Введение 4
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме изучения творчества и стресса на личность человека 8
1.1 Теоретические и методологические основы исследования
стрессоустойчивости и стресса 8
1.2 Профессиональная творческая деятельность как условие в
развитии стрессоустойчивости личности 15
1.3 Психологическая характеристика развития личности
в период взрослости 25
Глава 2 Эмпирическое исследование стрессоустойчивости личности в процессе профессиональной творческой деятельности 39
2.1 Методы и организация исследования 39
2.2 Представление результатов исследования
стрессоустойчивости личности в процессе профессиональной творческой деятельности 40
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Актуальность исследования. С каждым годом уровень стресса в жизни человека возрастает всё больше и сильнее, этому способствуют такие факторы как значительный рост нагрузок информационного характера и эмоционального, например, в работе или окружающем его обществе. Так же проблемой вопроса становятся индивидуальные, психологические различия между людьми, а еще - это различное влияния стресса на разных людей. В данное время темами исследований по психологии чаще становятся именно изучение тех самых условий и источников человеческих индивидуальных и психологических различий, а не изучение самого человека как такового. Эти исследования направлены на разработку методов, а так же средств, учёта индивидуальных особенностей стресса, в трудовых сферах деятельности человека. Благодаря такому вниманию к исследованию данной проблемы, она остаётся актуальной во всех сферах деятельности, и во многом помогает понять, почему же человек испытывает стресс и как с ним справиться.
Проблема стресса и стрессоустойчивости всегда вызывала большой интерес, как у учёных так и у практиков, и, безусловно, она так же связывает между собой множественные прикладные исследования и фундаментальные. Колоссальный научный опыт в проблеме изучения и борьбы со стрессом накоплен именно за рубежом такими авторами как: В. Вундт, У. Джеймс, Р. Йеркс, Дж. Додсон, У. Кеннон, Т. Кокс, К. Маккей, Р. Лазарус, Г. Селье и другие. Постоянный рост интереса к исследованию темы стресса и стрессоустойчивости, несомненно есть и в отечественной науке. Данной проблемой занимались такие психологи, как: В.А. Абабков, В.В. Бодров, A. В. Вальдман, М.М. Козловская, О.С. Медведев, А.А. Виру, Н.Е. Водопьянова, Т.С. Кабаченко, Г.И. Косицкий, В.М. Смирнов, Л.А. Китаев-Смык, А.А. Криулина, А.Б. Леонова, И.Г. Малкина-Пых, B. Л. Марищук, К.И. Погодаев, Ю.В. Щербатых и другие. Однако стоит отметить, что несмотря на такое значительное количество работ, которые раскрывают психологические проблемы стресса и стрессоустойчивости людей, конечно же, остаётся не мало важных вопросов, которые связанны с тем, как мы понимаем специфические особенности стресса и стрессоустойчивости в самом процессе осуществления творческой профессиональной деятельности.
Актуальностью темы данного исследования является именно эта борьба человека со стрессом через то, что он имеет от рождения - творчество. Мнение о том, что каждый человек родился с даром «творить» так же поддерживают многие известные психологи. Например, А. Адлер считал, что каждый имел творческую силу с рождения, и именно благодаря этой силе, мог управлять своей жизнью и создавать свой собственный стиль.
А. Маслоу рассматривал творчество как некую универсальную функцию, присущую человеку, которая ведет ко всем формам самовыражения. А А.Н. Лук описывал талант творчества как совокупность гибкости интеллекта, зоркости человеческого ума, способности к ассоциированию и генерированию идей.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что повышение стрессоустойчивости посредством творческой деятельности проще и эффективнее, ведь творчество рождается вместе с человеком.
Цель исследования: изучить стрессоустойчивость личности в процессе профессиональной творческой деятельности.
Объект исследования: стрессоустойчивость личности в период взрослости.
Предмет исследования: профессиональная творческая деятельность, как условие развития стрессоустойчивости личности в период взрослости.
Гипотеза исследования: творчество выступает как условие повышения стрессоустойчивости личности в профессиональной творческой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать исследования по проблеме стресса стрессоустойчивости в психологической литературе;
- изучить социально-психологические факторы стрессоустойчивости;
- произвести сбор информации анализа творческой деятельности как она влияет на стрессоустойчивость личности;
- выявить уровень стрессоустойчивости личности, занимающейся профессиональной творческой деятельностью.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические положения Н.Е. Водопьянова, Т.С. Кабанченко, Р. Лазарус, А.Б. Леонова, Г. Сельена проблему стресса и стрессоустойчивости личности;
- теоретические положения Е.П. Ильина, Я.А. Пономарёва, Е.Л. Яковлева, Б.М. Теплова на проблему творчества и его влияние на психику человека;
- теоретические положения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева о деятельности и ее влияние на психическое развитие человека.
Методы и методики исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: методика на определение нервно-психического напряжения (НПН) Т.А. Немчина; опросник формально динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова; опросник стрессоустойчивости Г. Селье; опросник на изучение влияния творческой деятельности на процесс снижение стресса у личности;
-методы обработки данных (методы количественного и качественного анализа полученных результатов).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и конкретизированы полученные данные о положительном влияние творчества на проявление стрессоустойчивости личности в период взрослости.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могу применяться в таких областях психологической деятельности как:
- непосредственно на производстве рабочего места человека;
- для дальнейшего исследования повышения стрессоустойчивости посредством творческой деятельности;
- для составления программ психологической профилактики и коррекции уровня стресса.
Экспериментальная база исследования: База проведения исследования: творческая кожевная мастерская «Kra.st», изготавливающая на продажу аксессуары и предметы интерьера из кожи ручной работы. В исследовании приняли участие 12 человек: из них 9женщин и 3 мужчин в возрасте от 23 до 58 лет.
Достоверность результатов и выводов данной работы аргументируется на принципах, как психологических исследований, так и на общенаучных принципах. А так же применением известных и надёжных методик, применением статистики при сборе и обработке данных и анализом фактов при выборке испытуемых.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (61источник). Работа иллюстрирована 3 таблицами и 5 рисунками.
Стресс, как негативное проявление нервного напряжения личности, является одной из неотъемлемых элементов жизни человека. На данный момент термин «стресс» имеет многочисленное использование в различных деятельностях человека, например в обыденной, научной или же профессиональной сферах. Первым, кто занялся изучением стресса, был учёный австро-венгерского происхождения - Ганс Гуго Бруно Селье. Так же он рассматривал совокупность различных реакций в стрессовых ситуациях, обозначив это термином ОАС (Общим Адаптационным Синдромом). Концепция доктора физиологии Г. Селье была востребована и вполне успешно развивалась в психологической науке.
Другие исследователи, изучающие понятие «стресс» считают, что он вызывает в организме определённые реакции. Так, например, П. Холт перечислял в своей работе показатели стресса, различая физиологические, психологические и поведенческие его уровни. А такой автор как В.В. Суворовский выдвинул гипотезу о зависимости самого стресса от места его возникновения, от того, где именно происходит реакция на эти воздействия. Стоит отметить, что в связи с тем, что смысл слова «стресс» имеет различные трактовки и некую свою неоднозначность в них, учёные приписывают этому понятию иное выражение, такое как «психическая напряжённость», которыми описывают такие психологические состояния человека, при которых он находится в сложных и довольно затруднённых условиях деятельности.
Таким образом, на данный момент проблема изучения самого стресса имеет большое теоретическое значение, а разработка её практической стороны играет огромную роль в вопросе о решении задач практики. В последние годы, в связи с активно изучающей проблемой стресса, по мимо психофизиологических факторов его возникновения были также выделены определяющие их генезис и динамику, влияющую на деятельность человека.
Если же говорить о стрессе в творческой деятельности, как о выбранном направлении в профессиональной деятельности, то стоит заметить, что творчество так же подвержено стрессу, как и любая другая деятельность, однако наиболее мягка в проявлении. Ведь само творчество - как вид деятельности человека, несёт в себе массу возможностей в подавлении, уменьшении стрессового состояния личности. И как отмечал М. Нельке, стресс в профессиональной творческой деятельности можно назвать «креативным стрессом».
Так же для успешной реализации человека в данной области необходимо учитывать такой фактор как стрессоустойчивость. На самом деле, говоря о стрессе в профессиональной творческой деятельности, можно заметить, что он не является постоянным. Так как сама творческая деятельность является неким медитативным действием. И этому есть простое научное объяснение. Например, профессор и исследователь арт-терапии Гирия Каймал провела серию экспериментов, результатом которых было следующее открытие: вырабатываемый организмом в коре надпочечников «кортизол» (который иначе называется гормоном стресса) значительно снижается при занятии творчеством. О влиянии творчества на снятие стресса так же говорили и Американские учёные. Они подтвердили догадку о положительном влиянии искусства, как на физические недуги, так и стрессовые психологические. Так же они рассказали о том, что рисование или же раскрашивание, как одна из форм искусства, стимулируют приток крови к участкам мозга, который отвечает за вознаграждение. Те же самые области отвечают и за удовольствие от танцев.
На данный момент существует множество способов избавиться от стресса и часто как раз именно творческую деятельность рекомендуют людям всех возрастов. Так как у каждого возрастного периода существуют свои потребности, стрессы и увлечения, а творчество настолько безгранично и много направлено, что способно удовлетворить человека любого возраста и пола, особенно в период взрослости. Данный период, не смотря на многочисленные кризисы, выступает в роли большого толчка творческой деятельности. Например, в период ранней взрослости появляется манера «открытия новых горизонтов», когда человек пробует новые и новые возможности творчества, например, меняет стиль своих работ, манеру писать картины и жанры будущих книг, возникают новые творческие идеи и проекты. А в период средней взрослости наступление творческих кризисов очень часто быстро сменяют смелые идеи, в результате уже накопленного жизнью опыта. Это время приходится на творческие открытия и нововведения, именно этот возраст подарил нам многие шедевры картин, книг, музыки, фильмов и постановок. Именно в этом возрасте у творца открывается вдохновение на создание шедевров.
Учитывая вышесказанные особенности стресса и творчества, нами было проведено исследование стрессоустойчивости в профессиональной творческой деятельности, в котором приняли участие 12 человек (9женщин и 3 мужчин в возрасте от 23 до 58 лет). Все респонденты работают в непосредственно профессиональной творческой деятельности и занимаются творчеством как хобби дополнительно.
В ходе исследования нам удалось достичь поставленных целей и задач. Мы выявили высокие показания к стрессоустойчивости и низкие показатели нервного напряжения у респондентов.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась. Творчество напрямую влияет на стрессоустойчивость личности, и оно же помогает избавиться от стресса и нервного напряжения. Мы делаем такие выводы, на основе того, что все респонденты, принимающие участие в исследовании были разного возраста, пола, образования и типа темперамента, и ни у кого не были выявлены высокие показатели стресса и тревожности, вследствие чего нет сомнений о правдивости результатов и вывода данной работы.
1. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 153 - 159.
2. Берту Э., Элдеркин С. Книга как лекарство : скорая литературная помощь от А до Я. М. : Синдбад. 2016. 490 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творчества и одарённости //: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. : МИГУ,
2018. 500 с.
4. Бреан А. Музыка и мозг: Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. М. : Альпина Паблишер, 2020. 295 с.
5. Вайзер Д. Вайзер Джуди. Техники фототерапии: исследование секретов личных фотографий семейных фотоальбомов. М.: Генезис, 2017. 419 с.
6. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542-543.
7. Васильева И. В. Психодиагностика: учебное пособие. М. : ФЛИНТА,
2019. 252 с.
8. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, повернись ко мне передом... [Электронный ресурс] М.: Генезис, 2017. (Сказкотерапия: теория и практика).
9. Винтерхофф-Шпурк Петер. Медиа психология: Основные принципы. Харьков: Гуманитарный Центр, 2016. 266 с.
10. Выготский Л. С. Дефект и сверхкомпенсация. СПб. : Лань, 2017. 16 с.
11. Выготский Л. С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка. СПб.: Лань, 2017. 394 с.
12. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. СПб. : Лань, 2017. 50 с.
13. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. СПб. : Лань, 2017. 15 с.
14. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. СПб. : Лань, 2017. 20 с.
15. Вяткин Б. А. Личность и творческая индивидуальность В.С. Мерлина. Пермь: Книжный мир, 2008. 247 с.
16. Ганзен В. А., Юрченко В.Н. Систематика психологических
состояний человека // Вестник ЛГУ. 1991. Вып. 1.
17. Голзицкая А.А. Библиотерапия в США и англоязычных странах Европы: история развития и данные о клинической эффективности метода // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 1. С. 65-73.
18. Гуриева С. Д. Социальная психология общения: теория и практика: монография. М. : ИНФРА-М, 2020. 389 с.
19. Дикая Л. А. Коммуникативная компетентность клинического психолога: учебное пособие. Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2016. 108 с.
20. Дикая Л. А. Психические расстройства и творчество: учебное пособие. Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2018. 114 с.
21. Дикая Л. А. Психофизиологические корреляты творчества в норме и при психопатологии: учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2016. 198 с.
22. Дикая Л.А. Основы психофизиологии: учебное пособие. Таганрог: Южный федеральный университет, 2016. 128 с.
23. Дикий И. С. Противодействия полиграфным проверкам: учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2018. 86 с.
24. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие. М. : Академический Проект, 2020. 336 с.
25. Ильин Б.П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2001. 752 с.
26. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. М. : ФЛИНТА, 2019. 224 с.
27. Каннингем Л. Сэндплей и терапевтические отношения. М. : Новгородова Ю. С., 2018. 176 с.
28. Киселева М. В. Загадка арт-терапии, или Пробуждение внутреннего ребенка. СПб. : Речь, 2019. 77 с.
29. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
30. Клюев А. С. Музыкотерапия в музыкальном образовании. Терапия искусством в художественном образовании. СПб. : Алетейя, 2018. 378 с.
31. Копытин А. И. Клиническая и социальная арт-терапия. М. : Городец, 2020. 396с.
32. Копытин А. И. Эмоциональный арт-конструктор : технология диагностики, развития и коррекции эмоциональной сферы: методическое руководство. СПб. : Иматон, 2018. 90 с.
33. Кузнецов И. Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. 25 с.
34. Куликов И. B. Стресс и стрессоустойчивость /Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб. : Санкт.-Петерб. гос. ун-та, 1995.С. 123-132.
35. Кулькова И. А., Силаенкова В. В. Особенности трудоустройства лиц в возрастном сегменте после 40 лет на российском рынке труда // Вестник евразийской науки. 2013. №4 (17). С 34-39.
36. Кэтмелл Э. Корпорация гениев: Как управлять командой творческих людей. М. : Альпина Паблишер, 2017. 343 с.
37. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: М. : Наука, 1970. С. 178-208.
38. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М. 1989. 303 с.
39. Литовченко Е. Практическая глинотерапия. Тактильный опыт в психотерапии. М. : ЛитРес: Самиздат, 2019. 45 с.
40. Логинова О. И. Арт-терапия: терапевтический рисунок. М. : 2019.
276 с.
41. Ломов С. П. Методология художественного образования: учебное пособие. М. : Прометей, 2011. 188 с.
42. Мильман В. Э. Мотивация творчества и роста-Структура. Диагностика, развитие. М.: Мирея и ко, 2005 г. 107с.
43. Митчелл С. Драматерапия. Практические исследования: Антология М. : Эксмо-Пресс, 2002. 320 с.
44. Мосина Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей [Электронный ресурс]. М. : Генезис, 2016. 68 с. (Сказкотерапия: теория и практика).
45. Никитин В. Н. Образ и сознание в арт-терапии. М. : Когито-Центр, 2018. 268 с.
46. Огнев А. С. Арт-терапия: основные проблемы и направления / под ред. А. С. Огнева и др. Москва : РосНОУ ; СПб.: НИЦ АРТ. Т. 1. 2017. 142 с.
47. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. М. : Азбуковник, 1997. 994 с.
48. Омельяненко В. И. Танцевальная терапия. Механизм лечебного воздействия танца. ЛитРес.:. 2020 г. 70 с.
49. Пратибха И. Иствуд, Пратибха. Девять окон в целостность : исследование чисел в сэндплей-терапии. М. : Новгородова Ю. С., 2018. 321 с.
50. Прохоров А. О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 2. С. 23-27.
51. Прохоров А. О. Образ психологического состояния. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 245 с.
52. Прохоров А. О. Феноменологические и экспериментальные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний // Ярославский психологический вестник. 2016. № 34. С.66-73.
53. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1988. 384 с.
54. Селье Г. Г. Стресс без дистресса. М. : Прогресс, 1982. 122 с.
55. Слабинский В. Ю. Арт-терапевтическая методика "Позитивная куклотерапия: методическое руководство. СПб.: Иматон, 2016. 135 с.
56. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. М. : Академический проект, 2005. 128 с.
57. Соснина Д.Н. Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности: на примере артистов балета : дисс. канд. псих.наук. Пермь, 2013. 29 с.
58. Стокфельт Т. Деятельность в условиях стресса, вызванного мотивацией // Эмоциональный стресс. 1970. С.75-79.
59. Фресс П. Экспериментальная психология. VI. Восприятие: монография. М. :Директ-Медиа, 2008. 666 с.
60. Чишаритян С. С. Стресс и фрустрация: возрастные аспекты: автореф. дисс. канд. психол. наук. Ереван, 1990. 16 с.
61. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) М. : Гардарика, 2012. 349 с.