Введение 3
Глава 1. Ответственность за государственную измену и шпионаж в истории уголовного права России 6
1.1. Ответственность за государственную измену и шпионаж в дореволюционный период 6
1.2. Ответственность за государственную измену и шпионаж в советский период 13
Глава 2. Проблемы нормативной регламентации объективных признаков государственной измены и шпионажа в действующем УК РФ 20
2.1. Проблемы определения объекта государственной измены и шпионажа 20
2.2. Проблемы объективной стороны государственной измены и шпионажа 33
Глава 3. Проблемы нормативной регламентации субъективных признаков государственной измены и шпионажа в действующем УК РФ 43
3.1. Особенности субъекта государственной измены и шпионажа 43
3.2. Проблемы субъективной стороны государственной измены и шпионажа 54
Заключение 64
Список используемых источников 70
Актуальность исследования. Отношения России с зарубежными странами на протяжении истории всегда были неоднозначными, зачастую принимая характер конфронтации. Ряд зарубежных государств, как отмечается специалистами, продолжает проводить политику попыток ущемления интересов нашей страны, причём круг данных стран со времён распада СССР значительно расширился, с учётом того, что внешнеполитическая позиция ряда зарубежных государств (в том числе стран, ранее входивших в состав СССР) по отношению к Российской Федерации изменилась далеко не в лучшую сторону, создавая угрозу внешней безопасности нашей страны.
Кроме того, в последние годы стали наращивать свои силы различные террористические организации, чья деятельность имеет международный, транснациональный характер, что предполагает наличие у такого рода структур значительных организационных, финансовых и иных ресурсов, которые могут быть использованы во вред интересам России.
Реализация деятельности, направленной против внутренних и внешних интересов нашего государства фактически не может быть осуществлена без участия в этой деятельности конкретных физических лиц как имеющих гражданство Российской Федерации, так и являющихся лицами без гражданства, а также гражданами иностранных государств.
Такого рода содействие в осуществлении враждебной деятельности может иметь разноплановый характер и в ряде случаев, в соответствии с нормами российского уголовного права, может быть квалифицировано по ряду составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, образуя деяния, запрещённые Уголовным кодексом Российской Федерации¹ (УК РФ) под угрозой уголовной ответственности и наказания. Речь идёт в первую очередь о таких составах преступлений, как государственная измена (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ).
Несмотря на то, что число данных преступлений в последнее десятилетие является сравнительно небольшим, такие деяния обладаю повышенной общественной опасностью, создавая серьёзную угрозу для всего общества и государства в целом, так как посягают на государственную безопасность.
В этой связи актуализируется проблема повышения эффективности противодействия данному кругу общественно опасных посягательств в том числе уголовно-правовыми средствами. Для того, чтобы в данном контексте рассматриваемая задача получила должное воплощение в правоприменительной практике, необходимо формирование чёткого представления о том, каковы объективные и субъективные признаки государственной измены и шпионажа и какие именно обстоятельства необходимо учитывать для правильной квалификации таких деяний, что обуславливает актуальность предпринятого исследования.
Степень разработанности темы. Вопросы нормативной регламентации ответственности за государственную измену и шпионаж разрабатывались в разные годы в трудах таких отечественных специалистов, как: Антонов А.Г., Жаров С.Н., Крюкова О.А., Терешенко Г.И., Тюнин В.И., Рябчук В.Н., Энгельгардт А.А. и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с противодействием совершению государственной измены и шпионажа в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты и материалы правоприменительной практики, касающиеся вопросов квалификации государственной измены и шпионажа.
Целью исследования является рассмотрение и анализ актуальных проблем, связанных с квалификацией государственной измены и шпионажа.
Задачи исследования:
• Охарактеризовать вопрос регламентации ответственности за государственную измену и шпионаж в истории уголовного права России;
• Проанализировать проблемы нормативной регламентации объективных признаков государственной измены и шпионажа в действующем УК РФ;
• Обозначить проблемы нормативной регламентации субъективных признаков государственной измены и шпионажа в действующем УК РФ;
• Сформулировать выводы и предложения по материалам проведённого магистерского исследования.
Методология исследования предполагает использование метода сравнительного анализа, логико-структурного анализа норм действующего законодательства, логического и аналитического метода.
Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях обозначенной в магистерской диссертации проблематики, а также при подготовке учебных материалов для учебного процесса.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, логически разделённых на отдельные параграфы, заключения и списка используемых источников.
В заключении работы подведём общие итоги и сформулируем выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства.
История становления уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж берёт своё начало с древнейших источников отечественного права. Данные положения развиваются в дореволюционном уголовном законодательстве, трансформируясь в законодательстве советского периода в контрреволюционном ключе, что обусловило начало обширных репрессий и определённый регресс нормативного регулирования данной сферы. В современном уголовном законодательстве РФ нормы, предусматривающие уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж нашли своё отражение в ст. 275 и 276 УК РФ.
Существовавшая и применяемая ранее редакция статьи «государственная измена» и «шпионаж» сужала объект посягательства. В новой редакции норм законодатель отказался от использования категории «внешняя безопасность», заменив её на оборот «безопасность Российской Федерации». В результате, в настоящее время, в отличие от ранее действовавших правовых норм УК РСФСР, и первоначальной редакции УК РФ, у составов преступлений, закреплённых в ст. 275 и 276 УК РФ один и тот же непосредственный объект, в качестве которого выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность Российской Федерации.
Тем не менее, категория «безопасность» является, несмотря на предпринимаемые исследования в данной области, весьма неоднозначно толкуемой. Отсутствует единообразие в понимании механизма воздействия на безопасность при совершении обозначенных выше посягательств.
Представляется, что «государственная безопасность» и «безопасность государства», несмотря на кажущееся сходство и даже идентичность, нельзя рассматривать как равнозначные, их целесообразно рассматривать как соотношение части и целого. В этом смысле государственная безопасность представляет собой только один из элементов безопасности государства.
Обращает на себя внимание отсутствие определения безопасности в новом Федеральном законе от 28.12.2010 г. «О безопасности», где законодатель не определяет понятийно что является безопасностью. В данном документе законодатель, обобщая направления обеспечения безопасности, сводит их к такой общей категории, как «национальная безопасность».
Сам оборот «национальная безопасность», применительно к Российской Федерации критикуется, поскольку население страны не включает в себя только представителей одной (или преимущественно одной) национальности. Народ Российской Федерации многонационален, что обуславливает целесообразность использования понятия «федеральная безопасность» или «общенациональная безопасность».
Таким образом, в вышеназванном Законе, а также в иных нормативных документах, касающихся обеспечения безопасности, включая «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации» [82], целесообразно также использовать иной оборот. Наиболее предпочтительным представляется понятие «федеральная безопасность».
«Федеральная безопасность - это система, обеспечивающая такое состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в политической, экономической, социальной, военной, информационной, экологической и других сферах от реальных факторов, причиняющих вред этим интересам, а также от внутренних и внешних угроз, которое характеризуется отсутствием недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба этим жизненно важным интересам. Указанная система находится в постоянном развитии, определяемом изменениями обстановки внутри страны и на международной арене».
Такое определение безопасности, с учётом отмеченного выше, представляется целесообразным сформулировать и включить в ст. 1 Федерального закона «О безопасности».
Также в целях совершенствования нормативного регулирования, представляется целесообразным переформулировать наименование гл. 29 УК РФ на: «Преступления против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации».
Если рассматривать уголовно-правовые составы преступлений, которые предусмотрены ст. 275 и 276 УК РФ с точки зрения объективной стороны, то не сложно прийти к обоснованному выводу о том, что объективная сторона анализируемых составов деяний, равно как и объект данных составов, едина как для государственной измены (ст. 275), так и для шпионажа (ст. 276).
Толкование составляющих объективной стороны анализируемых деяний, как правило, не представляет существенных сложностей.
Иначе обстоит дело с толкованием отдельных субъективных признаков государственной измены и шпионажа.
Проведённый уголовно-правовой анализ субъективного состава государственной измены и шпионажа даёт нам основания для формулирования ряда предложений, связанных с совершенствованием российского уголовного законодательства в части, касающейся субъекта уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж.
Субъекты преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ различны, что и выступает в качестве критерия разграничения анализируемых составов противоправных деяний.
Субъектом государственной измены может быть физическое лицо, которое на момент совершения посягательства достигло общего возраста привлечения к уголовной ответственности - 16 лет, обладает критерием вменяемости и, что очень важно при квалификации обозначенного преступления, имеет российское гражданство. Наличие данного критерия позволяет говорить о субъекте государственной измены, как о специальном субъекте.
С учётом того, что критерий гражданства должен быть только у исполнителя государственной измены, но не у других соучастников, некоторые специалисты считают, что такой состав преступления стоит считать не составом со специальным субъектом, а составом со специальным исполнителем.
Субъектом шпионажа, как отдельного преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ, может рассматриваться также вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет к моменту совершения преступления, но, в отличие от субъекта преступления «государственная измена» (ст. 275 УК РФ), обладает гражданством какого-либо зарубежного государства, или же не имеет гражданства вообще (включая лиц, постоянно проживающих на территории нашей страны).
В ряде зарубежных стран, независимо от наличия или отсутствия гражданства, для виновных лиц устанавливается равная ответственность за шпионаж. Таков порядок нормативного регулирования уголовной ответственности за шпионаж в законодательстве США, Г ермании, Франции и других стран.
В этой связи, некоторые авторы предлагают исключить ст. 276 УК РФ из текста уголовного закона России, установив единую ответственность граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Такое предложение, в принципе, выглядит уместным и может позволить в определённой степени упростить применение уголовной ответственности за совершение анализируемых деяний, направленных на причинение ущерба безопасности страны, сведя их к единому преступлению.
Однако, сведение составов преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ к норме, выступающей «общим знаменателем» требует формулирования наименования такого преступного деяния. Представляется, что формулировкой, которая содержательно объединила бы воедино государственную измену и шпионаж могла бы стать следующая: «Посягательство на безопасность Российской Федерации».
В примечании к ст. 275 УК РФ законодатель предусмотрел возможность применения особого основания освобождения от уголовной ответственности, которое, как представляется, нуждается в совершенствовании.
Из текста поощрительной нормы следует, что от уголовной ответственности могут быть освобождены лица, которые уже успели причинить ущерб интересам страны. При этом законодатель не отмечает границы первоначального размера ущерба от совершенного преступления.
На практике же может сложиться ситуация, при которой лицо долгие годы сотрудничало с иностранной разведкой, причиняло существенный вред интересам страны, а затем добровольно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба, и было полностью освобождено от уголовной ответственности. Из общего смысла примечания складывается ощущение, что лицо может с легкостью избежать уголовной ответственности за причинение вреда безопасности страны.
На наш взгляд, законодателю необходимо дифференцировать условия освобождения от уголовной ответственности в зависимости от размера уже причиненного вреда. Положения примечания к статье 275 УК РФ могут быть использованы в отношении лиц, которые совершили государственную измену, однако, их действия не успели причинить ущерб интересам страны или если размер причиненного вреда оказался не выше минимального уровня.
Минимальный размер такого ущерба при этом может быть заранее определен законодателем исходя из общих государственных интересов Российской Федерации, либо он может определять непосредственно правоприменителем, исходя из обстоятельств конкретного дела.
Что же касается лиц, чьи действия содержат в себе состав государственной измены и которыми был нанесен существенный вред интересам государства, то, на наш взгляд, более рациональным было бы применение к ним положений примечания к статье 275 УК РФ не в качестве особого условия для освобождения от уголовной ответственности, а в качестве основания для смягчения уголовного наказания.
При обосновании тех или иных выводов по квалификации преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасность России, и в частности государственной измены, остро возникает потребность в более глубоком исследовании этой проблемы, теоретической разработке ряда вопросов, связанных с государственной изменой, выводе научных положений, которые при применении их на практике будут способствовать наиболее полному и эффективному противодействию совершению такого рода деяний.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
2. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
4. Закон РФ от 21.07.1993 г. №5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. №41. Стр. 8220-8235.
5. Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №22. Ст. 2031.
6. Федеральный закон от 28.12.2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. №1. Ст. 2.
7. Федеральный закон от 12.11.2012 г. №190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. №47. Ст. 6401.
8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. №1 (часть II). Ст. 212.
9. Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. №1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. 1995. №49. Ст. 4775.
10. Закон РФ от 05.03.1992 г. №2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №15. Ст. 769. (Акт утратил силу)
11. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. №15. Ст.407.
12. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977 г.) // Ведомости ВС СССР. 1977. №41. Ст. 617.
13. Закон РСФСР от 27.10.1960 г. «Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР» (вместе с «Уголовным кодексом РСФСР») // Ведомости ВС РСФСР. 1960. №40. Ст. 591.
14. Закон СССР от 25.12.1958 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления» // Ведомости ВС СССР. 1959. №1. Ст. 8.
15. Постановление ЦИК СССР от 08.06.1934 г. «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене родине» // СЗ СССР. 1934. №33. Ст. 255.
...