Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания младших школьников на национальных традициях во внеурочной деятельности 7
1.1 Теория воспитания младших школьников на национальных
традициях в педагогике 7
1.2 Внеурочная деятельность как средство воспитания детей
младшего школьного возраста на национальных традициях 10
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по воспитанию детей младшего школьного возраста на национальных традициях во внеурочной деятельности 18
2.1 Выявление уровня воспитания младших школьников на
национальных традициях 18
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной
деятельности для воспитания школьников на национальных традициях 25
2.3 Анализ и обобщение результатов 30
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение А Диагностические методики 45
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 54
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 59
Актуальность темы исследования. В нашей повседневности необходимо воспитать детей с правильными жизненными ориентирами. Важно развивать у детей духовно-нравственные ценности, патриотизм и понимание себя как части общества Российской Федерации. Если мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения педагогики, то очень четко в Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается то, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Внеурочная деятельность стремится к тому, чтобы ученик не чувствовал принуждения к работе, так же важно разнообразие материала и методов работы, чтобы занятия проводились легко и с интересом у учеников. Деятельность такого рода должна вызывать у детей положительные эмоции, а если ребенок получает удовольствие от проведенной работы, то эта работа остается в его памяти и сознании.
Человек развивается комплексно. Чтобы воспитать полноценную личность важно уделять внимание всем ее граням. В этой работе я уделила внимание воспитанию личности, а именно воспитанию личности на национальных традициях.
В современном обществе становится все сложнее воспитать в ребенке нравственность. Под воздействием средств массовой информации, интернета национальная культура вытесняется, она заменяется культурой других стран. Нормы и правила поведения в обществе нашей страны зачастую не воспринимаются. Дети принимают поведение людей других стран за образец, что мешаем им адекватно воспринимать наше общество и жить в рамках поведения нашей страны. Родителям все сложнее контролировать поведение своих детей, это приводит к тому, что появляется все больше детей с девиантным поведением. В школьных коллективах все чаще возникают конфликтные ситуации, дети не умеют общаться, слышать друг друга и не умеют находить компромиссы. Эти проблемы учителя решают во внеурочной деятельности.
В соответствии с ФГОС НОО во время посещения образовательной организации ребенок должен не только получать знания, но и развиваться как личность. Основываясь на вышесказанном, я могу сделать вывод о том, что для воспитания личности необходимо развитие представлений о национальных традициях. Воспитание на национальных традициях формируется во внеурочной деятельности.
Несмотря на это, возникают некоторые противоречия между:
- требованиями ФГОС НОО и недостаточным вниманием со стороны педагогов к проблеме воспитания младших школьников;
- накопленным теоретическим материалом и недостаточным методическим оснащением для работы учителя начальных классов.
Дети не желают посещать внеурочные мероприятия, так как основная общеобразовательная программа дает им повышенную нагрузку. Учителя пренебрегают внеурочными занятиями в пользу работы по учебной программе.
Из вышесказанного вытекает проблема: как полноценно воспитать детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?
Цель: определить влияние национальных традиций на воспитание детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: воспитание младших школьников на национальных традициях во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: воспитание младших школьников на национальных традициях во внеурочной деятельности будет осуществляться более эффективно, если:
- все занятия должны проводиться без принуждений;
- предоставлять возможность детям проявлять инициативу;
- строить с детьми доверительные отношения, которые должны сохраняться на всем этапе обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме ВКР
2. Определить уровень воспитания детей младшего школьного возраста на национальных традициях.
3. Разработать и внедрить комплекс занятий во внеурочной деятельности для воспитания школьников на национальных традициях во внеурочной деятельности.
4. Оценить воспитание на национальных традициях младших школьников. Методы исследования:
- анализ;
- беседа;
- анкетирование;
- наблюдение.
Новизна исследования: разработан и внедрен комплекс занятий во внеурочной деятельности основанный на национальных традициях.
Практическая значимость: Данная работа может быть использована во внеурочной деятельности для воспитания детей младшего школьного возраста на национальных традициях.
База исследования: МАОУ-СОШ № 2 г. Тавда Свердловской области, в диагностике принимали участие учащиеся 4 «В» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Актуальность проблемы рассматривается многими исследователями данной темы. В настоящее время все больше детей остро нуждаются в работе над воспитанием, они не знают традиций и не чтут их. Не уважают родителей и учителей и не ведают о моральных принципах. Все чаще границы ценностных ориентиров размываются, и дети не определяют уровень положительного и отрицательного. Доступные интернет источники с неконтролируемым контентом чаще всего не имеют проверки на уровень цензуры и ведут к неправильному формированию нравственных ценностей. Так же влияют на неокрепшую детскую психику, что может негативно сказаться на дальнейшем развитии. Исследования, инновации и научные работы не прекратятся в этой области никогда. Целью большинства ученых ставят перед собой создание наилучших условий для воспитания ребенка с нравственными устоями и жизненными ориентирами.
На базе учреждения МАОУ - СОШ № 2 города Тавда Свердловской области я провела исследование в ходе, которого был проведен ряд диагностик. Диагностическое исследование проводилось мной в 2 этапа. Первый этап дает понимание текущего уровня воспитанности детей, второй этап помогает понять о успешности влиянии целенаправленной работы по совершенствованию знаний, воспитания на национальных традициях. Целью диагностик было выявить отношение младших школьников к национальным традициям, оценить знания о традициях своего народа и понять насколько традиции повлияли на уровень воспитанности детей.
Использованные диагностические методики представлены в приложении А.
нами было проведено диагностическое исследование с целью выявления уровня воспитания младших школьников.
Первым этапом было проведение контрольного этапа исследования, в ходе которого средний показатель по проведенным методикам дает нам положительные результаты. Так, например, высокий уровень экспериментальной группе значительно вырос на контрольном этапе эксперимента с 27,50 % до 43,75 %, в контрольной группе высокий уровень вырос с 27,50 % до 31,25 %. Динамика экспериментальной группы положительная. Низкий уровень в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования упал с 22,50 % до 7,50 %, а в контрольной группе 23,75 % до 17,50 %.
Примененный на практике и указанный в данной работе комплекс мероприятий является успешной работой по воспитанию детей младшего школьного возраста. Он всесторонне развивает личность, развивает познавательную сферу, прививает любовь к традициям и нацелен на положительный результат. Констатирующая и контрольная диагностики были проведены в группах по всем необходимым правилам и технологиям проведения. Результаты интерпретировались согласно методике исследования. Исследование, проведенное в этой работе, а именно контрольная диагностика, дает право говорить о том, что комплекс всецело успешен.
Благодаря комплексу ученики стали воспитанные, проявляют уважение к окружающим людям, стараются чтить национальные традиции и проявляют познавательный интерес в этой области.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
На этом работа с учениками не заканчивается, комплекс планируется дополнить мероприятиями на следующую ступень обучения. Учащиеся и педагоги образовательной организации поощрили эту инициативу и подтвердили свое участие в данной работе.
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей школьного возраста. Как помочь ребенку? М.: Речь, Сфера, 2012. 288 с.
2. Архарова К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: Баш ГПУ, 2000. 328 с.
3. Батурина Г.И. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. // Педагогика. 2000. № 3. С. 120.
4. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. / Просвещение, 2012. 128 с.
5. Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников. М.: Наука, 1998. 278 с.
6. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Прогресс, 1998. 89.
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 176 с.
8. Демакова И.Д. Должность или призвание: беседы с
организатором внеурочной воспитательной работы. Книга для учителя / М.: Просвещение, 2011. 159 с. 64
9. Иванов A.B. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности учащихся в условиях школьной среды.//Научные труды государственного НИИ семьи и воспитания М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2014. Т.1. С.83-87.
10. Ивочкина Т.Н. Григус Т.И. Спирина Л.А. и др. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе. /Новокузнецк. Изд- во МОУ ДПО ИПК, 2014. 51 с.
11. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Учебное пособие /М.: Логос, 2009. 96 с.
12. Караковский В.А. История воспитательной системы обычной школы. //Школа воспитания: 825-й маршрут /М.: Педагогическое общество России, 2014. С. 7-30.
13. Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учебн. заведений. М.: Академия, 2001. 237 с.
14. Кирьякова A.B. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: учебное пособие / Компания Спутник +, 2014. 103 с.
15. Козлова A.A. О развивающих играх для младших школьников. //Тропинками педагогического поиска (в помощь организаторам внеурочной деятельности младших школьников) / М.: Б.и., 2013. -Вып.1. 67 с.
16. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире. // Школьное воспитание. 2001. № 9. С. 98-101.
17. Крушельницкая О.И. Все вместе: программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. Учеб.-метод. пособие: ТЦ Сфера, 2014. 80 с.
18. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.: Когито -Центр, 1999. 343 с.
19. Латышина Д.И. Традиции, воспитания детей у русского народа. М.: Школьная пресса, 2004. 128 с.
20. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников /М.: Просвещение, 2013. 223 с.
21. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М.: Учпедгиз. 1955. 320 с.
22. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Педагогическое общество России, 2012. 480 с.
23. Мельникова Н. Школьный возраст: о первоначальном
формировании моральных представлений и норм. // Школьное воспитание. 2006. №10. С. 82-93.
24. Найденова Е.А. Детский коллектив и толерантность. М.: РУДН, 2003. 406 с.
25. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2008. 225 с.
26. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь: Просвещение, 1996. 143 с.
27. Палаткина Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. // Начальная школа. 2003. №11. С. 65-72.
28. Педагогический энциклопедический словарь. /Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2012. 528 с.
29. Подласый И.П. Педагогика: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996. 432 с.
30. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. / М.: Новая школа, 2013. 304 с.
31. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. 160 с.
32. Степанова С.В. Начальная школа. Москва.2013. № 2 .с. -7-8
33. Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы. // Воспитание школьников. 2001. №1. С. 84 -101.
34. Щуркова Н.Е. За гранью урока. Центр гуманитарной литературы, 2014. 192 с.
35. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии
нравственного воспитания. / Киров. Изд-во ВГПУ, 2008.
Приложение