Введение 4
Глава 1 Общая характеристика договора коммерческой концессии 7
1.1 Понятие договора коммерческой концессии 7
1.2 Соотношение понятий коммерческой концессии и
франчайзинга 9
Глава 2 Элементы договора коммерческой концессии 16
2.1 Предмет и стороны договора коммерческой концессии 16
2.2 Содержание договора коммерческой концессии 22
Глава 3 Особенности правового регулирования коммерческой концессии... .29
2.1 Ответственность по договору коммерческой концессии 29
2.2 Защита прав сторон коммерческой концессии 37
Заключение 41
Список используемой литературы и используемых источников 44
Бурное развитие рыночных отношений в Российской Федерации, предопределило новые экономические возможности для предпринимательских отношений, что, в свою очередь, обусловило изменение законодательства, регулирующего данные отношения. Возможности, предоставленные экономическим развитием страны, были сопряжены с выходом на международный рынок, где важным условием являлось освоение корпоративного законодательства основанного на нормах частного права, а также нормы публичного права, которые непосредственно задействованы в регулятивных механизмах государственного управления корпорациями.
В современных реалиях развития рынка, предполагающего наличие соответствующих знаний в области корпоративного права, отечественная юридическая наука столкнулась с проблемой недостаточного исследования вопросов коммерческой концессии.
Сегодня, как никогда ранее, в отечественном научном сообществе обозначилась тенденция к повышению интереса исследования современного корпоративного права. Данной теме посвящено немало исследований. Изучение темы корпоративного права тесно связано со сравнительным правоведением, где необходимость разрешения проблем и споров в данном вопросе отмечена многими специалистами.
Эффективное регулирование процессов экономической деятельности, предполагает наличие соответствующего законодательства. Поэтому, ученые-цивилисты, определяя данную тему важной и первостепенной, с заинтересованностью подходят к изучению вопросов правового управления корпораций, как отечественных, так и иностранных, находя в этом, механизмы для координирования экономической деятельности.
Одной из ключевых особенностей современных предпринимательских отношений является наличие ряда факторов, которые сдерживают его развитие. Сюда можно отнести потребность в расширении реализации произведенной продукции, необходимость привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных компаний, повышение эффективности и увеличение срока работы компаний, которые относятся к малому бизнесу. Также существенной проблемой является само взаимодействие между предприятиями малого и крупного бизнеса.
Для того, чтобы решить данные проблемы, необходимо обратиться к экономическим механизмам, одним из которых является франчайзинг.
Современный франчайзинг в реалиях России развит еще недостаточно хорошо вследствие ряда причин экономического, организационно-правового и социально-психологического характера. В настоящее время вопросами развития франчайзинга занимаются многие исследователи, однако на данный момент данная проблема изучена недостаточно. Четкие механизмы, способствующие выходу франчайзинга на новый уровень, находятся в разработке или же не предложены вовсе. Это предопределяет выбор темы дипломной работы.
Цель работы состоит в комплексном исследовании сущности договора коммерческой концессии (франчайзинга). Для достижения выше поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
- рассмотреть договор коммерческой концессии: предмет, стороны, содержание;
- провести анализ соотношения понятий коммерческой концессии и франчайзинга;
- изучить проблемы ответственности в сфере коммерческой концессии;
- проанализировать защиту исключительных и иных прав сторон договора коммерческой концессии.
Объектом работы являются общественные отношения в сфере договора коммерческой концессии.
Предмет исследования - нормы права, регламентирующие договор коммерческой концессии.
Теоретической базой работы послужили работы таких авторов как Акулова А.Ш., Ахатов А.И., Боброва В.В., Гриднева О.В., Дынжанская М.В., Дюкарева A.A., Замотаева Т.Б., Кислицина О.В., Михайлова Л.А., Непомнящая И.С., Нуретдинова Ю.В., Отрощенко К.Д., Панюкова В.В., Потапов A.A., Райников А.С., Соломонов Е.В., Соломонов Е.В., Степанчук А.А., Суханов Е.А., Юсупова Ш.Н. и др.
При написании работы применялись диалектический, сравнительно- правовой, формально-юридический и другие методы исследования.
Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости осуществления мероприятий по решению рассмотренных проблем развития франчайзинга и разработке механизмов, реализация которых позволит максимально использовать потенциал всех субъектов франчайзинговой системы в России.
Структура работ представлена введением, тремя главами, подразделенными на шесть параграфов, заключением и списком используемой литературы и источников.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В России франчайзинг развивается, однако недостаточно быстрыми темпами, хотя неоспоримые преимущества франчайзинга уже несомненны и доказаны. Потенциал для развития отечественного франчайзинга явно существует, однако на данный момент в России сохраняется ряд проблем сохраняется.
2. Исследование вопроса о соотношении коммерческой концессии и франчайзинга привело к однозначному мнению автора о том, что данные две правовые категории являются тождественными. Несмотря на мнения ученых утверждающих о широте второй категории и его поглощения первого, автор детально указал на идентичность сущности и правовой природы данных терминов.
3. Исследуя вопрос об обязательствах сторон по договору коммерческой концессии, а также рассмотрев и исследовав иностранные законодательства, регулирующие франчайзинговые правоотношения - ввести обязательство как для правообладателя, так и для пользователя о передаче друг другу преддоговорной информации. Следовательно, необходимо и введение преддоговорной ответственности. Введение данных новшеств позволит в первую очередь эффективному взаимодействию между сторонами договора коммерческой концессии, а также, что является не маловажными уменьшению количества судебных споров на практике.
4. Анализ проблем, замедляющих развитие отечественного франчайзинга, позволил сформировать механизм развития системы франчайзинга в России, согласно которому необходимо усовершенствовать работу над следующими направлениями:
- организация ознакомительной деятельности и специализированных мероприятий для создания информационной среды среди предпринимателей, которая будет повышать их компетентность в области франчайзинга;
- обновление и расширение национального реестра франшиз;
- оказание консультационной и организационной помощи в упаковке франшизных пакетов для потенциальных франчайзеров;
- предоставление информационных и консультационных услуг при выборе франшизы для потенциальных франчайзи;
- организация личных встреч потенциальных субъектов франчайзинговой системы для обеспечения их плодотворного сотрудничества.
Для того, чтобы снизить риски покупки франшизы у недобросовестного франчайзера, покупки «дутой» франшизы или франшизы с высокой степенью вероятности отсутствия положительных результатов деятельности, франчайзи должен следовать определенным рекомендациям:
1. Заявленные франчайзером цифры могут существенно различаться в зависимости от множества факторов (стоимость аренды, проходимость точки, сезон продаж). Тщательное изучение информации позволит франчайзи избежать ошибок;
2. Учитывая экспертное мнение, при выборе франшизы необходимо обращать внимание, в первую очередь, на следующие элементы:
- срок окупаемости и его реалистичность;
- размер стартовых инвестиций и возможность их погашения;
- паушальный взнос и что в него входит;
- наличие большого количества положительных отзывов о данном франчайзере;
- количество закрытых точек и причины, по которым они закрылись.
3. Как уже было сказано выше, повышению возможности развития франчайзинга в России может способствовать изменение главы 54 Гражданского кодекса РФ с учетом положительного опыта использования договора франчайзинга в развитых странах. Так, предлагаем ввести в главу 54 ГК РФ определение таких понятий, как: «франчайзинг», «объект франчайзинга», «субъекты франчайзинга», «франшиза», «роялти».
4. Параллельно с внесением изменений в Гражданский кодекс РФ, необходимо принятие специального нормативного акта - Федерального закона «О франчайзинге», который будет способствовать развитию франчайзинга на территории нашей страны и популяризировать его использование как отечественными предпринимателями, так и зарубежными компаниями. Помимо того, что необходимо учесть все нюансы, которые не должны допускать противоречий между данным законом и главой 54 ГК ТК, в данном законе должны быть конкретизированы следующие действия:
1) Прописать механизм действий, необходимых для минимизации конкуренции между франшизами после прекращения договора.
2) Регламентировать преддоговорные отношения субъектов франчайзинговой системы с целью их защиты от оппортунистического поведения партнеров.
3) Пошагово обозначить перечень мероприятий по поддержке франчайзи (пользователя) со стороны правообладателя (франчайзера).
4) Регламентировать порядок расчетов. Например, закон должен ограничить роялти и прочие платежи, если они не обоснованы.
Данные рекомендации могут способствовать развитию отечественного франчайзинга и его выходу на новый уровень развития. В свою очередь, это даст дополнительный стимул развития малому бизнесу и экономике России в целом.
1. Акулова А.Ш. Сущность и роли франчайзинга в современной экономике России // Региональное развитие. 2016. № 2.
2. Ахатов А.И. Франчайзинг в России в наше время // Молодой ученый. 2016. № 12.
3. Боброва В.В. Развитие государственно -частного партнерства в России в форме концессии // Наука вчера, сегодня завтра: Мат-лы науч.- практ. конф. Воронеж: Воронежский гос. аграрный ун-т им. Императора Петра I, 2016.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №
5. Ст. 410.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ . 1994. № 32. Ст. 3301.
6. Гриднева О.В. Правовая природа договора коммерческой концессии // Бизнес в законе. 2016. № 2.
7. Дынжанская М.В. Современная ситуация на рынке франчайзинга в России: тенденции и перспективы // Фундаментальные исследования. 2017. № 10-1.
8. Дюкарева A.A. Договор коммерческой концессии: исторический анализ развития российского законодательства, пробелы законодательства // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 2 (17).
9. Замотаева Т.Б. Соотношение предмета договора, предмета и объекта договорного обязательства // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 2.
10. Кислицина О.В. Формирование условия договора в современном гражданском праве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2004.
11. Михайлова Л.А. Перспективы развития новых моделей франчайзинга в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. № 4 (32).
12. Непомнящая И.С. Коммерческая концессия или франчайзинг: проблема дефиниций // Общество и право. 2017. № 3 (49). С. 52-55.
13. Нуретдинова Ю.В. Перспективы развития франчайзинга в России в условиях экономической нестабильности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5-2.
14. Определение Высшего арбитражного суда РФ от 08.04.2013 № ВАС-3422/13 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Отрощенко К.Д. Проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2022.
16. Панюкова В.В. Развитие торговых сетевых компаний на основе договора коммерческой концессии в условиях нестабильности // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 1 (424).
17. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 08.08.2017 по делу № А56-30060/2015 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Постановление Федерального арбитражного суда
Дальневосточного округа от 30.11.2017 № ФОЗ-5443/17 по делу А51-
4947/2017 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Потапов A.A. Проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии в Российской Федерации // Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления. 2017. № 4.
20. Проект Федерального закона N 503845-6 «О франчайзинге» // (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.04.2014) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://asozd.duma.gov.ru
21. Проект Федерального закона № 503845-6 «О франчайзинге»
[Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Райников А.С. Проблемы применения рамочных договоров (договоров с открытыми условиями) // Сибирский юридический вестник. 2018. № 3.
23. Соломонов Е.В. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии: вопросы реализации на примере содержания правоотношений // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2016. № 1 (46).
24. Соломонов Е.В. Существенные условия договора коммерческой концессии // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. № 3 (44).
25. Степанчук А.А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 3 (245).
26. Суханов Е.А. Предпринимательские корпорации в новой редакции гражданского кодекса Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 1 (217).
27. Типовой (модельный) Закон «О раскрытии информации о
франшизе». Рим, 2002 // https://franchising-
suncar.kz/index.php/podderzhka/zakony/3-zakon-o-raskrytii-informatsii-o- franshize
28. Юсупова Ш.Н. Особенности договора коммерческой концессии на современном этапе // Закон и право. 2018. № 8.