Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Работа №108312

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы страха и его влияния на деятельность человека 8
1.1 Психофизиологические аспекты и механизмы эмоции страха 8
1.2 Психологический анализ влияния страха на деятельность человека. Страх публичных выступлений как научная проблема практической психологии 12
1.3 Психологические условия предупреждения страха в детском возрасте 25
Глава 2 Экспериментальное исследование психологических условий предупреждения страха публичных выступлений 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Эмпирическое изучение наличия страха и их специфики у испытуемых 44
2.3 Разработка и апробация программы танцевально-ролевых игр для предупреждения страха публичных выступлений 50
2.4 Анализ динамики страхов у детей в ходе апробации комплекса танцевально-двигательных игр 56
Заключение 62
Список используемой литературы 65

Актуальность. Жизнь современного человека связана с постоянной необходимостью публичной презентации себя, своих возможностей, а также продуктов деятельности на рассмотрение других. И эти презентационные навыки являются показателями его деловых качеств. Такие требования предъявляются и считаются нормой начиная с самых ранних возрастов развития человека. При этом, такая ситуация начинает порождать тревогу, страх и устойчивую боязнь при возникновении необходимости публичного выступления.
Это явление наиболее распространено среди людей застенчивых и стеснительных, неуверенных в себе, которые испытывают страх даже при общении с новыми и малознакомыми людьми.
Особое внимание проблема страхов приобретает в детские периоды развития личности. Становление психики и личности, адаптация ребенка в мире, его социализация, не может не сопровождаться тревогами и страхами при взаимодействии с новой для него реальностью. Как известно, с одной стороны, являясь естественным и закономерным процессом, это формирует у детей картину мира и здоровые психологические защиты от страха и тревоги, с другой, при неконструктивной переработке актуальных, тревожащих личность, впечатлений и состояний, закрепляется в виде базовой тревожности, на фоне которой и развивается личность, но уже на фоне базовых невротических компонентов. Такая ситуация актуализирует научно-прикладные исследования этой проблемы, разрабатывая диагностические и коррекционные стратегии, способные своевременно и выявить, и трансформировать образовавшиеся невротические комплексы. По мнению специалистов, именно в ранние периоды становления личности психологическая помощь наиболее эффективно решает задачи предупреждения не только невротизации личности, но и профилактирует социально-психологические страхи общения, реализации себя, страхи публичных выступлений.
Страх является одной из сильных и ярких эмоций, которую человек может испытывать. Он появляется, когда человеку или его близким может угрожать опасность, о которой он не знает, не зная, как ее предотвратить. Чувство страха приходит либо сразу при получении негативной информации, либо развивается под влиянием мысли о последствиях случившегося.
Одним из ведущих вопросов, требующих решения, в настоящее время является проблема преодоления страхов перед публичными выступлениями. Особенно остро данная проблема стоит перед людьми, чья профессия связана с постоянными выступлениями перед публикой. Значительное количество работ, посвященных данной проблеме, подтверждают эту значимость.
Проблемами страха в науке занимаются давно и изучают этот феномен с разных направлений и в разных науках. Философы, Н.А. Бердяев, С. Кьеркегор, Л. Фейербах. П. Гольбах, Ж.-П. Сартр и многие другие изучали экзистенциальные смыслы страха для человеческого бытия. В психологии огромный вклад в исследования страха сделали Дж. Вольпе, Дж. Уотсон, Дж. Боулби, З. Фрейд, К. Хорни, К. Изард, Н.Е. Осипов, Ю.В. Щербатых, В.С. Дерябин, А.С. Зобов, А.И. Захаров, Е.П. Ильин, В.А. Ядов, И.В. Грошев и др. Большой вклад в исследования коррекции и профилактики деструктивного влияния страхов на личность сделали П.М. Якобсон, К.Р, Роджерс, Э. Торндайк, В. Франкл, Д, Ланге, Р.С. Лазарус, Л.Д. Лебедева, В.И. Долгова, С.С. Корнеенков, А.С. Спиваковская, А.Г. Лидерс, Б.В. Бурменская, О.А. Карабанова и др.
Анализ научных исследований и реальной практики позволил выявить следующие противоречия:
• несмотря на широкую представленность исследований страхов в психологии, все еще недостаточно изучен возрастной аспект специфики страха;
• наличие исследований по проблемам влияния страха на поведение и деятельность человека, все еще мало учитывается роль отрицательного воздействия страха публичных выступлений на качество деятельности личности;
• большой опыт в психотерапии и психокоррекции страхов все еще не позволяет говорить о разработанности дифференцированных средств и технологий преодоления страха публичных выступлений.
Для преодоления данных противоречий мы сформулировали проблему исследования, выраженную в необходимости изучения проявлений страха публичных выступлений у детей при хореографической подготовке и выявления частых причин закрепления страхов, а также поиска эффективных способов их преодоления.
Цель исследования - изучение возможностей танцевально-двигательных игр как способа преодоления страха публичных выступлений.
Объект исследования -страх публичных выступлений.
Предмет исследования - танцевально-двигательные игры как способ преодоления страха публичных выступлений.
Гипотеза исследования: преодоление страхов публичных выступлений у детей будет более эффективным, если использовать в хореографической подготовке комплексы танцевально-двигательных технологий, направленных на мышечную и дифференцированную релаксацию, и элементы ролевых игр с моделированием ситуаций, обеспечивающих репетицию публичного выступления в безопасных условиях группового взаимодействия в ходе занятий.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
• проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
• провести эмпирическое исследование и выявить проявления страха публичных выступлений у испытуемых.
• разработать и апробировать комплекс упражнений на преодоление страха публичных выступлений с использованием технологий танцевально - двигательных игр.
• проанализировать полученные результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составил личностно-деятельностный подход в отечественной и зарубежной психологии, и работы Б.Г. Ананьева, Э.Ф. Зеера, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, К. Изарда, Н.Е. Осипова, Е.П. Ильина, А.С. Спиваковской, А.Г. Лидерса, Б.В. Бурменской, О.А. Карабановой.
Методы исследования:
• метод теоретического анализа.
• метод наблюдения и беседы;
• психодиагностические методы:
• методика выявления детских страхов «Страхи в домиках», авторы А.И. Захаров, М. Панфилова [49];
• проективная методика «Карта эмоций», автор Ю.В. Никонорова [30].
• методы количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Многофункционального культурного центра Тольяттинского государственного университета (МКЦ ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»), в центре молодёжного творчества. Участниками эксперимента выступили дети 7-9 лет, посещающими хореографическую группу ЦМТ МКЦ ТГУ.
Новизна исследования. Новизна исследования представлена разработкой и апробацией комплекса танцевально-двигательных игр, направленных на снятие напряжения и развитие экспрессии, спонтанности , способствующих профилактике нервно-психического напряжения и предупреждению страха перед социальными оценочными ситуациями и страха публичных выступлений.
Теоретическая значимость исследования.
В ходе исследования были систематизированы отечественные и зарубежные взгляды на природу страхов, его механизмы и виды, а также установлена связь страха с показателями активности личности и продуктивности деятельности человека. Также представлена и обоснована негативная роль страха публичных выступлений в социализации личности и его связь с психоэмоциональным состоянием человека и психозойскими особенностями личности.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке и апробации комплекса танцевально-ролевых игр для преодоления страха публичных выступлений, который может лечь в основу программ психологической и педагогической коррекции различных страхов у детей и широко использоваться педагогами, психологами, руководителями детских творческих студий и др.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (63 источника). В работе содержится 3 таблицы, 6 рисунков. Общий объем работы составляет 70 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой части работы рассмотрены актуальность и проблемное поле исследования психологических средств коррекции страхов публичного выступления.
В виду научной и практической актуальности темы сформировано проблемное поле по исследуемой тематике, выявили цели, сформулировали задачи, определили гипотезу.
В настоящей работе были раскрыты такие темы, как причины возникновения страха в целом и публичных выступлений в частности, психологическая интерпретация и подходы к коррекции страха, методы коррекции страха публичных выступлений.
По каждому разделу теоретической части были сделаны разветвленные выводы, примененные в дальнейшем в разработке экспериментального плана и компоновки экспериментального воздействия, а также интерпретации результатов эмпирического исследования. На основании раскрытых теоретических и методических аспектов были подобраны необходимые процедуры экспериментального воздействия и проведено исследование с участием детей младшего школьного возраста.
До начала проведения исследования были изучены возможные внешние переменные настоящего эксперимента, которые затем были балансированы или контрбалансированы соответственно возможности управления ими. Была проведена процедура исследования дескриптивной статистики полученных результатов и наглядно представлены в виде графиков распределений.
Изучение наличия детских страхов у испытуемых, и выявление их специфики проводилось с группой испытуемых - детей младшего школьного возраста 7-9 лет, занимающихся в хореографической студии молодежного центра.
На основе количественного анализа данных, полученных при помощи диагностических методик, было выявлено, что количество страхов сверх нормы выявлено у 69,56 % выборки и лишь у 30, 44 % респондента количество страхов соответствует норме, хотя трое из выборки (4,34 %), как мы уже говорили, требуют внимательного наблюдения и анализа их состояния.
Детям с большим количеством страха присуща большая тревожность по отношению к типичным травмирующим или неопределенным событиям жизни. Это повышает их настороженность, снижение спонтанности в поведении и реакциях, излишняя плаксивость, избегающее поведение. Такая невротизация личности требует необходимой корректировки.
Для достижения цели настоящей выпускной квалификационной работы были разработан комплекс упражнений с танцевально-двигательными играми для предупреждения страха публичных выступлений. Игры и упражнения, входящие в комплекс, отбирались на основании необходимости снятия напряжения и регуляции состояний, вызываемых страхом публичных выступление и страхами в целом.
В комплекс вошли упражнения, направленные на мышечную релаксацию и дифференцированную релаксацию.
Наблюдения за особенностями деятельности детей в ходе апробации комплекса игр показали, что после упражнений удалось добиться расслабления и ликвидации мышечных зажимов, которые являются следствием страха и зажатости ребёнка, расслабления мышц спины, шеи, нижних и верхних конечностей, дети разогрелись перед активными играми и физически стали чувствовать себя более уверенно.
Также данные упражнения позволили нам провести визуальную диагностику и отметить то, что детям было делать более комфортно, а что давалось с трудом. Наблюдая за группой, можно было заметить, как после танцевально- двигательных упражнений дети становились более свободны в танцевальной импровизации и в готовых постановках. Помимо этого, мы отметили, что уровень детского танцевания значительно поднялся после такой игровой тренировки.
Беседа с детьми, проведенная по ходу и результатам апробированного комплекса игр и упражнений, показала, что многие отметили, что им давалось сложнее, а что легче. Например, дети отметили, что самым трудным стала импровизационная часть, но после танцевально-двигательных игр, страх и стеснения пропали. Также можно было отметить улучшение психологического климата в группе, что выражалось в проявлениях межличностного принятия, эмпатийности и поддержки.
Данные сравнительного статистического анализа, проведенного на контрольном этапе эксперимента, показали наличие различий в проявлениях страха у детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, после апробации разработанного нами комплекса упражнений.
Это подтверждает необходимость и полезность внедрения в практику работы упражнений, направленных на мышечную и эмоциональную релаксацию и использование таких упражнений в программах хореографической подготовки и особенно на этапах подготовки участников к публичным выступлениям.
Таким образом, положительное влияние программы на эмоциональное состояние и уровень их страхов подтверждается.
Разработанная программа может быть использована специалистами при проведении обязательных мероприятий психологической коррекции в детских садах и школах, а также применены в процессе дополнительных коррекционных мероприятий. Элементы данной работы также могут быть использованы при составлении информационных и методических материалов для широкого круга лиц касательно тематики психокоррекционной работы со страхами и фобическими состояниями.


1. Айзенк Г., Кеттел Р., Олпорт Г. Психология индивидуальности. Факторные теории личности. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2007. 128 с.
2. Акопян Л. С. Страхи современных детей, их регуляция и саморегуляция. Кишинев: Palmarium Academic Publishing, 2013. 364 с.
3. Акопян Л. С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция: монография. Самара: ПГСГА, 2010. 164 с.
4. Бедрединова С., Тащева А. Профилактика и коррекция детских страхов. Учебное пос. М.: Юрайт, 2018. 180 с.
5. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. М.: Смысл, 2021. 244 с.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Москва: Изд-во МГУ, 1984. 240 с.
7. Велиева С. В., Астраханцева Т. Н. Редукция негативных психических состояний у дошкольников [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №12 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reduktsiya-negativnyh-psihicheskih-sostoyaniy-u- doshkolnikov
8. Великие мысли великих людей. Древний Восток и Античность: сост. А. Кондрашев. М.: РИПОЛ классик, 2021. 480 с.
9. Вилюнас В. К. Психология эмоционального явления. Москва: Изд-во МГУ, 2016. 144 с.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Неосознаваемые процессы // Введение в общую психологию. Курс лекций. Москва: ЧеРо Юрайт, 2015. С. 63-71.
11. Грошев И. В. Специфические фобии в корригировании поведенческих паттернов личности: гендернополовозрастные особенности проявления [Электронный ресурс] // Российский психиатрический журнал. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7spetsificheskie-fobii-v-korrigirovanii-povedencheskih-patternov-lichnosti-gendernopolovozrastnye- osobennosti-proyavleniya
12. Дженкинс Р. Рузвельт. Из серии «Американские президенты». М.: КоЛибри. 2013. 304 с.
13. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. ФГОС. М.: Учитель, 2015. 258 с
14. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М.: Изд-во В. Секачев, 2017. 268 с.
15. Дорофеева Г. А. Страхи: определение, виды, причины [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ. Технические науки. 2002. №5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/strahi-opredelenie-vidy-prichiny
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ