Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей 5-6 лет посредством скрапбукинга 9
1.1 Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности развития воображения у детей 5-6 лет в процессе скрапбукинга 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством скрапбукинга 19
2.1. Выявление уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет 19
2.2. Организация и осуществление развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством скрапбукинга 30
2.3 Анализ работы по развитию у детей 5-6 лет творческого воображения 34
Заключение 42
Список используемой литературы 43
Приложение 47
Воображение в сочетании с другими психическими процессами, такими как мышление, внимание, память и речь, является одним из самых главных компонентов любого вида деятельности детей дошкольного возраста и играет важную роль в дальнейшем полноценном развитии ребенка. При этом воображение проявляет себя не только лишь в игре или ручном труде, но и прежде всего в ходе творческой деятельности, позволяя детям создавать новые, уникальные образы, которые в итоге преобразуются в готовые продукты, имеющие свою особую ценность и неповторимость. Проблема развития и становления воображения у детей дошкольного возраста рассматривались такими известными учеными и исследователями, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, Г.А. Урунтаева и др. При этом В.С. Мухина, И.А. Сакулина и Т.С. Комарова освещали в своих работах ключевую роль творческого воображения и его непосредственную необходимость в процессе изобразительной деятельности.
В настоящее время постоянные, стремительные изменения в современном обществе требуют новые, оригинальные подходы в преобразовании окружающей действительности, а для этого необходимы творческие личности с нестандартными взглядами на мир, умеющими проявить себя в качестве хорошо подготовленных людей, способных раскрыть весь потенциал своего воображения. Поэтому в дошкольном образовании проводятся серьезные изменения, касающиеся усовершенствования основных способов и методов развития творческого начала подрастающих детей и раскрытия их талантов в данной области . Одним из таких способов является включение в изобразительную деятельность ребенка, его ознакомление с новейшими или же уже известными, но усовершенствованными техниками и стилями творческой деятельности для преобразования своих мыслей и идей в материальные воплощения, в то, с чем можно было бы поделиться с другими людьми или же со всем миром в целом.
Одной из таких техник, которая сейчас активно внедряется во время проведения изобразительной деятельности в детских образовательных учреждениях, является скрапбукинг. Изначально смысл скрапбукинга заключался в индивидуальном или групповом изготовлении личных или семейных фотоальбомов, но сейчас помимо этого дети могут создавать объемные открытки, рамки для фотографий, шкатулки, блокноты, календари и многое другое. При этом данная техника объединяет в себе такие разновидности бумагопластики, как квиллинг, торцевание, изготовление оригами и т.д.
Во время создания работ в стиле скрапбукинг, ребенок может объединять и комбинировать во время данного процесса те нетрадиционные техники художественного творчества, которые были изучены им ранее. Дети активно включаются в продуктивную деятельность, усваивая для себя что-то новое и закрепляя те знания, с которыми были ознакомлены ранее. Например, можно предоставить дополнительную информацию о разновидностях бумаги и материалах, которые используются для создания необычных композиций. Скрапбукинг позволяет вырабатывать способность к экспериментированию и изобретательству, проявлению инициативы в создании нового, нахождению новых способов выражения своих эмоции и проявления фантазии.
Можно сказать, что скрапбукинг - это универсальный способ проявления своего творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Ребенок при этом раскрывает в себе конструктивные, творческие и оформительские способности, исследуя и самостоятельно продумывая варианты создания красочных композиций из доступного материала. Скрапбукинг - это не только увлекательное времяпрепровождение, но и весьма полезное занятие, способствующее развитию у детей таких необходимых качеств личности, как усидчивость, аккуратность, усердность и т.д.
Таким образом, было выявлено противоречие между возможностью развития у детей 5-6 лет творческого воображения в процессе скрапбукинга и недостаточной научно-методической разработанностью данного процесса. Это и обусловило выбор темы исследования.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каково влияние скрапбукинга на развитие творческого воображения у детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством скрапбукинга.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: скрапбукинг как средство развития у детей 5-6 лет творческого воображения.
Гипотеза исследования: эффективное развитие у детей 5-6 лет творческого воображения в процессе скрапбукинга возможно, если:
• выявлен уровень развития творческого воображения у детей 5-6;
• педагогическое взаимодействие направлено на поддержку и развитие творческого воображения у детей 5-6 лет посредством скрапбукинга.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические основы развития творческого воображения у детей 5-6 лет;
2) выявить начальный уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет;
3) определить этапы и содержание работы с детьми по развитию творческого воображения в процессе скрапбукинга ;
4) выявить динамику в уровне развития творческого воображения у детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование, беседа, наблюдение, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования), интерпретация, обобщение опыта и массовой практики.
Теоретическая основа исследования. Наш подход к исследуемой проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, в которых было показано, что освоение детьми разнообразных средств изобразительной деятельности приводит к развитию творческого воображения. В данном исследовании таким средством является скрапбукинг.
Теоретическая значимость исследования:
• обоснована возможность развития творческого воображения у детей 5-6 лет посредством скрапбукинга;
• разработана методика развития творческого воображения у детей 5-6 лет посредством скрапбукинга.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и разработанная методика могут быть использованы воспитателями ДОО и специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, для организации и осуществления процесса развития у детей 5-6 лет творческого воображения.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО Планета детства «Лада» ДС № 206 «Сударушка» г.о. Тольятти Самарской области. В исследовании участвовало 20 детей старшей группы. Возраст испытуемых 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа иллюстрируется таблицами и рисунками.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития творческого воображения у детей 5-6 лет в настоящее время является весьма актуальной. В настоящее время в процессе стремительных изменений в обществе ребенку необходимо развивать свои творческие способности и познавательный интерес, чтобы в будущем иметь возможность проявить себя с оригинальной стороны в той или иной профессиональной деятельности. Именно поэтому дошкольным учреждением необходимо уже с малых лет развивать и поощрять у ребенка интерес и любовь к творчеству.
Выявление уровня развития творческого воображения у детей 5-6 показало, что в группе преобладает средний уровень (50% детей). Дети не проявляли видимой оригинальности во время изобразительной деятельности, используя простые варианты во время решения творческих задач.
Согласно результатам, развитие творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе скрапбукинга возможно при проведении комплекса занятий, состоящих из двух этапов: мотивационного и деятельностного. На каждом из этапов были разработаны мероприятия, в которые входили беседа, рассматривание готовых образцов изделий, созданных в технике скрапбукинг и НОД. После каждого этапа детям все больше проявляли интерес к данной технике и с удовольствием создавали поделки на ее основе.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить положительную динамику в развитии творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе скрапбукинга. После проведения формирующего эксперимента увеличилось количество детей с высоким уровнем, и теперь они составляют составляли 50% от всей группы. При этом число детей с низким уровнем развития творческого воображения уменьшилось до 10%.
1. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 11. - C. 32-38.
2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Педагогика, 1972. - 287 с.
3. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов [Текст] / Под ред. проф. А.В. Петровского. - М. : «Просвещение», 1973. - 288 с.
4. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие [Текст] / В.И. Волынкин. - М. : Феникс, 2007. - 448 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
7. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1956. - 540 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 287 с.
9. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. : в 6-ти т. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с. - 2 т.
10. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М. : Академический Проект, 2003. - 256 с.
11. Гурович, Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.М. Гурович. - Л., 1979. - 29 с.
12. Демьяненко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Демьянченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 5. - С. 12-14.
13. Дъяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дъяченко. - М. : РАО, 1996. - 197 с.
14. Дьяченко, О.М. Роль слова в развитии воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. - Интор. - 1996. - С. 78-95.
15. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. Учреждений [Текст] / О.М.Дьяченко. - М. : Знание, 1986. - 96 с.
...