Введение 9
Глава 1. Профессиональная ориентация 13
1.1. Определения понятия профессиональной ориентации, ее цель и функции 14
1.2. Основные процессы профессиональной ориентации 16
1.3. Профессиограмма как одна из составляющих профессиональной ориентации 29
Глава 2. Адаптация персонала 38
2.1. Понятие адаптации как процесса 38
2.2. Виды и этапы адаптации 43
2.3. Цель и задачи адаптации 51
2.4. Методы адаптации 53
Глава 3. Анализ системы профессиональной ориентации и адаптации персонала на примере «Учебной гостиницы» 57
3.1. История организации и ее структура 57
3.2. Процесс адаптации в «Учебной гостинице» 63
3.3. Процесс профессиональной ориентации в «Учебной гостинице» 69
3.4. Предложения по профессиональной ориентации и адаптации на
предприятии 71
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Приложение А. Папка новичка 84
Приложение Б. Профессиограмма для должности администратора гостиницы 87
Приложение В. Список популярных Интернет - ресурсов по
профессиональной ориентации 91
Отчет о проверке на плагиат 95
В современном обществе все чаще возникает проблема нехватки квалифицированных кадров. Многие организации ищут сотрудников по принципу родственных связей, через знакомых и так далее. И, все это, до поры до времени, можно сводить к несущественному вопросу до того момента, пока сотрудники данной категории не столкнутся с реальными проблемами, которые необходимо решать.
Вопрос о подготовленности кадров всегда стоял очень остро. Многие проблемы связаны с тем, что будущие сотрудники не в силах сопоставить свои желания и амбиции со своими реальными возможностями. А приходя на предприятие, очень долго вливаются в трудовую деятельность и сложно адаптируются.
Актуальность темы профессиональной ориентации и адаптации персонала на предприятии заключается в том, чтобы каждый сотрудник нашел не просто хорошее место работы, а в том, чтобы он четко понимал для себя, куда он пришел, с чем ему предстоит работать, чего от него ждут и насколько легко он сможет адаптироваться к новым условиям трудовой деятельности. Очень важным аргументом является тот факт, что профессиональная ориентация и адаптация, как процессы, помогают найти свое место в жизни, оценить свои возможности и соотнести их со своими потребностями.
Целью моей дипломной работы является изучение процессов профессиональной ориентации и адаптации. А также, сравнение теоретической информации об их проведении с реальной обстановкой в организации на примере «Учебной гостиницы». В результате обзора и на основании выводов, я попробовала воссоздать недостающие элементы данных процессов, которые можно было бы воплотить в жизнь.
Объектом исследования являются процессы профессиональной ориентации и адаптации сотрудников предприятия.
Предметом исследования являются практические дополнения в процессе профессиональной ориентации и адаптации сотрудника на предприятии «Учебная гостиница».
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели я определила для себя ряд задач:
1. изучить процесс профессиональной ориентации и его основные характеристики;
2. изучить процесс адаптации и определить его существование в организации, как для сотрудника, так и для самого предприятия;
3. проанализировать теоретическую основу процессов и сравнить с реальным их использованием в «Учебной гостинице».
4. оформить предложения по улучшению профессиональной ориентации и адаптации в «Учебной гостинице».
Профессиональная ориентация берет начало с восьмидесятых годов девятнадцатого века. Причиной этому было незнание и неимение возможностей, обратить внимание молодежи, на учебные заведения и их профессии. Впервые за много лет, встал вопрос об информированности молодых людей о существующих профессиях, о требуемых профессиональных качествах, а так же о непосредственном содержании труда конкретной специальности. Двадцатый век характеризовался в отношении профессиональной ориентации активным ее становлением. В первые годы было открыто не одно профессионально ориентационное заведение, лаборатория, бюро, которые рассматривали процесс профессиональной ориентации с разных сторон: здравоохранение, народное хозяйство, экономика, психология и другие. Проводились различного рода исследования, которые позволяли отвечать на такие вопросы как: какая профессия является популярной (в тот или иной промежуток времени), какие причины сопутствуют данному выбору, как молодые люди представляют свою трудовую деятельность и многие другие вопросы, которые волновали не только молодежь, но и тех, кто уже имел место работы и тех, кто собирался его менять. Наряду с опросами создавались профессиограммы, которые и в современном обществе широко используются (с учетом постоянных изменений). Профессиональная ориентация является очень гибкой системой, которая должна подстраиваться под окружающую обстановку. Если мировые движения диктуют новые условия, профессиональная ориентация меняется вместе с ними, заведомо предполагая, что данные изменения помогут работникам труда наиболее эффективно адаптироваться к измененной среде и тем требованиям, которые она диктует.
Адаптационный процесс также является очень важной составляющей трудовой деятельности. В процессе адаптации сотрудник осваивается на новом месте работы, узнает организацию изнутри, принимает ее ценности и правила. На данном этапе проходит процесс восприятия сотрудником реальности и его представлений о трудовой деятельности в конкретной организации. Важным фактом является тот момент, что процесс адаптации предполагает не только техническую сторону приспособления (знакомство с организацией), но и психологическую сторону. С этой точки зрения рассматриваются процессы принятия коллектива нового сотрудника, адаптация к существующим и действующим социальным нормам и правилам, которые установлены в неформальном порядке. С социальной точки зрения, возможно, процесс адаптации наиболее важен, потому что возможность профессионально использовать свои умения и навыки будет сведена к нулю, если сотрудник не воспринимается всерьез коллективом и его не принимают в профессиональном обществе. Потому процесс адаптации делится на подвиды, основными из которых являются профессиональный и психологический, и каждому из видов необходимо уделять внимание. Сотрудник станет наиболее эффективно воспринимать производственную информацию и выполнять свою работу качественнее и эффективнее, если и в коллективе отношения с коллегами будут прозрачными, доброжелательными и равноправными.
На основании работы с теоретическими знаниями мною была разработана профессиограмма для должности администратора гостиницы. Работая с сетью Интернет, мною было выявлено, что наибольшей популярностью в организациях, на сегодняшний день, пользуется создание «Папки новичка» для более легкого адаптационного периода у сотрудников. На основании данной информации я разработала «Папку новичка» для сотрудников «Учебной гостиницы». Так же, проработав информацию Интернета по теме профессиональной ориентации, я составила список сайтов, которые могли бы быть использованы на предприятии «Учебная гостиница».
Данные разработки были предоставлены заведующей гостиницей на рассмотрение.
Процессы профессиональной ориентации и адаптации на любом предприятии важны и необходимы. Организация - это отдельная ячейка общества со своей структурой, правилами, ценностями, культурой. Основой любой организации является персонал - люди, которые любят, ценят и уважают свою работу. Успехом каждого предприятия является правильный подбор кадров, начальная ступень на пути к успешным результатам производства.
Каждый руководитель желает добиться успехов в работе путем повышения производительности труда, для этого ему необходим коллектив профессионалов, которые будут нацелены не только на результат любыми путями, но, прежде всего, они будут нацелены на профессионализм в выполняемой работе. Для того. Чтобы осуществить эффективность результатов предприятия необходимо правильно подбирать кадры. Одним из важнейших аспектов в данном процессе является профессиональная ориентация. Она включает в себя четыре основных пункта, следуя которым, на предприятия смогут приходить профессионалы своего дела, люди, которые с уверенностью знают, какая работа их ждет, что конкретно они могут дать от организации и какие у них есть перспективы развития. Профессиональная ориентация включает в себя: профессиональную пропаганду, профессиональную консультацию, профподбор, профотбор и профессиональное обучение. Все это позволяет упорядоченно и точно обозначить вопрос о найме сотрудников на предприятие. Благодаря профессиональной ориентации, работодатели точно знают, в каких кадрах они нуждаются, каким требованиям они должны соответствовать и откуда они могут привлечь такие кадры. Процесс профессиональной ориентации, безусловно, важен. Благодаря ему сотрудник: уверенно выбирает специальность и профессию, осознанно и ответственно обучается по ней, знает на какие перспективы он может рассчитывать и в какие организации он мог бы пойти работать.
Адаптация персонала также является неотъемлемой частью трудового процесса всего коллектива и жизни предприятия. Процесс адаптации предполагает двустороннюю связь. Приходя на новое предприятие, сотрудник приспосабливается к уже установленным и сложившимся нормам, правилам, ценностям организации. Знакомится с руководителем, структурой предприятия, его экономической позицией, системой заработной платы и мотивациями, а так же, происходит знакомство с коллективом и налаживанием дружеских, взаимных, профессиональных, равноправных отношений. С другой стороны, предприятие, в лице руководителя и персонала, оценивает нового сотрудника. распознает его позицию, сильные и слабые стороны, профессионализм и человеческие качества.
Адаптационный период всегда длится по-разному, в среднем, от двух месяцев до года. В это время сотруднику необходимо показать все свои лучшие качества, потому как именно он больше заинтересован в том, чтобы получить место работы. Но и руководство организации должно повлиять на действия сотрудника своей прозрачностью в ведении дел, и ответственностью перед ним. Предприятие со своей стороны должно показать, насколько оно подходит сотруднику и какие выгодные условия оно ему готово предложить. Успешным процесс адаптации будет тогда, когда обе стороны сойдутся в едином решении, которое будет устраивать всех.
В гостиничной индустрии процесс профессиональной ориентации начинается в тот момент, когда человек приходит получать профильное образование. В процессе получения теоретических и практических знаний происходит реальная, адекватная оценка дальнейшей трудовой деятельности. В «Учебной гостинице» каждый сотрудник имеет среднее специальное образование по специальности гостиничный сервис. Но, даже, несмотря на столь базовую начальную профессиональную ориентацию, гостиница испытывает недостаток в кадрах. В большей степени это связано с несоответствием объемов работы с заработной платой. Профессиональная ориентация непосредственно на предприятии отсутствует, поэтому мной были разработаны профессиограмма для должности администратора и собраны интернет источники по профессиональному ориентированию. Профессиограмма представляет собой перечень необходимых качеств сотрудника и те критерии, которым он должен соответствовать, занимая данную должность. Перечень интернет ресурсов представляет собой список сайтов с описанием их работы и стоимостью услуг. Каждый из них представляет собой информацию о профессиональной ориентации в различных видах (тесты, консультирование, тренинги и курсы). Воспользоваться этими услугами можно в любое время и в любой период трудовой деятельности. Это позволило бы сотрудникам гостиницы убедиться в правильности своего выбора, получить профессиональную консультацию по интересующим вопросам и определиться с образование для повышения квалификации. В тоже время данные сайты могут помочь с определением выбора организации для работы.
Адаптация на предприятии «Учебная гостиница» проходит в соответствии со всеми правилами и нормами, которые она, как процесс, предполагает. Моим предложением является создание «Папки новичка», в которой предполагается отразить всю необходимую информацию для нового сотрудника. данная папка поможет сэкономить время адаптационного периода за счет того, что основная информация об организации и процессе адаптации будет собрана в одно место. Руководителю предприятия не придется тратить время на объяснение «мелких» вопросов, а сотрудник будет заранее подготовлен к той информации, которую ему необходимо знать, а также, будет ориентирован в отношении того, как именно будет проходить его адаптационная деятельность.
На мой взгляд, данные нововведения позволят профессиональнее, быстрее и качественнее проводить отбор кадров для «Учебной гостиницы». В свою очередь, это приведет к тому, что в организации будут работать профессионалы своего дела, и адаптационный процесс будет менее болезненным и более быстрым. С учетом всех факторов производительность труда станет более эффективной, а качество предоставляемых услуг - первоклассным.
1. Абрамова И.Г. Персонал - технология менеджера. - М.: ЦИПКК АП, 1995. 236 с.
2. Авдеев В.В. Управление персоналом. Оптимизация командной работы: реинжиниринговая технология. - М.: ФиС, 2008. 256 с.
3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. Адаптация трудящихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. 3-17 с.
4. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М.: Академия, 2008. 224 с.
5. Бедяева Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 180 с.
6. Бухалков М.И., Бобордина О.А. Экономические основы повышения занятости персонала на предприятиях. - Самара: Сам ГТУ, 1997. 76-78 с.
7. Васина Л.И., Сергеев С.С. Оценка факторов адаптации молодых специалистов на производстве. - М.: Гордарика, 2005. 82 с.
8. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: ЮристЪ, 2004. 182 с.
9. Виноградов Е.А., Маусов Н.К., Ламскова О.М. Персонал в фирмах индустриально развитых стран. - М.: ЭКО-ПРО, 1992. 386 с.
10. Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М.: Дело, 1992. 344 с.
11. Володина Н. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы. - М.: Эксмо, 2009. 240 с.
12. Гастев А.К. Как надо работать. - М.: Экономика, 1972. 478 с.
13. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. - М.: МП «Сувенир», 2002. 408 с.
14. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007. 216 с.
15. Давыдова Э.Х. Хочу быть менеджером. Кто это такой и как им стать. - М.: ПЧЕЛА, 2007. 146 с.
16. Давыдова Э.Х. Хочу быть психологом. Пособие по профориентации. - М.: ПЧЕЛА, 2008. 88 с.
17. Егоршин А.П. Управление персоналом на предприятии. - Н.Новгород.: НИМБ, 2001. 311 с.
18. Журавлев П.В., Кулапов М.Н. Мировой опыт в управлении персоналом. - М.: Российская Экономическая Академия, 2007. 232 с.
19. Зайцев Г.Г. Управление персоналом на предприятии. - М.: Изд-во МГУ, 2001. 329 с.
20. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2007. 240 с.
21. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социальнопсихологической адаптации личности. Психологические механизмы регуляции социального поведения. - Саратов.: Изд-во «Научная книга», 1979. 220 с.
22. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1980. 192 с.
23. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск, 1986. 120 с.
24. Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом. - М.: Проспект, 2013. 64 с.
25. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. 627 с.
26. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. - М.: КноРус, 2012. 368 с.
27. Кибанов А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 229 с.
28. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М.: ИНФРА-М, 2005. 212 с.
29. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. 159с.
30. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007. 302 с.
31. Корнелиус Н. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. 498 с.
32. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. - Л., 1978. 271 с.
33. Куприянчук Е.В. Управление персоналом: ассессмент,
комплектование, адаптация, развитие. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА- М, 2013. 255 с.
34. Левиева С.Н. Мир профессий: человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988. 351 с.
35. Леутин В.П., Николаев Е.П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. - Новосибирск, 1988. 192 с.
36. Ляпина И.Ю. Гостиничное дело. Организация и технология гостиничного обслуживания. - М.: Академия, 2002. 158 с.
37. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. - М.: ИНФРА-М, 2003. 334 с.
38. Мазилкина Е.А., Паничкина Г.Г. Адаптация в коллективе или как грамотно себя зарекомендовать. - М.: Аль-Пресс, 2010. 203 с.
39. Макринова Е.И. Управление персоналом в гостиничном менеджменте. - СПб.: Троицкий мост, 2013. 208 с.
40. Максимова Л.В. Управление персоналом: основы теории и деловой практикум. - М.: Альфа - М, ИНФРА-М, 2009. 256 с.
41. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: Инфра - М, 2003. 124 с.
42. Медведев В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного процесса. - Л., 1984. 3-16 с.
43. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - Л., 1982. 103 с.
44. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 1981. 278 с.
45. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2006. 546 с.
46. Нагимова З.А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса. - СПб.: ПИТЕР, 2004. 208 с.
47. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Формы, механизмы и стратегии. - Ереван, 1988. 263 с.
48. Оганесян И.А. Управление персоналом организации. - М.: Амалфея, 2000. 256 с.
49. Папинян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. - М.: Экономика, 200. 191 с.
50. Поляков В.А. Технология карьеры. - М.: Дело ЛТД, 1995. 128 с.
51. Потемкин В.К. Управление персоналом. // Учебник. - СПб.: Питер, Лидер, 2010. 432 с.
52. Профессии СПО. [Электронный ресурс]: Классификатор профессий
среднего профессионального образования. - российское образование/Федеральный портал. URL:
http://www.edu.ru/abitur/act. 11/index.php
53. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1991. 144 с.
54. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: ИПП Воронеж: МОДЭК, 1996. 246 с.
55. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 1999. 97 с.
56. ПСИ-ФАКТОР. Психотестодром. [Электронный ресурс]: деловые и психологические тесты онлайн. URL: http: //psyfactor, org/tests.
57. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПбГУ, сер 6, вып. №. - 1995. - №20. 74-79 с.
58. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: Изд-во МГУ, 1985. 208 с.
59. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. - М.: МГПУ им. В.И. Ленина, 1990. 182 с.
60. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М., 1984. 192 с.
61. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: пер. с англ. - М., 1960. 254 с.
62. Смарт курсы. [Электронный ресурс]: Профессиональная ориентация и осознанный выбор профессии. URL: http://smart-course.ru (дата обращения: 20.05.2016)
63. Специальности ВПО. [Электронный ресурс]: Перечень
специальностей высшего профессионального образования. URL: http://edugid.ru/specialnosti/specialnosti-vpo-specialitet.
64. Специальности СПО. [Электронный ресурс]: Перечень
специальностей среднего профессионального образования. URL: http://www.ast-centre.ru/testirovanie/btz/spo/857.
65. Справочник профессий. [Электронный ресурс]: каталог профессий, психологические тесты, онлайн тесты ЕГЭ. URL: http://moeobrazovanie.ru/professions all.html.
66. Тебекин А.В. Управление персоналом. - М.: КноРус, 2013. 624 с.
67. Тесты МАПП. [Электронный ресурс]: тренинги по бизнесу и консалтингу. URL: http://www.mappru.com.
68. Томский Индустриальный техникум [Электронный ресурс]: история техникума■URL:http://www■tomintech■ru/lyceum/index■php?rm=news&acti on=viewArt&cat id=118 (дата обращения: 31.05.2016)
69. Уткин Э.А. Профессия - менеджер. - М.: Экономика, 2001. 290 с.
70. Федорова Н.В. Управление персоналом. - М.: КноРус, 2013. 432 с.
71. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологические аспекты. - М.: Экономика, 2002. 361 с.
72. Форсиф П. Развитие и обучение персонала. - СПб.: ИД Нева, 2003. 182 с.
73. Фролов С.С. Социология организаций. - М.: Проспект, 2003. 685 с.
74. Шахова В.А. Система работы с кадрами управления. - М.: Мысль, 1984. 294 с.
75. Шексиня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес - школа «Интел - синтез», 1997. 328 с.
76. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ. [Электронный ресурс]: тренинги и мастер-классы. URL: http://irad.ru/node/27.
77. Яхонтова Е.С. Эффективные технологии в управлении персоналом. - М.: «Питер», 2003. 197 с.
78. Effection Studio. [Электронный ресурс]: Психологические тесты, управление персоналом, образование, личное развитие. URL: http://effecton.ru (дата обращения: 20.05.2016)