Профессиональная ориентация и адаптация персонала на предприятии «Учебная гостиница при Томском Индустриальном техникуме»
|
Введение 9
Глава 1. Профессиональная ориентация 13
1.1. Определения понятия профессиональной ориентации, ее цель и функции 14
1.2. Основные процессы профессиональной ориентации 16
1.3. Профессиограмма как одна из составляющих профессиональной ориентации 29
Глава 2. Адаптация персонала 38
2.1. Понятие адаптации как процесса 38
2.2. Виды и этапы адаптации 43
2.3. Цель и задачи адаптации 51
2.4. Методы адаптации 53
Глава 3. Анализ системы профессиональной ориентации и адаптации персонала на примере «Учебной гостиницы» 57
3.1. История организации и ее структура 57
3.2. Процесс адаптации в «Учебной гостинице» 63
3.3. Процесс профессиональной ориентации в «Учебной гостинице» 69
3.4. Предложения по профессиональной ориентации и адаптации на
предприятии 71
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Приложение А. Папка новичка 84
Приложение Б. Профессиограмма для должности администратора гостиницы 87
Приложение В. Список популярных Интернет - ресурсов по
профессиональной ориентации 91
Отчет о проверке на плагиат 95
Глава 1. Профессиональная ориентация 13
1.1. Определения понятия профессиональной ориентации, ее цель и функции 14
1.2. Основные процессы профессиональной ориентации 16
1.3. Профессиограмма как одна из составляющих профессиональной ориентации 29
Глава 2. Адаптация персонала 38
2.1. Понятие адаптации как процесса 38
2.2. Виды и этапы адаптации 43
2.3. Цель и задачи адаптации 51
2.4. Методы адаптации 53
Глава 3. Анализ системы профессиональной ориентации и адаптации персонала на примере «Учебной гостиницы» 57
3.1. История организации и ее структура 57
3.2. Процесс адаптации в «Учебной гостинице» 63
3.3. Процесс профессиональной ориентации в «Учебной гостинице» 69
3.4. Предложения по профессиональной ориентации и адаптации на
предприятии 71
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Приложение А. Папка новичка 84
Приложение Б. Профессиограмма для должности администратора гостиницы 87
Приложение В. Список популярных Интернет - ресурсов по
профессиональной ориентации 91
Отчет о проверке на плагиат 95
В современном обществе все чаще возникает проблема нехватки квалифицированных кадров. Многие организации ищут сотрудников по принципу родственных связей, через знакомых и так далее. И, все это, до поры до времени, можно сводить к несущественному вопросу до того момента, пока сотрудники данной категории не столкнутся с реальными проблемами, которые необходимо решать.
Вопрос о подготовленности кадров всегда стоял очень остро. Многие проблемы связаны с тем, что будущие сотрудники не в силах сопоставить свои желания и амбиции со своими реальными возможностями. А приходя на предприятие, очень долго вливаются в трудовую деятельность и сложно адаптируются.
Актуальность темы профессиональной ориентации и адаптации персонала на предприятии заключается в том, чтобы каждый сотрудник нашел не просто хорошее место работы, а в том, чтобы он четко понимал для себя, куда он пришел, с чем ему предстоит работать, чего от него ждут и насколько легко он сможет адаптироваться к новым условиям трудовой деятельности. Очень важным аргументом является тот факт, что профессиональная ориентация и адаптация, как процессы, помогают найти свое место в жизни, оценить свои возможности и соотнести их со своими потребностями.
Целью моей дипломной работы является изучение процессов профессиональной ориентации и адаптации. А также, сравнение теоретической информации об их проведении с реальной обстановкой в организации на примере «Учебной гостиницы». В результате обзора и на основании выводов, я попробовала воссоздать недостающие элементы данных процессов, которые можно было бы воплотить в жизнь.
Объектом исследования являются процессы профессиональной ориентации и адаптации сотрудников предприятия.
Предметом исследования являются практические дополнения в процессе профессиональной ориентации и адаптации сотрудника на предприятии «Учебная гостиница».
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели я определила для себя ряд задач:
1. изучить процесс профессиональной ориентации и его основные характеристики;
2. изучить процесс адаптации и определить его существование в организации, как для сотрудника, так и для самого предприятия;
3. проанализировать теоретическую основу процессов и сравнить с реальным их использованием в «Учебной гостинице».
4. оформить предложения по улучшению профессиональной ориентации и адаптации в «Учебной гостинице».
Профессиональная ориентация берет начало с восьмидесятых годов девятнадцатого века. Причиной этому было незнание и неимение возможностей, обратить внимание молодежи, на учебные заведения и их профессии. Впервые за много лет, встал вопрос об информированности молодых людей о существующих профессиях, о требуемых профессиональных качествах, а так же о непосредственном содержании труда конкретной специальности. Двадцатый век характеризовался в отношении профессиональной ориентации активным ее становлением. В первые годы было открыто не одно профессионально ориентационное заведение, лаборатория, бюро, которые рассматривали процесс профессиональной ориентации с разных сторон: здравоохранение, народное хозяйство, экономика, психология и другие. Проводились различного рода исследования, которые позволяли отвечать на такие вопросы как: какая профессия является популярной (в тот или иной промежуток времени), какие причины сопутствуют данному выбору, как молодые люди представляют свою трудовую деятельность и многие другие вопросы, которые волновали не только молодежь, но и тех, кто уже имел место работы и тех, кто собирался его менять. Наряду с опросами создавались профессиограммы, которые и в современном обществе широко используются (с учетом постоянных изменений). Профессиональная ориентация является очень гибкой системой, которая должна подстраиваться под окружающую обстановку. Если мировые движения диктуют новые условия, профессиональная ориентация меняется вместе с ними, заведомо предполагая, что данные изменения помогут работникам труда наиболее эффективно адаптироваться к измененной среде и тем требованиям, которые она диктует.
Адаптационный процесс также является очень важной составляющей трудовой деятельности. В процессе адаптации сотрудник осваивается на новом месте работы, узнает организацию изнутри, принимает ее ценности и правила. На данном этапе проходит процесс восприятия сотрудником реальности и его представлений о трудовой деятельности в конкретной организации. Важным фактом является тот момент, что процесс адаптации предполагает не только техническую сторону приспособления (знакомство с организацией), но и психологическую сторону. С этой точки зрения рассматриваются процессы принятия коллектива нового сотрудника, адаптация к существующим и действующим социальным нормам и правилам, которые установлены в неформальном порядке. С социальной точки зрения, возможно, процесс адаптации наиболее важен, потому что возможность профессионально использовать свои умения и навыки будет сведена к нулю, если сотрудник не воспринимается всерьез коллективом и его не принимают в профессиональном обществе. Потому процесс адаптации делится на подвиды, основными из которых являются профессиональный и психологический, и каждому из видов необходимо уделять внимание. Сотрудник станет наиболее эффективно воспринимать производственную информацию и выполнять свою работу качественнее и эффективнее, если и в коллективе отношения с коллегами будут прозрачными, доброжелательными и равноправными.
На основании работы с теоретическими знаниями мною была разработана профессиограмма для должности администратора гостиницы. Работая с сетью Интернет, мною было выявлено, что наибольшей популярностью в организациях, на сегодняшний день, пользуется создание «Папки новичка» для более легкого адаптационного периода у сотрудников. На основании данной информации я разработала «Папку новичка» для сотрудников «Учебной гостиницы». Так же, проработав информацию Интернета по теме профессиональной ориентации, я составила список сайтов, которые могли бы быть использованы на предприятии «Учебная гостиница».
Данные разработки были предоставлены заведующей гостиницей на рассмотрение.
Вопрос о подготовленности кадров всегда стоял очень остро. Многие проблемы связаны с тем, что будущие сотрудники не в силах сопоставить свои желания и амбиции со своими реальными возможностями. А приходя на предприятие, очень долго вливаются в трудовую деятельность и сложно адаптируются.
Актуальность темы профессиональной ориентации и адаптации персонала на предприятии заключается в том, чтобы каждый сотрудник нашел не просто хорошее место работы, а в том, чтобы он четко понимал для себя, куда он пришел, с чем ему предстоит работать, чего от него ждут и насколько легко он сможет адаптироваться к новым условиям трудовой деятельности. Очень важным аргументом является тот факт, что профессиональная ориентация и адаптация, как процессы, помогают найти свое место в жизни, оценить свои возможности и соотнести их со своими потребностями.
Целью моей дипломной работы является изучение процессов профессиональной ориентации и адаптации. А также, сравнение теоретической информации об их проведении с реальной обстановкой в организации на примере «Учебной гостиницы». В результате обзора и на основании выводов, я попробовала воссоздать недостающие элементы данных процессов, которые можно было бы воплотить в жизнь.
Объектом исследования являются процессы профессиональной ориентации и адаптации сотрудников предприятия.
Предметом исследования являются практические дополнения в процессе профессиональной ориентации и адаптации сотрудника на предприятии «Учебная гостиница».
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели я определила для себя ряд задач:
1. изучить процесс профессиональной ориентации и его основные характеристики;
2. изучить процесс адаптации и определить его существование в организации, как для сотрудника, так и для самого предприятия;
3. проанализировать теоретическую основу процессов и сравнить с реальным их использованием в «Учебной гостинице».
4. оформить предложения по улучшению профессиональной ориентации и адаптации в «Учебной гостинице».
Профессиональная ориентация берет начало с восьмидесятых годов девятнадцатого века. Причиной этому было незнание и неимение возможностей, обратить внимание молодежи, на учебные заведения и их профессии. Впервые за много лет, встал вопрос об информированности молодых людей о существующих профессиях, о требуемых профессиональных качествах, а так же о непосредственном содержании труда конкретной специальности. Двадцатый век характеризовался в отношении профессиональной ориентации активным ее становлением. В первые годы было открыто не одно профессионально ориентационное заведение, лаборатория, бюро, которые рассматривали процесс профессиональной ориентации с разных сторон: здравоохранение, народное хозяйство, экономика, психология и другие. Проводились различного рода исследования, которые позволяли отвечать на такие вопросы как: какая профессия является популярной (в тот или иной промежуток времени), какие причины сопутствуют данному выбору, как молодые люди представляют свою трудовую деятельность и многие другие вопросы, которые волновали не только молодежь, но и тех, кто уже имел место работы и тех, кто собирался его менять. Наряду с опросами создавались профессиограммы, которые и в современном обществе широко используются (с учетом постоянных изменений). Профессиональная ориентация является очень гибкой системой, которая должна подстраиваться под окружающую обстановку. Если мировые движения диктуют новые условия, профессиональная ориентация меняется вместе с ними, заведомо предполагая, что данные изменения помогут работникам труда наиболее эффективно адаптироваться к измененной среде и тем требованиям, которые она диктует.
Адаптационный процесс также является очень важной составляющей трудовой деятельности. В процессе адаптации сотрудник осваивается на новом месте работы, узнает организацию изнутри, принимает ее ценности и правила. На данном этапе проходит процесс восприятия сотрудником реальности и его представлений о трудовой деятельности в конкретной организации. Важным фактом является тот момент, что процесс адаптации предполагает не только техническую сторону приспособления (знакомство с организацией), но и психологическую сторону. С этой точки зрения рассматриваются процессы принятия коллектива нового сотрудника, адаптация к существующим и действующим социальным нормам и правилам, которые установлены в неформальном порядке. С социальной точки зрения, возможно, процесс адаптации наиболее важен, потому что возможность профессионально использовать свои умения и навыки будет сведена к нулю, если сотрудник не воспринимается всерьез коллективом и его не принимают в профессиональном обществе. Потому процесс адаптации делится на подвиды, основными из которых являются профессиональный и психологический, и каждому из видов необходимо уделять внимание. Сотрудник станет наиболее эффективно воспринимать производственную информацию и выполнять свою работу качественнее и эффективнее, если и в коллективе отношения с коллегами будут прозрачными, доброжелательными и равноправными.
На основании работы с теоретическими знаниями мною была разработана профессиограмма для должности администратора гостиницы. Работая с сетью Интернет, мною было выявлено, что наибольшей популярностью в организациях, на сегодняшний день, пользуется создание «Папки новичка» для более легкого адаптационного периода у сотрудников. На основании данной информации я разработала «Папку новичка» для сотрудников «Учебной гостиницы». Так же, проработав информацию Интернета по теме профессиональной ориентации, я составила список сайтов, которые могли бы быть использованы на предприятии «Учебная гостиница».
Данные разработки были предоставлены заведующей гостиницей на рассмотрение.
Процессы профессиональной ориентации и адаптации на любом предприятии важны и необходимы. Организация - это отдельная ячейка общества со своей структурой, правилами, ценностями, культурой. Основой любой организации является персонал - люди, которые любят, ценят и уважают свою работу. Успехом каждого предприятия является правильный подбор кадров, начальная ступень на пути к успешным результатам производства.
Каждый руководитель желает добиться успехов в работе путем повышения производительности труда, для этого ему необходим коллектив профессионалов, которые будут нацелены не только на результат любыми путями, но, прежде всего, они будут нацелены на профессионализм в выполняемой работе. Для того. Чтобы осуществить эффективность результатов предприятия необходимо правильно подбирать кадры. Одним из важнейших аспектов в данном процессе является профессиональная ориентация. Она включает в себя четыре основных пункта, следуя которым, на предприятия смогут приходить профессионалы своего дела, люди, которые с уверенностью знают, какая работа их ждет, что конкретно они могут дать от организации и какие у них есть перспективы развития. Профессиональная ориентация включает в себя: профессиональную пропаганду, профессиональную консультацию, профподбор, профотбор и профессиональное обучение. Все это позволяет упорядоченно и точно обозначить вопрос о найме сотрудников на предприятие. Благодаря профессиональной ориентации, работодатели точно знают, в каких кадрах они нуждаются, каким требованиям они должны соответствовать и откуда они могут привлечь такие кадры. Процесс профессиональной ориентации, безусловно, важен. Благодаря ему сотрудник: уверенно выбирает специальность и профессию, осознанно и ответственно обучается по ней, знает на какие перспективы он может рассчитывать и в какие организации он мог бы пойти работать.
Адаптация персонала также является неотъемлемой частью трудового процесса всего коллектива и жизни предприятия. Процесс адаптации предполагает двустороннюю связь. Приходя на новое предприятие, сотрудник приспосабливается к уже установленным и сложившимся нормам, правилам, ценностям организации. Знакомится с руководителем, структурой предприятия, его экономической позицией, системой заработной платы и мотивациями, а так же, происходит знакомство с коллективом и налаживанием дружеских, взаимных, профессиональных, равноправных отношений. С другой стороны, предприятие, в лице руководителя и персонала, оценивает нового сотрудника. распознает его позицию, сильные и слабые стороны, профессионализм и человеческие качества.
Адаптационный период всегда длится по-разному, в среднем, от двух месяцев до года. В это время сотруднику необходимо показать все свои лучшие качества, потому как именно он больше заинтересован в том, чтобы получить место работы. Но и руководство организации должно повлиять на действия сотрудника своей прозрачностью в ведении дел, и ответственностью перед ним. Предприятие со своей стороны должно показать, насколько оно подходит сотруднику и какие выгодные условия оно ему готово предложить. Успешным процесс адаптации будет тогда, когда обе стороны сойдутся в едином решении, которое будет устраивать всех.
В гостиничной индустрии процесс профессиональной ориентации начинается в тот момент, когда человек приходит получать профильное образование. В процессе получения теоретических и практических знаний происходит реальная, адекватная оценка дальнейшей трудовой деятельности. В «Учебной гостинице» каждый сотрудник имеет среднее специальное образование по специальности гостиничный сервис. Но, даже, несмотря на столь базовую начальную профессиональную ориентацию, гостиница испытывает недостаток в кадрах. В большей степени это связано с несоответствием объемов работы с заработной платой. Профессиональная ориентация непосредственно на предприятии отсутствует, поэтому мной были разработаны профессиограмма для должности администратора и собраны интернет источники по профессиональному ориентированию. Профессиограмма представляет собой перечень необходимых качеств сотрудника и те критерии, которым он должен соответствовать, занимая данную должность. Перечень интернет ресурсов представляет собой список сайтов с описанием их работы и стоимостью услуг. Каждый из них представляет собой информацию о профессиональной ориентации в различных видах (тесты, консультирование, тренинги и курсы). Воспользоваться этими услугами можно в любое время и в любой период трудовой деятельности. Это позволило бы сотрудникам гостиницы убедиться в правильности своего выбора, получить профессиональную консультацию по интересующим вопросам и определиться с образование для повышения квалификации. В тоже время данные сайты могут помочь с определением выбора организации для работы.
Адаптация на предприятии «Учебная гостиница» проходит в соответствии со всеми правилами и нормами, которые она, как процесс, предполагает. Моим предложением является создание «Папки новичка», в которой предполагается отразить всю необходимую информацию для нового сотрудника. данная папка поможет сэкономить время адаптационного периода за счет того, что основная информация об организации и процессе адаптации будет собрана в одно место. Руководителю предприятия не придется тратить время на объяснение «мелких» вопросов, а сотрудник будет заранее подготовлен к той информации, которую ему необходимо знать, а также, будет ориентирован в отношении того, как именно будет проходить его адаптационная деятельность.
На мой взгляд, данные нововведения позволят профессиональнее, быстрее и качественнее проводить отбор кадров для «Учебной гостиницы». В свою очередь, это приведет к тому, что в организации будут работать профессионалы своего дела, и адаптационный процесс будет менее болезненным и более быстрым. С учетом всех факторов производительность труда станет более эффективной, а качество предоставляемых услуг - первоклассным.
Каждый руководитель желает добиться успехов в работе путем повышения производительности труда, для этого ему необходим коллектив профессионалов, которые будут нацелены не только на результат любыми путями, но, прежде всего, они будут нацелены на профессионализм в выполняемой работе. Для того. Чтобы осуществить эффективность результатов предприятия необходимо правильно подбирать кадры. Одним из важнейших аспектов в данном процессе является профессиональная ориентация. Она включает в себя четыре основных пункта, следуя которым, на предприятия смогут приходить профессионалы своего дела, люди, которые с уверенностью знают, какая работа их ждет, что конкретно они могут дать от организации и какие у них есть перспективы развития. Профессиональная ориентация включает в себя: профессиональную пропаганду, профессиональную консультацию, профподбор, профотбор и профессиональное обучение. Все это позволяет упорядоченно и точно обозначить вопрос о найме сотрудников на предприятие. Благодаря профессиональной ориентации, работодатели точно знают, в каких кадрах они нуждаются, каким требованиям они должны соответствовать и откуда они могут привлечь такие кадры. Процесс профессиональной ориентации, безусловно, важен. Благодаря ему сотрудник: уверенно выбирает специальность и профессию, осознанно и ответственно обучается по ней, знает на какие перспективы он может рассчитывать и в какие организации он мог бы пойти работать.
Адаптация персонала также является неотъемлемой частью трудового процесса всего коллектива и жизни предприятия. Процесс адаптации предполагает двустороннюю связь. Приходя на новое предприятие, сотрудник приспосабливается к уже установленным и сложившимся нормам, правилам, ценностям организации. Знакомится с руководителем, структурой предприятия, его экономической позицией, системой заработной платы и мотивациями, а так же, происходит знакомство с коллективом и налаживанием дружеских, взаимных, профессиональных, равноправных отношений. С другой стороны, предприятие, в лице руководителя и персонала, оценивает нового сотрудника. распознает его позицию, сильные и слабые стороны, профессионализм и человеческие качества.
Адаптационный период всегда длится по-разному, в среднем, от двух месяцев до года. В это время сотруднику необходимо показать все свои лучшие качества, потому как именно он больше заинтересован в том, чтобы получить место работы. Но и руководство организации должно повлиять на действия сотрудника своей прозрачностью в ведении дел, и ответственностью перед ним. Предприятие со своей стороны должно показать, насколько оно подходит сотруднику и какие выгодные условия оно ему готово предложить. Успешным процесс адаптации будет тогда, когда обе стороны сойдутся в едином решении, которое будет устраивать всех.
В гостиничной индустрии процесс профессиональной ориентации начинается в тот момент, когда человек приходит получать профильное образование. В процессе получения теоретических и практических знаний происходит реальная, адекватная оценка дальнейшей трудовой деятельности. В «Учебной гостинице» каждый сотрудник имеет среднее специальное образование по специальности гостиничный сервис. Но, даже, несмотря на столь базовую начальную профессиональную ориентацию, гостиница испытывает недостаток в кадрах. В большей степени это связано с несоответствием объемов работы с заработной платой. Профессиональная ориентация непосредственно на предприятии отсутствует, поэтому мной были разработаны профессиограмма для должности администратора и собраны интернет источники по профессиональному ориентированию. Профессиограмма представляет собой перечень необходимых качеств сотрудника и те критерии, которым он должен соответствовать, занимая данную должность. Перечень интернет ресурсов представляет собой список сайтов с описанием их работы и стоимостью услуг. Каждый из них представляет собой информацию о профессиональной ориентации в различных видах (тесты, консультирование, тренинги и курсы). Воспользоваться этими услугами можно в любое время и в любой период трудовой деятельности. Это позволило бы сотрудникам гостиницы убедиться в правильности своего выбора, получить профессиональную консультацию по интересующим вопросам и определиться с образование для повышения квалификации. В тоже время данные сайты могут помочь с определением выбора организации для работы.
Адаптация на предприятии «Учебная гостиница» проходит в соответствии со всеми правилами и нормами, которые она, как процесс, предполагает. Моим предложением является создание «Папки новичка», в которой предполагается отразить всю необходимую информацию для нового сотрудника. данная папка поможет сэкономить время адаптационного периода за счет того, что основная информация об организации и процессе адаптации будет собрана в одно место. Руководителю предприятия не придется тратить время на объяснение «мелких» вопросов, а сотрудник будет заранее подготовлен к той информации, которую ему необходимо знать, а также, будет ориентирован в отношении того, как именно будет проходить его адаптационная деятельность.
На мой взгляд, данные нововведения позволят профессиональнее, быстрее и качественнее проводить отбор кадров для «Учебной гостиницы». В свою очередь, это приведет к тому, что в организации будут работать профессионалы своего дела, и адаптационный процесс будет менее болезненным и более быстрым. С учетом всех факторов производительность труда станет более эффективной, а качество предоставляемых услуг - первоклассным.



