ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования у младших школьников понятия о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира 7
1.1 Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2 Особенности формирования у младших школьников понятия о
здоровом образе жизни на уроках окружающего мира 15
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей
формирования у младших школьников понятия о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира 30
2.1 Изучение уровня сформированности у младших школьников понятия о
здоровом образе жизни 30
2.2 Реализация опытно-экспериментальной методики формирования у младших школьников понятия о здоровом образе жизни уроках окружающего мира во 2 классе 36
2.3 Определение эффективности сформированности у младших школьников понятия здорового образа жизни 47
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение 61
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - условия формирования представлений о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира.
Цель исследования - выявить и экспериментально доказать эффективность условий формирования представлений у младших школьников о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
- выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников;
- разработать программу (серию уроков и внеурочных занятий)
- организовать и провести опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования у младших школьников понятия здорового образа жизни на уроках окружающего мира;
- проанализировать эффективность сформированности понятия о здоровом образе жизни школьников.
На основе теоретического анализа был сделан вывод, что младший школьный возраст благоприятен для формировании устойчивого активно-положительного отношения к здоровому образу жизни, к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Здоровьесберегающая составляющая в современных условиях является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования и важнейшим условием деятельности современного образовательного учреждения. Педагогическая деятельность по формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни, в улучшение здоровья младших школьников осуществляется через пропаганду и рекламу здорового образа жизни, через привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В ходе теоретического анализа выявлено, что младший школьник в силу своего возраста имеет склонность к подражанию, с точки зрения психологии этот возраст считается сенситивным (чувствительным) периодом по формированию отношения к деятельности. Также объясняется это тем, что у ребёнка небогатый жизненный опыт, отсутствие устойчивых привычек поведения. Поэтому учитель должен направлять подражательность ученика на положительный пример.
Здоровый образ жизни по Ю.П. Лисицину - деятельность, активность личности, группы людей, общества в целом с целью здоровья, гармонического физического и духовного развития человека с использование материальных и духовных условий и возможностей.
Обосновано содержание понятия «безопасное и здоровьесберегающее поведение школьника», которое характеризуется устойчивой мотивацией на безопасность жизнедеятельности и ценности здоровья; физическую подготовленность; высокий уровень приспособительных возможностей индивида, активности копинг - совладающего поведения в стрессовых ситуациях и стрессоустойчивости личности, формирующейся в воспитательно-образовательном процессе на основе расширения когнитивной и деятельностной функций.
Описаны педагогические условия формирования безопасного и здорового образа жизни школьников, способствующие осуществлению межпредметной интеграции (окружающий мир, физическая культура, естественно-научные и гуманитарные дисциплины) и дифференцированного обучения во внеурочной деятельности с учетом характера воздействия средовых факторов, возрастных и типологических особенностей обучающихся с целью расширения образовательной и деятельностной среды для повышения приспособительных возможностей организма и создания устойчивой мотивации личности к безопасному и здоровьесберегающему поведению.
Показано, что задачи сохранения здоровья детей и формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы начального образования. Это связано с тем, что исследователи в разных регионах России обращают внимание на неблагоприятную динамику 52 основных показателей здоровья учащихся (В.Н. Касаткин, Н.К. Смирнов, Е.А. Стальков, Т.Ф. Орехова и др.).
В ходе опытно-экспериментального исследования было определено положительное влияние разработанной нами серии уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий по окружающему миру, а также эффективность педагогических условий по формированию у младших школьников культуры здорового и безопасного образа жизни, выделенных нами ранее в гипотезе.
Разработанная нами серия уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий по окружающему миру на современном этапе развития общества, включает федеральный, региональный и корректировочный модули с целью получения возможных прогностических результатов от ее внедрения в практику урочной и внеурочной деятельности образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования.
1. Абаскалова, Н. П. Методы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. - Новосибирск- Москва: АРТА, 2011;
2. Абаскалова, Н. П. Теоретико-практические аспекты
здоровьеориентированных педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции «быть здоровым» [Текст] // Научнопрактический журнал «Вестник педагогических инноваций. - № 2 (14). - 2008;
3. Айзман, Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие [Текст] / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. В. Тимкин, В. М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011
4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. Просвещение 1968 - 208 с.
5. Борисова, С.Н. «Путешествие по королевству будь здоров»: внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы // Завуч нач. шк. -
- № 7. - С. 13-16
6. Боровская, Л.А. Формирование у младших школьников основ
здорового образа жизни как требование Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования [Электронный ресурс] / Л.А. Боровская // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Психологические и педагогические науки. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21570530. Дата обращения: 12.11.2016
7. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2012г
8. Всемирная организация здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/publications/ru (дата обращения: 24.11.2016)
9. Гаджиева, А.Х. Воспитание навыков здорового образа жизни у младших школьников / А.Х. Гаджиева // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 119122.
10. Горбачев, Д.Ю. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста средствами мультимедиа и Интернет — технологий // Обучение и воспитание: методики и практика. -
- №3. - С.25
11. Григорьева, Е.В. Педагогика и методика начального образования /Е.В. Григорьева — М.: ВЛАДОС, 2008. — 253 с.
12. Давлятчина, Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий / Н. Н. Давлятчина // Начальная школа. - 2010. - № 10. - С. 46 - 48.
13. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ (по итогам Всероссийской диспансеризации 2012 года). - М., 2013. - 128 с.
14. Дыхан, Л. Б. Педагогическая валеология : учеб. пособие / Л. Б. Дыхан. - М.: Март, 2005. - 527 с.
15. здоровом образе жизни у младших школьников //Е.А.Зайцева/ Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. №5-1.
...