Введение 5
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной компетенции у младших школьников 8
1.1. Изучение проблемы формирования информационной компетенции в
психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности формирования информационной компетенции у младших
школьников на уроках математики 15
Выводы по 1 главе 25
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной компетенции у младших школьников на уроках математики 27
2.1 Диагностика уровня сформированности информационной компетенции у
младших школьников 27
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по математики, направленного
на формирование информационной компетенции у младших школьников
посредством математических методов 35
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 46
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения
Актуальность исследования. На настоящий момент практика показывает, что проблема формирования информационной компетенции у младших школьников на уроках математики остается недостаточно решенной. Это, с одной стороны, связано со стремительно меняющимися социальными, экономическими, экологическими условиями жизни. С другой стороны, с недостаточностью методической литературы практического характера в помощь педагогам и родителям.
Живя в информационном обществе, когда особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности, мы на практике сталкиваемся с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, неумением работать с информацией и самостоятельным приобретением знания.
Внедрение компетентностного подхода в систему образования может показать неоценимую помощь в решении возникшей проблемной ситуации, поскольку формирование ключевых компетенций способствует всестороннему развитию личности младшего школьника.
Вопрос о формировании и развитии ключевых компетенций достаточно широко представлен в современной научной литературе. Так, решением этой проблемы занимались такие ученые, как Зимняя И.Я., Иванова Д.А., Митрофанова К.Г., Хуторской А.В., которым удалось раскрыть сущность компетентностного подхода и выделить ключевые компетенции. Однако в педагогике начальной школы важным остается вопрос о формировании и развитии информационной компетенции. Особенно необходимы разработки по вопросам формирования информационной компетенции на уроках математики.
Актуальность и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности формирования информационной компетенции у младших школьников на уроках математики.
Цель исследования - теоретически обосновать и доказать в процессе экспериментальной деятельности эффективность использования математических методов для формирования информационной компетенции у младших школьников.
Объект исследования- процесс обучения на уроках математики.
Предмет исследования- формирование информационной компетенции у учащихся начальной школы.
Исходя из вышеизложенного, выдвигается следующая гипотеза: процесс формирования информационной компетенции у младших школьников будет более эффективен, если на уроках математики будут применяться следующие методы: поисковый метод под средством учебника, метод проектов, методы обработки и сбора информации, тестирование, а также сравнения и обобщения информации и использование такого приема как кластер и ИКТ-технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности формирования информационной компетенции в младшем школьном возрасте .
3. Внедрить в образовательный процесс математических средств, для формирования информационной компетенции у детей младшего школьного возраста.
4. Провести контрольный срез и сделать выводы.
Для решения нами поставленных задач целесообразно использовать следующие методы: метод наблюдения за младшими школьниками, беседа с учителями, теоретический анализ по психолого-педагогической литературе по проблеме исследования и анализ учебников по математике для начальной школы, эксперимент и обработка полученных результатов.
Практическая значимость : результаты исследования могут быть полезны педагогам в работе по формированию информационной компетенции младших школьников, а также оказать помощь студентам в подготовке к семинарским и практическим занятиям.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 21» г.о. Тольятти.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проведя тщательный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме информационной компетенции, а также определение особенностей формирования информационной компетентности младших школьников и выявление роли учебных изданий на уроках математики в формировании информационной компетенции мы определили, что ключевой компетенцией является объективная категория, фиксирующая общественно значимый комплекс определенного уровня знаний, умений и навыков, а также отношений, которые возможно применить в широкой сфере деятельности человека.
Кроме того, было установлено, что понятие «информационная компетенция» неоднозначно трактуется в современной научной литературе, но несмотря на многообразие определений понятия информационной компетенции, можно констатировать, что всех их объединяет связь со знаниями и умениями работы с информацией посредства новых информационных технологий, а также умения и навыки решения повседневных учебных задач с помощью новых информационных средств.
Однако, мы предложили под информационной компетенцией понимать способность к самостоятельному поиску, анализу, отбору, обработке и передаче необходимой информации посредством новых информационных технологий, которая включает способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий.
Говоря о компонентном составе информационных компетенции, было предложено выделить следующие виды информационных компетенций: компетенция в сфере познавательной деятельности, компетенция в сфере коммуникативной деятельности, технологическая компетенция, компетенция в сфере социальной деятельности.
Поскольку проблема формирования и развития информационной компетенции успешно решается только с учетом возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста, а младший школьный возраст связан с множеством положительных изменений: изменяется мышление, память, внимание, воображение, и, как следствие, процесс совершенствование информационной компетенции предполагает большую самостоятельность в решении возникающих проблем, то меняется и форма взаимодействия учеников с учителями: учитель уже не выступает для ученика единственным источников информации, а превращается в посредника, облегчающего получение информации. Соответственно, в организационных формах работы увеличивается доля самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, работы творческого, поискового и исследовательского характера.
Говоря о роли учебных изданий на уроках математики в формировании информационной компетенции, то основным средство по-прежнему остается учебник, но наращивают свою популярность и современные электронные издания, и ресурсы, способствующие не только повышению интереса к изучению предмета, но и формированию и развитию информационной компетенции.
С целью определения уровня сформированности информационной компетенции у младших школьников была проведена экспериментальная работа на базе МБУ «Школа № 21», в результате которой было выявлено, что большинство детей имеют низкий уровень сформированности информационной компетенции, а, следовательно, имеется острая необходимость в проведении специальной работы по повышению уровня информационной компетенции учащихся. С этой целью были составлены и проведены 10 уроков по математики, где применялись следующие методы: поисковый метод под средством учебника, метод проектов, методы обработки и сбора информации, тестирование, а также сравнения и обобщения информации и использование такого приема как кластер и ИКТ-технологии.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что гипотеза подтвердилась, уроки были составлены и проведены формированию на уроках математики информационной компетенции, все задачи решены.
1. Аронов А.М. Становление профессиональной аналитической компетенции в высшем педагогическом образовании [Электронный курс] /А.М.Аронов,Е.В.Баранова.-ййр://’№№№.з’№Ог1й.сош.иа/тйех.рйр/ги/сиггеп1- status-and-the...- С.112-115
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. - М., 2003. -С.4.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М. 2012: Просвещение,
4. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10 - C. 8 - 14.
5. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н., Информационно - коммуникационно-технологическая компетентностность.Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей / В.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н.Фалина // Центр развития образования.: М. - 2007
6. Булин-Соколова, Е.И. Формирование ИКТ компетентности младших школьников : пос. для учителей общеобразоват. учреждений / Е.И. Булин -Соколова.- М. : Просвещение, 2011. - (Серия «Работаем по новым стандартам»).
7. Гетманская, А. А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
8. Гутник, И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 128 с.
9. Диагностика учебной успешности в начальной школе / под ред. П.Г. Нежнова, И.Д. Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д. Эльконина. М. : Открытый институт «Развивающее образование». 2009.. 168 с.
10. Ефремова, Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: моногр. - Ростов н/Д: Аркол, 2010. 386 с.
11. Зеер, Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2007. - №11. - С. 39-46.
12. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
13. Зимняя, И.А.Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // высшее образование сегодня. 2003. №5. с.35-41
14. Иванова, Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. - С.190
15. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб.4. Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, - 2007. - С. 264.
16. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. - М., 2000
17. Ковалева, Л. С. Применение системно-деятельностного подхода в обучении, моделирование современного урока [Электрон. ресурс] / Л. С. Ковалева // Современные научные исследования. - Вып. 1. - Концепт, 2013. - Режим доступа : http://e-koneept.ru
18. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
19. Котенко В.В., Сурменко С.Л. Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики // Электронный научный журнал «Вестник Омского гос. пед. ун-та». 2006. http://www.omsk.edu.
20. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика/ В.В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 21.- С. 140
21. Кузнецова, М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя / М.И.Кузнецова. - М. Вентна-Граф, 2014. - 432 с.
22. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. -2004. -№5. -С.3 -12
23. Лебедев, О.Е. Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
24. Макарова Н. Н. Коммуникативная игра в младших классах / Н. Н. Макарова // Начальная школа. - 2008. - №7. - С. 24-27. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009.- 320 с.
25. Мошнина С.Г.Батырева. Р.Ш.Оценка эффективности организации внеурочной деятельности младших школьников// Научно-методический журнал «Начальное образование», 2013. - №5., с.23-30
26. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы / под ред. А.Г. Каспржак. М.: Сентябрь. 2001. 240 с.
27. Окуловский О.И. Компетенция и компетентностный подход в обучении [/ О.И. Окуловский // Молодой учёный.- 2012.- № 12.- С.499-500
28. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. Осмоловская // Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 64 - 69.
29. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний : в 2 ч./ М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - Ч. 1. - М. : Просвещение, 2009. - 215 с.
30. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф.Виноградова и др. М. : Дрофа. 2000. 128 с.
31. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -С.284
32. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы. - Самара: Издательский дом «Федоров». - 2007.
33. Планируемые результаты начального общего образования : стандарты второго поколения / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение,2009. - 120 с.
34. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения : Начальная школа. - М. : Просвещение, 2011. - (Серия «Стандарты второго поколения»).
35. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М. :
Просвещение,2010. - 191с.
36. Примерные программы начального образования. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с.
37. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - 4-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. - 320 с
38. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово: КГУ.-2007.-С 21.
39. Селевко Г Компетентности и их классификации./Народное образование № 4, 2004.-С.138-143
40. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - Т.1. - М., 2006., С. 21-24.
41. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. - С.32.
43. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
44. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для
разработчиков документов по модернизации общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001
45. Страхова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации / Т.А. Страхова //Ученые записки. - М,- 2010 .- № 3.- С. 84
46. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/021044960/04/image/04-096.pdf - С.4.
47. Сюсюкина И. Е. Содержательно-методическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности / И. Е. Сюсюкина // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 10-13.
48. Тарасова Н.В. Стратегия реализации компетентностного подхода образовании: историко-педагогический аспект / Н.В. Тарасова. - М.: ФИРО,2007. - 51 с.
49. Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е. Вераксы. - 2-е изд., испр. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 96 с.
50. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая
категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. // Режим
доступа:http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
52. Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательной организаций. - М.: Просвещение, 2014. - 96с. - С. 72-73
53. Хиленко, Т. П. «Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников». Статья в журнале «Плюс до и после Начальная школа». - 2013. - № 3. - С. 87-91.
54. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. -М.,2007.
55. Хуторской, А.В. Современная дидактика. - М., 2007, С. 112 - 115.
56. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования /А.В.Хуторской // Народное образование.- 2003.- 2.- С.58-64
57. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/учебник, 2009. - 112 с.
58. Шаимова Г.А., Абдуразакова Ш.Р., К трактовке терминов компетенция и компетентность / Г.А. Шаимова., Ш.Р. Абдуразакова // Молодой учитель,2013.- 11. С.689-691
59. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования /С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании.- 1999 2.- С.30-34
60. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе./С. Е. Шишов., В.А. Кальней. — М., 1998