Введение 12
Глава 1 Европейская система академических кредитов 16
1.1 Зарубежный опыт применения кредитной системы 16
1.2 Формирование компетенций студентов на основе кредитной системы 25
Глава 2 Применение системы академических кредитов в России 27
2.1 Система академических кредитов в России 27
2.2 Анализ практики применения европейской кредитной системы в России .. 30
2.3 Анализ применения кредитной системы обучения в России 36
Глава 3 Исследование и анализ кредитного веса универсальных компетенций студентов по мнению ключевых стейкхолдеров 40
3.1 Анализ кредитного веса групп компетенций по мнению стейкхолдеров. ... 41
Глава 4 Социальная ответственность 63
Заключение 75
Список литературы 77
Приложение А Competency-based education 81
Приложение Б Перечень универсальных компетенций студентов технических направлений 97
Приложение В Методика расчета трудоемкости в зачетных единицах 101
Приложение Г Анкета для студентов 102
Приложение Д Анкета для преподавателей 105
Приложение Е Анкета для работодателя 108
Приложение Ж Кредитный вес компетенций, по мнению групп стейкхолдеров 111
Приложение З Кредитный вес компетенций с учетом коэффициентов мнений стейкхолдеров 113
Приложение И Сравнительная таблица кредитного веса, по мнению студентов разных курсов 119
Применение балльной системы оценки достижений студентов в российской системе высшего инженерного образования не позволяет в полной мере оценить сформированные компетенции и не обеспечивает необходимую эффективность контроля результатов обучения студентов в целом.
Российская система высшего образования, вслед за мировым сообществом, работает над внедрением кредитно-рейтинговой системы в учебный процесс вузов. Следует отметить приказ Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2003 N 2847 "О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц (кредита) в учебном процессе", а также «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц (кредитов)».
Однако на сегодняшний день не существует единой методики расчета академических кредитов. Более того, широкая практика применения кредитно-рейтинговой системы представляет собой кредитную оценку важности и/или трудоемкости изучаемых дисциплин, в то время, как основной акцент в ожидаемых результатах обучения делается не на дисциплины, а на формируемые в процессе обучения компетенции.
Актуальность исследовательской работы заключается в необходимости разработки методики расчета важности формируемых компетенций (их кредитного веса) для проектирования образовательных программ, наиболее полно отвечающих требованиям ключевых стейкхолдеров.
Объект исследования: методы оценки результатов обучения студентов магистерских программ в области техники и технологии.
Предмет исследования: кредитная система оценки универсальных компетенций студентов технических направлений подготовки.
Цель исследования: разработать методику оценки кредитного веса универсальных компетенций студентов с учетом мнения ключевых стейкхолдеров.
Гипотеза исследования: проектирование образовательных программ на основе определения кредитного веса универсальных компетенций студентов магистерских программ в области техники и технологии обеспечит:
S ориентацию на формируемые компетенции, а не на дисциплины, при проектировании образовательных программ;
S возможность выражения трудоемкости формирования компетенций в кредитах;
S более эффективный процесс формирования компетенций в рамках обучения.
Задачи исследования:
1) Провести сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта в области применения кредитно-рейтинговой системы.
2) Провести обзор педагогической и научно-методической литературы, посвященной методологическим подходам кредитной системе.
3) Разработать методические материалы для проведения исследования и провести исследования мнений основных стейкхолдеров (студенты, преподаватели, работодатели) по вопросу оценки важности компетенций студентов.
4) Подготовить сравнительный анализ результатов исследования и итоговые рекомендации.
Выработанные рекомендации по использованию методики оценки кредитного веса компетенций студентов позволят обеспечить более эффективный процесс формирования компетенций в рамках обучения.
Разработанность проблемы исследования: Вопросы организации учебного процесса в условиях кредитной системы обучения исследовались: Н.А. Асановым, В.И. Байденко, О.В. Боевым, Г.Н. Гамарником, И.Г. Галяминой, Е.В. Жидковой, Д.А. Калдияровым, Г.С. Минажевой, М.Г. Мининым, А.И. Чучалиным и др.
Применение компетентностного подхода в высших учебных заведениях рассматривается в работах Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, Дульзона А.А., Похолкова Ю.П., ЧучалинаА.И.
Теория личностно-ориентированного обучения исследовалась авторами: Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Н.В. Лежнева и др.
Теория модульного обучения - авторами Дж. Расселом, М.А. Чошановым, ПА. Юцявичене и др.
Однако анализ научной литературы указывает на недостаточную проработанность ряда вопросов исследуемой проблемы. Авторы научных работ уделяют незначительное внимание специфике оценки кредитного веса компетенций студентов обучающихся в области техники и технологии.
Проблемная ситуация представляет собой ряд ключевых несоответствий между требованиями работодателей к компетентности выпускников университетов и восприятием данной проблемы самой системой высшего профессионального образования. Работодатели нацелены на прием выпускников, обладающих определенным набором компетенций и способных эти компетенции использовать в процессе работы без наличия адаптационного постобразовательного периода.
Возникает противоречие между необходимостью анализа системы оценки кредитного веса (зарубежный опыт) и бальной системы оценок (отечественный опыт), как условие интеграции в мировое сообщество и недостаточной исследованностью этой проблемы в теории и практике педагогики.
Методы исследования: сравнительный анализ опыта, индивидуальные интервью, опрос, анкетирование.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в разработке методики оценки кредитного веса компетенций студентов, сформированной на основе результатов исследования существующих моделей применения кредитной системы в вузах. Разработанная методика оценки кредитного веса компетенций студентов, обучающихся в области техники и технологии, направлена на улучшение условий для формирования и развития компетенций студентов в процессе обучения. Рекомендации имеют практическую направленность и могут быть использованы в качестве научной базы для формирования учебных планов пилотных интегрированных магистерских программ ТПУ в области техники и технологии, а также для разработки программ в других технических вузах России.
Новизна исследования обусловлена отсутствием в мировой практике единой системы применения кредитного подхода в высшем образовании и заключается в разработке принципиального новой методики его применения на основе разработки методики оценки кредитного веса компетенций студентов, в противовес традиционной системе оценки важности и/или трудоемкости изучаемых дисциплин.
При исследовании проблемы использовалась первичная и вторичная информация. Источниками первичной информации являлись ФГОС ВПО, образовательные стандарты ТПУ, учебные планы магистерских программ ТПУ в области техники и технологии. Вторичная информация была почерпнута из периодических изданий, специализированных журналов.
В работе рассматривались кредитные системы зарубежных стран, а также было проведено исследование российской практики начисления зачетных единиц.
Далее проведено исследование для оценки системы кредитного веса компетенций (для универсальных компетенций инвариантных по отношению подготовки специалистов) студентов, обучающихся в области техники и технологии. Методом анкетирования преподавателей и студентов было выявлено, что наиболее возможным способом преодоления противоречия в понимании компетенций является использование единых для вуза и работодателя методов оценки кредитного веса студентов.
Результаты, полученные в ходе решения данной задачи, позволяют утверждать следующее:
> содержание, заложенное в понятие «компетенция», стандартами ВПО и представителями работодателя существенно отличаются. Анализ научной литературы по данному вопросу убедительно доказывает, что в ФГОС ВПО компетенция выступает как элемент поведения и деятельности (способность, готовность);
> имеется разрыв между мнениями стейкхолдеров, особенно отличается мнение работодателей от остальных рецензентов;
> большой упор ставится на компетенцию «командная работа» (умение работать как член команды, взаимодействие с коллективом)
Принимая во внимание тот факт, что, система оценки компетенций в системе образования только начинает развиваться. Система образовательной программы студентов должна быть ориентирована на работодателя, задача использования единых методов оценки и формирования компетенций.
Результатом исследовательской работы предполагает исследование оценки кредитного веса компетенций студента. Результаты исследования будут иметь прикладное значение для педагогики высшей школы и аттестационных педагогических материалов при прохождении вузами процедуры аккредитации и лицензирования. Для усовершенствования и модификации учебных планов, а также дальнейшая разработка педагогической и студенческой нагрузки в ходе кредитной системы.
Следовательно, конкурентоспособный студент, это студент, с наибольшим запасом компетенций умеющий применить их в своей профессиональной области, и в этом вуз играет одну их самых важных ролей в становлении профессионального специалиста на мировой арене.
Особые личностные качества, которые обеспечивают ключевые компетенции студента, его конкурентно значимые умения, и стали дальнейшим путем для исследования, и определения их в стоимостном выражении академического кредита.
Многие работодатели отметили, что знание основных компетенций того или иного выпускника, а тем более оценка его на предмет соответствия корпоративным компетенциям предприятия, крайне желательна.
Из проведенной исследовательской работы можно сделать общий вывод:
1) Оценка кредитного веса компетенций студента, с учетом мнений ключевых стейкхолдеров.
2) Целесообразно использовать универсальный список компетенций для определения оценки кредитного веса компетенций студентов.
3) Проводить оценку кредитного веса компетенций без перерасчета на временный показатель.
4) Выделяются компетенции студентов, отличающиеся от полученного результата исследования, которые необходимо учесть для дальнейшего формирования образовательной программы и практического обучения студентов.
1. Байденко В. И. Болонский процесс. Курс лекций. М.: Логос, 2004 Медведенко Е.М. Модульно-рейтинговая технология оценки достижений студентов вуза. Журнал «Стандарты и мониторинг в образовании», № 1, 2008г.
2. Руководство по использованию европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ECTS) [Электронный ресурс] 2015г./ URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/2015.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. Дата обращения 15.03.2016г.
3. Монгуш М.В. Модульно-рейтинговая система контроля качества знаний студентов, Новосибирский государственный педагогический университет. Журнал «Вестник Педагогической инновации» № 4, 2007г.
4. Система Гарант [Электронный курс] / Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 апреля 2005 г. N 126 "О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией" (с изменениями и дополнениями) / URL: http://base.garant.ruZ6154340/#ixzz4A3LflTOr, свободный. - Заглавие с экрана. Дата обращения 10.04.2016г.
5. Научно электронная библиотека[Электронный курс] / Социализаций студентов в профессиональном образовании Савва Л. И., Солдатченко А. Л., Плотникова Е. Б., Рабина Е. И., Рязанова Л. С. 2015г. Из-во Академия естествознания / / URL: http://www.rae.ru/monographs/167- 5275, свободный. - Заглавие с экрана. Дата обращения 10.04.2016г.
6. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России [Электронный ресурс] / URL: http://www.acCraee.ru, свободный. - Заглавие с экрана. Дата обращения 15.04.2016г.
7. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] / ФГОС
ВПО - URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm,
свободный. - Заглавие с экрана. Дата обращения 20.04.2016г.
8. Чучалин А.И., Агранович Б.Л., Боев О.В. Проектирование образовательных программ на основе кредитной системы и компетенций // Проблемы введения системы зачетных единиц в вузе: Межвузовская научно-методическая конференция, г. Москва, 23 ноября 2004 года, Государственный университет - Высшая школа экономики: Тезисы докладов. М.: Изд. ГУ-ВШЭ, 2004. С. 33-36
9. Чучалин А.И., Боев О.В., Севостьянова О.А. Система оценки содержания и качества освоения образовательных программ в области техники и технологий // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва / Под ред. В.Н. Чистохвалова. М.: Изд-во РУДН, 2003.
10. Системы зачета кредитов в странах ЕС / Перев. Е.В. Шевченко // European Credit Transfer System: Users’ Guide. Annex E. Brussels: EC, 1995
11. Романцев Г.М., Колобков И.А. Об адаптации системы ECTS к российским условиям // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва / Под ред. В.Н. Чистохвалова. М.: Изд-во РУДН, 2003
12. Проблемы формирования профессиональных компетенций и ответственности студента при проектировании образовательных программ на основе зачетных единиц / Б.Рубин, Ю.В.Нефедов, В.А.Самойлов, Е.В.Улитина // Проблемы введения системы зачетных единиц в вузе: Межвузовская научно-методическая конференция, г. Москва, 23 ноября 2004 года, Г осударственный университет - Высшая школа экономики: Тезисы докладов. М.: Изд. ГУ-ВШЭ, 2004. С. 30-31.
13. Качество высшего образования и система зачетных единиц // Высшее образование в России. 2004. №5. С. 14-18.
14. Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Критерии оценки степени сопряжения образовательных стандартов разных уровней при использовании зачетных единиц трудоемкости // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва / Под ред. В.Н. Чистохвалова. М.: Изд-во РУДН, 2003.
15. Даличов Ф. Сравнительное изучение академических кредитных систем в международном контексте / Перев. Е.В. Шевченко // Journal of Studies in International Education. 1997. Vol. 1. № 2. New York: CIEE. P. 21-32.
16. Дьячко А.Г., Крупин Ю.А., Громов С.В. Расчет кредитных единиц, как уровня образования, в сопоставлении российской, европейской и американской образовательной системы // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва / Под ред. В.Н. Чистохвалова. М.: Изд-во РУДН, 2003.
17. Европейская система переноса зачетных единиц / Перев. Е.В. Шевченко // Интернет: Сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу .
18. Жученко А.А., Митина Ю.А. Исследование трудоемкости учебных дисциплин и других элементов содержания профессиональных образовательных программ. М., 2004.
19. Зернов В.А., Баскина Т.О. О направлениях развития ECTS и перспективах ее внедрения в РосНОУ // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании:
Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва / Под ред. В.Н. Чистохвалова. М.: Изд-во РУДН, 2003.