Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №108129

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира 8
1.1. Проблема исследования познавательного интереса младших
школьников на уроках окружающего мира в психолого - педагогической литературе 8
1.2. Условия развития познавательного интереса на уроках
окружающего мира в начальной школе 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира 21
2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса у
младших школьников 21
2.2. Разработка и внедрение комплекса игр по окружающему
миру, направленного на развитие познавательного интереса у младших школьников 29
2.3. Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальных
исследований 3 5
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения 49


Основой мотивации в учебной деятельности у младших школьников выступает развитый познавательный интерес, что обусловливает актуальность исследования. Отсюда следует, что потребности детей младшего школьного возраста должны быть удовлетворены в учебной деятельности.
В рамках Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) декларируется одна из основных целей - развитие личности школьника, что предполагает, кроме всего прочего, и формирование интереса к учению, развитие желания и умения учиться.
С давних пор ученых, педагогов интересовала проблема познавательного интереса в обучении. Решение данной проблемы трактовалось в самых разнообразных подходах как приближение школьников к процессу обучения, формирование желания учиться, чтобы учение стало потребностью, а ученик стремился удовлетворить эту потребность. Всё это рассматривалось залогом эффективности обучения.
Следует отметить, что в данном аспекте цель учителя направлена не на общую активность в познавательной деятельности. Его интересует, в первую очередь, активность ученика, направленная на овладение основными знаниями и ведущими способами деятельности. Поэтому учитель должен организовывать действия учащихся с целью направлять на понимание и разрешение учебных проблем, и в этом видится, прежде всего, активизация учения.
Сама постановка проблемы означает осознание недостаточности знаний в ситуации познавательной потребности. Следовательно, педагог не просто сообщает знания, но главная его цель - управление процессом их усвоения. Для успешного управления, он должен воспитывать учащихся, способствовать их развитию, формированию у них нужных личностных качеств. Учащиеся достигаю своей цели в обучении, приобретая знания путем самовоспитания, самосовершенствования, развития ценных качеств личности.
Одной из сложных задач достижения эффективности учебной деятельности младших школьников является развитие познавательного интереса. Возможно говорить о разработке в педагогике и психологии общих подходов к развитию познавательного интереса у обучающихся. Так, исследователями установлено общее проявление интереса учащихся к содержанию учебного материала, отмечается также интерес и к организации познавательной деятельности. Едино мнение психологов в отношении влияния активизация познавательной деятельности на общее развитие познавательного интереса обучающихся.
На сегодняшний день проблемы развития познавательного интереса у младших школьников в психологии рассматривалась такими учеными как Л. С. Выготский[12, с. 77], В.В. Давыдов[15, с. 54], Г. И. Щукина[54, с. 89], в дидактике представлены работы Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского[43, с. 78], И.Г. Песталоцци. Выделили методы научного обучения младших школьников окружающему миру А. А. Плешаков[30, с. 8], О.Б. Казачкова, О.Н. Крылова [41, с. 6] и т.д.
Тем не менее, обнаруживается противоречие между необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточностью применения на практике возможностей её совершенствования.
Проблема исследования. Содержание и игровые формы в современной литературе представлены мало. Каковы педагогические приёмы, позволяющие эффективно развивать познавательные интересы у младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель исследования - разработать и доказать эффективность приёмов и условий, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объектом исследования выступает процесс обучения на уроках окружающего мира в младшей школе.
Предметом исследования рассматриваются приёмы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в рамках уроков окружающего мира.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие познавательного интереса на уроках окружающего мира у младших школьников будет эффективным, если:
• побуждать детей к придумыванию новых игр для изучения материала по окружающему миру;
• активизировать познавательный интерес младших школьников посредством игр;
• использовать комплекс занимательных игр на уроках окружающего мира.
Задачи:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу, связанную с проблемой развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.
2. Определить критерии и уровень развития познавательного интереса у младших школьников.
3. Разработать и реализовать эффективность игровых методов развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Доказать эффективность игровых форм развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.
Методы исследования теоретические: (анализ, сравнение, обобщение, классификация), эмпирические: (тестирование, анкетирование, наблюдение), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования Самарская область, Ставропольский район, Севрюкаевская государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ООШ, 3 класс; Сосново-Солонецкая ГБОУ СОШ, 3 класс.
Новизна исследования: предложено содержание, методика содержания игровых методов направленных на развитие познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный комплекс занимательных заданий способствовал качественному улучшению младших школьников при решении задачи развития познавательного интереса и содержание игр может быть использовано учителем при обучении младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 55 источников, двух таблиц и семи диаграмм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе опытно-экспериментальной работы нами были решены следующие задачи: проведен анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; определены критерии и уровень развития познавательного интереса у младших школьников; разработан и апробирован на практике комплекс игровых методов развития данного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира; на основе эксперимента доказана эффективность игровых форм развития этого качества у младших школьников на уроках окружающего мира.
Проанализировав психолого-преподавательскую литературу, мы сделали теоретические заключения. Познавательный интерес - существенное развитие личности, которое создается в процессе жизнедеятельности личности, формируется в социальных обстоятельствах его существования и практически никаким методом не является имманентно характерным человеку с появления на свет.
Для развития личности ученика и формирования познавательного интереса необходимо создание оптимальной эмоциональной атмосферы познавательной работы обучающихся. Это условие осуществляет все функции обучения: образовательную, формирующую, воспитывающую, и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
С целью решения выявленной проблемы нами был разработан комплекс уроков, который прошёл апробацию в третьем классе ГБОУ ООШ с.Севрюкаево. Контрольной категорией являлся 3 класс ГБОУ СОШ с.Сосновый Солонец.
На период начала эксперимента ученики опытной категории были на невысоком уровне - 17 % обучающихся, на среднем - 66 %, на высоком - 17 %. Ученики контрольной категории обладали низким уровнем - 34 %, средним - 66 % и на высоком уровне обучающихся не обнаружилось.
Разработанный комплекс по окружающему миру состоит из 21 урока. В содержание уроков вошли задания на формирование логического мышления, классификационных и аналитических умений, на формирование способности выделять значительные черты (сопоставлять), системного мышления, умения классифицировать, обобщать приобретенные знания, воображения.
Методики, использованные на контрольном этапе эксперимента, выявили, что в опытной группе не сохранилось обучающихся на низком уровне формирования познавательного интереса, 66 % обучающихся обладают средним уровнем формирования познавательного интереса и 44 % обучающихся обладают высоким уровнем формирования познавательного интереса.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза предполагала, что развитие познавательного интереса на уроках окружающего мира будет эффективным, если младшие школьники будут побуждаемы к придумыванию новых игр при изучении материала по окружающему миру; если будет активизироваться их познавательный интерес через игры; а также если будет применен комплекс занимательных игр. Данная гипотеза легла в основу разработанного нами комплекса игровых методов и приемов.
Исходя из полученных данных, мы делаем вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза о том, что формирования познавательного интереса у учащихся младших классов будет наиболее результативным при введении в школах разработанного комплекса, подтвердилась, так как комплекс ориентирован на увеличение уровня познавательного интереса обучающихся на занятиях окружающего мира.
Разработанный нами комплекс уроков дает возможность активно совершенствовать познавательный интерес уже в начальной школе. Использование игровой технологии, которая предусматривает возрастные особенности, позволяет вовлечь в учебный процесс каждого ребёнка и создает условия для развития познавательного интереса, необходимого современному подростку.



1. Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. Александрова, Э.И. М: «Просвещение», 2011. с. 150
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. с.350
3. Березина Ю.Ю. Изучение познавательных предпочтений детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // МИГУ на образовательном поле Москвы: сборник статей, посвященный 140- летию вуза. - М.: «Просвещение», 2012г. - С. 66-69
4. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. - 2013. -№ 8. - С. 192-195.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. Педагогика, 1968. С. 249
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. - М.: Педагогика, 2009.-231 с.
7. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов / К.В. Бордовская А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2011.- 96с.
8. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А. Букреева, Н.А. Евченко // Журн. Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 309—312.
9. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир/ Н.Ю.Васильева - М: «Вако» - 2015 г. - 384 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: Учебник под ред. Гамезо.
- М.: Наука, 2011.- 567 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выготский.-М.: Педагогика-Пресс, 1996.-19 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
13. Гарданова Э.Ф. Проектная и исследовательская деятельность учеников младших классов как средство формирования ключевых компетентностей / Э.Ф. Гарданова // Журн. Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 935—936.
14. Годин Г.Н. Самостоятельность учеников младших классов и ее влияние на развитие детских взаимоотношений/ Г.Н. Година. - М.:Педагогика, 1971.-45 с.
15. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной
деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. — М. : Вопросы психологии. — 1993. — № 3-4 363 с..
16. Давыдов В.В.Основные процессы современной психологии детей младшего школьного возраста/ В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К.Маркова. - М.: Наука, 1987. - С180-205, 456 с.
17. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. (и с предисл.) Н.Д. Виноградова. — М. : Мир, 1915. — 202 с.
18. Дьюи Д. Школа будущего / Д. Дьюи. — М. : Госиздат, 1926, 395 с.
19. Дьячкова Е.В. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе / Е.В. Дьячкова // Начальная школа. — 1998. — № 1. — С.17—24.
20. Ковалев Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3 ч. / Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2011. — 215 с.
21. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего
образования / Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2011.—120 с. — (Стандарты второго поколения).
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев . - М.: Просвещение, 2011.- 786 с.
23. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности/ В.И.Лозовая.-М.: Просвещение, 1990. - 38 с.
24. Миленький А.Я. Формирование у подростков интереса к учению. Минск, 1969 - 542 с.
25. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009. — 246 с.
26. Немов Р.С. Психология. Учебник /Р.С.Немов - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010.- 352 с.
27. Нестеренко А.А. По следам ТРИЗ-эксперимента / А.А. Нестеренко // Начальная школа. — 2014. — № 3. — С. 12—16.
28. Нетужилова О. Педагогическая деятельность Джона Дьюи / О. Нетужилова. — М. : Информационно-образовательный портал VeniVidiVici. - URL: http://www.vevivi.ru/best/Pedagogicheskaya- deyatelnost-Dzhona-Dyui-ren51536.html (дата обращения 21.12.13). Источник: http://si-sv.com/publ/16-1-0-288
29. Образовательные технологии как средство формирования УУД. - СПб АППО,2013. - 56с.
30. Плешаков А.А. Зелёные страницы/ А.А.Плешаков - М: «Просвещение» - 2015 г. - 224 с.
31. Плешаков А.А. Окружающий мир/ А.А.Плешаков - М: «Просвещение» - 2013 г. - 175 с.
32. Плешаков А.А. От земли до неба или атлас определитель/ А.А.Плешаков - М: «Просвещение» - 2014 г. - 223 с.
33. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь по Окружающему миру 3-е издание/ А.А.Плешаков - М: «Просвещение» - 2015 г. - 86 с.
34. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова - М. : Просвещение, 2011. - 192 с.
35. Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность учеников младших классов как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации / Ж. В. Рассказова // Журн. Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 108—112.
36. Ривин А.Г. Сотрудничество в обучении. [Электронный ресурс]: М., 1991. - CD- Режим доступа :www. URL: http:// www.bibliotech.ru /. - 04.04.2014.
37. Розанов Л.Л. Геоэкология : учебно-методическое пособие для вузов/ Л.Л.Розанов -М.: Дрофа, 2010 . - 269 с.
38. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 448 с.
39. Румянцева А.А., Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики/ А.А.Плешаков - М: «Просвещение» - 2014 г. -159 с.
40. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.¬432 с
41. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Казачкова, О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская. - СПб: КАРО, 2014. - 176с
42. Соловьев И.М. Из практики метода проектов в американских школах / И.М. Соловьев. — М. : На путях к новой школе, 1929, 345 с.
43. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Т.1 / В.А. Сухомлинский; сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. — М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
44. Телешева Т.А. Педагогическая теория Джона Дьюи // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-288 (дата обращения: 04.04.2015). Источник: http://si-sv.com/publ/16-1-0- 288
45. Технология сотрудничества на занятиях в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей учеников младших классов . [Электронный ресурс] [web-сайт] http: //school48.beluo .ru/mo/nach/lit.
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т./
К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 2009. - 277 с.
47. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа±йр://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12... (дата обращения: 08.04.2014).
48. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос.акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 168 с.
49. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2007. — 512 с.
50. Цукерман Г.А. Качественные особенности совместной учебной работы детей // Новые исследования в психологии. -1981.-№2, 297 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ