ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖУРНАЛИСТИКЕ
ДАННЫХ
1.1. Теоретические основы и понятийный аппарат журналистики данных
1.2 Теоретические представления о дата-журналистских материалах и их типологии
ГЛАВА 2 ДАТА-ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
2.1Характеристика дата-журналистских материалов в зарубежных СМИ
2.2Характеристика дата-журналистских материалов в отечественных СМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы заключается в распространении тренда на дата- журналистику, которая, как отмечают отечественные и зарубежных исследователи, «исполняет для общества роль «проводника» в мире «новых медиа», как журналистика - в окружающем мире»1. Она представляет собой «инструмент, помогающий получить и представить общественности важные сведения, которые могли остаться незамеченными в огромных массивах информации о современной реальности»[ Иткулов М.Р. Квалификационные требования к специалисту в сфере журналистики данных // Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция (Тольятти, 2-27 апреля 2018 года). Тольятти, 2018. С. 323.] [ Симакова С.И. Дата-журналистика как медиатренд // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2 (2). С. 484.].
На данный момент теоретическая разработка дискурса находится на начальном этапе, что усложняет научную постановку вопроса. Недавно признанная как самостоятельное направление[ Data Driven Journalism, Amsterdam, 24th August 2010 // Open Knowledge International Blog. URL:
https://blog.okfn.org/2010/07/27/data-driven-journalism-amsterdam-24th-august-2O1O/ (дата обращения:
12.12.2018)], дата-журналистика была импортирована из-за рубежа в первую очередь как технология создания материалов, потому практика в данном случае обгоняет теорию.
Ввиду этого, сложно говорить о проработанной основе для интеграции производственного процесса дата-журналистских материалов в работу современной отечественной редакции. Необходимость устранения этого пробела путем систематизации практического опыта и теоретических представлений доказывает актуальность темы исследования.
Объектом исследования в магистерской диссертации является дата- журналистика как явление современных СМИ.
Предметом — сущностные характеристики дата-журналистики в отечественных и зарубежных СМИ.
Цель работы: на основе анализа дата-журналистских материалов в отечественных и зарубежных СМИ выявить сущностные характеристики
данного типа медиатекстов.
Задачи:
1)изучить взгляды отечественных и зарубежных ученых на дата- журналистику и инфографику;
2)проанализировать практику дата-журналистики в отечественных и зарубежных СМИ;
3)на основании полученных данных сформулировать сущностные характеристики дата-журналистики и представить классификацию дата- журналистских медиаматериалов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, в том числе статьи доцента Воронежского государственного университета Р. Жолудя1 и практикующего эксперта И. Бегтина[ Жолудь Р.В. Журналистика данных: предпосылки возникновения, функции и возможности // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 4. С. 104.] [ Бегтин И.В. Памятка по журналистике данных // Иван Беггин. URL: https://ivan.begtin.name/?p=4363 (дата обращения: 29.04.2019)] о природе и сущности дата-журналистики; работы кандидатов филологических наук С. Симаковой[ Симакова С.И. Дата-журналистика как медиатренд // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (2). С. 481.] и М. Лисицына[ Лисицин М.Е. Понятие «журналистика данных» в современных научных публикациях // Коммуникативные
исследования. 2018. №3 (17). С. 144; Лисицин М.Е. Феномен журналистики данных в зарубежных СМИ (на материале призёров конкурса ''Data Journalism Awards'') // Litera. 2019. № 1. С. 102. URL:
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29056 (дата обращения: 29.04.2019).] о феномене и понятии дата-журналистики; профессора Университета прикладных наук г. Цюриха У. Вебер[ What is an interactive information graphic? // Malofiej. Infographic World Summit. Infographic awards. URL: http://www.malofiejgraphics.com/what-is-an-interactive-information-graphic/ (дата обращения: 29.04.2019).] и профессора Гессенского центра изучения культуры Л. Шлихтинг[ Schlichting L. Interactive graphic journalism // View: Journal of european television history and culture. № 5. Октябрь 2018 г. С. 12.] о феномене интерактивной информационной графики в журналистике; профессора БФУ им. Канта С. Васильева[ Васильев С.Л. Об основных способах интегрирования инфографики в информационную структуру периодического издания // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 4. С. 86-88.] об интегрировании инфографики и дата-журналистики в информационную структуру периодического издания.
Для достижения поставленных в диссертации задач были использованы следующие методы: контент-анализ - для выбора явлений, относящихся к предмету исследования, типологический метод применялся для создания типологии дата-журналистских материалов; структурный анализ - для выявления и изучения элементов дата-журналистики, а также принципов сочетания содержания и формы, сравнительный анализ - для выявления сходств и отличий систем дата-журналистики в отечественных и зарубежных СМИ, метод моделирования - для создания модели специалиста дата- журналистики, соответствующего современным вызовам.
В качестве эмпирической базы исследования использовались дата- журналистские материалы и проекты, ставшие победителями международной премии Data journalism awards 2018, созданные Reuters, National Post, BuzzFeed News, G1, FiveThirtyEight, La Nacion, Rappler, The Globe and Mail, WeDoData; а также дата-журналистские материалы отечественных СМИ, входящих в рейтинг Топ-30 самых цитируемых интернет-ресурсов по версии сервиса оценки эффективности коммуникаций «Медиалогия» за май 2019 года, а именно: «РБК», News.ru, Русская служба Би-би-си, Проект и новостной портал Челябинской области 74.ru.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Дата-журналистика производит медиадискурс социальной направленности, основной содержательной базой в котором выступают систематизированные базы данных. Сущностной характеристикой дата- журналистики является преобразование в доступную для восприятия массовой аудитории форму массивов данных, демонстрирующих тенденции и закономерности социального развития.
2.Зарубежная дата-журналистика ориентирована на отражение политической, экономической и социальной тематики, адресатом ее контента выступают все граждане одного государства. Для дата-журналистских материалов зарубежных СМИ характерна мультимодальность и эксперименты с новыми технологиями.
3.Для отечественной дата-журналистики характерен авизуальный подход к подаче информации, линейность и статичность материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научно-теоретических представлений о дата- журналистике, а также в классифицировании дата-журналистских медиаматериалов внутри единого типа дискурса.
Практическая значимость магистерской диссертации. Результаты магистерской диссертации могут быть использованы в учебном процессе студентов направления «Журналистка» в курсах, посвященных современным форматам и технологиям представления массовой информации.
Апробация результатов исследования происходила на научнопрактической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» и на всероссийской студенческой научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Общество».
Цель и задачи исследования определили структуру магистерской диссертации, которая включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы и источников. В первой главе «Теоретические представления о журналистике данных» систематизированы взгляды отечественных и зарубежных ученых на дата-журналистику и инфографику, выработаны определения основных понятий, раскрывающих сущность данного медиа-явления. Во второй главе «Дата-журналистика в современных СМИ» представлены результаты анализа дата-журналистских материалов, размещенных в зарубежных и отечественных СМИ с точки зрения содержательных, структурных и технологических характеристик, описаны типичные черты данного медиа-явления. В заключении делаются выводы по теме исследования.
Систематизация научных представлений позволила определить дата- журналистику как деятельность, включающую накопление массива информации, его самостоятельное изучение на предмет выявления важных для общества феноменов и закономерностей, а также представление результатов исследования в доступном для восприятия массовой аудитории виде.
Соответственно, дата-журналистский материал, созданный на основе массивов информации, предлагает аудитории сведения о социально значимой проблеме в предельно доступной для восприятия массовым потребителем форме. Доступность достигается использованием сетевых форматов и ресурсов: инфографики, интерактивности, нелинейности.
Типологизация дата-журналистских материалов может проводиться по следующим критериям: семиотической характеристики материала, сущности пользовательского взаимодействия с ним, способу организации информации. На них их основе выделяются: семиотически однородные (текстовые или иконические) и мультимодальные материалы с доминированием одной из знаковых систем; пассивные (статичные) или интерактивные; линейные и нелинейные материалы.
Рассматривая ряд дата-журналистских материалов, возможно отметить некоторые тенденции. Общими для зарубежной и отечественной дата- журналистики являются следующие черты:
-обращение к государственной, финансовой и социальной темам; с акцентом на глобальных проблемах государственного масштаба (исключение - региональное СМИ 74.ru);
-большинство материалов и проектов основаны на машиночитаемой вычисляемой информации;
-мультимодальность;
-приоритет инфографики: она несёт основную информацию, тогда как текст раскрывает дополнительные обстоятельства проблемы; ведущие формы - столбчатая диаграмма, карта.
В отличие от зарубежных СМИ отечественной дата-журналистике присущи следующие черты:
-работа с открытыми и условно открытыми массивами данных государственных органов; отсутствие самостоятельно созданных баз данных;
-единичные факты использования интерактивности; отсутствие уникальных примеров технического исполнения или оформления ;
-нелинейная организация информации почти не практикуется, нет прорывных технологических и дизайнерских решений.
Дата-журналистика, официально сформировавшаяся как направление журналистики менее десятилетия назад, имеет достаточную теоретическую и практическую базу для дальнейшего устойчивого развития. Растущий интерес к данному формату у изданий и пользователей, равно как и продолжающийся поиск новых форм наглядной подачи информации, являются тому гарантией.
1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая [Электронный ресурс] : офиц. текст от 18.12.2006 N 230-ФЗ 1 (последняя редакция) // Консультант Плюс : справочно-правовая система. - Режим доступа ступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629
2.О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.12.2014 N 531-ФЗ // Гарант : справочно-правовая система. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70833224/
3.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Статья
14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/1 ae5b3cba13 87bc6a74be 25b53847685861a039d/
4.О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : федер.
закон от 27.12.1991 N 2124-1 (последняя редакция) // Консультант Плюс : справочно-правовая система. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511
5.Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27.06.2006 г. N 149- ФЗ 1 (последняя редакция) // Консультант Плюс : справочно-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798
6.Об использовании официальных сайтов органов местного
самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сетевых изданий) в качестве безальтернативных источников официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов : письмо Министерства юстиции РФ от 16 июня 2017 г. № 08-71886/17 // Гарант : справочно-правовая система. - Режим доступа:
https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647610/
7.Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] : федер. Закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286515&fld= 134&dst=6,0&rnd=0.1274274950079911#011726074042626267
8.Об утверждении Правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (с изменениями и дополнениями) // Гарант : справочно-правовая система. - Режим доступа:
https://base.garant.ru/70413268/ce8f9f525a81af4dc02c65b09e8b8ff2/#block_2
Научная и учебно-методическая литература
1.Абрасцова, А.А. Использование мультимедиа в научных новостях (на примере сайта Ria.ru) [Текст] / А.А. Абрасцова // Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 14-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (11-13 марта 2015 года) / Под ред. М.А. Бережной; сост. А. Н. Марченко. - СПб. : Санкт-Петербургский
государственный университет, 2015. - C. 314-316.
2.Арабьят, Р. Московские новости. Интернет проект: типологические
признаки и особенности практики [Текст] / Р. Арабьят // Журналистика советских республик: 20 лет спустя. - Белгород : Национальный
исследовательский университет «БелГУ», 2011. - С. 191-195.
3.Бегтин, И. Открытые данные из существующих государственных порталов [Электронный ресурс] / И. Бегтин // Хабрахабр. - 2013. - Режим доступа : https://habrahabr.ru/company/infoculture/blog/198198/
4.Бегтин, И.В. Памятка по журналистике данных / И.В. Беггин // Иван Бегтин. - 2011. - Режим доступа : https://ivan.begtin.name/?p=4363
5.Безукладникова, С.С. Использование мультимедийных форматов в научной журналистике // Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 14-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (11-13 марта 2015 года) / Под ред. М. А. Бережной; сост. А. Н. Марченко. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. - C. 316-318.
6.Бочко, Д.М. Транспрофессионализм и конвергенция как основные
тренды развития творческой деятельности журналиста [Текст] // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : Материалы 53-й международной научно-практической конференции (23-25 апреля 2014 г.) / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб. : Санкт-Петербургский
государственный университет, Институт «Высшая школа журналистики и массовой коммуникаций», 2014. - С. 123-126.
7.Булатова, М.Б. Развитие и профессионализация интернет-
журналистики [Текст] / М.Б. Булатова // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 16 декабря 2014 г., Курск / отв. ред. О.В. Лагутина. - Курск: Юго-Западный
государственный университет, 2014. - С. 28-29...