Аннотация 2
Введение 7
1 Подстанция «Левобережная» и направления её совершенствования 8
1.1 Задачи трансформаторных подстанций 8
1.2 Характеристика подстанции «Левобережная» 13
1.3 Направления совершенствования подстанции 15
2 Система оперативной блокировки подстанции 17
2.1 Требования руководящих документов к обеспечению оперативной блокировки 17
2.2 Задачи оперативной блокировки 18
2.3 Проблемы системы оперативной блокировки и пути их решения 20
3 Разработка новых типов датчиков для системы оперативной блокировки 23
3.1 Обоснование требований к новым датчикам 23
3.2 Выбор конструкции датчиков тока для ЛЭП 24
3.2.1 Изолированный соленоид с проводной информационной линией 24
3.2.2 Специальный трансформатор с замкнутым магнитопроводом 30
3.3 Измерительные схемы для описанных трансформаторов 31
3.3.1 Базовая схема датчиков 31
3.3.2 Схема датчика тока с импульсным выходом 33
3.4 Разработка датчика заземления шины 36
4 Экспериментальные исследования датчиков 40
4.1 Организационно-технический аспект эксперимента 40
4.2 Результаты экспериментальных исследований 43
4.2.1 Измерение тока в имитаторе фрагмента ЛЭП 43
4.2.2 Испытание измерительных трансформаторов 43
4.2.3 Испытания датчика заземления шины 44
Заключение 45
Список использованных источников 46
Обеспечение надежной работы трансформаторной подстанции является важной задачей, поскольку любые сбои в данной области приводят к тяжелым последствиям для промышленных объектов и граждан. Одной из причин таких сбоев является человеческий фактор, то есть ошибочные действия персонала. Чтобы не допустить подобных происшествий применяется система оперативной блокировки.
Действующая система оперативной блокировки в целом достаточно эффективна, однако и она может быть усовершенствована. В частности, могут быть введены в систему управления подстанции новые датчики тока и заземления, конструированию которых посвящена настоящая работа.
На основе анализа состояния существующей системы блокировки определены направления ее совершенствования, обоснованы конструктивные подходы к изготовлению датчиков. Далее с помощью расчетов окончательно определены конструкции двух типов датчиков и разработаны измерительные схемы. Важной особенностью работы является значительный объем экспериментальных исследований.
Полученные научные результаты могут найти применение как на подстанции «Левобережная», так и на других объектах Единой энергетической системы России.
В выпускной квалификационной работе выполнена разработка блокировки, запрещающая подачу питания на заземляющую шину и разработка датчика заземления шины. Выполнено описание экспериментальных исследований датчиков, в результате чего было принято решение, что конструкция датчика тока с замкнутым магнитопроводом является самой оптимальной, так как результаты этого эксперимента превосходят результаты предыдущих.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы было выполнены все запланированные задачи и достигнута цель бакалаврского проекта.