Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности 9
1.1 Психолого-педагогические исследования особенностей формирования социальных качеств младших школьников в трудах отечественных и зарубежных ученых 9
1.2 Возрастные особенности развития младшего школьника 13
1.3 Роль игровой деятельности в формировании социальных качеств младших школьников 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности 19
2.1 Характеристика программы по формированию социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности 19
2.2 Обоснование методов изучения психологических особенностей развития социальных качеств младших школьников 22
2.3 Анализ результатов исследования по формированию социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности 27
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 56
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 58
Важные задачи начального обучения в школе, что является 1-ым этапом в общем образовании - воспитание личности, которая способна к эффективному общению.
Главный компонент успешного общения непосредственно на личностном уровне - сформированность разных социальных качеств, начало продолжительного пути к овладению которыми находится в раннем детстве.
Сегодня происходит постоянное изменение условий жизни, что порождает проблему по эффективному взаимодействию людей, обеспечению возможностей для того, чтобы достичь взаимное понимание в межличностных контактах, что значимо в психологии, педагогике.
Актуальность указанной проблематики подлежит объяснению через рассмотрение общения при реализации деятельности, являющейся основной формой преобразующей активности каждого человека. Во время общения реализуются разные формы по обмены человеческими действиями, мыслями, чувствами, осуществляется взаимное понимание современной окружающей действительности, согласование действий. Происходит формирование в общении социальной общности, утверждение индивидуальности людей, развитие, реализация межличностных, общественных отношений.
В психологической науке имеются доказательства, что младший школьный период соответствует 7-9 годам, что он является благоприятным периодом для того, чтобы формировать социальные качества при использовании возможностей наглядного образного мышления, что присуще ребенку в указанном возрасте. В работе с младшими школьниками основная задача формирования социальных качеств - это на основе того опыта, который есть у школьника, сформировать первоначальное понимание и знание о данных качествах. Для этого проводится работа по обогащению социального опыта посредством общения, по развитию эмоциональной сферы, по формированию отношения ребенка к общечеловеческим ценностям
Для реализации поставленных задач особый интерес представляет изучение игровой деятельности как средства формирования социальных качеств младших школьников. Так как в начальной школе игра носит учебный характер, с этой целью используют дидактические игры. Эффективный метод формирования у детей младшего школьного возраста социальных качеств - это игровая деятельность. Дидактические игры - это разновидность игровой деятельности, носящая обучающий характер и отличающаяся от других видов игр тем, что в ней есть четкие правила, а также направленность на обучение ребенка. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр.
Педагоги разных эпох думали и предлагали решения этой проблемы. Концептуальные положения, методы, удачные методические приемы предложены Л.Н. Толстым и К.Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским и В.Ф. Шаталовым, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреевым и А.В. Хуторским. Теоретические основы решения проблемы формирования социальных качеств младших школьников широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. Вопросы, связанные с возможностью формирования социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности, были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А.Уразлиной, Л.А.Парамоновой, И.А.Яковлевой, Л.С.Лоренсо, В.Г.Гоголевой.
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что в настоящее время актуализируется необходимость организации целенаправленной работы с детьми младшего школьного возраста по формированию социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью формирования социальных качеств младших школьников и недостаточным использованием игровой деятельности в данной работе.
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы возможности игровой деятельности в формировании социальных качеств младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирование социальных качеств младших школьников.
Предмет исследования: формирование социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности будет эффективным, если:
• учтены возрастные особенности детей (игровая мотивация, особенности внимания и усидчивости, быстрая утомляемость);
• подобрано содержание формирования социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности;
• обеспечена поэтапная организация работы.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогические исследования особенностей формирования социальных качеств младших школьников в трудах отечественных и зарубежных ученых;
2. Выявить возрастные особенности развития младшего школьника;
3. Описать роль игровой деятельности в формировании социальных качеств младших школьников;
4. Разработать и апробировать программу по формированию социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности;
5. Дать обоснование методов изучения психологических особенностей развития социальных качеств младших школьников;
6. Провести анализ результатов исследования по формированию социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования выступают:
• концепции возрастного развития детей младшего школьного возраста, описанные в трудах О.А. Карабановой, Г. Крайга, Ф. Райс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона;
• исследования формирования социальных качеств младших школьников представлены в работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой;
• исследования возможностей игровой деятельности в формировании социальных качеств младших школьников были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А.Уразлиной, Л.А.Парамоновой, И.А.Яковлевой, Л.С.Лоренсо, В.Г.Гоголевой.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность формирования социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности; определены показатели и уровни развития сформированности социальных качеств младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность формирования социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по формированию социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности может быть использована в образовательном процессе других школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Тавда. В данном исследовании - 40 испытуемых детей в возрасте 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 12 рисунками.
В ходе изучения теоретических аспектов формирования социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности нами было установлено, что развитие социальных качеств предполагает развитие у детей потребности в общении с другими. Именно в младшем школьном возрасте ребенок приступает к постижению мира различных межличностных отношений, коммуникаций, открытию законов по построению любого взаимодействия людей между собой, изучение норм поведения. Для того, чтобы стать «взрослым», школьник подстраивает свои действия непосредственно под общепринятые правила, нормы. Эффективный метод формирования у детей младшего школьного возраста социальных качеств - это игровая деятельность. Дидактические игры - это разновидность игровой деятельности, носящая обучающий характер и отличающаяся от других видов игр тем, что в ней есть четкие правила, а также направленность на обучение ребенка. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр.
Констатирующий этап эксперимента позволил установить, что низкий уровень сформированности социальных качеств младших школьников можно диагностировать у 45% детей. Понимание эффективности методов общения отсутствует, ребенок не демонстрирует установку на конструктивное общение с другими школьниками в процессе деятельности. Школьник не стремится сделать в работе какой-либо общий рисунок или узор, с партнерами по деятельности общается минимально. У школьника не наблюдается умение грамотно приводить аргументы в защиту своей позиции, навыки уступать в парном общении также отсутствуют. Школьник не стремится сделать в работе какой-либо общий узор, с партнерами по деятельности общается минимально, попыток договориться не наблюдается.
Средний уровень сформированности социальных качеств младших школьников можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. Понимание эффективности методов общения сформировано частично, ребенок демонстрирует установку на конструктивное общение с другими школьниками в процессе деятельности, но навыков договариваться и уступать не демонстрирует. Школьник в целом стремится сделать в работе какой-либо общий рисунок или узор, однако с партнерами по деятельности общается минимально. У школьника частично сформировано умение грамотно приводить аргументы в защиту своей позиции, навыки уступать в парном общении диагностируются, но сформированы частично. Школьник не стремится сделать в работе какой-либо общий узор, с партнерами по деятельности общается минимально, попыток договориться не наблюдается. У школьника наблюдается частично сформированное умение грамотно приводить аргументы в защиту своей позиции, навыки уступать в парном общении и общаться конструктивно в случае конфликта отсутствуют. Стремление к помощи партнеру наблюдается, но в случае конфликта интересов оно пропадает. Школьник рассортировать фишки не может, общаться в ходе сортировки не желает, партнеру уступает неохотно и после долгого обсуждения на повышенных тонах. Школьник может выразить свою точку зрения так, чтобы она стала ясна партнеру, но тратит на это много времени. Вопросы другому ребенку задавать не стремится, свою точку зрения донести или объяснить в целом старается.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено. Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание программы по формированию социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности.
Нами было доказано, что формирование социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности будет эффективным, если:
• учтены возрастные особенности детей (игровая мотивация, особенности внимания и усидчивости, быстрая утомляемость);
• подобрано содержание формирования социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности;
• обеспечена поэтапная организация работы.
Контрольный этап исследования выявил, что в экспериментальной группе уровень сформированности социальных качеств младших школьников существенно повысился: количество детей младшего школьного возраста с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень овладения навыками командной работы у младших школьников выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен 0.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы. Исходя из данных результатов, мы делаем вывод, что разработанная и апробированная нами программа по формированию социальных качеств младших школьников средствами игровой деятельности показывает высокий уровень эффективности.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2014. 318 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: учебник. М.: Слово, 2017. 198 с.
3. Батуев A.C. Критические периоды детства и среда воспитания (начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка) // Мир психологии. 2016. №1. С. 13-18.
4. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: «Педагогика», 2018. 352 с.
5. Волкова М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2018. 228 с.
6. Волошина Н.К. Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 343. С. 170-172.
7. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и оно подходы // Северо - Кавказский психологический вестник. 2016. № 3. С. 45- 51.
8. Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. М.: Сентябрь, 2018. 112 с.
9. Иванова Н.П. Социализация детей в современных условиях // Социальная педагогика. 2018. № 3. С. 109-117.
10. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. Ростов н/Д.: МарТ, 2015. 448 с.
11. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. Спб.: КАРО, 2018. 368 с.
12. Колодина А.А. Социализация детей и формирование человеческого капитала в условиях транзитивного российского общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 6. С. 84-90.
13. Кубарь С.В. Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся // Дополнительное образование и воспитание. 2019. № 12. С. 17-18.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: «Модэк», 2017. 384 с.
15. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 2019. 196 с.
...