Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №108237

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития диалогической речи у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Характеристика педагогических условий развития диалогической
речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 16
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.1 Выявление уровня развития диалогической речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2 Апробация педагогических условий развития диалогической речи у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 43
2.3 Динамика развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 56
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения

Одну из центральных задач в дошкольном образовании представляет речевое развитие детей. В ФГОС ДО говорится о речи как о средстве общения. Конструктивное взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками возможно только при свободном владении им диалогическим общением и использованием всех вербальных и невербальных средств этого общения. В стандарте идёт речь о необходимости развивать творческий потенциал каждого ребенка, формировать творческую активность и самостоятельность. Чтобы решить задачу развития речевого творчества у дошкольников необходимо формировать у них позицию активного участника в речевом взаимодействии.
В связи с системными речевыми нарушениями у детей, имеющих общее недоразвитие речи, медленнее развиваются психические процессы, и задерживается формирование коммуникативных навыков. Будучи несовершенными, они не способны обеспечить процесс сообщения, что негативно воздействует на речемыслительную и познавательную деятельность, создает препятствия в овладении знаниями.
Недостаточный уровень развития речевых и познавательных средств влияет на формирование навыков общения у детей, имеющих общее недоразвитие речи, что ведет к затруднениям в развитии диалогической речи и неизбежно влечет за собой недоразвитие монологической речи.
Ведущие специалисты отечественной методики развития речи в лице М.М. Алексеевой, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной и др. признают необходимость развивать диалогическую речь у дошкольников. Тем не менее, анализ состояния работы по развитию диалогической речи выявил ряд недостатков в процессе усвоения этой формы речи у детей старшего дошкольного возраста, что приводит к затруднению общения дошкольников со сверстниками и взрослыми, создает препятствия в реализации развивающей функции диалога.
В педагогических исследованиях, посвященных содержанию и методам речевой работы с дошкольниками, основным вниманием охватывается изучение монологической формы речи. Проблеме развития диалогической речи посвящен немногочисленный ряд работ, имеющих методический характер таких авторов как Е.И. Тихеева (30-40-е гг.), Е.А. Флерина, Е.И. Радина, О.И.Соловьева (50-60¬е гг.), А.М. Бородин, Ф.А. Сохин (70-80-е гг.), А.Г. Арушанова, В.И. Яшина (90¬е гг.). Исследования экспериментального характера по вопросам развития диалогической речи появились совсем недавно, среди них можно выделить работы Н.К. Усольцевой, И.С. Низметдиновой, А. В. Чулковой, А. А. Соколовой.
Однако проблема изучения особенностей развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи не получила достаточного освещения в современной логопедии.
В связи с изложенным можно говорить о возникновении противоречия между необходимостью развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью педагогических условий по осуществлению этого процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы педагогические условия развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: педагогические условия развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать педагогические условия развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: процесс развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия:
- активизировано развитие диалогической речи детей с общим недоразвитием речи посредством ее включения в различные виды игровой деятельности, что позволяет обеспечить речевое диалогическое взаимодействие с партнером-сверстником;
- стимуляция речевой деятельности детей кооперативного типа в виде коллективных игр-драматизаций, совместных словесных игр-фантазий, подвижных и дидактических игр, содержание которых обеспечивает развитие и усвоение различных видов диалогических реплик, а также инициативной фразовой речи.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
- эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе определены и обоснованы педагогические условия развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных педагогических условий развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями старшей группы и учителями-логопедами в образовательном процессе детей с общим недоразвитием речи на базе образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. База исследования: СП «Детский сад № 64» ГБОУ СОШ № 34 г.о. Сызрани. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 7 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературных источников показал, что в форме диалога люди непосредственно общаются. Это форма связной речи, которая отличается от монолога чередованием высказываний (реплик) двух или более собеседников.
Основной целью работы по развитию диалогической речи у старших дошкольников является необходимость обучить их использованию диалога как формы общения. Обучение ребенка умению пользоваться диалогом предусматривает необходимость для него освоить функциональные единицы диалога, с учетом их разнообразия, а также правила ведения диалога - как речевые, так и социальные.
Недостатки развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР состоят в неумении правильно построить предложение; неумении слушать собеседника; неумении осуществлять формулирование вопросов и давать на них ответы; отсутствием владения способов усложнения предложения посредством обращения.
Экспериментальное изучение диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня показало, что для них характерен низкий и средний уровень развития, дети часто не ориентируются в речи на ребенка-сверстника, малоинициативны при обращении к нему, редко комментируют свои действия и действия партнера, испытывают трудности с постановкой вопросов, могут игнорировать своего партнера и его действия, а могут проявлять недоброжелательность и нетерпимость.
С целью развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР были разработаны и апробированы педагогические условия, реализация которых позволила создать игровую мотивацию в совместной деятельности детей, обеспечить эмоциональный комфорт детей, стимулировать речевую деятельность детей кооперативного типа благодаря коллективным играм- драматизациям, совместным словесным играм - фантазиям, подвижным и дидактическим играм, что оказало положительное влияние на развитие диалогической речи детей 5-6 лет с ОНР.
После реализации педагогических условий развития диалогической речи, у детей 5-6 лет с ОНР:
1) сформированы собственно речевые умения:
- дети активнее вступают и проявляют инициативу в общении;
- в процессе диалогического общения дети доказывают свою точку зрения, способны к выражению своего отношения предмету разговора, сравнению, оцениванию мнения и действий партнёра, могут задавать вопросы и адекватно отвечать на них, высказываются логично и связно;
2) развито умение пользоваться невербальными средствами общения: интонацией, жестами, мимикой;
3) дети овладели формулами речевого этикета: могут использовать в речи соответственно ситуации общения формулы обращения, знакомства, приветствия, привлечения внимания и т.д.
Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования о положительном влиянии разработанных нами педагогических условий на развитие диалогической речи детей 5-6 лет с ОНР, доказана.



1. Антонова, Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики : попул. пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Г. Антонова. - Ярославль : Акад. развития, 2017. - 220 с.
2. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №5. - с. 51-61.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] /
О.С.Ахманова. - М : УРСС : Едиториал УРСС, 2014. - 571 с.
4. Бизикова, О.А. Развитие речи дошкольников в игре [Текст] /
О.А.Бизикова. - М. : Скрипторий 2003, 2016. - 136с.
5. Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2018. - 176 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 2016. - 256 с.
7. Гризик, Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет [Текст] / Т.И. Гризик. - М.: АСТ, 2015. - 152 с.
8. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и упражнений [Текст] / Л.А. Дубина. - М. : Книголюб, 2016. - 64 с.
9. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня [Текст] / Д. Н. Дубинина. - Минск: Нац. ин-т образования, 2015. - 144 с.
10. Итальянцева, И.В. Условия развития речи детей в контексте
реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / И.В. Итальянцева, Ли.Л. Лашкова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2015 г.)/ редкол.: О.Н.
Широков [и др.] - 2015. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 214¬216.
11. Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни [Текст] / Е.И. Исенина. - М.: ОАО ИГ Прогресс, 2014. - 80 с.
12. Крылова, Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей [Текст] /Н.М. Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - С. 204-208.
13. Курцева, З. Ты - словечко, я - словечко... : методические рекомендации для педагогов и родителей по дошкольной риторике общения (ФГОС) [Текст] / З. Курцева. - М., Баласс, 2014. - 94 с.
14. Левшина, Н.И., Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Текст] / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-9. - С. 1988-1992.
15. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 2016. - 159 с.
16. Лепская, Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н. И. Лепская. - РГГУ, 2013. - 311 с.
17. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. - М.: Инфа, 2016. - 213 с.
18. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Наука, 2015. - 682 с.
19. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / А.А.Максимова // Начальная школа плюс до и после. - 2015. - №1. - С.3-8. 20.
20. Малетина, Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л. Пономарева //Дошкольное воспитание, 2014. - №6. - С. 64-68.
21. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 2014. - 269 с.
22. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А.Г. Рузская. - СПб.: Питер, 2016. - 315 с.
23. Развитие речи у детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2014. - 183 с.
24. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М., Просвещение, 2014.
25. Привалова, С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста [Текст] / С. Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии детства. - Екатеринбург : 2015. - 202 с.
26. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 192 с.
27. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст] / О.В. Солнцева. - СПб, 2014. - 176 с.
28. Современные подходы к развитию речи детей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / сост. В.Л.Сиротина. - Челябинск, 2014. - 40 с.
29. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М., 2013.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http://www.firo.ru/?page_id=11003
31. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Изд. -во ГНОМ и Д, 2015. - 128 с.
32. Шахнарович, А.М. Психолингвистические проблемы овладения
словом как наименованием [Текст] / А.М. Шахнарович. // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К.Ф. Седов. - М. : Лабиринт, 2014. - С. 159-179.
33. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст]. /Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ