Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы развития нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению нравственных качеств младших школьников 8
1.2 Произведения устного народного творчества как средство развития нравственных качеств младших школьников 14
2 Опытно-экспериментальное исследование развития нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества 20
2.1 Изучение уровня развития нравственных качеств младших школьников 20
2.2 Содержание работы по развитию нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества 29
2.3 Анализ результатов работы по развитию нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества 33
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Результаты на констатирующем этапе ЭГ 51
Приложение Б Результаты на констатирующем этапе КГ 52
Приложение В Календарно тематический план уроков 53
Приложение Г Результаты на контрольном этапе ЭГ 55
Приложение Д Результаты на контрольном этапе КГ 56
Проблема дефицита нравственности в обществе в особенности у подрастающего поколения определяет актуальность изучения возможности развития нравственных качеств младших школьников.
Создание условий для нравственного развития учащихся, воспитания их гражданами и патриотами, ответственными природопользователями и достойными духовно богатыми людьми является одной из приоритетных задач образования на современном этапе его развития. Согласно Концепции, духовно-нравственного развитии и воспитания «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Современная реальность такова, что в жизни людей присутствует масса электронных гаджетов, однако они не в силах дать почувствовать духовную нить с предками. Современные школьники отстранились от отечественной культуры и устного народного творчества. Поэтому целесообразно начать работу по развитию нравственных качеств младших школьников при помощи произведений устного народного творчества, который помимо развития нравственных качеств позволят повысить познавательный интерес младших школьников к культурному наследию своего народа.
Нравственное развитие и воспитание личности в целом - сложный, многогранный процесс. Он неотделим от человеческой жизни во всей ее полноте и непоследовательности, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, которая формирует образ жизни людей и человеческого сознания.
Период младшего школьного возраста благоприятствует нравственному воспитанию, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности. Также период младшего школьного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на детей, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго.
В современных условиях интерес у младших школьников к устному народному творчеству серьезно ослабел. Все это негативно сказывается на нравственном развитии младших школьников, для будущего развития подрастающего поколения важно понимать и уважать культуру своего народа. Устно народное творчество представляет собой огромный потенциал для нравственного развития младших школьников. Устное народное творчество играет большую роль в воспитании современного ученика. Воспитательное значение устно народного творчества в этом процессе, трудно переоценить. В процессе изучения устного народного творчества, учащиеся становятся добрее, мягче, произведения пробуждают у них лучшие чувства. Как известно народная культура, а особенно устно народное творчество таит в себе большие возможности для всестороннего развития нравственных качеств младших школьников.
Вопросам и аспектам нравственного развития младших школьников посвящены труды таких исследователей как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие.
Нравственное развитие вызвано целенаправленными педагогическими влияниями, знакомством ученика с моральными нормами поведения в ходе различных видов деятельности. В практике работы школы описаны использование различных методов и средств для развития нравственных качеств. Особое внимание уделено использованию художественной литературе. Однако, на наш взгляд, в методике и практике работы недостаточно используется ресурс как устное народное творчество. Методика развития нравственных качеств при изучении устно народного творчества описана рядом исследователей. Но анализ литературы показал, что изучения влияния устного народного творчества на развитие нравственных качеств младших школьников на современном этапе недостаточно. В этом мы увидели противоречие: несмотря на то, что устно народное творчество входит в программу начальной школы, и дети активно привлекаются, педагоги не осознают и недостаточно используют методы устного народного творчества для нравственного развития младших школьников. Кроме того, в практике работы начальной школы мало реализованы возможности использования устного народного творчества как средства развития нравственных качеств у младших школьников.
Проблема исследования: как произведения устного народного творчества повлияют на развитие нравственных качеств младших школьников?
Объектом исследования является процесс развития нравственных качеств младших школьников.
Предметом исследования является развитие нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества.
Гипотеза: развитие нравственных качеств у младших школьников при изучении произведений устного народного творчества будет проходить более эффективным при соблюдении следующих условий:
• развитие понимания духовно-нравственных понятий;
• развитие положительных мотивов нравственного поведения;
• развитие моральных чувств;
• развитие соблюдения правил нравственного поведения
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества.
2. Выявить уровень развития нравственных качеств младших школьников;
3. Определить и экспериментально проверить систему работы по развитию нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующие, формирующие и контрольные эксперименты, статистическая обработка полученных результатов.
База исследования - МБУ «Школа №90» г.о. Тольятти Самарской области, в исследовании принимали участие 2 «А» и 2 «Г» классы, в количестве 50 младших школьников.
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов исследования в области развития нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества.
Структура работы определяется обозначенными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложений.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ понятий «нравственность», «нравственные качества» позволили привести сравнительный анализ различных подходов к трактовке понятия. С учетом современных подходов рассматривалась возможность развития нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества.
Анализ исследований психологов и педагогов (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и т.д.) позволяет выделить показатели и критерии уровня развития нравственных качеств младших школьников.
Констатирующий этап был направлен на изучение уровня развития нравственных качеств младших школьников. По результатам проведенных диагностик констатирующего этапа эксперимента у большинства младших школьников наблюдается средний уровень развития нравственных качеств младших школьников констатирующего эксперимента.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня развития нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества обусловлены следующими особенностями педагогической практики: отсутствуют педагогические условия развития нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества; недостаточная методическая подготовленность учителей к эффективному решению задач (выбору методов, форм работы); недостаточная представленность в образовательных программах наиболее значимых аспектов исследуемой проблемы. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует, что у современных младших школьников проблемы в развитии нравственных качеств и отсутствие интереса к устного народному творчеству.
Данные исследования обусловили необходимость мероприятий по реализации произведений устного народного творчества. На основе результатов констатирующего эксперимента, а также исследований в области становления и развития нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества, нами было разработано содержание работы по развитию нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устного народного творчества. Реализация уроков позволили достичь положительных изменений в развития нравственных качеств младших школьников. Разработанное содержание работы на формирующем этапе эксперимента по развитию нравственных качеств младших школьников при изучении произведений устно народного творчества положительно повлияет на учащихся с низким уровнем развития нравственных качеств.
Таким образом, достигнута цель нашего исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Аншакова В.В. Народный фольклор // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. М. : 2017. 66 с.
2. Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 12. С. 19-21
3. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. 2013. № 1. С. 227-233
4. Бабанский Ю. К. Педагогика. М. : Просвещение 2011. 608 с.
5. Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. М. : Просвещение, 2015. 318 c.
6. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Репр. изд. 1861 г. М. : Директ-Медиа, 2014. Т. I. 677 с.
7. Вагнер И. В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Методическое пособие ФГОС 15г. М. : Огни, 2015. 239 c.
8. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М : Издательство Юрайт, 2019. 103 с.
9. Духовно-нравственное воспитание и социализация обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования : сборник программ внеурочной деятельности / составители : С. В. Арещенко, Н. А. Аптина и др. ; под общей редакцией И. Г. Вертилецкой. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2015. 191 с.
10. Зинченко В.П. Психология образования М. : Центр гуманитарного образования, 2018. 384 с.
11. Жесткова Е. А., Клычёва А. С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 1-1. С. 126-129.
12. Жиманова Е. С. Духовно-нравственный потенциал уроков литературы по страницам русской классики // Научно-методическое обоснование и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник материалов науч.-практ. конф. «XIII Бушелевские чтения» / под ред. В. Н. Ефименко. 2014. С. 17-23.
13. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки М. : Просвещение, 2015. 160 с.
14. Капица Ф.С. Русский детский фольклор : учебное пособие. 3-е изд., стереотип. М. : Издательство «Флинта», 2017. 317 с.
15. Кейра Ф. Характеры и нравственное воспитание. М. : Либроком, 2015. - 136 с.
...