Введение 6
1 Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции .. 8
1.1 Методы оценки конкурентоспособности продукции 8
1.2 Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности продукции 17
2 Оценка уровня конкурентоспособности продукции АО «Тольяттихлеб» ... 28
2.1 Организационно - экономическая характеристика АО «Тольяттихлеб».. 28
2.2 Анализ рыночной среды АО «Тольяттихлеб» 37
3 Разработка мероприятия по повышению конкурентоспособности
продукции АО «Тольяттихлеб» 62
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции
АО «Тольяттихлеб» 62
3.2 Экономический эффект от предложенных мероприятий 69
Заключение 76
Список используемой литературы 78
Приложения
Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара - образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени.
Конкурентоспособность фирмы во многом зависит от конкурентоспособности ее товаров. Поэтому повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой на данном предприятии продукции очень важно для фирмы в целом.
Актуальность данной работы заключается в том, что конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и жизни населения.
Цель работы - разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции.
Указанная цель определяет постановку и необходимость решения следующих основных задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции;
2. дать характеристику деятельности АО «Тольяттихлеб»;
3. провести анализ конкурентоспособности продукции АО «Тольяттихлеб»;
4. разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции АО «Тольяттихлеб»;
5. провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования - АО «Тольяттихлеб».
Предмет исследования - конкурентоспособность продукции АО «Тольяттихлеб».
В качестве теоретической базы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Ансофф И., Багиев Г. Л., Бердников В. А., Виханский А. И., Вумек Дж., Исикава, К., Котлер Ф, Лифиц И. М., Портер М., Савицкая Н. А., Сафиуллин Н. З., Фатхутдинов Р. А., и др.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке мероприятий, которые позволят повысить конкурентоспособность продукции.
Теоретико-методологической базой для анализа послужили:
• труды отечественных и зарубежных авторов в области конкурентоспособности продукции;
• государственная отчетность, статистические данные;
• законодательные, правовые и нормативные акты.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время, ни одно современное предприятие не может являться конкурентоспособным и существовать в нынешних условиях жесткой конкуренции, не производя при этом конкурентоспособную продукцию. Именно этот факт побуждает предприятия заниматься повышением уровня конкурентоспособности своей продукции.
Конкурентоспособность продукции предполагает многоаспектную обеспеченность товара условиями рынка по качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, по иным условиям реализации (сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
Повышение конкурентоспособности продукции может быть очень затратным для предприятия, энергоемким, что может привести к снижению прибыли и рентабельности. Однако, все усилия в итоге будут являться обобщающим показателем жизнестойкости организации.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции: исследованы основные современные методы оценки конкурентоспособности продукции, проанализированы факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции.
Во второй главе бакалаврской работы были изучены технико - экономические показатели деятельности АО «Тольяттихлеб», проанализированы основные показатели деятельности предприятия.
Исходя из результата проведенного анализа был выявлен рост прибыли предприятия. Так, в 2015г. по сравнению с 2014г. прибыль от продаж готовой продукции увеличилась на 54430 тыс. руб. или на 15,2% и составила 414353 тыс. руб. Данный рост говорит нам о том, что изготавливаемая продукция пользуется большим спросом у покупателей, соответственно является конкурентоспособной.
Также, за период 2014 - 2015 гг., произошло изменение такого показателя как валовая прибыль - в 2015г. по сравнению с 2014г. данный показатель увеличился на 122906 тыс. руб. или на 14,63%. Это говорит нам о том, что данные изменения являются очень хорошими показателями деятельности предприятия АО «Тольяттихлеб».
Во второй главе был проведен анализ конкурентоспособности продукции данного предприятия. В итоге, было выявлено, что уровень конкурентоспособности хлебобулочных изделий довольно высокий, однако были выявлены нарушения в технологическом процессе производства, а так нарушения в качестве поставляемого сырья основным поставщиком. Данные факторы отрицательно повлияли на качество продукции, а следовательно и на ее конкурентоспособность.
На основе выявленных проблем в третьей главе были разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции на АО «Тольяттихлеб», а именно: повышение качества хлебобулочной продукции путем обработки основного сырья (муки) инфракрасным излучением; внедрение программного продукта для оценки бездефектности производства хлебобулочных изделий; замена основного поставщика сырья.
Следовательно, задачи выпускной квалификационной работы выполнены, цели достигнуты