Введение 6
1 Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции .. 8
1.1 Методы оценки конкурентоспособности продукции 8
1.2 Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности продукции 17
2 Оценка уровня конкурентоспособности продукции АО «Тольяттихлеб» ... 28
2.1 Организационно - экономическая характеристика АО «Тольяттихлеб».. 28
2.2 Анализ рыночной среды АО «Тольяттихлеб» 37
3 Разработка мероприятия по повышению конкурентоспособности
продукции АО «Тольяттихлеб» 62
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции
АО «Тольяттихлеб» 62
3.2 Экономический эффект от предложенных мероприятий 69
Заключение 76
Список используемой литературы 78
Приложения
Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара - образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени.
Конкурентоспособность фирмы во многом зависит от конкурентоспособности ее товаров. Поэтому повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой на данном предприятии продукции очень важно для фирмы в целом.
Актуальность данной работы заключается в том, что конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и жизни населения.
Цель работы - разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции.
Указанная цель определяет постановку и необходимость решения следующих основных задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции;
2. дать характеристику деятельности АО «Тольяттихлеб»;
3. провести анализ конкурентоспособности продукции АО «Тольяттихлеб»;
4. разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции АО «Тольяттихлеб»;
5. провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования - АО «Тольяттихлеб».
Предмет исследования - конкурентоспособность продукции АО «Тольяттихлеб».
В качестве теоретической базы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Ансофф И., Багиев Г. Л., Бердников В. А., Виханский А. И., Вумек Дж., Исикава, К., Котлер Ф, Лифиц И. М., Портер М., Савицкая Н. А., Сафиуллин Н. З., Фатхутдинов Р. А., и др.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке мероприятий, которые позволят повысить конкурентоспособность продукции.
Теоретико-методологической базой для анализа послужили:
• труды отечественных и зарубежных авторов в области конкурентоспособности продукции;
• государственная отчетность, статистические данные;
• законодательные, правовые и нормативные акты.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время, ни одно современное предприятие не может являться конкурентоспособным и существовать в нынешних условиях жесткой конкуренции, не производя при этом конкурентоспособную продукцию. Именно этот факт побуждает предприятия заниматься повышением уровня конкурентоспособности своей продукции.
Конкурентоспособность продукции предполагает многоаспектную обеспеченность товара условиями рынка по качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, по иным условиям реализации (сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
Повышение конкурентоспособности продукции может быть очень затратным для предприятия, энергоемким, что может привести к снижению прибыли и рентабельности. Однако, все усилия в итоге будут являться обобщающим показателем жизнестойкости организации.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции: исследованы основные современные методы оценки конкурентоспособности продукции, проанализированы факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции.
Во второй главе бакалаврской работы были изучены технико - экономические показатели деятельности АО «Тольяттихлеб», проанализированы основные показатели деятельности предприятия.
Исходя из результата проведенного анализа был выявлен рост прибыли предприятия. Так, в 2015г. по сравнению с 2014г. прибыль от продаж готовой продукции увеличилась на 54430 тыс. руб. или на 15,2% и составила 414353 тыс. руб. Данный рост говорит нам о том, что изготавливаемая продукция пользуется большим спросом у покупателей, соответственно является конкурентоспособной.
Также, за период 2014 - 2015 гг., произошло изменение такого показателя как валовая прибыль - в 2015г. по сравнению с 2014г. данный показатель увеличился на 122906 тыс. руб. или на 14,63%. Это говорит нам о том, что данные изменения являются очень хорошими показателями деятельности предприятия АО «Тольяттихлеб».
Во второй главе был проведен анализ конкурентоспособности продукции данного предприятия. В итоге, было выявлено, что уровень конкурентоспособности хлебобулочных изделий довольно высокий, однако были выявлены нарушения в технологическом процессе производства, а так нарушения в качестве поставляемого сырья основным поставщиком. Данные факторы отрицательно повлияли на качество продукции, а следовательно и на ее конкурентоспособность.
На основе выявленных проблем в третьей главе были разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции на АО «Тольяттихлеб», а именно: повышение качества хлебобулочной продукции путем обработки основного сырья (муки) инфракрасным излучением; внедрение программного продукта для оценки бездефектности производства хлебобулочных изделий; замена основного поставщика сырья.
Следовательно, задачи выпускной квалификационной работы выполнены, цели достигнуты
1. Агеева Н. Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности: учебное пособие / Н. Г. Агеева - Курган: Изд - во Кург. гос ун - та, 2002. - 120 с.
2. Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. Основы квалиметрии / Г. Г. Азгальдов - М.: Экономика, 1982. - 256 с.
3. Айльхауер Х. Д. Мода между спросом и предложением / Х. Д. Айльхауер, А. Альтенбург - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 103 с.
4. Андерхилл П. Почему мы покупаем, или Как заставить покупать / П. Андерхилл; пер. с англ. — М.: ООО «Попурри», 2003.— 368 с.
5. Ансофф И. Стратегическое управление; пер. с англ. - М.: Экономика,
1989. - 519 с.
6. Багиев Г. Л. Маркетинг : учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн; под общей редакцией Г. Л. Багиева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. [и др.] : Питер, 2005. - 733 с.
7. Безносов Ю. В. Разработка програмного продукта для оценки бездефектности производства хлебобулочных изделий / Ю. В. Безносов, В. П. Ердакова, В. М. Поздняковский // Обработка продуктов питания: техники и технологии. - 2015. - №3. - С. 127 - 130.
8. Бердников В. А. Новые аспекты конкурентоспособности территории : Имидж промышленного мегаполиса в цифрах и фактах : монография / В. А. Бердников : М - во образования Росс. Федерации. Тольяттинский политехн. инс-т, 2001. - 168 с.
9. Виханский А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 5-е изд. стереотипн. — М.: Магистр : ИНФРА - М, 2014. — 576 с.
10. Воронкова, О.В. Поведение потребителей : учебное пособие / О.В. Воронкова. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - 84 с.
11. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции / А. В. Гличев - М.: АМИ, 1998. - 355 с.
12. Долинская М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев - М.: Дело, 2002. — 216 с.
13. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П. С. Завьялов - М.: ИНФРА-М, 2007. - 226 с.
14. Исикава К. Японские методы управления качеством : учеб. пособие / К. Исикава. - М.: Экономика, 1988. - 199 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер; пер. с англ. - М.: Прогресс,
1990. - 734 с.
16. Котикова Г. П. Конкурент - менеджмент: управление
конкурентоспособностью товара и фирмы : учеб. пос. / Г. П. Котикова, Р. А. Камашова. - Кемерово: Изд-во ТГПУ: КемГУ, 2008. - 159 с.
17. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж. Ж. Ламбен; Пер. с французского. - СПб.: Наука, 1996.- 589 с.
18. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц - М.: Юрайт - М, 2001. - 224 с.
19. Малюк В. И. Производственный менеджмент: Учебное пособие / В. И. Малюк, А. М. Немчин — СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
20. Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал - ун - та, 2014. - 194 с.
21. Минько Э.В., Минько А.Э., Смирнов В.П. Качество и конкурентоспособность продукции и процессов / СПбГУАП. - СПб., 2014. - 240 с.
22. Новикова А. В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия / А. В. Новикова, В. М. Панченко - Брянск : БГТУ, 2007. -222 с.
23. Парамонова Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли : учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. — М. : Кнорус, - 2016. - 33 с.
24. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер ; Пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 453 с.
25. Попадюк Е. Г. Конкурентоспособность в новой экономике: вопросы управления / Т. Г. Попадюк. - М.: МГСУ, 2008. - 200 с.
26. Савельева Н. А. Формирование конкурентоспособности на мезоуровне: монография / Н. А. Савельева; РГЭУ «РИНХ». - Ростов н/Д, 2004. - 124 с.
27. Савельева Н. А. Управление конкурентоспособностью фирмы : учебник / Н. А. Савельева. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 328 с.
28. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Г.В. Савицкая - 8-е изд., испр. - М.: Инфра - М, 2012. - 654 с.
29. Сапожников А. Н. Повышение качества пшеничного хлеба путем обработки муки инфракрасным излучением / А. Н. Сапожников, С. К. Волончук, Л. П. Шорникова // Достижения науки и техники АПК. - 2008. - №11. - С. 62 - 64.
30. Сафиуллин Н. З. Конкурентные преимущества и
конкурентоспособность: монография / Н. З. Сафиуллин, Л. Н. Сафиуллин - Казань: Изд - во Казанск ун - та, 2002. - 104 с.
31. Скуратовская О. Д. Контроль качества продукции физико -
химическими методами / О. Д. Скуратовская - М. : ДеЛи принт, 2003. - 128с.
32. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит - М.: Наука, 1992. - 572 с.
33. Солдаткина О. В. Особенности оценки конкурентоспособности продовольственных товаров / О. В. Солдаткина // Вестник ОГУ. - 2013. - август. - №8 (157). - С. 59 - 65.
34. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: учебное пособие /В. Н. Спицнадель - СПб.: Бизнес - пресс, 2000. - 326 с.
35. Тихонов Р. М. Зарубежный опыт создания конкурентоспособной продукции / Р. М. Тихонов - М.: НИИмаш., 1984. - 142 с.
торговли : учебн. пособ. для студентов высших учебных заведений. - М.: КноРус, 2008. - 119 с.
36. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся специальностям экономики и управления / под ред. С.Д. Ильенковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити - ДАНА, 2009. - 352 с.
37. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность : экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов - М.: ИНФРА - М, 2000. - 312 с.
38. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. / Р. А. Фатхутдинов - М.: Дело, 2001. - 448 с.
39. Цыганова Т. Б. Технология хлеба: Учебно-методический комплекс дисциплины / Т. Б. Цыганова, Г. Д. Касаткина - М.: МГУТУ, 2012. - 677с.
40. Черемисин В. Ю. Управление конкурентоспособностью отраслевого продукта: препринт / В. Ю. Черемсин, И. И. Валов, А. А. Алексеев - СПб.: Изд - во СПб ГУЭФ, 2002. - 35 с.
41. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент / М. Б. Шифрин - СПб.: Питер, 2007. - 204 с.
42. Юданов А. Ю. Конкуренция : теория и практика / А. Ю. Юданов - М.: ГномПресс, 1998. - 384 с.
43. АО «Тольяттихлеб» [Официальный сайт]. URL http://www.thleb.ru/ (дата обращения 01.04.2017).
44. ЗАО «Самарский булочно - кондитерский комбинат» [Официальный сайт]. URL http://www.sbkk.ru/ (дата обращения 01.04.2017).
45. ОАО «Самарский хлебозавод №5» [Официальный сайт]. URL http://www.hz-5.ru/ (дата обращения 01.04.2017).
46. See G. Hamel and C.K. Prahalad, «Strategic Intent» Flarvard Business Review, May-June 2013.-c. 64.
47. Light, В., Potential pitfalls in packaged software adoption. Communication of the ACM, 48(5), 2014.
48. Monk, E.F., & Wagner, B.J., Concepts in Enterprise Resource Planning. 2nd, 2010 (интернет-версия)
49. Organizational Emergence Research [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://research-paper.essayempire.com/examples/manage.. - (Дата
обращения 22.03.2017)
50. A System of Management for Organizational Improvement, 2010, Ktnneth
A. Potocki, Richard C. Brocato [ Электронный ресурс].
URL: http://www.jhuapl.edu/techdigest/td/td1604/Potocki.pdf (дата обращения 22.03.17)