Журналистика данных: анализ дата-дискурса отечественных и зарубежных интернет-СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖУРНАЛИСТИКЕ
ДАННЫХ
1.1. Теоретические основы и понятийный аппарат журналистики данных
1.2 Теоретические представления о дата-журналистских материалах и их типологии
ГЛАВА 2 ДАТА-ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
2.1Характеристика дата-журналистских материалов в зарубежных СМИ
2.2Характеристика дата-журналистских материалов в отечественных СМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖУРНАЛИСТИКЕ
ДАННЫХ
1.1. Теоретические основы и понятийный аппарат журналистики данных
1.2 Теоретические представления о дата-журналистских материалах и их типологии
ГЛАВА 2 ДАТА-ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
2.1Характеристика дата-журналистских материалов в зарубежных СМИ
2.2Характеристика дата-журналистских материалов в отечественных СМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы заключается в распространении тренда на дата- журналистику, которая, как отмечают отечественные и зарубежных исследователи, «исполняет для общества роль «проводника» в мире «новых медиа», как журналистика - в окружающем мире»1. Она представляет собой «инструмент, помогающий получить и представить общественности важные сведения, которые могли остаться незамеченными в огромных массивах информации о современной реальности»[ Иткулов М.Р. Квалификационные требования к специалисту в сфере журналистики данных // Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция (Тольятти, 2-27 апреля 2018 года). Тольятти, 2018. С. 323.] [ Симакова С.И. Дата-журналистика как медиатренд // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2 (2). С. 484.].
На данный момент теоретическая разработка дискурса находится на начальном этапе, что усложняет научную постановку вопроса. Недавно признанная как самостоятельное направление[ Data Driven Journalism, Amsterdam, 24th August 2010 // Open Knowledge International Blog. URL:
https://blog.okfn.org/2010/07/27/data-driven-journalism-amsterdam-24th-august-2O1O/ (дата обращения:
12.12.2018)], дата-журналистика была импортирована из-за рубежа в первую очередь как технология создания материалов, потому практика в данном случае обгоняет теорию.
Ввиду этого, сложно говорить о проработанной основе для интеграции производственного процесса дата-журналистских материалов в работу современной отечественной редакции. Необходимость устранения этого пробела путем систематизации практического опыта и теоретических представлений доказывает актуальность темы исследования.
Объектом исследования в магистерской диссертации является дата- журналистика как явление современных СМИ.
Предметом — сущностные характеристики дата-журналистики в отечественных и зарубежных СМИ.
Цель работы: на основе анализа дата-журналистских материалов в отечественных и зарубежных СМИ выявить сущностные характеристики
данного типа медиатекстов.
Задачи:
1)изучить взгляды отечественных и зарубежных ученых на дата- журналистику и инфографику;
2)проанализировать практику дата-журналистики в отечественных и зарубежных СМИ;
3)на основании полученных данных сформулировать сущностные характеристики дата-журналистики и представить классификацию дата- журналистских медиаматериалов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, в том числе статьи доцента Воронежского государственного университета Р. Жолудя1 и практикующего эксперта И. Бегтина[ Жолудь Р.В. Журналистика данных: предпосылки возникновения, функции и возможности // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 4. С. 104.] [ Бегтин И.В. Памятка по журналистике данных // Иван Беггин. URL: https://ivan.begtin.name/?p=4363 (дата обращения: 29.04.2019)] о природе и сущности дата-журналистики; работы кандидатов филологических наук С. Симаковой[ Симакова С.И. Дата-журналистика как медиатренд // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (2). С. 481.] и М. Лисицына[ Лисицин М.Е. Понятие «журналистика данных» в современных научных публикациях // Коммуникативные
исследования. 2018. №3 (17). С. 144; Лисицин М.Е. Феномен журналистики данных в зарубежных СМИ (на материале призёров конкурса ''Data Journalism Awards'') // Litera. 2019. № 1. С. 102. URL:
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29056 (дата обращения: 29.04.2019).] о феномене и понятии дата-журналистики; профессора Университета прикладных наук г. Цюриха У. Вебер[ What is an interactive information graphic? // Malofiej. Infographic World Summit. Infographic awards. URL: http://www.malofiejgraphics.com/what-is-an-interactive-information-graphic/ (дата обращения: 29.04.2019).] и профессора Гессенского центра изучения культуры Л. Шлихтинг[ Schlichting L. Interactive graphic journalism // View: Journal of european television history and culture. № 5. Октябрь 2018 г. С. 12.] о феномене интерактивной информационной графики в журналистике; профессора БФУ им. Канта С. Васильева[ Васильев С.Л. Об основных способах интегрирования инфографики в информационную структуру периодического издания // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 4. С. 86-88.] об интегрировании инфографики и дата-журналистики в информационную структуру периодического издания.
Для достижения поставленных в диссертации задач были использованы следующие методы: контент-анализ - для выбора явлений, относящихся к предмету исследования, типологический метод применялся для создания типологии дата-журналистских материалов; структурный анализ - для выявления и изучения элементов дата-журналистики, а также принципов сочетания содержания и формы, сравнительный анализ - для выявления сходств и отличий систем дата-журналистики в отечественных и зарубежных СМИ, метод моделирования - для создания модели специалиста дата- журналистики, соответствующего современным вызовам.
В качестве эмпирической базы исследования использовались дата- журналистские материалы и проекты, ставшие победителями международной премии Data journalism awards 2018, созданные Reuters, National Post, BuzzFeed News, G1, FiveThirtyEight, La Nacion, Rappler, The Globe and Mail, WeDoData; а также дата-журналистские материалы отечественных СМИ, входящих в рейтинг Топ-30 самых цитируемых интернет-ресурсов по версии сервиса оценки эффективности коммуникаций «Медиалогия» за май 2019 года, а именно: «РБК», News.ru, Русская служба Би-би-си, Проект и новостной портал Челябинской области 74.ru.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Дата-журналистика производит медиадискурс социальной направленности, основной содержательной базой в котором выступают систематизированные базы данных. Сущностной характеристикой дата- журналистики является преобразование в доступную для восприятия массовой аудитории форму массивов данных, демонстрирующих тенденции и закономерности социального развития.
2.Зарубежная дата-журналистика ориентирована на отражение политической, экономической и социальной тематики, адресатом ее контента выступают все граждане одного государства. Для дата-журналистских материалов зарубежных СМИ характерна мультимодальность и эксперименты с новыми технологиями.
3.Для отечественной дата-журналистики характерен авизуальный подход к подаче информации, линейность и статичность материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научно-теоретических представлений о дата- журналистике, а также в классифицировании дата-журналистских медиаматериалов внутри единого типа дискурса.
Практическая значимость магистерской диссертации. Результаты магистерской диссертации могут быть использованы в учебном процессе студентов направления «Журналистка» в курсах, посвященных современным форматам и технологиям представления массовой информации.
Апробация результатов исследования происходила на научнопрактической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» и на всероссийской студенческой научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Общество».
Цель и задачи исследования определили структуру магистерской диссертации, которая включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы и источников. В первой главе «Теоретические представления о журналистике данных» систематизированы взгляды отечественных и зарубежных ученых на дата-журналистику и инфографику, выработаны определения основных понятий, раскрывающих сущность данного медиа-явления. Во второй главе «Дата-журналистика в современных СМИ» представлены результаты анализа дата-журналистских материалов, размещенных в зарубежных и отечественных СМИ с точки зрения содержательных, структурных и технологических характеристик, описаны типичные черты данного медиа-явления. В заключении делаются выводы по теме исследования.
На данный момент теоретическая разработка дискурса находится на начальном этапе, что усложняет научную постановку вопроса. Недавно признанная как самостоятельное направление[ Data Driven Journalism, Amsterdam, 24th August 2010 // Open Knowledge International Blog. URL:
https://blog.okfn.org/2010/07/27/data-driven-journalism-amsterdam-24th-august-2O1O/ (дата обращения:
12.12.2018)], дата-журналистика была импортирована из-за рубежа в первую очередь как технология создания материалов, потому практика в данном случае обгоняет теорию.
Ввиду этого, сложно говорить о проработанной основе для интеграции производственного процесса дата-журналистских материалов в работу современной отечественной редакции. Необходимость устранения этого пробела путем систематизации практического опыта и теоретических представлений доказывает актуальность темы исследования.
Объектом исследования в магистерской диссертации является дата- журналистика как явление современных СМИ.
Предметом — сущностные характеристики дата-журналистики в отечественных и зарубежных СМИ.
Цель работы: на основе анализа дата-журналистских материалов в отечественных и зарубежных СМИ выявить сущностные характеристики
данного типа медиатекстов.
Задачи:
1)изучить взгляды отечественных и зарубежных ученых на дата- журналистику и инфографику;
2)проанализировать практику дата-журналистики в отечественных и зарубежных СМИ;
3)на основании полученных данных сформулировать сущностные характеристики дата-журналистики и представить классификацию дата- журналистских медиаматериалов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, в том числе статьи доцента Воронежского государственного университета Р. Жолудя1 и практикующего эксперта И. Бегтина[ Жолудь Р.В. Журналистика данных: предпосылки возникновения, функции и возможности // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 4. С. 104.] [ Бегтин И.В. Памятка по журналистике данных // Иван Беггин. URL: https://ivan.begtin.name/?p=4363 (дата обращения: 29.04.2019)] о природе и сущности дата-журналистики; работы кандидатов филологических наук С. Симаковой[ Симакова С.И. Дата-журналистика как медиатренд // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (2). С. 481.] и М. Лисицына[ Лисицин М.Е. Понятие «журналистика данных» в современных научных публикациях // Коммуникативные
исследования. 2018. №3 (17). С. 144; Лисицин М.Е. Феномен журналистики данных в зарубежных СМИ (на материале призёров конкурса ''Data Journalism Awards'') // Litera. 2019. № 1. С. 102. URL:
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29056 (дата обращения: 29.04.2019).] о феномене и понятии дата-журналистики; профессора Университета прикладных наук г. Цюриха У. Вебер[ What is an interactive information graphic? // Malofiej. Infographic World Summit. Infographic awards. URL: http://www.malofiejgraphics.com/what-is-an-interactive-information-graphic/ (дата обращения: 29.04.2019).] и профессора Гессенского центра изучения культуры Л. Шлихтинг[ Schlichting L. Interactive graphic journalism // View: Journal of european television history and culture. № 5. Октябрь 2018 г. С. 12.] о феномене интерактивной информационной графики в журналистике; профессора БФУ им. Канта С. Васильева[ Васильев С.Л. Об основных способах интегрирования инфографики в информационную структуру периодического издания // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 4. С. 86-88.] об интегрировании инфографики и дата-журналистики в информационную структуру периодического издания.
Для достижения поставленных в диссертации задач были использованы следующие методы: контент-анализ - для выбора явлений, относящихся к предмету исследования, типологический метод применялся для создания типологии дата-журналистских материалов; структурный анализ - для выявления и изучения элементов дата-журналистики, а также принципов сочетания содержания и формы, сравнительный анализ - для выявления сходств и отличий систем дата-журналистики в отечественных и зарубежных СМИ, метод моделирования - для создания модели специалиста дата- журналистики, соответствующего современным вызовам.
В качестве эмпирической базы исследования использовались дата- журналистские материалы и проекты, ставшие победителями международной премии Data journalism awards 2018, созданные Reuters, National Post, BuzzFeed News, G1, FiveThirtyEight, La Nacion, Rappler, The Globe and Mail, WeDoData; а также дата-журналистские материалы отечественных СМИ, входящих в рейтинг Топ-30 самых цитируемых интернет-ресурсов по версии сервиса оценки эффективности коммуникаций «Медиалогия» за май 2019 года, а именно: «РБК», News.ru, Русская служба Би-би-си, Проект и новостной портал Челябинской области 74.ru.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Дата-журналистика производит медиадискурс социальной направленности, основной содержательной базой в котором выступают систематизированные базы данных. Сущностной характеристикой дата- журналистики является преобразование в доступную для восприятия массовой аудитории форму массивов данных, демонстрирующих тенденции и закономерности социального развития.
2.Зарубежная дата-журналистика ориентирована на отражение политической, экономической и социальной тематики, адресатом ее контента выступают все граждане одного государства. Для дата-журналистских материалов зарубежных СМИ характерна мультимодальность и эксперименты с новыми технологиями.
3.Для отечественной дата-журналистики характерен авизуальный подход к подаче информации, линейность и статичность материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научно-теоретических представлений о дата- журналистике, а также в классифицировании дата-журналистских медиаматериалов внутри единого типа дискурса.
Практическая значимость магистерской диссертации. Результаты магистерской диссертации могут быть использованы в учебном процессе студентов направления «Журналистка» в курсах, посвященных современным форматам и технологиям представления массовой информации.
Апробация результатов исследования происходила на научнопрактической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» и на всероссийской студенческой научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Общество».
Цель и задачи исследования определили структуру магистерской диссертации, которая включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы и источников. В первой главе «Теоретические представления о журналистике данных» систематизированы взгляды отечественных и зарубежных ученых на дата-журналистику и инфографику, выработаны определения основных понятий, раскрывающих сущность данного медиа-явления. Во второй главе «Дата-журналистика в современных СМИ» представлены результаты анализа дата-журналистских материалов, размещенных в зарубежных и отечественных СМИ с точки зрения содержательных, структурных и технологических характеристик, описаны типичные черты данного медиа-явления. В заключении делаются выводы по теме исследования.
Систематизация научных представлений позволила определить дата- журналистику как деятельность, включающую накопление массива информации, его самостоятельное изучение на предмет выявления важных для общества феноменов и закономерностей, а также представление результатов исследования в доступном для восприятия массовой аудитории виде.
Соответственно, дата-журналистский материал, созданный на основе массивов информации, предлагает аудитории сведения о социально значимой проблеме в предельно доступной для восприятия массовым потребителем форме. Доступность достигается использованием сетевых форматов и ресурсов: инфографики, интерактивности, нелинейности.
Типологизация дата-журналистских материалов может проводиться по следующим критериям: семиотической характеристики материала, сущности пользовательского взаимодействия с ним, способу организации информации. На них их основе выделяются: семиотически однородные (текстовые или иконические) и мультимодальные материалы с доминированием одной из знаковых систем; пассивные (статичные) или интерактивные; линейные и нелинейные материалы.
Рассматривая ряд дата-журналистских материалов, возможно отметить некоторые тенденции. Общими для зарубежной и отечественной дата- журналистики являются следующие черты:
-обращение к государственной, финансовой и социальной темам; с акцентом на глобальных проблемах государственного масштаба (исключение - региональное СМИ 74.ru);
-большинство материалов и проектов основаны на машиночитаемой вычисляемой информации;
-мультимодальность;
-приоритет инфографики: она несёт основную информацию, тогда как текст раскрывает дополнительные обстоятельства проблемы; ведущие формы - столбчатая диаграмма, карта.
В отличие от зарубежных СМИ отечественной дата-журналистике присущи следующие черты:
-работа с открытыми и условно открытыми массивами данных государственных органов; отсутствие самостоятельно созданных баз данных;
-единичные факты использования интерактивности; отсутствие уникальных примеров технического исполнения или оформления ;
-нелинейная организация информации почти не практикуется, нет прорывных технологических и дизайнерских решений.
Дата-журналистика, официально сформировавшаяся как направление журналистики менее десятилетия назад, имеет достаточную теоретическую и практическую базу для дальнейшего устойчивого развития. Растущий интерес к данному формату у изданий и пользователей, равно как и продолжающийся поиск новых форм наглядной подачи информации, являются тому гарантией.
Соответственно, дата-журналистский материал, созданный на основе массивов информации, предлагает аудитории сведения о социально значимой проблеме в предельно доступной для восприятия массовым потребителем форме. Доступность достигается использованием сетевых форматов и ресурсов: инфографики, интерактивности, нелинейности.
Типологизация дата-журналистских материалов может проводиться по следующим критериям: семиотической характеристики материала, сущности пользовательского взаимодействия с ним, способу организации информации. На них их основе выделяются: семиотически однородные (текстовые или иконические) и мультимодальные материалы с доминированием одной из знаковых систем; пассивные (статичные) или интерактивные; линейные и нелинейные материалы.
Рассматривая ряд дата-журналистских материалов, возможно отметить некоторые тенденции. Общими для зарубежной и отечественной дата- журналистики являются следующие черты:
-обращение к государственной, финансовой и социальной темам; с акцентом на глобальных проблемах государственного масштаба (исключение - региональное СМИ 74.ru);
-большинство материалов и проектов основаны на машиночитаемой вычисляемой информации;
-мультимодальность;
-приоритет инфографики: она несёт основную информацию, тогда как текст раскрывает дополнительные обстоятельства проблемы; ведущие формы - столбчатая диаграмма, карта.
В отличие от зарубежных СМИ отечественной дата-журналистике присущи следующие черты:
-работа с открытыми и условно открытыми массивами данных государственных органов; отсутствие самостоятельно созданных баз данных;
-единичные факты использования интерактивности; отсутствие уникальных примеров технического исполнения или оформления ;
-нелинейная организация информации почти не практикуется, нет прорывных технологических и дизайнерских решений.
Дата-журналистика, официально сформировавшаяся как направление журналистики менее десятилетия назад, имеет достаточную теоретическую и практическую базу для дальнейшего устойчивого развития. Растущий интерес к данному формату у изданий и пользователей, равно как и продолжающийся поиск новых форм наглядной подачи информации, являются тому гарантией.
Подобные работы
- Журналистика данных: анализ дата-дискурса отечественных и зарубежных интернет-СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Способы визуализации big data в современной журналистике
Профиль магистратуры - «Медиадизайн»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Интеграция региональных интернет-СМИ в социальные сети
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Способы визуализации big data в современной журналистике
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРНЕТ-СМИ КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕКЛАМНЫХ ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ТЕМА XIX ВСЕМИРНОГО ФЕСТИВАЛЯ МОЛОДЕЖИ
И СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ:
ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ДИСКУРС ФЕМИНИЗМА В РОССИЙСКИХ И ЗАПАДНЫХ СМИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Монетизация контента: российский и западный опыт (на примере «BuzzFeed» и «Бумаги» )
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Отражение экологического сознания общества в интернет-пространстве:
лингвистический аспект
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020





