Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни

Работа №108236

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования личностных особенностей подростков, ведущих здоровый образ жизни 9
1.1 Понятие личностных особенностей в психологии 9
1.2 Формирование здорового образа жизни и его влияние на
личность подростков 18
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков, ведущих здоровый образ жизни 28
2.1 Организация и методы исследования личностных
особенностей подростков 28
2.2 Содержание и организация программы по формированию
ориентации на здоровый образ жизни у подростков 46
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования личностных особенностей подростков, ведущих здоровый образ жизни 57
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложение А Анкета участника исследования 75
Приложение Б Опросник о видах здоровых привычек 77
Приложение В Количественные результаты исследования

Личностные особенности - внутренние и глубинные особенности людей. К личностным особенностям относят те внутренние особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными и влияющими на все другие особенности человека. Личностные особенности - это не только и не столько способности, темперамент, психологический характер, сколько мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.
Подростковый возраст является краеугольным камнем в формировании ценностной сферы человека, и в то же время именно этот этап взросления связан с особой чувствительностью и восприимчивостью. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев подчеркивали исключительную важность социальной вовлеченности в формирование личностных особенностей подростков. А.А. Реан объясняет повышенную чувствительность подросткового восприятия потребностью в благоприятной доверительной коммуникации со взрослыми и ровесниками.
К сожалению, современные подростки редко проявляют осознанное стремление к здоровому образу жизни. Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Ю.П. Лисыцин доказали, что формирование здорового образа жизни способствует психологическому благополучию, и имеет решающее значение для профилактики психических расстройств. Улучшение психического здоровья связано с более высокой частотой физической и умственной активности, умеренным потреблением алкоголя, отказом от курения, индексом массы тела в пределах от нормального до избыточного веса, регулярным ритмом жизни. Чем больше человек выбирает здоровый образ жизни, тем выше его удовлетворенность жизнью и меньше психологических расстройств.
Ценность и актуальность исследования состоит в обнаружении взаимосвязи между формированием здорового образа жизни и влиянием данного процесса на коррекцию ценностей, волевых качеств и мотивации детей подросткового возраста. Главной характеристикой личностных особенностей у подростков с ориентацией на здоровый образ жизни является не само формирование ценностных ориентиров как факт, а изменение или корректировка уже существующего мировоззрения, уточнения приоритетных ценностей и установок.
На основании проведенных исследований научной литературы и практики было обнаружено следующее противоречие между социальным заказом общества на здоровую и активную личность и недостаточной изученностью личностных особенностей подростков, ведущих здоровый образ жизни.
Исходя из выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни?
Цель исследования: изучить личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни.
Объект исследования: личностные особенности подростков.
Предмет исследования: личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что подростки, ведущие здоровый образ жизни характеризуются такими личностными особенностями как ценностно-смысловая организация, настойчивость, самообладание, самоуверенность , низкий уровень агрессии, преобладание учебного мотива над игровым.
Задачи исследования:
- изучить особенности становления личности подростков и охарактеризовать влияние здорового образа жизни на личностные особенности;
- провести эмпирическое исследование личностных особенностей подростков, ведущих здоровый образ жизни и подростков с вредными привычками, сделать сравнительный анализ;
- разработать и апробировать программу мероприятий оздоровительной направленности для подростков;
- обработать полученные количественные и качественные результаты и сделать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теории личности и личностных особенностей (Г. Айзенк, Ж. Годфруа, Г. Оллпорт);
- исследования психологических особенностей подросткового возраста (В.В. Зеньковский, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин);
- исследования психологии здорового образа жизни (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, И.О. Мартынюк);
- исследования о влиянии здорового образа жизни на личность подростков (П.Ф. Лесгафт, Л.М. Рошаль, В.А. Сухомлинский).
В ходе исследования применялись следующие методы:
- теоретические: анализ социологической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме личностных особенностей подростков, ведущих здоровый образ жизни;
- эмпирические методы: анкета «Отношение к здоровью», личностный опросник Айзенка (EPI (Eysenck Personality Inventory), Тест-опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, Анкета «Методика изучения мотивации учения подростков» Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой, тест М. Рокича «Ценностные ориентации», опросник «ВОЛ» А.А. Хохлова, тест-опросник «МИС» (методика исследования самоотношения).
- математическая и статистическая обработка полученных результатов проводилась методами U-критерия Манна-Уитни, Т-критерия Вилкоксона.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилась на базе ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Истоки» в Москве на протяжении 2019-2022 гг. Участие в формирующем эксперименте оздоровительной направленности приняли 30 респондентов подросткового возраста (от 10 до 16 лет).
Организация и основные этапы исследования.
Первый этап (04-06.2021 г.) являлся основой программы оздоровительной направленности для подростков, и содержал в себе элементы культурно-просветительской, коррекционно-развивающей деятельности, проведение диагностических методик и исследование результатов по ним.
Второй этап (09-12.2021 г.) содержал в себе индивидуальную психодиагностику каждого участника, а также коррекционно-образовательные мероприятия по формированию, поддержанию, подкреплению здорового образа жизни.
Третий этап (01.2022 г.) был посвящен исследованию динамики изменений параметров здоровья и личностных особенностей подростков, контрольному анализу и обработке полученных в ходе экспериментальной работы результатов формирующего эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в описании личностных особенностей современных подростков, ведущих здоровый образ жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и описаны личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни. Результаты исследования могут быть использованы для расширения теоретической базы по проблеме личностных особенностей подростков и влияние на них здорового образа жизни.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программы формирования здорового образа жизни у подростков, которую могут использовать педагоги-психологи, работающие в центрах здоровья и реабилитации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается основополагающей теоретической базой научных положений психологии, социологии и валеологии, целеполагающим употреблением теоретических и практических методов и инструментов в ходе исследования, логическим и структурным подходом к проведению каждого этапа исследования, что подтверждается выбором актуальных методов исследования, построением адекватных целей и задач эмпирической части исследования, последовательной реализацией программы исследования с фиксацией промежуточных результатов на каждом этапе исследования, детальной обработке результатов исследования с помощью количественного и качественного анализа.
Личное участие автора основывается на самостоятельной организации проведения мероприятий, сбора данных и наблюдения за ходом исследования на протяжении всего периода исследования, с 2020 по 2022 год, качественным анализом получаемых данных и интеграции результатов в обоснованные выводы.
Апробация и внедрение результатов работы. На протяжении всего времени проведения эмпирического исследования, материалы исследования публиковались в разделе «Подростковая жизнь Москвы» (Москва-2020, Москва-2021, Москва-2022), выпускаемой издательством семейного центра «Истоки» о проведенном исследовании «Формирование здоровых привычек у детей и подростков». По завершении всех этапов программы исследования, заключительные материалы были опубликованы в сборнике научно-практической конференции «Психологи России» (Москва-2022). Основные положения, средства, методы и результаты исследования, и выводы диссертации нашли свое применение в социальной программе по работе с подростками в семейном центре «Истоки» и в детском оздоровительном лагере на базе ЦСПСиД, а также представлены в 4 выпуске научно-практического журнала «Социальная психология учреждений Москвы», издательства ГБУ ЦСПСиД «Истоки» (Москва-2022).
На защиту выносятся положения:
- подростки, ведущие здоровый образ жизни различаются с подростками, имеющими вредные привычки по уровню развития волевых качеств, самоотношения, психических состояний, ценностных ориентаций, мотивации учения;
- предложенная программа мероприятий оздоровительной направленности может содействовать повышению показателей волевой организации личности, самоотношения, ценностных ориентаций, мотивации учения и снижению уровня агрессии у подростков.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 4 таблицы, 19 рисунков, список используемой литературы (33 источника), и 3 приложения. Основной текст работы изложен на 74 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование позитивных личностных особенностей подростков безусловно основывается на принципах здорового образа жизни, потому как физическое, психическое и социальное здоровье индивида в обществе является отражением его личностных особенностей, образа жизни, его ценностей, стремлений и интересов.
Исследователи вопроса здоровья в психологии не раз подчеркивали взаимосвязь здорового тела с личностными особенностями и их развитием:
Э. Эриксон рассматривал здоровье как внутреннюю связь с личностным ростом, А. Маслоу связывал здоровье и личностный рост с организацией деятельности по удовлетворению потребностей, Г. Олпорт определял здоровье как отражение личностной зрелости, обретаемой в ходе развития потенциала личности. Сегодня существует бесчисленное множество взглядов и теорий личностных особенностей, которые объединяют или взаимоисключают конкретные качества и параметры индивидуальных особенностей, в данной же работе мы исследовали личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни, и качественно и количественно анализировали различия данных факторов и показателей личностных особенностей подростков, имеющих вредные привычки. В результате реализации формирующего эксперимента, были зафиксированы изменения личностных особенностей представителей группы подростков, имеющих вредные привычки, что позволило сделать вывод о влиянии формирования установки на здоровый образ жизни на корректировку личностных особенностей подростков.
В результате теоретического исследования, мы определили содержание понятий «личностные особенности подростков», «здоровье человека», описали области проявления личностных особенностей, изучили факторы, оказывающие влияние на формирование личностных особенностей подростков.
В результате проведения эмпирического исследования, было достоверно доказано, что у подростков, ведущих здоровый образ жизни и подростков, имеющих вредные привычки, имеются различия по таким параметрам личностных особенностей, как ценностно-смысловая организация личности, самоуверенность, самообладание, уровень и виды мотивации. Мы получили устойчивые результаты, которые позволяют нам сделать вывод: вследствие проведения формирующих мероприятий
оздоровительной направленности оказывается влияние на такие личностные особенности подростков, как эмоциональная устойчивость, самоуверенность, агрессия, самоконтроль, мотивация.
Подводя итоги диссертационного исследования, обобщим полученные параметры личностных особенностей подростков, ведущих здоровый образ жизни, подтверждающих гипотезу исследования. К ним относятся: ценностно-смысловая организация, самостоятельность, настойчивость, самоуверенность; низкий уровень агрессии; мотивация учения.
Самостоятельность выражает собой склонность к проявлению зрелости, ответственности и инициативности, является проявлением способности к организации деятельности вне зависимости от наличия других исполнителей.
Настойчивость - личностная особенность индивида, выражающаяся в стремлении действовать, не зависимо от сложности препятствующего фактора, проявляется в упорстве, интенсивности образа цели, энергичности в отстаивании своих решений.
Самоуверенность определяет состояние самоотношения к своим достижениям и возможностям.
Уровень тревожности, связан с неизвестностью будущих переживаний. Часто в подростках данный параметр находится на высоком уровне и проявляется как необщительность, заниженная самооценка, стремление изолироваться от возможных неудач.
Степень фрустрации проявляется у респондентов как отношение к проблемам, наличием или отсутствием ощущения страха провала;
Уровень агрессии - способность контролировать свое поведение и реакции в конфликтных ситуации наряду с мотивированностью отстаивать свои личные границы.
Ригидность определяет гибкость мышления, отношение к переменам, скорость адаптации в меняющихся обстоятельствах.
Терминальные и инструментальные ценности выражают неосознанный выбор значимых ценностей.
Мотивационный компонент личностных особенностей так же представляет собой особый интерес к исследованию подростковых личностных особенностей, поскольку состоит из параметров, влияющих на ценностную систему, выбор поведения, и, как следствие, на другие личностные особенности.
Личностный смысл является осознанным фактором выбираемых действий, отражающий значимость отношения человека к его деятельности.
Целеполагание является стремлением развития и движения к своим идеалам и целям у мотивированной к учебе и получению новых навыков.



1. Авдонина Н. Г. Роль института семьи в формировании ценностных
установок современной личности // Социум и жизненное пространство личности (междисциплинарные аспекты). Пенза: Автономная
некоммерческая научно-методическая организация «Приволжский Дом знаний», 2017. С. 33-37.
2. Айзерман Л. С. Уроки нравственного прозрения. М. : Педагогика, 2017. 134 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. ЕВРОЗНАК, 2015. 60 с.
4. Богдан С. С. Формирование критического мышления на основе универсальных когнитивных установок, стратегий и инструментов // Science for Education Today. 2019. Т. 9 № 2. С. 37-51.
5. Вахненко Л. И. Здоровьесберегающие технологии в средней школе // Средняя школа. М.: 2014. 221 с.
6. Выготский Л. С. Развитие трудного ребенка и его изучение Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 2014. С. 190-194.
7. Егорова Т. В. Интернет сообщества как фактор формирования ценностных ориентаций и установок в старшем подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. №2. С. 81¬84.
8. Зарецкий В. К., Смирнова Н. С., Зарецкий Ю. В. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? // Медицинская психология в России: науч. журн. 2022. № 2. С. 31¬33.
9. Копкова Д. К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка // Молодой ученый. 2015 № 17(97). С. 484-485.
10. Крамской С. И. Современные подходы к формированию ценностных установок студентов на здоровый образ жизни // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в XXI веке: Сборник материалов XII международной научно-практической конференции, Москва, 20-21 июня 2019 года. Москва: МИСИ-МГСУ, 2019. С. 18-23.
11. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. Проблемы развития психики. М., 1981. 308 с.
12. Майерс Д. Социальная психология. СПб. : Питер, 1997. 164 с.
13. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 192 с.
14. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М. Воронеж, 2015. 460 с.
15. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М. : Жизнь и мысль, 2019. 168 с.
16. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5-19.
17. Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 54-60.
18. Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М. : Смысл, 2019. 132 с.
19. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти // Психологический атлас человека М. : Медицина, 2018. 209 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Питер, 2018. 710 с.
21. Семенова М. А. Роль физической культуры в формировании психологических особенностей учащейся молодежи // Среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 64-65.
22. Смирнова Е. О., Савина Е. А. Родители и дети: Психология взаимоотношений. М. : «Когито-Центр», 2003. 213 с.
23. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. М: Феникс, 2018. 160 с.
24. Соколовская Т. А. Здоровье детей: основные тенденции и возможные пути его сохранения // Современные проблемы науки и образования 2017. № 4. С. 13-17.
25. Стрига Е. А. Исследование личностных особенностей подростков как основа формирования здоровьесберегающих технологий // Медиаскоп. 2020. № 2. С. 29-32.
26. Уварова Е. В. Проблемы подростков и молодежи в аспекте демографической и социальной безопасности России // Репродуктивное здоровье детей и подростков. № 6. 2010. С. 71-77.
27. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности. М.: МПСИ: Флинта, 2018. 422 с.
28. Юмашева Л. В. Формирование личностных особенностей студентов в процессе изучения курса экологии // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012 Т. 7. № 1. С. 327-332.
29. Eastin M. Diffusion of e-commerce: An analysis of the adoption of four e-commerce activities // Telematics and Informatics. № 19. Р. 251-267.
30. McCrae R. R., Costa P. T. Validation of the five-factor model of personality across instruments and observers // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Р. 81-90.
31. Triandis H. The self and social behaviour in differing cultural contexts // Psychological Review. 1989. Р. 506-520.
32. Xu P., Chen L., Santhanam R. Will video be the next generation of e-commerce product reviews? Presentation format and the role of product type. // Decision Support Systems. 2015. Р. 85-96.
33. Yam A., Russell-Bennett R., Foth M., and Mulcahy, R. How does serious mgame technology encourage low-income households to perform socially responsible behaviors? // Psychology & Marketing. 2017. Р. 394-409.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ