Введение 3
1 Общая характеристика налога на добавленную стоимость 9
1.1 Правовая природа налога на добавленную стоимость 9
1.2 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость 17
2 Сущность и содержание администрирования в системе налогообложения 25
2.1 Организация налогового администрирования и основные направления
фискальной политики 25
2.2 Состояние налогового администрирования, его эффективность и
существующие проблемы 37
2.3 Особенности обмена данными между налоговыми органами и
налогоплательщиками с использованием системы АСК НДС-2 43
3 Проблемы правового администрирования налога на добавленную
стоимость 51
3.1 Специфика правового администрирования налога на добавленную
стоимость 51
3.2 Проблемы правового администрирования налога на добавленную
стоимость и пути их решения 55
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 65
Современная налоговая система России начала формироваться после распада Советского Союза в 1991 году параллельно со становлением рыночной экономики. С тех пор она потерпела множество изменений. Они касались не только налогового законодательства, но и деятельности налоговых органов и налогоплательщиков.
Тема налогового администрирования актуальна в настоящее время, поскольку налоговое администрирование оказывает огромное влияние на экономику страны, ежегодно в законодательство о налогах и сборах вносятся коррективы, которые направлены на качественное улучшение налоговой системы. Это подтверждается концепцией развития до 2020 года, в которой одним из ключевых направлений являлось повышение стимулирующего воздействия налоговой системы на развитие экономики при одновременной реализации фискальной функции [16]. В продолжение данной политики Минэкономразвития России разработало Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [36].
Также стоит отметить, что актуальность исследования налогового администрирования объясняется объективным процессом социально - экономического изменения российского общества, которое сопровождается постоянной модернизацией государственных институтов. Функционирование народного хозяйства в целом зависит от действенности налоговой системы, одного из важнейших регулятивных институтов государства.
Результатом постоянной ведущейся в РФ деятельности по совершенствованию налогового законодательства становятся регулярно вносимые в Налоговый Кодекс РФ изменения, большую роль в реализации которых играет налоговое администрирование.
Хотя налог на добавленную стоимость (далее - НДС) занимает ведущее место в налоговой системе Российской Федерации, но в законодательстве существуют значительные проблемы, требующие своего разрешения. Примером может служить такая проблема, как потеря бюджетных средств из-за больших объемов возмещения НДС. Сотрудниками Минфин России и ФНС России выдвигались различные пути решения данной проблемы, но в настоящий момент не найдено оптимального варианта решения проблемы. Существует и проблема отсутствия в современном налоговом законодательстве легального определения НДС. На сегодняшний день НДС признается одним из самых проблематичных по собираемости и регулированию налогом, некоторые вопросы его регулирования и исчисления остались непроработанными.
Разработка теоретических проблем НДС содержится в трудах таких авторов как В.Г. Байбородина, А.В. Брызгалин, Н.А. Дорофеева, и других. Выводы, сделанные исследователями названной проблематики, составили теоретическую основу настоящей работы.
Объектом исследования является правовое администрирование налога на добавленную стоимость.
Предмет: нормативно-правовые акты, регулирующие практику применения правового администрирования налога на добавленную стоимость.
Цель: выявить факторы, вызывающие трудности правового администрирования налога на добавленную стоимость.
Задачи исследования:
- выявить правовую природу налога на добавленную стоимость;
- охарактеризовать порядок исчисления налога на добавленную стоимость;
- проанализировать организацию налогового администрирования и основные направления фискальной политики;
- проанализировать состояние налогового администрирования, его эффективность и существующие проблемы;
- провести исследование факторов, вызывающих сложности в применении налогового законодательства в отношении контрольно- кассовой техники;
- выявить специфику правового администрирования налога на
добавленную стоимость;
- выявить проблемы правового администрирования налога на
добавленную стоимость и предложить пути их решения.
На современном этапе налоговой реформы в налоговом администрировании был выделен ряд недостатков: недостаточный уровень проработанности законов; наличие недоработок и пробелов в принципах управления налоговой системой. Вопросы налогового администрирования приобрели особую значимость в настоящее время за счет того, что основная направленность сейчас заключается в сокращении числа налогов, снижении налоговой нагрузки и совершенствовании механизма налогообложения [4, с. 56].
При написании магистерской диссертации использовались положения трудов современных ученых и практиков по вопросам налогового администрирования НДС, статьи экономических журналов, в том числе зарубежных авторов, комментарии руководителя ФНС М.В. Мишустина по проблемам администрирования налога на добавленную стоимость, поступления данного налога в бюджет и динамике проводимых камеральных проверок по налогу на добавленную стоимость.
Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, синтез, моделирование) и частично-научные (исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический) методы познания.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды и содержащиеся в них положения теории налогового права, а также материалы диссертаций и научных статей по исследуемым вопросам.
Нормативной базой исследования стали Конституция Российской Федерации [9], Налоговый Кодекс Российской Федерации [14; 15], иные федеральные законы и подзаконные акты в данной сфере.
Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой комплексное научное исследование теоретических и практических аспектов правового регулирования налога на добавленную стоимость, по результатам которого уточнены отдельные теоретические положения, касающиеся налога на добавленную стоимость, а также разработаны и внесены предложения по дополнению и уточнению законодательных норм Российской Федерации, регулирующих соответствующие отношения.
Процесс совершенствования налогового администрирования налога на добавленную стоимость рассмотрен не с точки зрения интересов налоговых органов и государства, а с точки зрения налогоплательщика, для достижения стимулирующей функции налогообложения.
Практическая значимость полученных результатов заключается в анализе и решении выявленных проблем налогоплательщиков при взаимодействии с налоговым органом в части контроля, в определении направления совершенствования администрирования НДС с учетом минимизации ошибок налогоплательщика. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут использоваться территориальными налоговыми органами при администрировании налога на добавленную стоимость.
Данная работа направлена на выявление и анализ проблем налогоплательщиков, возникающих в результате применения новых информационных технологий в процессе налогового администрирования НДС и оценку применения систем налогового администрирования НДС с использованием программы АСК НДС-2, ее преимуществ и недостатков для налогоплательщиков.
При выявлении проблем налогоплательщиков НДС, в работе рассмотрена роль налогового администрирования НДС в налоговых отношениях, проанализировано влияние действующей системы налогового администрирования по НДС в РФ на субъект администрирования, проанализирован документооборот в части работы по контролю за правильностью исчисления НДС, рассмотрен процесс использования электронных технологий в части администрирования (электронный документооборот) и процесс развития стимулирующего механизма системы налогового администрирования налога на добавленную стоимость в России.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные автором теоретические выводы, практические рекомендации и предложения вносят определенный вклад в правовую науку, систематизируют научные знания по вопросам налога на добавленную стоимость, а также могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях.
Таким образом, результаты выпускной квалификационной работы имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации и предложения по совершенствованию норм налогового права, касающихся правового регулирования налога на добавленную стоимость в России и практики его возмещения.
Основные положения, выносимые на защиту:
- НДС - это федеральный, косвенный налог на добавленную стоимость, возникающий в процессе создания товаров, выполнения работ, оказания услуг, и уплачиваемый по мере реализации произведенной продукции (выполненных работ, оказания услуг) или получения предварительной оплаты от покупателя.
- Система АСК НДС-2 позволяет проверяющим выявлять те организации, которые связаны с фирмами-однодневками, соответственно, в результате чего организация попадает в отдельный реестр и, в конечном счете, происходят специальные процедуры контроля по отношению к этой компании.
- Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы необходимо сократить административную нагрузку на субъекты хозяйственной деятельности вследствие использования информационных и коммуникационных технологий при проведении проверок органами государственного и муниципального контроля и при сборе данных официального статистического учета; создать электронные системы предоставления субъектами хозяйственной деятельности отчетности в органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Налог на добавленную стоимость - это налог, являющийся эффективным инструментом государственного регулирования налогообложения. Налогом облагается добавленная стоимость (разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью затрат, отнесенных на издержки производства).
Сумма НДС включается в цену товаров и участвует на всех на всех стадиях производства и продвижения товаров к потребителю.
Для налогоплательщиков, НДС является наиболее сложным для исчисления, трудозатратным и требующим предельного внимания, для того, чтобы не допустить налоговые риски для организации.
Налогоплательщик должен строго следить за корректностью документов, на основании которых происходит начисление и расчет НДС, за правильностью и полнотой отражения налога.
Строгий контроль со стороны налогоплательщика и хорошее знание законов необходимы, чтобы избежать негативных последствий и возможных доначислений налога на крупные суммы. Поэтому налоговый механизм должен быть понятен, удобен и доступен налогоплательщику.
В ходе написания магистерской диссертации, было изучено значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета, рассмотрены новые технологии в совершенствовании налогового администрирования НДС, исследована тема налогового администрирования НДС в Российской Федерации на современном этапе развития экономики России, оценено применение систем налогового администрирования НДС с использованием программы АСК НДС-2 со стороны налогоплательщика.
Для совершенствования налогового администрирования и, соответственно, увеличения собираемости налога, в главе 3 данной диссертации предложены пути решения проблем налогового администрирования.
Во-первых, отмечена необходимость улучшения взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Выделены направления, по которым требуется внести коррективы для облегчения работы налогоплательщика, в том числе касающиеся сокращения времени на подготовку деклараций и более качественного их составления.
Поскольку программа контроля АСК НДС-2 анализирует организации по разным критериям — от состава учредителей до суммы уплаченных налогов и в итоге определяет уровень риска, было бы целесообразно обнародовать группы риска, выявляемые программой АСК НДС-2 для возможного принятия решения налогоплательщиком вопроса о выборе контрагента для покупок, для дальнейшего безопасного использования вычета по НДС и снижения налога к уплате.
Если среди контрагентов много организаций, которых инспекторы относят к высокой группе риска, то вероятность выездной проверки повышается. ФНС может раскрыть информацию о том, к какой группе риска относится компания, например, раскрыть информацию о том, какие контрагенты относятся к зеленой (безопасной) группе. С этими поставщиками будет безопасно сотрудничать в плане начисления и уплаты НДС.
Для того, чтобы такие данные не повредили деловой репутации компаний, возможно разместить на сайте ФНС информацию о том, какие предприятия относятся к зеленой группе.
В работе рассмотрено предложение внести в программу АСК НДС-2 функцию отслеживания авансовых платежей.
Например, если на счет поставщика поступила предоплата, программа сможет проверить, отразил ли он в декларации авансовый счет-фактуру, тем самым снизив количество направляемых требований налогоплательщику.
Ведущим направлением в области администрирования налога на добавленную стоимость должна стать прозрачность ведения бухгалтерского документооборота в фирмах, введение автоматизированных систем, позволяющих в автономном режиме производить сопоставления и анализ деятельности организации.
Также, необходимо внедрение мер, позволяющих снизить коррупционную составляющую в деятельности инспекций. Ужесточение контрольных и предпроверочных мероприятий на стадии регистрации организаций, организация рабочего процесса непосредственно в самих налоговых органах, так как это позволит оптимизировать и повысит эффективность камеральных и выездных проверок в целом.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать налоговое законодательство, для того, чтобы избежать правонарушений по расчету и уплате налога и четко определиться с механизмом предоставляемых льгот и гарантий налогоплательщикам.
Налоговый механизм должен быть понятен, удобен и доступен налогоплательщику, чтобы он мог его честно исполнять.
Считаем необходимым внести следующие изменения:
- законодательно закрепить обязанность налоговых органов посредством системы АСК «НДС-2» (сразу после подачи декларации и ее камеральной обработки в течение месяца) своевременно информировать организацию о том, что поставщик находится в красной зоне, с тем чтобы компания исключила вычеты по этому поставщику либо разобралась с поставщиком и выяснила, насколько он благонадежен. Лучшим решением может также стать вынесение данных классификации по зонам в общий доступ;
- внести в программу АСК НДС-2 функцию отслеживания авансовых платежей. Например, если на счет поставщика поступила предоплата, программа сможет проверить, отразил ли он в декларации авансовый счет-фактуру, тем самым снизив количество направляемых требований налогоплательщику.
Реализация предложенных мероприятий позволит:
- соблюсти баланс интересов налогоплательщиков и налоговых органов;
— сделать механизм администрирования НДС более прозрачным, и как следствие, повысить степень эффективности системы электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.
В заключение стоит сказать, что налоговая система должна стимулировать развитие экономики и бизнеса, а не заставлять уходить предпринимателей в тень. Соответственно, еще одним из возможных вариантов совершенствования налогообложение в отношении налога на добавленную стоимость - это освобождение малого и среднего бизнеса от уплаты этого налога или уплата налога по пониженной ставке. Снижение ставки налога может отрицательно отразиться на доходах, но их можно компенсировать импортными пошлинами (тем самым, так же стимулируя развитие национальной экономики).
1. Байбородина В.Г. Налог на добавленную стоимость: соответствие названия и содержания // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 125-127.
2. Баценков Н.Н. Налоговый контроль за исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость // Финансовое право. 2015. № 6. - С. 34.
3. Гусева В.В. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5-5. С. 145-147.
4. Дорофеева Н. А. Налоговое администрирование: Учебник / Н. А. Дорофеева, А. В. Брилон, Н. В. Брилон. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. 296 с.
5. Захарьин В.Р. Налоги-2009. Определены правила, расставлены акценты. Москва: АКДИ «Экономика и жизнь», 2008. 158 с.
6. Казова З.М. Налоговое администрирование и налоговый контроль // Научные известия. 2015. № 1. С. 81-85.
7. Коваленко Н.В. Проблемные аспекты правового регулирования налога на добавленную стоимость // Национальная Ассоциация Ученых. 2016. № 3-2 (19). С. 19-21.
8. Коновалова А.Л. НДС. Российский и зарубежный опыт // IV
Международная научно-практическая конференция «Высокие
интеллектуальные технологии в науке и образовании». 2017. С. 161-164.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
10. Крамаренко Л.А. Проблема распределения налогового бремени в обществе как одно из основных направлений налоговых реформ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 277.
11. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. О сущности налоговой политики, налогового администрирования и налогового менеджмента //Инновационное развитие экономики. 2014. №. 4. С. 13-18.
12. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учеб. для студ. вузов, обучающихся по профилям направления «Экономика» и спец. «Налоги и налогообложение», «Экономическая безопасность», М., 2010. 115 с.
13. Мишустин М. В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета //Экономика. Налоги. Право. 2014. №. 4. С. 4-8.
14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3824
15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 32. Ст. 3340
16. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7 f9e359e8af09d72 44d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 12.12.2020).
17. Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета
полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме: Приказ ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@ (ред. от
01.04.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации
(www.pravo.gov.ru).
18. О применении налоговых вычетов НДС на основании счетов- фактур, выставленных продавцом товаров до даты перехода права собственности на эти товары к покупателю: Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30.12.2014 № 03-07-11/68585.
19. Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на текущий год, очередной финансовый год и плановый период: Приказ ФНС России от 01.11.2019 № ММВ-7-1/558@ // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
20. О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ (ред. от 30.10.2018) //Собрание законодательства РФ. 2018.
№32(часть I). Ст. 5096.
21. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа: Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 мая 2003 г. № 21. Ст. 1957.
22. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/7id_4M 16206- osnovnye_napravleniya_nalogovoi_politiki_na_2017_god_i_planovyi_period_201 8_i_2019_godov (дата обращения: 19.12.2020).
23. Официальный сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 14.12.2020).
24. О выставлении счетов-фактур при оказании услуг по сдаче аренды имущества и их регистрации в книге продаж: Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 05.06.2018 № 03-07¬09/38397.
25. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2013. №14. Ст. 1652.
26. Определение Верховного Суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304- КГ14-737. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70639962/ (дата обращения: 02.04.2021).
27. О порядке представления документов по требованию налогового органа в период приостановления выездной налоговой проверки: Письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892. URL: https://www.audit- it.ru/law/account/841652.html (дата обращения: 02.04.2021).
28. Об утверждении Концепции системы планирования выездных
налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/3897151/ (дата обращения:
02.04.2021).
29. Определение ВС РФ от 17.10.16 № 463-ПЭК16. URL:
https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-17102016-n-463- pek16-po-delu-n-a40-873792014/ (дата обращения: 02.04.2021).
30. О работе комиссий по легализации налоговой базы: Письмо ФНС
России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722. URL:
https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/4211234/ (дата обращения:
02.04.2021).
31. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. 354 с.
32. Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2007 г. № 03-07-11/648. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12058113/ (дата обращения:
19.12.2020).
33. Постановление ФАС Московского округа от 31.08.2009 № КА-
А40/6905-09 по делу № А40-33682/08-129-108. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=AMS&n=117500#03 221496124408034 (дата обращения: 14.01.2021).
34. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.07.2012
по делу № А27-12527/2011. URL: https://www.audar-
info.ru/na/article/view/type_id/7/doc_id/3133/ (дата обращения: 12.01.2021).
35. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 5 октября 2015 г. № 13АП-19701/2015, А56-29490/2015. URL:
https://sudact.ru/arbitral/doc/H86HIaXVIZZ/ (дата обращения: 02.04.2021).
36. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 17.01.2021).
37. Сибиряткина И. Перспективы развития налога на добавленную стоимость в Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-2. С. 303-304.
38. Система АСК НДС-2 доказала свою эффективность. URL: http://kontursverka.ru/stati/sistema-ask-nds-2-dokazala-svoyu-effektivnost (дата обращения: 21.12.2020).
39. Содномова С. К. Развитие налогового администрирования на современном этапе // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. № 2. С. 258-265.
40. Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в
консолидированный бюджет Российской Федерации // официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 25.12.2020).
41. Ткачева Ю.А. Арбитражная практика по вопросам возмещения НДС // Современные аспекты экономики. 2016. № 6 (226). С. 45-48.
42. Цубрович Я. А., Егорова М. С. Государственный бюджет и его роль в экономике // Молодой ученый. 2015. №10. С. 834-837
43. Черноусова К.С. Возмещение НДС как объект камеральной проверки // В сборнике: Проблемы развития предприятий: теория и практика Материалы 13-й Международной научно-практической конференции. 2014. С. 306-308.
44. Шишкин Р.Н. Правовое регулирование налога на добавленную стоимость / Р.Н. Шишкин. М.: ИД «Юриспруденция», 2017. 785 с.
45. Alan A.T. The Value Added Tax: International Practice and Problems // International Monetary Fund. 2015. С. 108-433.
46. Blochliger H., Pinero-Campos J. Tax Competition between Sub¬Central Governments // OECD Network on Fiscal Relations across Levels of Government. COM/CTPA/ECO/GOV/WP (2011) 13.
47. OECD (2013), Addressing Base Erosion and Profit Shifting, OECD
Publishing. [Электронный ресурс]. URL:
http://dx.doi.org/10.1787/9789264192744-en (дата обращения 03.03.3021).
48. Sokolovska O. Market and government failures related to the introduction of tax incentives // Economy and sociology. 2015. №4. pp. 17-26.
49. Velde D. W. Tax, investment and industrial policy // In: Taxation and Developing Countries Training Notes. EPSPeaks. 2013. Sept. pp. 35-40.