическое пособие. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. 60 с.
7. Запорожец А. В. Психология действия. М. : МОДЭК, 2000.
8. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : Альянс, 2013. 366 с.
9. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1986. 260 с.
10. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. М. : Просвещение, 1987. 139 с.
11. Программа кружковой работы по познавательному развитию «ПОЧЕМУЧКА» [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy- sad/okruzhayushchiy-mir/2016/02/09/programma-kruzhkovoy-raboty-po- poznavatelnomu-razvitiyu (дата обращения: 23.01.2022).
12. Прокопенко С. Г. Общее недоразвитие речи [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/06/18/obshchee-nedorazvitie-rechi (дата обращения: 3.03.2022).
13. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». М. : Просвещение, 1979. 431 с.
14. Романенко Г. Б., Кучерова Г. В., Былинкина Н. С. Культурная практика «Игра - «Активити»» как средство речевого развития дошкольников с нарушениями речи // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. 2018. № 62. [Электронный ресурс]. URL: https://kids- covenok.ru/180251.htm (дата обращения: 06.12.2021).
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2012.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ