Введение
Глава 1 Анализ деятельности управления анализа и мониторинга общественного мнения аппарата Правительства Тверской области 9
1.1Технико-экономическая характеристика деятельности
1.1.1Характеристика аппарата Правительства Тверской области
1.1.2Структурная схема аппарата Правительства Тверской
области
1.1.3Краткая характеристика управления
1.1.4Сущность задачи автоматизации
1.2Концептуальное моделирование бизнес-процессов управления
анализа и мониторинга общественного мнения аппарата Правительства Тверской области
1.2.1Анализ бизнес-процесса обработки обращений
граждан и организаций
1.2.2Анализ бизнес-процесса изучения общественного
мнения
1.2.3Разработка и анализ модели «Как должно быть»
бизнес-процесса обработки обращений граждан и организаций
1.2.4Разработка и анализ модели «Как должно быть»
бизнес-процесса изучения общественного мнения
1.3Постановка задачи на автоматизацию
1.3.1Цель и назначение автоматизированного варианта
решения задачи
1.3.2Общая характеристика организации решения задачи
на ЭВМ
1.4Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования
1.4.1Определение критериев анализа
1.4.2Сравнительная характеристика существующих
разработок
Глава 2 Разработка и реализация информационной системы
«Глас народа»
2.1Логическое моделирование информационной системы
«Глас народа»
2.1.1Логическая модель и ее описание
2.1.2Используемые классификаторы и системы
кодирования
2.1.3Характеристика нормативно-справочной и входной
оперативной информации
2.1.4Характеристика базы данных
2.1.5Характеристика результатной информации
2.2Физическое моделирование информационной системы «Глас народа»
2.2.1Выбор архитектуры информационной системы «Глас народа»
2.2.2Функциональная схема информационной системы «Глас народа»
2.2.3Структурная схема информационной системы «Глас народа»
2.2.4Описание программных модулей информационной системы «Глас народа»
2.3Технологическое обеспечение задачи
2.3.1Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации
2.3.2Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации
2.4Контрольный пример реализации проекта и его описание
Глава 3 Оценка и обоснование экономической эффективности проекта
3.1Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности
3.2Расчет показателей экономической эффективности проекта
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Требования к информационной системе «Глас народа»
Приложение Б Диаграммы последовательности информационной системы
Приложение В Фрагменты заполненных классификаторов информационной системы «Глас народа»
Приложение Г Особенности физической структуры базы данных
Приложение Д DDL-представления SQL- и PLpgSQL функций и процедур
Приложение Е Блок-схемы алгоритмов программных модулей
Бурное развитие информационно-телекоммуникационных технологий, продолжающееся в России на протяжении последних двух десятилетий, обуславливает потребность в развитии качественно новых форм цифровой коммуникации власти и общества, зачастую именуемых термином «электронная демократия» [6]. По мнению ряда зарубежных исследователей, без вовлечения граждан в активное обсуждение существующих региональных и муниципальных проблем посредством новых информационных технологий невозможно создание так называемого «открытого (электронного) правительства» [30].
До недавнего времени в вопросах цифровой коммуникации власти и населения наша страна существенно отставала от большинства развитых стран мира. Лишь с началом реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» это отставание стало стремительно сокращаться. Так, уже в конце 2018 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации был утвержден паспорт ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город» [12], а в начале 2019 года - стандарт «Умный город» [2], определившие, в том числе, базовые и дополнительные требования к интернет-сервисам по участию граждан в рейтинговых обсуждениях мероприятий в сфере городского хозяйства, а также в части автоматизированной обработки обращений граждан к органам власти.
К сожалению, темпы развития умных городов существенно разнятся от региона к региону. В частности, в Москве еще в 2014 году была реализована система электронных опросов «Активный гражданин» [11], послужившая прообразом проекта цифровой платформы «Активный горожанин», представленного в вышеупомянутом стандарте «Умный город». Напротив, в Тверской области и ряде других субъектов Российской Федерации соответствующая инициатива не получила должной поддержки, хотя 2020 год определен стандартом «Умный город» в качестве предельного срока внедрения цифровой платформы.
Таким образом, актуальность темы бакалаврской работы обусловлена существующей в Тверской области потребностью в формировании «открытого правительства», что косвенно выражается в необходимости радикального улучшения ряда бизнес-процессов, реализуемых управлением анализа и мониторинга общественного мнения аппарата Правительства Тверской области.
Цель работы состоит в разработке на примере Тверской области региональной информационной системы интернет-референдумов «Глас народа».
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
-проанализировать бизнес-процессы изучения общественного мнения и обработки обращений граждан, реализуемые в управлении анализа и мониторинга общественного мнения аппарата Правительства Тверской области;
-обосновать необходимость и возможность радикального улучшения указанных бизнес-процессов путем их автоматизации;
-провести сравнительный анализ представленного на рынке программного обеспечения, решающего аналогичные задачи;
-обосновать целесообразность разработки собственного решения;
-оформить в виде технического задания требования к разрабатываемой региональной информационной системе интернет- референдумов «Глас народа»;
-разработать и протестировать прототип информационной системы «Глас народа»;
-обосновать экономическую эффективность предлагаемой информационной системы «Глас народа».
В контексте поставленной цели и решаемых задач в качестве объекта исследования выступают бизнес-процессы изучения общественного мнения и обработки обращений граждан управления анализа и мониторинга общественного мнения аппарата Правительства Тверской области, а предмета исследования - возможности их радикального улучшения посредством автоматизации.
Исследования проводились с использованием следующих методов:
-метода проведения и сбора данных при обследовании предприятия;
-методологии объектно-ориентированного анализа и
проектирования (ООАП);
-CASE-технологии структурного и объектно-ориентированного анализа и проектирования.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе проведен анализ деятельности управления анализа и мониторинга общественного мнения аппарата Правительства Тверской области, ее концептуальное моделирование, определены и оформлены в виде проекта технического задания основные требования к информационной системе, поставлена задача на её разработку, проведен сравнительный анализ представленных на рынке программных продуктов, решающих сходные задачи.
Во второй главе выполнено логическое и физическое моделирование информационной системы. Разработан и протестирован ее прототип.
В третьей главе приводятся результаты анализа показателей экономической эффективности информационной системы в соответствии с выбранной методикой. В заключении приводятся оценки результатов исследования, выводы и рекомендации по практическому использованию материалов работы.
Бакалаврская работа состоит из 77 страниц и включает 29 рисунков, 10 таблиц, 30 источников.
Целью настоящей работы являлась разработка на примере Тверской области региональной информационной системы интернет-референдумов «Глас народа», обуславливаемая существующей в регионе потребностью в создании «открытого правительства», на основе решений, реализующих требования к цифровой платформе «Активный горожанин».
Достижению поставленной цели способствовало успешное решение основных задач исследования. В частности, установлена необходимость в реинжиниринге двух малоэффективных бизнес-процессов управления анализа и мониторинга общественного мнения аппарата Правительства Тверской области и выдвинуты конкретные предложения по их улучшению путем автоматизации. В ходе разработки постановки задачи на автоматизацию выявлены требования к системе, подготовлен проект технического задания на ее разработку. Анализ сильных и слабых сторон существующих решений позволил обозначить конкурентные преимущества будущей системы и приступить к ее проектированию. Итогами проектирования стали серии UML-диаграмм, конкретные архитектурные рекомендации, модель базы данных, на основе которых создан действующий прототип информационной системы.
Результаты оценки экономической эффективности разработки свидетельствуют о ее окупаемости в течение года с момента внедрения с последующей экономией бюджетных средств в размере 490000 рублей в месяц. Рассчитанная стоимость проекта, его ориентированность на имеющиеся в Тверской области программные и аппаратные средства, а также сравнительно небольшой срок реализации являются ключевыми конкурентными преимуществами предлагаемой разработки.
Полученные результаты могут быть полезными специалистам по информатизации Министерства цифрового развития и информационных технологий Тверской области.
1.Активный гражданин [Электронный ресурс]. - 2018. URL:
https://ag.mos.ru/home (дата обращения: 25.04.2020).
2.Базовые и дополнительные требования к умным городам (стандарт
«Умный город») [Электронный ресурс] / Минстрой РФ. 2019. - URL:
https: //www. minstroyrf.ru/trades/gorodskaya- sreda/proekt-tsifrovizatsii- gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/ (дата обращения: 11.04.2020).
3.Информационно-статистический обзор по обращениям граждан, поступившим в Правительство Тверской области от жителей Тверской области за 2019 г. [Электронный ресурс] / Правительство Тверской области. 2019. - Режим доступа: https://тверскаяобласть.рф/obrashcheniya-grazhdan-i- organizatsiy/priemnaya-gubernatora-tverskoy-oblasti-po-priemu- grazhdan/2019%20%D0%BE%D0%B1 %D0%B7%20%D0%B3%D0%BE%D0% B4.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
4.Новикова Т.Б. и др. Описание управления бизнес-процессами
предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 8-2. - С. 318-322; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38893 (дата
обращения: 19.03.2020).
5.Объектно-ориентированный анализ и проектирование [Текст] : практикум / Б. Маклафлин, Г. Поллайс, Д. Уэст ; пер. Е. Матвеев. - СПб. : ПИТЕР, 2013. - 602 с.
6.Омеличкин Олег Викторович Электронная демократия: понятие,
проблемы // Вестник КемГУ. 2014. №1 (57). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-demokratiya-ponyatie-problemy (дата обращения: 16.05.2020).
7.ОС СН Astra Linux SE Смоленск 1.6 [Электронный ресурс]. - 2019.
URL: https://wiki.astralinux.ru/pages/viewpage.action?pageId=37290451 (дата
15.04.2020).
8.Портал «Наш Санкт-Петербург» [Электронный ресурс] - 2016. URL: https://gorod.gov.spb.ru/ (дата обращения: 25.04.2020).
9.Постановление Губернатора Тверской области от 16 июля 2014 года
N 110-пг (с изм. от 27.05.2016). Об управлении анализа и мониторинга общественного мнения аппарата Правительства Тверской области [Электронный ресурс] / Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. 2016. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/412384199 (дата обращения: 12.04.2020).
10.Постановление Губернатора Тверской области от 9 ноября 2011
года N 63-пг (с изм. от 17.12.2019 года). Об аппарате Правительства Тверской области [Электронный ресурс] / Техэксперт. 2019. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/499308188 (дата обращения: 11.04.2020).
11.Постановление Правительства Москвы от 27 февраля 2018 года №
117-ПП О проекте «Активный гражданин» (с изменениями на 29 мая 2019 года) [Электронный ресурс] / Техэксперт. 2018. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/556622427 (дата обращения: 27.03.2020).
12.Приказ Минстроя России от 31 октября 2018 г. № 695/пр «Об
утверждении паспорта ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город» [Электронный ресурс] / Минстрой РФ. 2018. - URL: https://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/9fe/pasport-proekta-
31.10.2018_695_pr_YAkushev_V.V._CHibis_A.V.pdf (дата обращения: 11.04.2020).
13.Программный комплекс «Безопасный город» [Электронный ресурс] / ОАО «111111 «Эргоцентр». - 2019. URL: http://ergocentr.ru/apk-safe-city/ (дата обращения: 15.04.2020).
14.РБК сообщает о покупке создателя российской ОС Astra Linux в
интересах «Росатома» [Электронный ресурс] - 2017. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3343673 (дата обращения: 22.04.2020).
15.Рыбальченко М. В. Архитектура информационных систем : учебное пособие для вузов / М. В. Рыбальченко. — М : Издательство Юрайт,
2016.— 91 с...