Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие системы управления образованием в РСФСР в 1917-1924 гг. (на примере Ставропольского района Самарской губернии)

Работа №108185

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РСФСР В 1917-1924 ГОДАХ
1.1.Формирование системы управления народным образованием РСФСР в
1917-1924 годах
1.2.Законодательство, регламентирующее работу системы управления
народным образованием в период 1917-1924 годах
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ СТАВРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ
ГУБЕРНИИ В 1917-1924 ГОДАХ
2.1.Становление системы управления народным образованием в
Ставропольском районе Самарской губернии в 1917 -1924 годах
2.2.Деятельность Ставропольского Уездного Отдела Народного
Образования в 1918-1924 годах
Заключение
Список источников и литературы

Обоснование темы, её актуальность. События 1917 года положили начало как новой эпохе в истории России, так и в истории отечественного образования. Система просвещения молодого Советского государства реформировалась активно и часто, дабы соответствовать новым идеологическим установкам и сложившейся в обществе ситуации.
В своих работах В. И. Ленин отмечал[ Ленин В.И. Полное собрание сочинений. URL: http://leninvi.com/t44/p174 (Дата обращения: 02.05.2017)], что безграмотности — один из главных врагов политического просвещения, без которого не возможна и политика. «Безграмотный человек стоит вне политики... без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика» - писал он ещё в 1921 году. В 1923 году, в работе «О кооперации»[ Ленин В.И. Полное собрание сочинений. URL: http://www.uaio.ru/vil/45.htm (Дата обращения: 02.05.2017)], он подчеркнул, что для окончательного становления социалистическим государством необходимо свершить культурную революцию, и условием её Ленин указал преодоление тотальной безграмотности.
Для выполнения этой и многих других задач, в т.ч. реализации программы народного образования, были необходимы не только законодательные решения, ресурсы и кадры, но и новая, советская система управления народным образованием. Именно процессу её строительству посвящена данная работа.
Использование источников местного происхождения позволяет раскрыть региональную специфику и более детально изучить вопрос реализации реформ, то, какой вид они принимали вдали от центра. Голод, охвативший Поволжье, даёт возможность рассмотреть то, как советская система управления функционирует в кризисной ситуации.
В настоящее время данная тема не теряет своей актуальности. Первая четверть XX века - время беспрецедентно активной реформаторской политики, проводимой разными способами в различных направлениях, потому данный период представляет собой кладезь опыта, ценность которого находится вне времени. Особенную важность он обретает в России постсоветской, кардинально сменившей политические ориентиры, что находит выражение и в сфере образования: проводится активная модернизация образовательной системы, утверждаются новые концепции[ О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html (Дата обращения: 02.05.2017)], проводятся масштабные реформы, вскоре становящиеся объектом внимания общественности и критики экспертов[ Эксперты выступают против обязательного введения единого госэкзамена. РИА Новости. URL: https://ria.ru/society/20061016/54855252.html (Дата обращения: 02.05.2017); Как лечить ЕГЭ. Российская Газета. URL: https://rg.ru/2009/09/17/dekan-site.html (Дата обращения: 02.05.2017)]. В данной ситуации опыт начала XX века, просчёты и победы советского правительства, определённо будут полезны в деле строительства и совершенствования образовательной системы Российской Федерации.
Степень изученности проблемы высока, ей интересовались многие крупные историки и ученые-педагоги советского и постсоветского периодов. В историографии проблемы выделяется следующие основные периоды[ Аринина Н. П. Формирование и развитие системы образования и ее роль в социальнокультурном развитии региона (1918-1920 гг.): На материалах Симбирской губернии: дис. к. и. н. Саранск, 2005. С. 24.]:
1.Вышедшим в период гражданской войны (1918-1920 гг.) трудам П.Н. Григорьева, В.Н. Козлова, Н.Е. Ислентьева[ Григорьев П.Н. Революция во внешкольном образовании. М, 1919. 36 с.; Ислеитъев Н.Е Комсомол - шеф Всеобуча / Н.Е. Ислентьев, В.Н. Козлов. М, 1921. 37 с.] свойственен «классовый» подход, выделение решающего воздействия большевистской партии на всю сферу просвещения, доминирования пролетарских тенденций в системе национального образования. Они считали, что в этот период создана новая советская педагогика, методологическая основа советской школы.
Особняком стоят «Основы инородческого просвещения» Н.В. Никольского[ Никольский Н.В. Основы инородческого просвещения. Казань, 1919. 126 с.], в которых он анализирует просвещение чувашей в дореволюционный период, затрагивая изменения в росте грамотности после 1917 г.
2.1920-ым годам свойственны более объективные суждения, сравнительный анализ советской и дореволюционной школы, характерным был показ позитивной роли коммунистической партии, но исследования содержали значительный фактический материал. В своих работах Е.Н. Медынский[ Медынский Е.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. М, 1924 -1930. 337 с.] рассмотрел сущность государственной политики в области школьного образования. Также, выходят сборники под редакцией Г.Г. Мансурова и М.С. Эпштейна[ Вопросы всеобщего обучения среди нацменьшинств / под ред. Г.Г. Мансурова, М.С. Эпштейна. М., Д., 1927. 96 с.], в которых учёные обобщают опыт формирования школ с преподаванием на родном языке.
3.Трудам, изданным в 1930-1950-е годы (до «оттепели»), свойственно отражение почти исключительно успехов советского образования, деятельность дореволюционных деятелей рассматривается исключительно через призму политических взглядов . Тем не менее, авторы занимаются сопоставлением систем, что придаёт их работам большую ценность. Многие работы характеризуются обилием новых постановлений, роль правящей партии утверждается определяющей в развитии образовательной системы, что можно явно наблюдать в трудах А.П. Пинкевича[ Пинкевич А. П. Насущные проблемы современной школы /А. П. Пинкевич. М., 1925. 347 с.] и Н. Константинова[ История педагогики / под ред. Н. А. Константинова. М: Акад. пед. наук РСФСР, 1955.
588 с.]. В работе О. Гительта[ Гительт, О. Советская начальная и средняя школа за 15 лет Октября. М., Л., 1932. 68 с.], напротив, отмечаются основные проблемы, присущие тому времени: несоответствие планов материальным возможностям, хаотичный характер проведения реформ.
4.В период с середины 1950-х гг. и до начала перестройки появлялись более взвешенные оценки, указывались мелкие недостатки, но без общей критики проводимой в послереволюционные годы политики. Наибольшее внимание уделялось вопросам развития именно школьного образования. После XX съезда КПСС 1956 года был открыт ряд архивов, партийное давление ослабло, но критический анализ всё ещё не допускался, период становления школьного образования делился социальными конфликтами, не признавалась преемственность процесса. Стали известны ранее недоступные труды Н.М. Катунцева, А.Н. Веселова, В.А. Куманева[ Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки ло истории среднего и низшего профтехобразования. М., 1961. 435 с.; Катунцева Н.М. Роль рабочих факультетов в формировании кадров народной интеллигенции в СССР. М., 1966. 192 с.; Куманев В.А. Социализм и народная грамотность. М, 1967. 328 с..], коллективная монография «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР»[ Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР / Под ред. Н.П. Кузина. М, 1988. 456 с.]. В работах Н.А. Константинова, А.Д. Калинина, М.Ф. Шабаева и Е.Н. Медынского[ Калинин АД. Народное образование в СССР. М., 1972. 143 с.; Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Н.Е. Медынский, М.Ф. Шабаев. М., 1982. 447 с.; Медынский, E.H. Просвещение в СССР. М, 1963. 632 с.; Шабаева М.Ф. Очерки по истории школы и педагогической мысли в СССР. XVIII - первая половина XIX века..М., 1973. 487 с.] детально изучается школьная жизнь в первые годы Советской власти, но политике, работе управляющих органов почти не уделяется внимания, почему некоторые исследователи считают их подход излишне иллюстративным[ Аринина Н. П. Формирование и развитие системы образования и ее роль в социально - культурном развитии региона (1918-1920 гг.): На материалах Симбирской губернии: дис. к. и. н. Саранск, 2005. - 222 с.]. Также важна монография Ф.Г. Паначина[ Паначнн, Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. М., 1975. 208 с.] - он занимался изучением системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в молодой РСФСР, провёл сравнительный анализ её и
учительских институтов, существовавших до революции. Книга «Народное образование в РСФСР» 1970 года, вышедшая под редакцией Е.М. Чехариной и М.П. Кашина[ Народное образование в СССР / под ред. М.Л. Кашина, Е.М. Чехарииой. М., 1970. 352 с.], посвящена проблемам формирования новой советской школы. В рамках изучения партийных вопросов исследовались следующие направления: роль Компартии в культурном строительстве,
политвоспитательная работа по привлечению дореволюционного национального учительства, борьба с идеологическим инакомыслием среди педагогов.
5.В эпоху перестройки тематика публикаций сильно меняется: резкой критике подвергается деятельность управленческих структур советского и местного уровня, положительные стороны реформ игнорируются. Важно отметить монографию «Культура Советской Чувашии»[ Сергеев Т. С. Культура Светской Чувашии / Т. С. Сергеев. Чебоксары: Чуваш. кн. изд - во, 1989. 334 с.], в которой Т.С. Сергеев рассматривает изменения школьной политики на заре Советской власти, то, какие изменения социальных и культурных отношений они вызывали в региональной советской школе. Также важно исследование JI.H. Денисовой[ Денисова Л.Н. Всеобщее среднее образование и социальный прогресс села. М., 1988. 172 с.], где анализируются проблемы постановки начального образования в сёлах, изучен вопрос материального и кадрового их обеспечения, продемонстрирована система обучения рабочей молодежи. В своей монографии «Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства; перспективы развития»[ Дайч 3. Г. Школьная политика в СССР: Уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития / под ред. М. М. Дейнеко. М., 1987. 382 с.] З.Г. Дайч рассматривает методологическую проблематику исследования школьного дела, изучает проблемы перевода школы на «социалистический» фундамент, отмечает негативные последствия захвата государством безусловной монополии на воспитательный и образовательный процесс .
6.Оценки в постсоветский период становятся неоднозначными. В своих трудах В.А. Куманева, И.А. Гараевской, Н.В. Котряхова, Л.Я. Холмса и Т.В. Дорофеевой[ Гараевская И.А. Мы будем штамповать интеллигентов... // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 24-26.; Куманек В.А. 1920-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991. 295 с. и др.] обратились к проблемам взаимоотношения советской власти и интеллигенции, качества подготовки педагогических кадров, материального и социального положения педагогов, изменению школьной политики советского правительства и, в том числе, расцвету сталинизма в образовательной системе. Сборник статей под редакцией Э.Д. Днепрова, также как и работы Г.Б. Корнетова и З.Г. Дайча, имели своей целью уйти от существовавших в научной среде стереотипов, дополнить методологическую основу, описательной истории противопоставить воссоздание целостной картины и выявление закономерностей. В работах В.А. Власова, М.В. Богуславского, Б.С. Гершунского и др.[ Богуславский М.В. Ценностные ориентиры российского образования в первой трети XX века // Педагогика. 1996. № 12. С. 56-62.; Власов В.Л. Школа и общество. Поиски путей обновления образования. Вторая половина XIX - первая треть XX в. Пенза, 1998. 146 с.; Гершунский Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика, 1992. № 5 -6. С. 52-65.; Равкин З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы // Там же. 1991. № 10. С. 110-117. и др.] впервые рассмотрен вопрос существования преемственности существовавших до и после революции образовательных систем, их пути развития , в частности был сделан вывод, что относительно дореволюционной системы был сделан шаг назад, сохранение и приумножение ценного опыта прошлого произведено не было. Особняком стоит работа Л.А.Ефимова - автор рассматривает трудности и проблемы советской региональной школы в начале её существования, но реформам 1918-1921 гг., как и модификации содержания учебновоспитательного процесса, уделено предельно мало внимания.
На региональном уровне в советский период вопросы образовательной и культурной жизни Самарской губернии рассматривались в работах К.Я. Наякшина, П.И. Кабанова, Л.В. Храмкова, П.С. Кабытова.[ Наякшин К. Я. Очерки истории Куйбышевской области : быв. Самарской губернии. Куйбышев : Кн. изд-во, 1962. 622 с. ; Земля Самарская : очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1990. 318 с. ; Храмков Л. В. Введение в Самарское краеведение. Самара : НТЦ, 2003. 354 с. ; Его же. Введение в Самарское краеведение. Самара : НТЦ, 2007. 427 с. ; Его же. Край Самарский : учеб. пособие по ист. краевед. для учащихся 9-10 кл. : Ч. 2. - Куйбышев : Кн. изд-во, 1988. 127 с. ; Его же. Самарский край в судьбах России : для высш. и сред. общеобразоват. учеб. заведений. Самара : Самар. ун-т, 2006. 370 с.] Первые опыты изучения истории образовательного и культурного строительства в Среднем Поволжье относятся к 1920-м годам. Поскольку они создавались современниками событий, то носят описательный характер. В 1930 -е годы исследовательская работа по данным проблемам в Среднем Поволжье сворачивается. В это время не появилось сколько -нибудь значительных работ по данной проблематике. В послевоенные годы велась работа по осмыслению развития культуры в отдельных регионах страны. В 1947 г. выходит работа К.Я. Наякшина, в которой автор проследил ход развития образования за годы Советской власти. Также интерес представляют монографии Захаровой Л.Б.[ Захарова Л. Б. Концепция социальной политики Советской власти: теория и практика (1920-е годы): монография. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2012. 215 с.; Её же. Формирование новой морально-этической парадигмы в российском обществе 1920-х годов: монография. - Самара. Самар. гос. техн. ун-т, 2013. 280 с.], сосредоточенные на диалоге образовательной структуры и общества, социальных значении и последствиях проводимых реформ. Отдельно следует упомянуть учебное пособие «История Ставрополя-Тольятти», выпущенное на кафедре Тольяттинского Государственного Университета под редакцией О.А. Безгиной.[ История Ставрополя-Тольятти. Тольятти: электронное учебное пособие /под ред. О.А.Безгиной. Тольятти: Издательство Тольяттинского государственного университета. 2017. 327 с.]
Ряд диссертаций недавнего периода также посвящены исследованию данной темы[ Байбаков СЛ. История образования в СССР. Итоги и перспективы изучения: автореф. дис. д-ра ист. наук. М, 1997. 22 с.; Балашов, Е.М. Становление советской системы народного образования (октябрь 1917-1921 гг.) автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1992. 232 с.; Золотарев О В. Становление и развитие советской системы народного образования в КОМИ автономии (1918 - 1940 гг): автореф. дис. д-ра ист. наук. М, 1997. 215 с.; Кузнецова H.B. Становление и развитое системы образования в мордовском краев 1917 - 1930 гг. автореф. дис. канд. пед. наук. Саранск, 2002. 16 с.; Липчаиский А.М. Становление в России массового школьного образования в период социально-экономических преобразований 1861 - 1941 гг. Опыт, уроки: автореф. дис. д-ра ист. наук. М, 2002. 21 с.; Петрова Г.В. Формирование учительской интеллигенции 1915 - середина XX века (на материалах Верхнего Поволжья): автореф. дис. канд. ист. наук. Кострома, 2001. 261 с.; Фирсова, Н.А. Становление и основные тенденции развития школьного образования в Мордовии (1917 - 1941 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук. Саранск, 1988. 245 с.; Хамидов, Р.И. Формирование и становление советской татарской школы в Среднем Поволжье (1917 -1922 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук. Казань, 2002. 21 с. и др.]. В этих работах, как правило, отражена одна из проблем, становления школы в указанный период или выделена одна из сторон системы школьного образования, на что указывают некоторые из исследователей истории образования[ Шумкова Л.Г. Становление системы школьного образования на примере Симбирской губернии: 1917-1928 гг.: дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. 220 с.].
В числе научных работ следует упомянуть вышедшие на кафедре «Истории и философии» ТГУ в разные годы статью Прохоренко И.А.[ Прохоренко И.А. Становление народного образования в Ставропольском уезде Самарской губернии в 20 - 30-е годы XX века. Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-narodnogo-obrazovaniya-v-stavropolskom-uezde- samarskoy-gubernii-v-20-30-e-gody-xx-veka (Дата обращения: 28.05.2017)], в которой детально рассмотрен данный вопрос на материале Ставропольского уезда, а также дипломную работу Зеленской А.А.[ Зеленская А.А. Деятельность общественных организаций по борьбе с неграмотностью на материалах Самарской губернии (1917-1928 годы): дипломная работа. Тольятти. 2013 год. 77 с.], написанную под её руководством. В последней рассматривается прежде всего реализация программы Ликвидации безграмотности.
Таким образом, данная тема стала предметом изучения многих историков и ими в достаточной мере раскрыта, но в современной историографии отмечаются такие особенности рассмотрения проблемы в работах прошлого, как обращение к конкретным аспектам вопроса вместо целостного восприятия, подверженность оценок влиянию социально-политической ситуации, благодаря которым данная тема не является исчерпанной и сейчас.
Цель работы: изучение становления и развития системы управления образованием РСФСР на примере Ставропольского уезда Самарской губернии в 1917-1924 гг.
Задачи:
1.Выявить основные задачи системы образования в РСФСР в период с 1917 по 1924 гг., проанализировать формирование системы управления образованием в РСФСР.
2.Изучить и проанализировать нормативно-законодательную базу проведения реформ в сфере народного образования в изучаемый период.
3.Исследовать процессы построения местной системы управления образованием в Ставропольском районе Самарской губернии в период 1917 по 1924 гг.
4.Изучить и проанализировать деятельность Ставропольского Уездного Отдела Народного Образования в изучаемый период.
Объектом исследования является система управления народным образованием 1917-1924 гг в РСФСР и Ставропольском районе Самарской губернии в частности.
Предметом исследования выступает функционирование системы управления народным образованием РСФСР и, в региональном масштабе, Ставропольского района Самарской губернии в 1917-1924 гг.
Территориальные рамки исследования: охватывают территорию Ставропольского района Самарской губернии .
Хронологические рамки исследования: Нижняя граница проведена по времени издания декрета ЦИК «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению» 1917 года, который явился датой основания формирования новой системы управления образованием в РСФСР. Верхняя граница обусловлена принятием Конституции СССР 1924 года, которая повлияла на изменение условий функционирования системы управления образованием РСФСР, а также изменение ее структуры и функций.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя привычные в рамках исторического исследования принципы историзма, целостности, объективности. В данном исследовании применялись методы хронологический, системный, описательный и сравнительного анализа.
Источниковая база исследования обширна, её можно условно её можно поделить на следующие группы:
1)документы нормативно-правового характера, представленные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР, постановлениями, декретами и инструкциями, выпущенными ВЦИК, ЦИК, СНК, Наркомпросом[ О введении новой орфографии: Декрет Совета Народных Комиссаров. Проект «Исторические материалы». URL: http://istmat.info/node/31587 (Дата обращения: 28.03.2017); О введении обязательного совместного обучения: Постановление Народного Комиссариата Просвещения. Проект «Исторические материалы». URL: http://istmat.info/node/30003 (Дата обращения: 28.03.2017); О введении трудовой повинности работников просвещения по обучению Красной Армии: Постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. Проект «Исторические материалы». URL: http://istmat.info/node/41062 и др.] и представляющие первостепенную важность для исследования, являясь его фундаментом;
2)документы официального делопроизводства: отчёты, протоколы заседаний коллегии Ставропольского уездного отдела народного образования, отдельные заявления рядовых сотрудников [ Циркуляры Ставропольского уездного отдела народного образования и сведения о распределении школьных работников «Ставропольские удельные отделение. Обследования состояния народного образования в г. Ставрополе и уезде на 1 января 1921 г.» от 7 марта 1921 года до 19 апреля 1921 года. «Доклад о деятельности дошкольного отдела с октября по апрель 1921 года» // Тольяттинский городской архив. Ф. Р-2. Оп.49. Д.19 Л.25.; Циркуляры Ставропольского уездного отдела народного образования и сведения о распределении школьных работников «Ставропольские удельные отделение. Обследования состояния народного образования в г. Ставрополе и уезде на 1 января 1921], позволяющие посмотреть изнутри на работу управляющих образовательной сферой органов, изучить тонкости реализации декретов и постановлений, что особенно важно в раскрытии региональной специфики;
3)периодическая печать: статьи, освещающие деятельность
Наркомпроса и отдельных его ведомств, тексты программного и политического характера[г.» от 7 марта 1921 года до 19 апреля 1921 года. «Инструкция о введении всеобщего обучения подростков» // Тольяттинский городской архив. Ф. Р-2. Оп.49. Д.19 Л.21.; Циркуляры Ставропольского уездного отдела народного образования и сведения о распределении школьных работников «Ставропольские удельные отделение. Обследования состояния народного образования в г. Ставрополе и уезде на 1 января 1921 г.» от 7 марта 1921 года до 19 апреля 1921 года. Статья в газете «Единая школа» // Тольяттинский городской архив. Ф. Р-2. Оп.49. Д.19 Л.186.; Доклады и отчеты Ставропольского уездного отдела народного образования и его подотделов за 1921 -1922 год. «Отчет о ходе работ по организационно-административному управлению У.О.Н.О с марта по ноябрь 1921 года.» // Тольяттинский городской архив. Ф. Р-131. Оп.1. Д.14. Л.106.; Доклады и отчеты Ставропольского уездного отдела народного образования и его подотделов за 1921-1922 год. «Отчет о деятельности школьного обучения за декабрь 1921 года» // Тольяттинский городской архив. Ф. Р-131. Оп.1. Д.14. Л.114.
33Народное образование в Симбирском уезде // Заря. 1921. № 295; Краткий очерк пятилетней работы Симбирского ГУБОНО. Симбирск: Типография ГСНХ № 1, 1922. - 30 с.; Народное просвещение. 1918, № 4/5. - С. 25. и др.], по которым можно сформировать представление как о функционировании системы управления образованием, так и о том, какую роль она играла в обществе.
Основным типом документов для данного исследования является первый, прямо определяющий систему управления образованием и регламентирующий её деятельность. Привлечение источников делопроизводственного характера также важно, пусть в сравнительно меньшей степени, что исходит из специфики исследования. Периодическая печать наглядно демонстрирует избранное направление реформаторской политики, но в конкретном исследовании, как источник фактического материала, стоит после нормативно-правовых и делопроизводственных документов.
Научная новизна данной дипломной работы состоит в попытке провести комплексное исследование развития системы управления народным образованием Ставропольского района Самарской Губернии, введении в научный оборот ранее неопубликованных источников.
Апробация дипломной работы состоялась на ежегодной научно-исследовательской студенческой конференции «Дни науки», проходившей в апреле 2017 года.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведения исследования, были сделаны следующие выводы:
Основными задачами, существовавшими перед управлением системой образования, как было установлено в процессе исследования, было создание унифицированной системы образования для преодоления массовой неграмотности населения, обеспечения советского государства профессиональными кадрами и создания политической опоры
существующей власти через отделы политического просвещения. Система управления образованием состояла из Государственной комиссии по просвещению, Народного комиссариата просвещения, областных, губернских, уездных и волостных Советов и Отделов народного образования.
Деятельности органов управления образованием в указанный период регламентировалась декретами ВЦИК и СНК, определявшими структуру и функции системы управления образованием, разрешавшими
межведомственные вопросы, распространявшими общую государственную политику на сферу просвещения.
Поставленные задачи решались благодаря многоуровневой системы управления. В процессе своего формирования, система управления образованием в Ставрополе претерпела многочисленные изменения, обеспечивающие её работоспособность в сложных условиях первых послереволюционных лет, также сопровождавшихся в Поволжье голодом. Уездная система управления образованием состояла из Уездного Отдела Народного Образования, включающего множественные подотделы, управляемого Коллегией отдела и подотчётного Уездному Совету Народного Образования.
Деятельность Ставропольского Уездного Отдела Народного Образования в данный период проходила в тяжёлое для уезда и государства время в тяжёлых условиях, обусловленных голодом, молодостью советской власти, удалённостью от политического центра и чапанным восстанием. Тем не менее, она выполняла свои функции, осуществляя как сопровождение проектов Единой Трудовой Школы и Ликвидации Безграмотности, так и решая местные вопросы. Коллегия Отдела Народного Образования в первую очередь занималось реализацией программ руководящих органов, распределением ресурсов, решением межведомственных вопросов и предоставлением отчётности для губернского Отдела Народного Образования. Подотделы и управления заведовали своими сферами деятельности и исполняли решения Коллегии Ставропольского Уездного Отдела Народного Образования, в подчинении которой находились.


1.Ф. Р-2 Циркуляры Ставропольского уездного отдела народного образования и сведения о распределении школьных работников. Оп.49. Д.19, 23.
2.Ф. Р-131 Доклады и отчеты Ставропольского уездного отдела народного образования и его подотделов за 1921-1922 год. Оп.1. Д.14.
Опубликованные
Периодическая печать
1.Заря: газета. - 1921, № 295. - 42 с.
2.Народное просвещение: журнал. - 1917, № 42. - 36 с.
Законодательные акты
1.Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних: Постановление Народных Комиссариатов Просвещения, Здравоохранения и Юстиции. Проект «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info/node/42325. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
2.О введении новой орфографии: Декрет Совета Народных Комиссаров.
Проект «Исторические материалы». РЕЖИМ ДОСТУПА:
http://istmat.info/node/31587. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
3.О введении обязательного совместного обучения: Постановление Народного Комиссариата Просвещения. Проект «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info/node/30003. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
4.О введении трудовой повинности работников просвещения по
обучению Красной Армии: Постановление Совета Рабочей и
Крестьянской Обороны. Проект «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info/node/41062. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
5.О включении в состав местных отделов народного образования по одному представителю от местных отделов Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры: Декрет Совета Народных Комиссаров. Проект «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info/node/38599. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
6.О возвращении к работе по своей специальности работников просвещения и социалистической культуры: Декрет Совета Народных Комиссаров. Проект «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info/node/46190. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
7.О воспрещении обязательного взимания платы во всех советских
учебных заведениях: Декрет Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета. Проект «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info/node/46909. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
8.О Всероссийских конкурсах по замещению кафедр в высших учебных
заведениях (Положение): Постановление Народного Комиссариата
Просвещения. Проект «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info/node/31676. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
9.О высших технических учебных заведениях: Декрет Совета Народных Комиссаров. Проект «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info/node/41810. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
10.О государственном издательстве (Положение): Постановление
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Проект «Исторические материалы». Режим доступа:
http://istmat.info/node/37932. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
11.О Домах Работников Просвещения: Декрет Совета Народных Комиссаров. Проект «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info/node/46098. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
12.О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики (Положение): Декрет
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Проект «Исторические материалы». Режим доступа:
http://istmat.info/node/31601. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
13.О ликвидации безграмотности (Инструкция): Постановление
Народного Комиссариата Просвещения. http://istmat.info/node/41446. -
Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
14.О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.
(Инструкция): Постановление Народного Комиссариата Просвещения. Проект «Исторические материалы». Режим доступа:
http://istmat.info/node/40942. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)
15.О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.: Декрет Совета Народных Комиссаров. Проект «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info/node/38891. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 28.03.2017)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ