Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии 9
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования словарного запаса детей 3-4 лет 9
1.2 ТРИЗ-технология как средство формирования словарного запаса детей 3-4 лет 20
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии 30
2.1 Выявление уровня сформированности словарного запаса детей 3-4 лет 30
2.2 Содержание и организация работы по формированию словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии 42
2.3 Динамика уровня сформированности словарного запаса детей 3-4 лет 47
Заключение 54
Список используемой литературы 58
Приложение А Результаты констатирующего этапа 60
Приложение Б Результаты контрольного этапа 61
Язык - это самый богатый и уже довольно большой во всем мире дар природы, благодаря которому все люди получают достаточно большие возможности общения друг с другом. Одним из немаловажных показателей уровня развития умственных способностей каждого ребенка является богатство его собственной речи, именно поэтому для взрослых достаточно важно встает вопрос поддержания и обеспечения развития умственных и речевых способностей дошкольников.
Развития нашего общества характеризуется довольно высокими требованиями к уровню речевого развития ребенка каждый ребенок должен в жизни свободно общаться, устанавливать хороший контакт с другими людьми, в совершенстве владеть речью. По указанной причине формирование и совершенствование словарного запаса речи дошкольников является наиважнейшей прикладной задачей образовательного процесса, так как оно детерминировано не просто общественной значимостью, но и ролью в полноценном интеллектуально-личностном развитии современного ребенка.
В настоящее время наиболее актуальным вопросом для педагогов становится вопрос о необходимости формирования словарного запаса у детей, начиная с младшей группы. И чтобы педагогу увидеть данную проблему, не нужно заниматься какой-либо научной деятельностью и проводить какие-то сложные исследования. Дело в том, что из-за широкого распространения не только многих телепередач, но и мобильных устройств, многие родители уделяют меньше времени на общение со своим ребенком.
Таким образом, можно сказать, что речевое развитие дошкольников находится на довольно низком уровне, и педагогам дошкольной образовательной организации приходится применять специальные технологии.
В условиях современного мира перед всеми дошкольными образовательными организациями стоит важная прикладная задача по формированию у детей словарного запаса как некого базиса качественной подготовки к школьному обучению. При этом можно сказать, что довольно значимым представляется само формирование у дошкольников именно словарного запаса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание речевого развития детей дошкольного возраста: это владение речью как некоторым универсальным средством общения и культуры; обогащение активного словаря детей; развитие связной, а также грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие основного речевого творчества дошкольников; развитие звуковой и интонационной культуры речи, а также фонематического слуха; знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, а также понимание на слух многих текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует поиска более новых подходов к планированию и организации формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Изучению особенностей формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов, лингвистов и методистов, таких как Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, М.М. Конина, О.И. Соловьева, В.В. Гербова и другие ученые.
Именно в этих работах отмечается главное, что само формирование словарного запаса детей происходит эффективно при использовании педагогами в работе новых технологий, интересных для самих детей. Именно такой технологией, имеющей потенциальные возможности для формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста, является ТРИЗ-технология. Особенностью ТРИЗ-технологии, является тот момент, когда сам ребенок активно начинает изучать и усваивать какие-либо общие алгоритмы организации своей собственной творческой деятельности, в том числе и речевой.
Таким образом, мы выявили противоречие, которое состоит с одной стороны в том, что вопросам формирования словарного запаса детей среднего дошкольного возраста посвящен большой ряд исследований, с другой стороны, педагоги дошкольных образовательных организаций не используют активно возможности ТРИЗ-технологии как средства формирования словарного запаса детей 3-4 лет.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности ТРИЗ-технологии как средства формирования словарного запаса детей 3-4 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии».
Проблема исследования заключается в следующем: является ли непрерывная образовательная деятельность посредством ТРИЗ-технологии наиболее эффективным средством формирования словарного запаса детей 3-4 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанное содержание работы по формированию словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии.
Объект исследования: процесс формирования словарного запаса детей 3-4 лет.
Предмет исследования: формирование словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии возможно, если в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах использовать:
• игровые приемы ТРИЗ-технологии, способствующие пополнение слов в словаре детей;
• методы и приемы ТРИЗ-технологии, способствующие освоению детьми социально закрепленных значений слов;
• речевые ТРИЗ-игры, способствующие формированию у детей умения использовать достаточно разные словесные конструкции в определенных условиях общения.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности формирования словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии.
2. Выявить уровень сформированности словарного запаса детей 3-4 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы формированию словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии.
4. Оценить динамику уровня сформированности словарного запаса детей 3-4 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина об особенностях и специфике речевого развития детей дошкольного возраста;
• теоретические положения А.М. Леушиной об основной линии формирования словаря в дошкольном детстве;
• теоретические положения Г.С. Альтшуллера о возможностях ТРИЗ- технологии в формировании словарного запаса детей 3-4 лет.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественно-качественный анализ фактического материала исследования.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ ДС «Гнездышко» г. Новый Уренгой. В исследовании принимали участие 12 детей 3-4 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны направления формирования словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано использование приемов и методов ТРИЗ-технологии, соответствующих каждому направлению формирования словарного запаса детей 3-4 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что игровые приемы и методы ТРИЗ-технологии и речевые ТРИЗ-игры могут использовать в своей работе по обогащению и формированию словарного запаса детей 3-4 лет педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 наименования), 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 59 страницах.
Исследование проблемы формирования словарного запаса детей 3-4 лет посредством развивающей ТРИЗ-технологии позволило сделать следующие выводы.
В ходе исследования было установлено, что проблема формирования словарного запаса детей 3-4 лет является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций и требует теоретического осмысления.
Данная работа была ориентирована на выявление проблемы формирования словарного запаса у детей 3-4 лет посредством развивающей ТРИЗ-технологии.
В любом дошкольном возрасте каждый ребенок должен овладеть основным речевым словарем, который позволил бы ему общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми, а также наиболее успешно учиться в школе и даже довольно хорошо понимать и изучать литературу, телепередачи и радиовещание, читать как можно больше познавательной литературы.
Период младшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования словарного запаса детей. Формирование словарного запаса дошкольников является одной из самых основных задач речевого развития, детей младшего дошкольного возраста.
В формировании словарного запаса детей 3-4 лет выделяют два главных аспекта: это количественное и качественное формирование словаря. Словарная работа направляется не только на количественный рост словаря, но и на его качественное совершенствование. Но все-таки важно закреплять в сознании ребенка значения слов, а также формировать и расширять их семантическое поле.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал нам, что формирование словарного запаса детей 3-4 лет является одной из важнейших в речевом развитии ребенка, а уже обогащение словаря детей происходит в процессе общения именно на основе ознакомления его с окружающим миром. Каждый ребенок овладевает в первую очередь всего лишь отдельными терминами предметов, качествами, а также свойствами, отношениями тех групп определенных предметов, которые были уже доступны для его самостоятельной деятельности и представлены ему всего лишь наглядно, это больше всего обусловлено наличием наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления.
Изучение особенностей ТРИЗ-технологии, а также её возможностей использования в условиях любой дошкольной образовательной организации, а также её применение по формированию речи дошкольников, показало, что данная технология соответствует основному заказу на развитие творческой личности дошкольника. ТРИЗ-технология довольно часто пробуждают познавательный интерес у дошкольников к овладению свой речью и накоплению более новых слов.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ ДС «Гнездышко» г. Новый Уренгой. В работе приняли участие 12 детей второй младшей группы в возрасте 3-4 лет.
Целью констатирующего этапа исследования было: выявление уровня сформированности словарного запаса детей 3-4 лет.
За основу показателей сформированности словарного запаса детей 3-4 лет были взяты показатели, определенные Н.В. Новоторской.
В ходе констатирующего исследования были получены следующие результаты: низкий уровень - 6 детей (50%), средний уровень - 4 ребенка (33%), высокий уровень - 2 ребенка (17%).
На основе анализа полученных нами результатов проведенного диагностического исследования с детьми 3-4 лет можно сделать вывод, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня сформированности словарного запаса детей 3-4 лет.
Использование средств ТРИЗ-технологии будет способствовать этому процессу.
Данные констатирующего эксперимента были использованы для формирования гипотезы и её проверки на формирующем этапе экспериментальной работы.
Мы предположили, что формирование словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии возможно, если в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах использовать:
• игровые приемы ТРИЗ-технологии, способствующие пополнение слов в словаре детей;
• методы и приемы ТРИЗ-технологии, способствующие освоению детьми социально закрепленных значений слов;
• речевые ТРИЗ-игры, способствующие формированию у детей умения использовать достаточно разные словесные конструкции в определенных условиях общения.
Работа на формирующем эксперименте была организована по трем направлениям.
Таким образом, игровые приемы и методы ТРИЗ-технологии и речевые ТРИЗ-игры способствуют обогащению и формированию словарного запаса детей 3-4 лет, способствует формированию у детей умения достаточно свободно употреблять в своей разговорной речи многие синонимы, антонимы, наречия, глаголы, а также обобщающие слова, а также способствует развитию у детей независимости мышления, формированию умения находить собственные решения, давать оригинальные ответы, свободно вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.
Для того чтобы проверить, насколько была объективна наша оценка проведенных результатов работы, и произошли ли какие-то изменения в направлениях, по которым мы работали с помощью ТРИЗ-технологии, нами была проведена еще раз повторная диагностика детей.
В результате проведения контрольного этапа по выявлению уровня сформированности словарного запаса детей 3-4 лет, была выявлена следующая динамика:
• количество детей с низким уровнем снизилось на 8%,
• количество детей со средним уровнем не изменилось;
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 8%.
Полученные результаты позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы по формированию словарного запаса детей 3-4 лет посредством ТРИЗ-технологии, выявилось, что произошли следующие качественные изменения: дети стали более активные, они сами называют предметы по описанию, а также используют в речи глаголы, слова-антонимы. У детей повысилась речевая активность не только со взрослыми, но и с другими детьми.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2015. № 7. С. 64.
2. Алеушина В. К. Развитие диалога у старших дошкольников в игровой деятельности // Книжки, нотки и игрушки. 2015. № 5. С. 3-6.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 165 с.
4. Божович Л. И. Проблема формирования личности ребенка. М. : Педагогика, 2009. С. 108-156.
5. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. М. : Просвещение, 2016. С. 5-15.
6. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. : Просвещение, 2016. 301с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2016. 143 с.
8. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. М. : Просвещение, 2016. С. 31-34.
9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе. М.: Просвещение, 2016. 40 с.
10. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Просвещение, 2015. С. 8-12 с.
11. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. СПб. : Речь, 2017. С. 119-132.
12. Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности // Дошкольное воспитание. 2017. № 9. С. 49-55.
13. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН. 2017. 115 с.
14. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Основы курса. Учебник. М. : Просвещение, 2017. 376 с.
15. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. 2016. №5. С.14-16.
...