Введение 4
ГЛАВА 1 Обзор методов термодинамического исследования процесса сгорания в поршневых ДВС 6
1.1 Газовые двигатели с несимметричной камерой сгорания 7
1.1.1 Газовые двигатели с неподвижным контуром с
неразделенной камерой сгорания 7
1.2 Предкамерные газовые двигатели 8
1.2.1 Двигатель теплового воспламенения с необработанным
предварительным зазором 8
1.2.2 Двигатели с искровым зажиганием с продувкой топливным
газом 9
1.3 Двигатели с процессом самовоспламенения 10
1.4 Модели сгорания 11
1.4.1 Нульмерные модели сгорания 11
1.4.2 Феноменологическое моделирование 14
1.4.3 Трехмерное моделирование 16
1.5 Термодинамическое моделирование системы горения 17
1.6 Применение водорода в качестве активатора процесса сгорания
углеводородных топлив 20
1.7 Использование добавки водорода в природный газ для
повышения эффективности процесса сгорания и снижения токсичности ОГ 23
ГЛАВА 2 Краткая характеристика используемого экспериментального оборудования 25
2.1 Описание экспериментальной установки 25
2.2 Методика проведения экспериментов и обработка результатов
испытаний 26
ГЛАВА 3 Результаты стендовых исследований по теме
диссертационного исследования и их анализ 28
3.1 Результаты экспериментального исследования проведенного на
УИТ-85 28
ГЛАВА 4 Оценка особенностей процесса тепловыделения при работе
газовом композитном топливе 36
4.1 Проработка подходов для оценки термодинамической
эффективность процесса сгорания на основании уточненной физико-химической модели процесса сгорания в ДВС на газовом топливе ... 36
4.1.1 Кинетический расчет реакции скорости горения 40
4.1.2 Модель характеристики тепловыделения процесса сгорания 43
4.1.3 Моделирование передней поверхности пламени 46
4.1.4 Скорость ламинарного и турбулентного горения 48
4.1.5 Процесс энерговыделения и сжигания 57
4.2 Выявление особенностей влияния состава композитного газового
топлива на термодинамическую эффективность процесса сгорания. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Актуальность работы. Современные методы моделирования и исследования рабочего процесса все больше проникаются компьютеризацией, вследствие чего идет постоянная работа по уточнению и доводки существующих методов достоверного исследования рабочего процесса и также необходимо достоверно провести расчет процесса сгорания и адекватно оценить характеристику тепловыделения. Все это требует комплексного подхода для проведения исследовательских работ направленных на повышение эффективности процесса сгорания.
Целью работы является выявление особенностей влияния состава композитного газового топлива на термодинамическую эффективность процесса сгорания.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. проработать подходы для оценки термодинамическую эффективность процесса сгорания.
2. выявление особенностей влияния состава композитного газового топлива на термодинамическую эффективность процесса сгорания.
Объект исследования: процесс сгорания в поршневом двигателе с искровым зажиганием на композитном газовом топливе.
Предмет исследования: термодинамика процесса сгорания в поршневом двигателе с искровым зажиганием на композитном газовом топливе.
Методы исследования. Метод прикладного научного исследования, позволяющий оценить состава композитного газового топлива на термодинамическую эффективность процесса сгорания.
Достоверность полученных результатов проведенного диссертационного исследования подтверждается непротиворечивостью полученных результатов основным закон термодинамики и физики горения.
Научная новизна исследования
Выявлены особенности влияния состава композитного газового топлива на термодинамическую эффективность процесса сгорания.
Практическая значимость работы:
Полученные результаты раскрывают больше информации об особенностях влияния состава композитного газового топлива на термодинамическую эффективность процесса сгорания, что позволяет проводить более точное моделирование рабочего процесса при разрабтки новых двигателей.
На защиту выносятся:
1. подходы для оценки термодинамическую эффективность процесса сгорания.
2. выявленное влияния состава композитного газового топлива на термодинамическую эффективность процесса сгорания.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-технических семинарах кафедры «Энергетические машины и системы управления» ТГУ, а также на конференциях, в 2017-18 г.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 2 печатных работы.
Структура и объем диссертации.
Диссертации состоит из введения, четырех глав, основных результатов и выводов, списка литературы из 30 наименований. Работа изложена на 72 страницах машинописного текста, 0 приложениями, иллюстрированного 32 рисунками, общий объем составляет 72 страница.
Основные результаты работы могут быть представлены следующими выводами:
1. Выработанные подходы для оценки термодинамическую эффективность процесса сгорания, показали, что при анализе термодинамических процессов важную роль играют знания закономерностей распространения фронта пламени, а также влияние формы камеры сгорания на характеристики турбулентности потока.
2. Выявление особенностей влияния состава композитного газового
топлива на термодинамическую эффективность процесса сгорания, показало, что изменение состава газового топлива путем добавления водорода в сжатый природный газ существенно изменяет условия распространения пламени и условия тепловыделения значительно ускоряя процесс сгорания за счет повышения концентрации атомов водорода в предпламенной зоне из-за их высокой диффузионной способности.
Тем самым применение водорода для повышения термодинамическую эффективность процесса сгорания является эффективным и целесообразным для внедрения в реальный сектор экономики, в виде сети заправочных станций в которых СПГ был заранее перемешан с водородом.
1. Blizard, N. C. Experimental and Theoretical Investigation of Turbulent Burning Model for Internal Combustion Engines [Текст]/ Blizard N. C., Keck J. C.// SAE Paper 740191. 1974.
2. Bonnevie-Svendsen, A. Double-Vibe-Model for heat release in lean burn gas engines with prechamber ignition [Текст]/ Bonnevie-Svendsen A., Boulouchos K., Lammle Ch., Vlakos I.// in: 6. Dessauer Gasmotoren- Konferenz. Dessau-RoBlau. 2009.
3. Boulouchos, K. Zur Modellbildung des motorischen Verbrennungsablaufes
[Текст]/ Boulouchos K., Papadopoulos, S.// MTZ Motortechnische
Zeitschrift 45 (1984) 1.
4. Boulouchos K., Optimale Auslegung umweltfreundlicher Gasmotoren mit Hilfe von Simulationswerkzeugen [Текст]/ Boulouchos K., Zbiorczyk A., Inhelder J., Frouzakis Ch.// MTZ Motortechnische Zeitschrift 58 (1997) 9.
5. Ceviz, M.A. Temperature and air-fuel dependent specific heat ratio functions for lean burned and unburned mixture [Текст]/ Ceviz M.A., Kaymaz I. // Energy Conversion and Management 46. 2005.
6. Chmela, F. Simulation der Verbrennung bei Vorkammer-GroBgasmotoren [Текст]/ Chmela F., Dimitrov D.// in: 11. Tagung Der Arbeitsprozess des Verbrennungsmotors. Graz. 2007.
7. Chmela, F. Konsistente Methodik zur Vorausrechnung der Verbrennung in Kolbenkraftmaschinen [Текст]/ Chmela F., Dimitrov D., Pirker G., Wimmer A. // MTZ Motortechnische Zeitschrift 67 (2006) 6.
8. Christoph, K. Die Bewertung der Klopffestigkeit von Kraftgasen mittels der Methanzahl und deren praktische Anwendung bei Gasmotoren [Текст]/ Christoph K., Cartellieri W., Pfeiffer U.// MTZ Motortechnische Zeitschrift 33 (1972) 10.
9. Dobski, T. Combustion of Low Calorific Natural gases in Gas Engines in Pipeline Gas Transportation Systems [Текст]/ Dobski T., Wawrzyniak J., Jancy B.:// in: 5. Dessauer Gasmotoren-Konferenz. Dessau. 2007.
10. Смоленский, В.В. Исследование влияния водорода на неравномерность протекания процесса сгорания СПГ в ДВС на режимах холостого хода [Текст]/ Смоленский В.В., Смоленская Н.М., Павлов Д.А. // Вектор науки ТГУ. 2016. № 4 (38). 52-59.
11. Смоленский, В.В. Особенности изменения показателя политропы в ДВС на режиме холостого хода [Текст]/ Смоленский В.В., Смоленская Н.М., Павлов Д.А. // Известия Самарского научного центра РАН, т. 18, № 4(5), 2016. С. 938-843.
12. Смоленская, Н.М. Возможность оценки количества остаточных газов в ДВС на режимах глубокого дросселирования [Текст]/ Смоленская Н.М. // сборник XXVIII МНПК «Актуальные вопросы науки» 10.11.2016. Спутник +; М. 2016. С.184-189.
13.Smolenskaya, N.M. Research of polytropic exponent changing for influence evaluation of actual mixture composition on hydrocarbons concentration decreasing on deep throttling operation [Текст]/ Smolenskaya N.M., Smolenskii V.V, Bobrovskij I. //, IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 50 (2017) 012016 doi:10.1088/1755-
1315/50/1/012016.
14. Смоленская, Н. М. Улучшение экономичности двигателей с искровым зажиганием за счет применения газовых композитных топлив [Текст]: дис. ... канд. тех. наук : 05.04.02 / Смоленская Наталья Михайловна. - М., 2015. - 165 с.
15. Смоленская, Н.М. Влияние добавки водорода в СПГ на изменение индикаторного давления в одноцилиндровой установке УИТ-85 [Текст] / Н.М. Смоленская, И.В. Смоленский, А.Н. Лаврушин // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2015 г. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015.
16. Смоленская, Н.М. Влияние добавки водорода в СПГ на изменение характеристики тепловыделения в одноцилиндровой установке УИТ-85 [Текст] / Н.М. Смоленская, И.В. Смоленский, А.Н. Лаврушин// Сборник научных трудов по материалам Международной научно¬практической конференции 30 мая 2015 г. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015.
17. Смоленская, Н.М. Влияние добавки водорода в СПГ на изменение
максимальной температуры цикла и концентрацию оксидов азота в отработавших газах УИТ-85 [Текст] / Н.М. Смоленская, А.Н. Лаврушин // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2015 г. - Тамбов: ООО
«Консалтинговая компания Юком», 2015.
18. Смоленская, Н.М. Зависимость концентрации оксидов азота в
отработавших газах от максимальной температуры цикла в УИТ-85 [Текст]/ Н.М. Смоленская, А.Н. Лаврушин// Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2015 г. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015.
19. SchneBl, E. Potenzial verschiedener Brennverfahren fur den Einsatz in GroBgasmotoren [Текст]/ SchneBl E., Kogler G., Strasser Ch., Winter H.// in: 3. Dessauer Gasmotorenkonferenz. Dessau. 2003.
20.Schollmeyer, H.-J. Einsatz von Erdgasen unterschiedlicher Beschaffenheit in Stationar- und Fahrzeugmotoren [Текст]/ Schollmeyer H.-J., Wackertrapp H. // gwf - Gas/Erdgas 137 (1996) 2.
21.Sixel, E. CFD-Berechnung von Stromung und Vorkammer in der Vorkammer eines Otto-Gasmotors [Текст]/ Sixel E., Hassel E., Mooser D. // in: 3. Dessauer Gasmotoren-Konferenz. Dessau. 2003.
22.Stiesch, G. Modeling Engine Spray and Combustion [Текст]/ Stiesch, G.// Berlin: Springer. 2003.
23. Tabaczynski, R.J. A Turbulent Entrainment Model for Spark-Ignition Engine Combustion [Текст]/ Tabaczynski R.J., Ferguson C.R. // SAE Paper 770647. 1977.
24. Tippelmann, G. A New Method of lnvestigation of Swirl Ports [Текст]/ Tippelmann G.// SAE Paper 770404. 1977.
25. Turns, S.R. An Introduction to Combustion - Concepts and Applications [Текст]/ Turns S.R. // 2nd edition. Boston: McGraw-Hill. 2000.
26. Wachtmeister, G. Skriptum zur Vorlesung Verbrennungsmotoren [Текст]/ Wachtmeister G.// Technische Universitat Munchen. 2006.
27. Wiese, W. Stromungsentwicklung zur Darstellung robuster Otto-
Brennverfahren [Текст]/ Wiese W., Adomeit Ph., Ewald J. // in: 11. Tagung Der Arbeitsprozess des Verbrennungsmotors. Graz. 2007.
28. Witt, M. Numerische Untersuchung von laminaren Methan-Luft-
Vormischflammen. Villingen (CH) [Текст]/ Witt M., Griebel P.// Paul Scherer Institut, interner Bericht. 2000.
29. Woschni, G. Die Berechnung der Wandverluste und der thermischen Belastung der Bauteile von Dieselmotoren [Текст]/ Woschni G. // MTZ Motortechnische Zeitschrift 31 (1970) 12.
30. Woschni, G. Eine Methode zur Vorausberechnung der Anderung des Brennverlaufs mittelschnelllaufender Dieselmotoren bei geanderten Betriebsbedingungen [Текст]/ Woschni G., Anisits F. // MTZ Motortechnische Zeitschrift 34 (1973) 4.