Использование упрощенной системы налогообложения для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия (на примере ООО «АББА»)
|
Введение 5
1 Методологические подходы к оптимизации налоговой нагрузки организации 8
1.1 Оценка существующих налоговых систем в России 8
1.2 Пути оптимизации налоговой нагрузки организации 24
2 Оценка динамики финансово-хозяйственной деятельности ООО «АББА» ... 28
2.1 Технико-экономическая характеристика общества 28
2.2 Оценка финансового состояния общества 39
2.3 Оценка платежеспособности общества 43
3 Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности ООО «АББА»
за счет использования упрощенной системы налогообложения 50
3.1 Расчет налоговой нагрузки общества 50
3.2 Мероприятия по использованию упрощенной системы налогообложения
общества 55
Заключение 60
Список использованной литературы 65
Приложения 69
1 Методологические подходы к оптимизации налоговой нагрузки организации 8
1.1 Оценка существующих налоговых систем в России 8
1.2 Пути оптимизации налоговой нагрузки организации 24
2 Оценка динамики финансово-хозяйственной деятельности ООО «АББА» ... 28
2.1 Технико-экономическая характеристика общества 28
2.2 Оценка финансового состояния общества 39
2.3 Оценка платежеспособности общества 43
3 Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности ООО «АББА»
за счет использования упрощенной системы налогообложения 50
3.1 Расчет налоговой нагрузки общества 50
3.2 Мероприятия по использованию упрощенной системы налогообложения
общества 55
Заключение 60
Список использованной литературы 65
Приложения 69
Сущность налогов проявляется через две главные функции: фискальная и стимулирующая. Налоги носят принудительный характер, они являются главным орудием в руках государства при проведении экономической политики. Посредством повышения или понижения налоговой нагрузки на соответствующие отрасли, виды деятельности, государство регулирует поведение экономических субъектов, побуждая или препятствуя в осуществлении определенной деятельности.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, порядок их введения, изменения, отмены образуют организованную и постоянно функционирующую на территории Российской Федерации налоговую систему. Налоговая система непрерывно адаптируется к современным условиям и характеризует уровень государственного и экономического развития страны. Налоговая система призвана распределить налоговое бремя в соответствии с принципами эффективности и справедливости, сложность поддержания этого баланса приводит к изъянам в налоговой системе государства и чрезмерной налоговой нагрузке на отдельные группы налогоплательщиков. Налоговая система в период формирования рынка регулирует рыночные отношения, отношения связанные с финансово - кредитной системой.
Разработанные государством механизмы налоговой политики являются основой в деятельности по воздействию и предотвращению негативных тенденций в экономике. Результативность экономической деятельности является отражением эффективной системы налогообложения. Налоговая система должна сбалансировать интересы всех участников налоговых отношений, что позволит реализовать компромиссное сочетание социальной справедливости и эффективности, будет способствовать созданию гармоничной и цивилизованной налоговой системы.
Не секрет, что от общего объема налоговых платежей зависит финансовое состояние предприятия. Размер платежей по налогам определяется налоговым бременем предприятия.
Чем больше величина налогового бремени предприятия, тем сложнее осуществлять хозяйственную деятельность тому или иному предприятию.
Различные системы налогообложения дают различные показатели налогового бремени предприятия.
Наиболее оптимальным на данный момент с точки зрения налогового бремени является упрощенная система налогообложения, которая на данный момент является наиболее популярной среди специальных режимов налогообложения, применяемых различными предприятиями на территории России.
Поэтому является актуальным разработка алгоритмов использования упрощенной системы налогообложения в хозяйственной деятельности организаций на примере ООО «АББА». Таким образом, актуальность темы бакалаврской работы определена тем, что усиление налогового контроля со стороны государства требует адекватных мер со стороны руководства предприятий, в том числе в части оптимизации налоговых платежей.
При этом в результате реализации этих алгоритмов должна достигаться оптимальная налоговая нагрузка, которая представляет собой показатель эффективности взаимодействия хозяйствующего субъекта и государства, где государство пополняет бюджет в целях обеспечения условий функционирования экономики, охраны экономического пространства, а также стимулирует хозяйствующий субъект к развитию производства, определенных отраслей экономики. Установление оптимального уровня налогообложения способствует росту экономической активности субъектов, улучшает условия для инвестирования, растет ВВП в стране и качество жизни населения.
Цель исследования заключается в проведении анализа существующих систем налогообложения и в разработке по результатам анализа предложений по внедрению оптимизированной системы налогообложения на основе УСН в хозяйственную деятельность предприятия.
Чтобы достичь указанную цель, необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ существующих систем налогообложения в РФ;
2) провести оценку динамики финансово-хозяйственной деятельности ООО «АББА»;
3) рассчитать налоговую нагрузку ООО «АББА» и выявить пути ее оптимизации.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «АББА» (ООО «АББА»).
Предметом исследования выступают данной работы выступает налоговая нагрузка ООО «АББА».
Периодом исследования является период финансово-хозяйственной деятельности ООО «АББА» с 2014 -2016 годы.
К практической значимости работы следует отнести рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности российских предприятий.
В качестве теоретической базы бакалаврской работы были использованы законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок уплаты налогов в Российской Федерации, фундаментальные монографические работы, диссертационные исследования, посвященные оптимизации налоговой нагрузки предприятия.
В качестве методов исследования были использованы диалектический метод познания, анализа и синтеза, общения, а также другие методы.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, порядок их введения, изменения, отмены образуют организованную и постоянно функционирующую на территории Российской Федерации налоговую систему. Налоговая система непрерывно адаптируется к современным условиям и характеризует уровень государственного и экономического развития страны. Налоговая система призвана распределить налоговое бремя в соответствии с принципами эффективности и справедливости, сложность поддержания этого баланса приводит к изъянам в налоговой системе государства и чрезмерной налоговой нагрузке на отдельные группы налогоплательщиков. Налоговая система в период формирования рынка регулирует рыночные отношения, отношения связанные с финансово - кредитной системой.
Разработанные государством механизмы налоговой политики являются основой в деятельности по воздействию и предотвращению негативных тенденций в экономике. Результативность экономической деятельности является отражением эффективной системы налогообложения. Налоговая система должна сбалансировать интересы всех участников налоговых отношений, что позволит реализовать компромиссное сочетание социальной справедливости и эффективности, будет способствовать созданию гармоничной и цивилизованной налоговой системы.
Не секрет, что от общего объема налоговых платежей зависит финансовое состояние предприятия. Размер платежей по налогам определяется налоговым бременем предприятия.
Чем больше величина налогового бремени предприятия, тем сложнее осуществлять хозяйственную деятельность тому или иному предприятию.
Различные системы налогообложения дают различные показатели налогового бремени предприятия.
Наиболее оптимальным на данный момент с точки зрения налогового бремени является упрощенная система налогообложения, которая на данный момент является наиболее популярной среди специальных режимов налогообложения, применяемых различными предприятиями на территории России.
Поэтому является актуальным разработка алгоритмов использования упрощенной системы налогообложения в хозяйственной деятельности организаций на примере ООО «АББА». Таким образом, актуальность темы бакалаврской работы определена тем, что усиление налогового контроля со стороны государства требует адекватных мер со стороны руководства предприятий, в том числе в части оптимизации налоговых платежей.
При этом в результате реализации этих алгоритмов должна достигаться оптимальная налоговая нагрузка, которая представляет собой показатель эффективности взаимодействия хозяйствующего субъекта и государства, где государство пополняет бюджет в целях обеспечения условий функционирования экономики, охраны экономического пространства, а также стимулирует хозяйствующий субъект к развитию производства, определенных отраслей экономики. Установление оптимального уровня налогообложения способствует росту экономической активности субъектов, улучшает условия для инвестирования, растет ВВП в стране и качество жизни населения.
Цель исследования заключается в проведении анализа существующих систем налогообложения и в разработке по результатам анализа предложений по внедрению оптимизированной системы налогообложения на основе УСН в хозяйственную деятельность предприятия.
Чтобы достичь указанную цель, необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ существующих систем налогообложения в РФ;
2) провести оценку динамики финансово-хозяйственной деятельности ООО «АББА»;
3) рассчитать налоговую нагрузку ООО «АББА» и выявить пути ее оптимизации.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «АББА» (ООО «АББА»).
Предметом исследования выступают данной работы выступает налоговая нагрузка ООО «АББА».
Периодом исследования является период финансово-хозяйственной деятельности ООО «АББА» с 2014 -2016 годы.
К практической значимости работы следует отнести рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности российских предприятий.
В качестве теоретической базы бакалаврской работы были использованы законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок уплаты налогов в Российской Федерации, фундаментальные монографические работы, диссертационные исследования, посвященные оптимизации налоговой нагрузки предприятия.
В качестве методов исследования были использованы диалектический метод познания, анализа и синтеза, общения, а также другие методы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод.
Общая (стандартная) система налогообложения - это самый сложный налогообложения из всех существующих в России, характеризующийся большим количеством налогов, обязанностью ведения полного бухгалтерского и налогового учета. На общую систему налогообложения по умолчанию переводятся все предприниматели и организации, не определившиеся с выбором системы налогообложения при регистрации, а также те, которые больше не вправе применять ни один из специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.
На общую систему не распространяются никакие ограничения по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам и т.д. Как правило, большинство крупных компаний работают на общей системе налогообложения, и как плательщики НДС, предпочитают также работать с теми, кто платит этот налог.
Также организация может перейти к исчислению и уплате единого налога на вменённый доход (ЕНВД). При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
Объектом для исчисления и уплаты ЕНВД является предполагаемый доход субъекта предпринимательства, установленный федеральным законодательством для каждого конкретного вида деятельности.
Налоговая база ЕНВД - это величина предполагаемого (вмененного) дохода, которая рассчитывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ.
В 2017 году ИП и ООО могут совмещать несколько режимов налогообложения сразу. В отношении специальных налоговых систем это касается ЕНВД и УСН, о которых и говориться в данной статье. Это соответствует налоговым законам нашего государства - НК, статья № 346.12, пункт 4.
Но такое, казалось бы, со всех сторон благоприятное, совмещение двух льготных налоговых режимов должно нести только облегчение в работе субъектов бизнеса. А на деле в этом есть свои трудности. И первая из них состоит в том, что тем фирмам, которые решатся пойти на подобное совмещение, нужно разрабатывать индивидуальные (собственные) положения для ведения налогового и бухгалтерского учета.
Другим вариантом налогообложения является патентная система налогообложения.
Патентная система налогообложения (ПСН) устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов РФ.
Налогоплательщики - ИП перешедшие по собственному желанию на патентную систему налогообложения, чье положение соответствует требуемым критериям: ИП, «средняя численность наемных работников которых, не превышает за налоговый период, по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, 15 человек ( ст. 346.43.НК РФ)».
Положения главы 26.5 НК РФ не запрещают ИП совмещать несколько режимов налогообложения. «При применении патентной системы налогообложения и осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальным предпринимателем применяется иной режим налогообложения (п. 6 ст. 346.53 НК РФ)».
Патент выдается с любой даты, на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ).
Наиболее выгодным и удобным для оптимизации налогообложения для предприятий является упрощенная система налогообложения.
В соответствии с российским законодательством упрощенную систему налогообложения имеют право применять:
- организация, не являющаяся бюджетным или казенным учреждением, микрофинансовой организацией, частным агентством занятости;
- организация не занимается игорным бизнесом, или производством
подакцизных товаров, или добычей полезных ископаемых, кроме
общераспространенных;
- организация, которая не имеет филиалов. Наличие обособленных подразделений не препятствует применению упрощенной системы налогообложения;
Учредители - взаимозависимые лица не смогут перевести фирму на упрощенную систему налогообложения. Доля непосредственного участия других организаций в уставном капитале компании - не более 25%. Такое правило действует в 2016 году. С 2017 года запрещено будет применять упрощенную систему налогообложения организациям, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица. Определение таких лиц содержится в статьях 105.1 и 105.2 НК РФ. Учредитель - физическое лицо сможет по- прежнему применять упрощенную систему налогообложения.
Условия перехода на упрощенную систему налогообложения:
1. Своевременно подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения лишь с начала следующего календарного года, подав не позднее 31 декабря в налоговую инспекцию заявление.
2. Соблюдение количественно-стоимостных лимитов показателей перехода на упрощенную систему налогообложения - величина дохода, стоимость основных средств, численность.
Налоговые ставки упрощенной системы налогообложения в 2017 году значительно выгоднее и ниже, чем на общем режиме. Так, для объекта «доходы» общая ставка составляет 6%, но у любого региона есть возможность снизить эту цифру до 1%. Тоже самое и для объекта «доходы минус затраты». В общем случае это 15%, но есть право понизить до 5%.
Недостатками упрощенной системы налогообложения:
- льготный период лишь временная мера и позволяет предприятию окрепнуть и «встать на ноги»;
- при применении упрощенной системы для налогообложения для малого бизнеса и у предприятий нет стимула расти официально, так как переход на общую систему налогообложения влекут большие расходы, что в условиях сложно экономической обстановки не выгодно и мотивирует малый бизнес уйти в теневую экономику (сокрыть доходы).
Анализ существующих методов оптимизации налоговой нагрузки позволил выявить, что наиболее выгодным с точки зрения использования упрощенной системы налогообложения будет применение метода оптимизации налоговой нагрузки заключающегося в разделении отношений путем разделение хозяйственной деятельности организации между несколькими юридическими лицами.
По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод, что финансовое состояние ООО «АББА» является удовлетворительным. Баланс предприятия является в целом ликвидным с некоторыми оговорками, нормативы по показателям платежеспособности в целом выполняются, предприятие работает прибыльно.
Вместе с тем, весьма велика зависимость предприятия от кредиторов, более половины всех активов финансируется за счет кредиторской задолженности, показатели рентабельности демонстрируют значения существенно ниже, чем в среднем по отрасли.
Суммируя вышеизложенное, был сделать вывод о том, что ООО «АББА» нужен комплекс мероприятий, в том числе связанный с оптимизацией налоговых платежей общества .
В рамках оптимизации налоговых платежей была проведена оценка налоговой нагрузки ООО «АББА», и разработан комплекс мероприятий по использованию упрощенной системы налогообложения для повышения эффективной хозяйственной предприятия .
По результатам оценки налоговой нагрузки было выявлено следующее.
Налоговая нагрузка ООО «АББА» рассчитанная:
- по методу Министерства финансов РФ составляет 16,75 %.
- по методике М.И. Литвина составляет 35,18%;
- по методу М.Н. Крейниной составляет 55, 8 %.
В целях оптимизации объема уплачиваемых налогов была предложена схема оптимизация налоговой нагрузки путем разделения хозяйственной деятельности организации между несколькими юридическими лицами, переведёнными на упрощенную систему налогообложения.
Реализация предлагаемых мероприятий позволит сократить общий объем налоговых платежей на 3 890 тыс.руб.
После применения схемы оптимизации налоговой нагрузки показатели налоговой нагрузки составят:
- по методу Министерства финансов РФ составляет 13,22 %.
- по методике М.И. Литвина составляет 27,76 %;
- по методу М.Н. Крейниной составляет 55, 8 %.
Таким образом, два из трех показателей снизились, что говорит об эффективности предлагаемых мероприятий.
Общая (стандартная) система налогообложения - это самый сложный налогообложения из всех существующих в России, характеризующийся большим количеством налогов, обязанностью ведения полного бухгалтерского и налогового учета. На общую систему налогообложения по умолчанию переводятся все предприниматели и организации, не определившиеся с выбором системы налогообложения при регистрации, а также те, которые больше не вправе применять ни один из специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.
На общую систему не распространяются никакие ограничения по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам и т.д. Как правило, большинство крупных компаний работают на общей системе налогообложения, и как плательщики НДС, предпочитают также работать с теми, кто платит этот налог.
Также организация может перейти к исчислению и уплате единого налога на вменённый доход (ЕНВД). При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
Объектом для исчисления и уплаты ЕНВД является предполагаемый доход субъекта предпринимательства, установленный федеральным законодательством для каждого конкретного вида деятельности.
Налоговая база ЕНВД - это величина предполагаемого (вмененного) дохода, которая рассчитывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ.
В 2017 году ИП и ООО могут совмещать несколько режимов налогообложения сразу. В отношении специальных налоговых систем это касается ЕНВД и УСН, о которых и говориться в данной статье. Это соответствует налоговым законам нашего государства - НК, статья № 346.12, пункт 4.
Но такое, казалось бы, со всех сторон благоприятное, совмещение двух льготных налоговых режимов должно нести только облегчение в работе субъектов бизнеса. А на деле в этом есть свои трудности. И первая из них состоит в том, что тем фирмам, которые решатся пойти на подобное совмещение, нужно разрабатывать индивидуальные (собственные) положения для ведения налогового и бухгалтерского учета.
Другим вариантом налогообложения является патентная система налогообложения.
Патентная система налогообложения (ПСН) устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов РФ.
Налогоплательщики - ИП перешедшие по собственному желанию на патентную систему налогообложения, чье положение соответствует требуемым критериям: ИП, «средняя численность наемных работников которых, не превышает за налоговый период, по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, 15 человек ( ст. 346.43.НК РФ)».
Положения главы 26.5 НК РФ не запрещают ИП совмещать несколько режимов налогообложения. «При применении патентной системы налогообложения и осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальным предпринимателем применяется иной режим налогообложения (п. 6 ст. 346.53 НК РФ)».
Патент выдается с любой даты, на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ).
Наиболее выгодным и удобным для оптимизации налогообложения для предприятий является упрощенная система налогообложения.
В соответствии с российским законодательством упрощенную систему налогообложения имеют право применять:
- организация, не являющаяся бюджетным или казенным учреждением, микрофинансовой организацией, частным агентством занятости;
- организация не занимается игорным бизнесом, или производством
подакцизных товаров, или добычей полезных ископаемых, кроме
общераспространенных;
- организация, которая не имеет филиалов. Наличие обособленных подразделений не препятствует применению упрощенной системы налогообложения;
Учредители - взаимозависимые лица не смогут перевести фирму на упрощенную систему налогообложения. Доля непосредственного участия других организаций в уставном капитале компании - не более 25%. Такое правило действует в 2016 году. С 2017 года запрещено будет применять упрощенную систему налогообложения организациям, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица. Определение таких лиц содержится в статьях 105.1 и 105.2 НК РФ. Учредитель - физическое лицо сможет по- прежнему применять упрощенную систему налогообложения.
Условия перехода на упрощенную систему налогообложения:
1. Своевременно подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения лишь с начала следующего календарного года, подав не позднее 31 декабря в налоговую инспекцию заявление.
2. Соблюдение количественно-стоимостных лимитов показателей перехода на упрощенную систему налогообложения - величина дохода, стоимость основных средств, численность.
Налоговые ставки упрощенной системы налогообложения в 2017 году значительно выгоднее и ниже, чем на общем режиме. Так, для объекта «доходы» общая ставка составляет 6%, но у любого региона есть возможность снизить эту цифру до 1%. Тоже самое и для объекта «доходы минус затраты». В общем случае это 15%, но есть право понизить до 5%.
Недостатками упрощенной системы налогообложения:
- льготный период лишь временная мера и позволяет предприятию окрепнуть и «встать на ноги»;
- при применении упрощенной системы для налогообложения для малого бизнеса и у предприятий нет стимула расти официально, так как переход на общую систему налогообложения влекут большие расходы, что в условиях сложно экономической обстановки не выгодно и мотивирует малый бизнес уйти в теневую экономику (сокрыть доходы).
Анализ существующих методов оптимизации налоговой нагрузки позволил выявить, что наиболее выгодным с точки зрения использования упрощенной системы налогообложения будет применение метода оптимизации налоговой нагрузки заключающегося в разделении отношений путем разделение хозяйственной деятельности организации между несколькими юридическими лицами.
По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод, что финансовое состояние ООО «АББА» является удовлетворительным. Баланс предприятия является в целом ликвидным с некоторыми оговорками, нормативы по показателям платежеспособности в целом выполняются, предприятие работает прибыльно.
Вместе с тем, весьма велика зависимость предприятия от кредиторов, более половины всех активов финансируется за счет кредиторской задолженности, показатели рентабельности демонстрируют значения существенно ниже, чем в среднем по отрасли.
Суммируя вышеизложенное, был сделать вывод о том, что ООО «АББА» нужен комплекс мероприятий, в том числе связанный с оптимизацией налоговых платежей общества .
В рамках оптимизации налоговых платежей была проведена оценка налоговой нагрузки ООО «АББА», и разработан комплекс мероприятий по использованию упрощенной системы налогообложения для повышения эффективной хозяйственной предприятия .
По результатам оценки налоговой нагрузки было выявлено следующее.
Налоговая нагрузка ООО «АББА» рассчитанная:
- по методу Министерства финансов РФ составляет 16,75 %.
- по методике М.И. Литвина составляет 35,18%;
- по методу М.Н. Крейниной составляет 55, 8 %.
В целях оптимизации объема уплачиваемых налогов была предложена схема оптимизация налоговой нагрузки путем разделения хозяйственной деятельности организации между несколькими юридическими лицами, переведёнными на упрощенную систему налогообложения.
Реализация предлагаемых мероприятий позволит сократить общий объем налоговых платежей на 3 890 тыс.руб.
После применения схемы оптимизации налоговой нагрузки показатели налоговой нагрузки составят:
- по методу Министерства финансов РФ составляет 13,22 %.
- по методике М.И. Литвина составляет 27,76 %;
- по методу М.Н. Крейниной составляет 55, 8 %.
Таким образом, два из трех показателей снизились, что говорит об эффективности предлагаемых мероприятий.



