Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности производства по делам несовершеннолетних в досудебных стадиях

Работа №108158

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

уголовное процесс

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование по преступлениям, совершенным несовершеннолетними 7
1.1. Обеспечение прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в досудебном производстве 7
1.2 Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу в отношении несовершеннолетних 25
1.3. Особенности применения к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения 41
Глава 2. Формы окончания уголовного преследования в отношении несовершеннолетних 56
2.1. Прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего 56
2.2. Прекращение уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия 64
2.3. Составление обвинительного акта или заключения 74
Заключение 81
Список использованной литературы 86

В настоящее время в Российской Федерации вопрос ювенальной юстиции как в общем, так и в отдельных частных аспектах, стоит очень остро. Ювенальная юстиция как таковая - предмет постоянных препон различных политических структур. Ювенальная юстиция - камень преткновения законодателя и либеральных правозащитных организаций.
Однако, это не просто теоретические споры по аспектам материального права. Все больше и больше преступлений сегодня совершаются несовершеннолетними. Вопрос применения к ним санкций за совершенные деяния, это отдельная огромная научно-правовая ниша. Но порядок привлечения несовершеннолетних к ответственности, а главное - работа следователя и дознавателя на досудебном этапе - очень важный процессуальный момент, который требует отдельного, более детального рассмотрения.
Действующее законодательство, в частности Уголовно-процессуальный кодекс РФ, устанавливает специальный порядок производства в отношении несовершеннолетних. Однако, регламентация специального порядка в отношении несовершеннолетних закреплена также международными положениями.
Так называемые «Пекинские правила», которые приняты 10 декабря 1985 г. резолюцией Генассамблеи ООН 40/33, в п.1.4 закрепляют положения о правосудии в отношении несовершеннолетних. В частности, Правилами установлено, что «правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе».¹
Право каждого государство обязано соответствовать общепринятым нормам и принципам международного права. Более того, транслирование положений международных правовых актов во внутригосударственное право позволяет не только реализовать общие принципы, но и обеспечивать развитие прогресса государства в этом правовом поле. Также активное стремление к соответствию с международными стандартами позволяет выявить и восполнить коллизии в правовых вопросах. Происходит это преимущественно при использовании высшими судебными инстанциями норм международного права при обосновании своего решения, что помогает не только устранить существующее противоречие, но и сформулировать или усилить правовую позицию суда по рассматриваемому делу.²
Досудебное производство по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, имеет достаточно высокую значимость. С одной стороны, предварительное следствие в комплексе сильнее всех процессуальных процедур затрагивает права и свободы не только несовершеннолетнего, но и человека и гражданина в целом. А с другой стороны, от качественной составляющей проводимых следственных действий зависит достижение основных целей уголовного процесса.
Органы предварительного следствия всегда должны действовать не только в целях превенции совершения несовершеннолетними новых преступлений, но и в целях обеспечения их прав.
Специфика психических особенностей несовершеннолетних лиц, а также отсутствие (в некоторых случаях) твердых жизненных принципов, взглядов и убеждений формируют необходимость специального регулирования процесса с их участием.
Как уже было сказано выше, сегодня ювенальная юстиция - камень преткновения, как бы непрофессионально это не звучало. Во многих научных работах, да и в периодике, бытует мнение о том, необходимо создавать специальные суды по делам семьи и несовершеннолетних. Именно поэтому стадия предварительного расследования имеет решающее значение для ювенальной юстиции.
Все перечисленные выше аспекты образуют актуальность темы исследования.
Нормативно-правовой основой диссертационной работы выступает законодательство Российской Федерации, в частности Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Семейным кодекс, Постановления Пленума Верховного суда, ведомственные нормативно-правовые акты Генеральной Прокуратуры и МВД РФ, а также международно-правовые нормы, регламентирующие уголовное производство в отношении несовершеннолетних.
Общетеоретическую основу составляют труды таких ученых как: А.С. Автономов, Л.Б. Алексеева, В.Г. Бессарабов, Ю.Н. Белозеров, Г.Н. Ветрова, В.М. Волженкина, В.К. Вуколов, О.Х. Галимов, JI.B. Головко, К.Ф. Гуценко, Н.С. Ермишина, O.A. Зайцев, К.Б. Калиновский, В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева, И.И. Лукашук, Е.Г. Ляхов, О.Н. Малиновский, P.A. Мюллерсон, В.Я. Неказаков, A.B. Смирнов, О.И. Тиунов, А.В. Чумаков, B.C. Шадрин, С.М. Ягофаров и т.д., - а также справочные и аналитические материалы как: анализ практики рассмотрения дел о применении мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних и назначении несовершеннолетним мер пресечения.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических проблем правового регулирования специфики досудебного производства в отношении несовершеннолетних, поиск пробелов в законодательстве и разработка рекомендаций по их устранению.
Достижение указанной цели возможно в результате выполнения следующих задач:
• провести анализ норм законодательства Российской Федерации и международно-правовых актов на предмет обеспечения прав несовершеннолетних на стадии досудебного производства;
• определить специфику предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
• рассмотреть правовые нормы, регулирующие нюансы применения мер процессуального принуждения к несовершеннолетним;
• определить особенности проведения отдельных процессуальных действий в отношении и с участием несовершеннолетних;
• проанализировать основания и порядок прекращения досудебного производства в отношении несовершеннолетних;
• определить цели, основания и порядок применения принудительной меры воспитательного воздействия, а также выявить проблемы ее применения в практической деятельности.
Объектом работы выступают правоотношения, возникающие при проведении органами следствия предварительного расследования по делам в отношении несовершеннолетних.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты российского законодательства, практические вопросы их применения и научные положения по заданной теме.
Методологическую основу составили общенаучные (анализ и синтез, сравнительный, логический, исторический и т.д.) и частнонаучные методы познания: материалистический, диалектический, формально-юридический, и статистический.
Структура диссертационного исследования состоит из двух глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, а также введения и заключения к работе и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного диссертационного исследования, хотелось бы отметить основные важные моменты и сделать соответствующие выводы.
Итак, российское законодательство в области регулирования правоотношений несовершеннолетних должно строиться, исходя из последних изменений международно-правовых актов. В целом, можно сделать вывод о том, что требования международного порядка в области защиты прав несовершеннолетних соблюдены нынешним российским уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Многие положения международного права прямо включены в тексты уголовно-процессуального кодекса, уголовного кодекса и уголовно-исполнительного кодекса, что еще раз доказывает соблюдение Российской Федерацией мировых гарантий и свобод несовершеннолетних.
Правила обращения с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, регулируются ст. 37 и 40 Конвенции. Статья 37 провозглашает запрет пыток, а также бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с несовершеннолетними; применение ареста, задержания и тюремного заключения допускается только в крайних случаях, при невозможности применения альтернативных лишению свободы мер и в максимально короткий период времени; незамедлительный доступ лишенного свободы ребенка к правовой и любой иной помощи.
Согласно ст. 40 Конвенции государства-участники должны обеспечить воплощение в национальном законодательстве и реализацию в ходе уголовно-процессуальной деятельности с участием несовершеннолетних требований принципа презумпции невиновности; оказание несовершеннолетнему необходимой помощи при осуществлении своей защиты; обеспечение бесплатной помощи переводчика в случае, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем; полное уважение личности несовершеннолетнего на всех стадиях процесса; свободу от принуждения к признанию вины или даче показаний; безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным и беспристрастным органом в ходе справедливого слушания в присутствии адвоката в строгом соответствии с законом; право на пересмотр вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом решения нижестоящего органа.
Помимо этого, в статье 40 Конвенции закрепляется положение о преимуществе несудебных способов разрешения уголовно-правового конфликта с участием несовершеннолетнего.
Предварительное расследование в отношении несовершеннолетних урегулировано нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Но, тем не менее, законодатель также предусмотрел особые условия и правила расследования и судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних с учетом их психофизических особенностей и норм этики и морали. Такие особые условия и правила являются для несовершеннолетних дополнительной процессуальной гарантией обеспечения их прав. Среди них принято выделять: участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, выделение его дела в отдельное производство, специальный порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого, обязательное участие защитника при проведении предварительного расследования, а также обязательное участие психолога или педагога.
Прежде чем установить обязательность или возможность участия в досудебном производстве конкретного лица в качестве законного представителя, требуется выяснить, соответствует ли это лицо изначально предъявляемым к нему требованиям. Для этого нужно выяснить, какими качествами лицо обладает для того, чтобы оно приобрело возможность стать законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (родство, факт усыновления и т.п.).
Что касается уголовно-процессуального законодательства, то оно определения законного представителя как такового не дает, а лишь перечисляет лиц, которые могут выступать в качестве такового (п. 12 ст. 5 УПК РФ). Перечень указанных лиц является исчерпывающим, при этом фактически все они имеют равные права, обусловленные правами представляемых ими участников процесса.
Законными представителями несовершеннолетних не вправе быть лица, лишенных родительских прав либо ограниченные в родительских правах, хронические алкоголики или наркоманы, лица, страдающие психическими заболеваниями, недееспособные или ограниченные в дееспособности, а также такие лица, между интересами которых и интересами подростка имеются противоречия
Уголовное производство с участием несовершеннолетних очень специфично по своей процедуре. Но самое главное обстоятельство, требующее особого внимания - предмет доказывания по уголовному делу с участием несовершеннолетнего.
Подробная регламентация понятия предмета доказывания по такого рода делам является одной из гарантий надлежащего производства по делу, всестороннего исследования преступления, личности преступника и реализации уголовно-процессуальных мер воспитательного воздействия.
Предметом доказывания принято считать совокупность обстоятельств, необходимых для установления, исходя из психофизических особенностей преступника, в целях достоверного разрешения уголовного дела. Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних сформированы психологическими и социальными особенностями человека в подростковом возрасте.
Важно помнить, что предмет доказывания по делам несовершеннолетних намного шире, чем предмет доказывания по общему правилу (ст.73 УПК РФ).
В законе не определено количество представлений, которые могут быть внесены в соответствующие учреждения или должностным лицам в досудебного производства по уголовному делу. Совершению преступления несовершеннолетним может способствовать комплекс обстоятельств.
Таким образом, изучение следователем личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого имеет важное процессуальное значение для доказывания различных обстоятельств деяния.
Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрена возможность применять меры процессуального принуждения ко всем группам обвиняемых или подозреваемых, включая несовершеннолетних субъектов преступления.
Многие авторы говорят о том, что избирать меру пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых необходимо не столько для соблюдения целей процессуального принуждения, сколько для формирования воспитательного воздействия на несовершеннолетнего.
Вопрос о применении процессуального принуждения к несовершеннолетним регламентируется так российским, так и международными стандартами, которые устанавливают особые требования к применению процессуального принуждения.
Как было отмечено ранее, эти стандарты ныне в значительной части реализованы в российском уголовном судопроизводстве. Что же касается некоторых стандартов прав потерпевших (в том числе и несовершеннолетних), связанных с особенностями их процессуального статуса, то с их воплощением, как в российском законодательстве, так и в отечественной правоприменительной практике, дела обстоят, как представляется, несколько хуже.
На протяжении последних лет в специальной литературе многократно отмечалось, что закрепленное ст. 52 Конституции Российской Федерации нормативное положение об охране прав потерпевшего от преступления и обеспечении ему государством доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба в соответствии с международными принципами и нормами уголовного производства во многом является лозунгом, в котором выражена только руководящая идея нашего государства, что необходимо изменение процессуального положения потерпевшего, уравнивание его в правах с обвиняемым, создание действенных гарантий реализации этих прав.


Правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948г.) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985г.) // СПС «Гарант».
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
6. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // КонсультантПлюс: Версия Проф.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ // КонсультантПлюс: Версия Проф.
8. Федеральный закон от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // КонсультантПлюс: Версия Проф.
9. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.06.1997г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» // Система «Гарант».
10. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189 в ред. от 21.07.2016 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» // СПС «КонсультантПлюс».
Специальная литература:
12. Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Российская юстиция. 2002.- № 9.
13. Богдановский А. Молодые преступники. Вопрос уголовного права и уголовной политики (издание 2-е, поправленное и дополненное). - С.- Петербург, типография А. Моригеровского, 1871 г.- С. 72. [Электронный ресурс] // СПС «Гарант», 2015.
14. Вецкая С.А. Особенности судебного контроля по делам несовершеннолетних// Общество и право. 2015.- № 4(54).- С. 265-269.
15. Вецкая С.А. О некоторых особенностях расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними// Общество и право. 2016. -№ 2 (56). - С. 234-236.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ